способ восстановления осей колесных пар

Классы МПК:B22D19/10 восстановление дефектных или поврежденных изделий путем наплавки
B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Уральское отделение Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-06-24
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к восстановлению и упрочнению посадочных мест под подшипники букс. У осей, подлежащих восстановлению и упрочнению посадочных мест шеек, наращивают торцевые части наплавкой металла, имеющего механические свойства не ниже свойств металла оси, с их удлинением на величину, эквивалентную по объему выработкам посадочных мест с учетом припуска на механическую обработку. Производят поочередный местный нагрев посадочных мест до температуры выше точки Ас3 диаграммы состояния железо-углерод и продольную горячую осадку. При осадке нагрузку прикладывают нормально к торцевой поверхности оси, расположенной у восстанавливаемого посадочного места, до уширения последнего по всей его длине на величину, превышающую глубину выработки с припуском на механическую обработку. Охлаждают нагретую часть оси на воздухе до температуры ниже 600°С. Аналогично осаживают посадочное место на противоположной стороне оси. Производят центровку торцов и механическую обработку посадочных мест и торцевых частей оси. Технический результат заключается в продлении срока службы и эксплуатационной надежности осей колесных пар. 1 ил.

способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861

способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861

Формула изобретения

Способ восстановления осей колесных пар железнодорожного подвижного состава, включающий устранение выработок посадочных мест под подшипники букс и ступицы колес в пределах их ремонтных размеров и восстановление торцевых частей наплавкой, отличающийся тем, что торцевые части наращивают наплавкой дополнительного металла, имеющего механические свойства не ниже свойств металла оси, с их удлинением на величину, эквивалентную по объему выработкам посадочных мест с учетом припуска на механическую обработку, затем производят поочередный местный нагрев посадочных мест до температуры выше точки Асз диаграммы состояния железо - углерод и продольную горячую осадку, при которой нагрузку прикладывают нормально к торцевой поверхности оси, расположенной у восстанавливаемого посадочного места, до уширения последнего по всей его длине на величину, превышающую глубину выработки с припуском на механическую обработку, после чего охлаждают нагретую часть оси на воздухе до температуры ниже 600°С, аналогично осаживают посадочное место на противоположной стороне оси, затем производят центровку торцов и механическую обработку посадочных мест и торцевых частей оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к восстановлению посадочных мест осей колесных пар железнодорожного подвижного состава. Оно может быть использовано также для упрочнения этих зон при ремонте осей с целью продления срока службы.

Известен способ восстановления посадочных мест осей колесных пар электродуговой металлизацией (Казьмин В.П., Берзин М.М. и др. Восстановление шеек осей колесных пар напылением // Железнодорожный транспорт. 2002. №1. с.46-48). При нем на подготовленную поверхность изношенной шейки оси наносят распыленный расплав металла и после формирования износостойкого слоя производят его механическую обработку и упрочнение накаткой роликом. Недостатками данного технического решения является вероятность сдирания нанесенного покрытия при запрессовке-распрессовке подшипников букс, а также неустранение усталостной поврежденности осей после длительной эксплуатации.

Известен также способ восстановления изношенных поверхностей шеек осей колесных пар по патенту RU №2107598 (Бюллетень №9, 1998), по которому на изношенную поверхность шейки оси после механической обработки и термостатирования наносят порошок с лазерным оплавлением, после чего осуществляют термообработку путем нагрева шейки до 580±15°С с выдержкой при этой температуре в течение не менее 10 мин и последующим охлаждением на воздухе. Недостатками данного способа является так же, как и в предыдущем аналоге, неустранение усталостной поврежденности посадочных мест оси и высокая зависимость от “человеческого фактора”.

Целью заявляемого изобретения является продление срока службы осей колесных пар железнодорожного подвижного состава с изношенными поверхностями посадочных мест под буксы.

Поставленная цель достигается следующим образом.

У осей подлежащих восстановлению и упрочнению посадочных мест шеек наращивают торцевые части наплавкой дополнительного металла, имеющего механические свойства не ниже свойств металла оси, с их удлинением на величину, эквивалентную по объему выработкам посадочных мест с учетом припуска на механическую обработку, затем производят поочередный местный нагрев посадочных мест до температуры выше точки Ас3 диаграммы состояния железо-углерод и продольную горячую осадку, при которой нагрузку прикладывают нормально к торцевой поверхности оси, расположенной у восстанавливаемого посадочного места, до уширения последнего по всей его длине на величину, превышающую глубину выработки с припуском на механическую обработку, после чего охлаждают нагретую часть оси на воздухе до температуры ниже 600°С, аналогично осаживают посадочное место на противоположной стороне оси, затем производят центровку торцов и механическую обработку посадочных мест и торцевых частей оси.

