берма дорожной насыпи

Классы МПК:E02D17/18 возведение насыпей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС) (RU),
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие Тындинская мерзлотная станция" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-10-06
публикация патента:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна дорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты. Берма дорожной насыпи, расположенная на поперечном уклоне местности, и непосредственно примыкающая к верховому откосу насыпи, и выполненная из фракционного скального грунта, содержит выполненные из недренирующего материала боковой противофильтрационный замок, расположенный в теле насыпи на естественной поверхности грунта рядом с бермой, и нижний противофильтрационный замок, расположенный ниже естественной поверхности грунта на контакте с нижней поверхностью бермы, и бокового противофильтрационного замка, при этом верхняя поверхность бермы превышает максимальный уровень hn поверхностного продольного водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи. Кроме того, тело бермы может быть частично заглублено ниже естественной поверхности грунта. Технический результат изобретения состоит в предотвращении размыва грунта насыпи, поперечной фильтрации сквозь тело насыпи и растепления грунтов основания насыпи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

берма дорожной насыпи, патент № 2246587

берма дорожной насыпи, патент № 2246587 берма дорожной насыпи, патент № 2246587

Формула изобретения

1. Берма дорожной насыпи, расположенная на поперечном уклоне местности, непосредственно примыкающая к верховому откосу насыпи и выполненная из фракционного скального грунта, отличающаяся тем, что она содержит выполненные из недренирующего материала боковой противофильтрационный замок, расположенный в теле насыпи на естественной поверхности грунта рядом с бермой, и нижний противофильтрационный замок, расположенный ниже естественной поверхности грунта на контакте с нижней поверхностью бермы, и бокового противофильтрационного замка, при этом верхняя поверхность бермы превышает максимальный уровень hn поверхностного продольного водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, а размеры бермы определяют из условий:

берма дорожной насыпи, патент № 2246587

Fб>Fn,

hб>h n,

где берма дорожной насыпи, патент № 2246587 , берма дорожной насыпи, патент № 2246587 - ширина соответственно бермы и верхней поверхности водного потока, м;

Fб, Fn - площадь поперечного сечения соответственно бермы и водного потока, м 2;

hб, hn - высота соответственно бермы и водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, м;

берма дорожной насыпи, патент № 2246587 =0,3÷1 - коэффициент, учитывающий местные условия (б/р).

2. Берма дорожной насыпи по п. 1, отличающаяся тем, что берма частично заглублена ниже естественной поверхности грунта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна дорожных насыпей в районах распространения вечной мерзлоты.

Известна берма, состоящая из обычного грунта, пригодного для ее сооружения, спланированная с поперечным уклоном в сторону поля (М.А.Фришман и др. “Земляное полотно железных дорог”, М., Транспорт, 1972, с.16).

Использование ее на вечной мерзлоте юго-восточной части криолитозоны России увеличит опасность деградации мерзлоты в грунтах оснований.

Наиболее близкой к предлагаемой является берма, состоящая из скального материала, примыкающая непосредственно к верховому откосу насыпи, расположенной на поперечном уклоне местности (Г.Н.Жинкин, И.А.Грачев “Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот”, М., УМК МПС России, 2000 г., с.86-87).

Эта берма не предотвращает фильтрацию поверхностных вод сквозь тело насыпи, что вызывает растепление мерзлоты.

Предлагаемым изобретением решается задача предотвращения размыва грунта насыпи, поперечной фильтрации сквозь тело насыпи и растепления грунтов основания насыпи (сохранение естественного положения верхней границы вечной мерзлоты).

Для достижения указанного технического результата берма дорожной насыпи, расположенная на поперечном уклоне местности, и непосредственно примыкающая к верховому откосу насыпи, и выполненная из скального фракционного грунта, содержит расположенный в теле насыпи на естественной поверхности грунта рядом с бермой выполненный из недренирующего материала боковой противофильтрационный замок и нижний противофильтрационный замок, выполненный также из недренирующего материала и расположенный ниже естественной поверхности грунта на контакте с нижней поверхностью бермы и бокового противофильтрационного замка, при этом верхняя поверхность бермы превышает максимальный уровень “hn ” поверхностного продольного водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, а размеры бермы определяют из условий

в б=m1вn,

Fб>F n,

hб>hn,

где в б, вn - ширина соответственно бермы и верхней поверхности водного потока, м;

Fб, Fn - площадь поперечного сечения соответственно бермы и водного потока, м2;

hб, hn - высота соответственно бермы и водного потока в месте подошвы верхового откоса насыпи, м;

m1=0,3-1 - коэффициент, учитывающий местные условия, (б/р).

Кроме того, берма может быть частично заглублена ниже естественной поверхности грунта при малом поперечном уклоне местности.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображено поперечное сечение насыпи с бермой предлагаемой конструкции;

на фиг.2 изображен вариант бермы предлагаемой конструкции с частичным заглублением тела бермы в грунт основания.

Насыпь на просадочных вечномерзлых грунтах содержит тело насыпи 1 из обычного грунта, пригодного для ее сооружения, отсыпанное на грунте основания 2 с естественной поверхностью 3, технологическую отсыпку 4 из крупнообломочного грунта, боковой противофильтрационный замок 5 из недренирующего материала, например глины, нижний противофильтрационный замок 6 из недренирующего материала, также, например из глины, берму 7 из скального фракционного грунта. Боковой и нижний противофильтрационный замки могут быть выполнены также из гидроизоляционного, керамического и т.п. материалов. Элементы 5, 6, 7 устраиваются с верховой стороны насыпи при наличии поперечного уклона. Стрелкой 8 показано направление потока поверхностных вод, которые формируют зеркало открытой воды с верхним уровнем 9 и шириной вn. Позицией 10 показано положение верхней границы вечной мерзлоты на момент окончания теплого периода года.

При малом поперечном уклоне “берма дорожной насыпи, патент № 2246587 ” местности ширина водного потока может оказаться достаточно большой, что ухудшит температурный режим грунта основания или приведет к необходимости дополнительных расходов на берму. В связи с этим при малых значениях “берма дорожной насыпи, патент № 2246587 ” тело бермы 7 частично заглубляется ниже естественной поверхности грунта основания насыпи. В этом углублении также фильтруется вода (фиг.2).

Насыпь с бермой предлагаемой конструкции работает следующим образом. В результате теплового воздействия насыпи 1 на вечномерзлые грунты оснований в установившемся режиме в конце теплого периода формируется нулевая изотерма 10. У подошвы откосов насыпи в большинстве случаев имеет место некоторое понижение нулевой изотермы, т.е. увеличение глубины сезонного оттаивания. В центре насыпи нулевая изотерма повышается и может заходить в тело насыпи.

С верховой стороны по направлению 8 поверхностные воды подступают к телу насыпи и скапливаются, образуя водный поток, имеющий верхнюю поверхность 9 шириной вn и направленный вдоль подошвы насыпи в сторону продольного понижения поверхности. Если вода, образующая у подошвы верхового откоса насыпи подпор “hn”, начнет фильтроваться сквозь тело насыпи 1 вдоль ее подошвы, образуемой естественной поверхностью 3 грунта, то может произойти резкое растепление грунта основания, понижение нулевой изотермы 10 и последующее развитие деформаций насыпи. Опасность возникновения поперечной фильтрации увеличивается в связи с наличием технологической отсыпки 4 из крупнообломочного грунта, устраиваемой в большинстве случаев при устройстве насыпей на сильнопросадочных грунтах для проезда транспорта, отсыпающего тело насыпи. Чтобы не допустить поперечной фильтрации, устраивают боковой противофильтрационный замок 5 и нижний противофильтрационный замок 6 из недренирующего грунта, например глины. Указанные замки препятствуют фильтрации воды как через тело насыпи, так и под ее подошвой и направляют водный поток вдоль насыпи в направлении понижения продольного профиля. Берма из скального грунта в летний период играет роль защиты насыпи от размыва.

При наличии поверхностной воды коэффициент теплопередачи на поверхности резко изменяется: травяной покров уже не является термическим сопротивлением, а коэффициент теплоотдачи от грунта к воздуху (порядка 20 ккал/(м 2· час· град) изменяется на коэффициент теплоотдачи от грунта к воде (порядка 400 ккал/(м2 · час· град)). В результате термическое сопротивление от значения порядка берма дорожной насыпи, патент № 2246587 приближается к нулю, что резко увеличивает приток тепла в грунты. В зимнее время тело бермы 7 работает как каменная отсыпка, где основное место занимает не кондуктивный, а конвективный теплоперенос, поэтому происходит дополнительное охлаждение грунтов. В результате тепловой баланс за год в зоне водного потока не меняется по сравнению со случаем отсутствия канавы или изменяется в сторону отрицательного значения.

Чтобы тепловой баланс в зоне водного потока был требуемой величины, необходима сопоставимость ширины бермы “в б” и водного потока “вn”. В лучшем случае вб должно быть равно вn. Однако при берме, отсыпанной из крупного камня, как показывает опыт, вб может составлять порядка 0,3вn, т.е. можно сформулировать условие

вб=m1вn,

где m1=0,3-1,0 - коэффициент, учитывающий местные условия, (б/р).

Опыт показывает, что охлаждающий эффект бермы увеличивается с увеличением ее высоты. В связи с этим при уменьшении ширины должна увеличиваться высота, что позволяет сформулировать второе условие

Fб>Fn ,

где Fб и Fn - площадь поперечного сечения соответственно бермы и водного потока, м2.

В случае замерзания воды часть каменной отсыпки над уровнем воды должна продолжать работать, поэтому третье условие можно сформулировать следующим образом:

hб>h n,

где hб и hn - высота в месте подошвы откоса насыпи соответственно бермы и водного потока, м.

Класс E02D17/18 возведение насыпей

армирующий элемент -  патент 2528804 (20.09.2014)
пластинчатый элемент для армирования, отделения и дренирования больших сооружений, таких как дорожные насыпи -  патент 2520597 (27.06.2014)
способ намыва земляных сооружений -  патент 2516339 (20.05.2014)
конструкция для укрепления откосов земляного сооружения в выветривающихся скальных грунтах -  патент 2513480 (20.04.2014)
способ реконструкции железнодорожного пути (варианты) -  патент 2501910 (20.12.2013)
способ намыва земляных сооружений -  патент 2500853 (10.12.2013)
земляное сооружение на слабом основании -  патент 2490395 (20.08.2013)
насыпь на сильнольдистых вечномерзлых грунтах -  патент 2487213 (10.07.2013)
насыпь и способ ее возведения -  патент 2481437 (10.05.2013)
земляное сооружение на многолетнемерзлых грунтах и способ его возведения с укреплением основания в районах распространения вечной мерзлоты -  патент 2443828 (27.02.2012)
Наверх