Отличительными признаками заявляемого технического решения от известных являются следующие:

- наращивание торцевых частей осей наплавкой дополнительного металла, имеющего механические свойства не ниже свойств металла оси;

- удлинение торцевых частей на величину, эквивалентную по объему выработкам посадочных мест с учетом припуска на механическую обработку;

- местный нагрев посадочных мест до температуры выше точки Ас3 диаграммы состояния железо-углерод;

- продольная горячая осадка с приложением нагрузки к длине торцевой поверхности оси до уширения посадочного места по всей длине на величину, превышающую глубину выработки с припуском на механическую обработку;

- охлаждение нагретой части шейки оси на воздухе до температуры ниже 600°С.

Существенность отличительных признаков заключается в следующем.

1) Наращивание торцевых частей оси наплавкой дополнительного металла с механическими свойствами не ниже свойств металла оси необходимо для компенсации уменьшения длины посадочных мест шеек при продольной горячей осадке. Поскольку сварочно-наплавочные работы на изношенных поверхностях посадочных мест не допускаются, то дополнительный металл может быть наращен только на торцевых частях.

2) Удлинение торцевых частей должно быть не менее величины, эквивалентной по объему выработкам посадочных мест с припуском на механическую обработку, с учетом бочкообразности поверхности посадочного места при продольной горячей осадке.

3) Местный нагрев посадочных мест до температуры выше точки Ас3 диаграммы состояния железо-углерод необходим для облегчения пластического деформирования с наименьшим усилием и возможности осуществления термической обработки шейки оси после горячей осадки по режиму нормализации.

4) Продольная горячая осадка с приложением нагрузки нормально к торцевой поверхности оси до уширения посадочного места по всей длине должна исключать его внецентренный изгиб.

Пример конкретного выполнения

На фиг.1 показано восстановление посадочного места шейки оси колесной пары типа РУ1Ш по ГОСТ 22780-93. Посадочное место шейки 1 длиной 11 с изношенной поверхностью до диаметра d1 (меньше 130 мм на глубину износа) восстанавливают уширением при продольной горячей осадке нагрузкой Р, приложенной нормально к торцевой плоскости наплавленного к ней дополнительного металла 2 диаметром d1 и длиной способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861l 1, имеющего механические свойства не ниже свойств металла оси. Величина способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861l 1 определяется из условия равенства объема дополнительного металла и необходимого увеличения объема шейки при ее восстановлении горячей осадкой

способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861

где способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861 - уменьшение диаметра шейки вследствие износа,

способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861d МО - припуск диаметра шейки на механическую обработку после горячей осадки.

Местный нагрев шейки осуществляется индукционным нагревателем до температуры на поверхности 850...950°С и в средней части не менее 600°С с обеспечением теплоотвода от предступичной части с диаметром d2 и подступичной части с диаметром d3. Горячая продольная осадка производится непосредственно после нагрева шейки при горизонтальном положении оси на стенде, оснащенном гидравлическим силовым цилиндром, обеспечивающим приложение продольного усилия Р не менее 90 тс и имеющим разъемную упорную плиту 3 с центральным отверстием для размещения в нем средней части оси диаметром d4. Осаживание шейки заканчивается при горизонтальном перемещении плунжера пресса меньшем величины способ восстановления осей колесных пар, патент № 2248861l 1 на допуск на механическую обработку торцевой поверхности оси. Контур посадочного места шейки после горячей осадки показан на фиг.1 пунктирными линиями. Охлаждение концевой части оси осуществляется на воздухе до температуры поверхности шейки не ниже 600°С. Восстановление изношенной поверхности противоположной шейки производится в такой же последовательности. Механическая обработка посадочных мест оси производится после центровки ее торцов и может выполняться при их температуре не выше 300°С. Затем оси подвергают поверхностному упрочнению посадочных мест накаткой роликом и дефектоскопируют.

Проведенные ударные испытания на отрыв наращенного к шейке дополнительного металла по варианту, приведенному в примере конкретного выполнения, показали, что прочность его соединения с основным металлом превышает прочность торцевого крепления подшипников буксы.

Использование заявляемого способа восстановления посадочных мест осей колесных пар позволяет продлить срок их эксплуатации, как минимум, до поступления в следующий капитальный ремонт.

Класс B22D19/10 восстановление дефектных или поврежденных изделий путем наплавки

устройство для электрошлаковой наплавки -  патент 2514245 (27.04.2014)
способ индукционного упрочнения и восстановления деталей -  патент 2507027 (20.02.2014)
способ получения биметаллических слитков с износостойким наплавленным слоем -  патент 2501628 (20.12.2013)
способ реставрации анодных штырей алюминиевых электролизеров -  патент 2500501 (10.12.2013)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ восстановления колодцев корпусов шестеренных насосов из алюминиевых сплавов -  патент 2416489 (20.04.2011)
способ восстановления шеек стальных коленчатых валов -  патент 2385211 (27.03.2010)
способ получения разнородного покрытия с антифрикционными свойствами -  патент 2385210 (27.03.2010)
устройство для восстановления деталей электрошлаковой наплавкой -  патент 2368476 (27.09.2009)
способ восстановления изношенных поверхностей деталей машин -  патент 2352444 (20.04.2009)

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх