способ очистки отработанного масла

Классы МПК:C10M175/02 на основе минеральных масел
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский технологический институт" (ОАО "НИТИ-ТЕСАР") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-23
публикация патента:

Изобретение относится к способам очистки нефтяных масел и может быть использовано для очистки отработанных моторных масел от механических примесей на предприятиях железнодорожного транспорта, моторостроительных заводах, крупных автохозяйствах и т.д. Способ очистки отработанного масла ведут путем предварительного нагрева масла, добавления в него карбамида в виде водного раствора 30-50% концентрации, взятого в количестве 0,5-1% в расчете на сухой карбамид от массы очищаемого масла, и последующего отделения загрязнений. Отработанное масло нагревают до 70-75°С и после добавления карбамида в масло вводят 2-2,5% этилового спирта. Технический результат - повышение качества очистки (удаление как можно большего количества загрязнений) с сохранением в требуемых пределах диспергирующей способности. 1 табл.

Формула изобретения

Способ очистки отработанного масла путем предварительного нагрева масла, добавления в него карбамида в виде водного раствора 30-50% концентрации, взятого в количестве 0,5-1% в расчете на сухое вещество от массы очищаемого масла, и последующего отделения загрязнений, отличающийся тем, что масло нагревают до 70-75°С и после добавления карбамида в масло вводят 2-2,5% этилового спирта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам очистки нефтяных масел и может быть использовано для очистки отработанных моторных масел от механических примесей на предприятиях железнодорожного транспорта, моторостроительных заводах, крупных автохозяйствах и т.д.

Известен способ очистки отработанного моторного масла от механических примесей (пат. РФ №2032718, М. кл. С 10 М 175/02, 1995 г.) добавлением в отработанное масло 3-4% этилового спирта с последующим нагревом до 60-70°С и удалением полученных загрязнений. Недостатком этого способа является значительное снижение диспергирующей способности очищенного масла до значений 0,3-0,34. Это может привести к возникновению отложений на стенках двигателя.

Наиболее близким техническим решением является способ очистки отработанного масла (пат. РФ №2078127, М. кл. С 10 М 175/02, 1997 г.) с использованием в качестве коагулянта 30-50%-ного водного раствора карбамида, взятого в количестве 0,5-1% в расчете на сухой карбамид от массы очищаемого масла, добавляемого в предварительно нагретое масло с последующим удалением загрязнений.

Недостатком этого способа является то, что при очистке сильно загрязненных масел (500 см-1 и более) полного осаждения загрязнений не происходит.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка.

Технический результат - повышение качества очистки (удаление как можно большего количества загрязнений) с сохранением в требуемых пределах диспергирующей способности.

Технический результат достигается тем, что в способе очистки отработанного масла путем предварительного нагрева масла, добавления в него карбамида в виде водного раствора 30-50% концентрации, взятого в количестве 0,5-1% в расчете на сухой карбамид от массы очищаемого масла и последующего отделения загрязнений, отработанное масло нагревают до 70-75°С и после добавления карбамида в масло вводят 2-2,5% этилового спирта.

В процессе эксплуатации моторного масла в нем происходит накопление растворенных и нерастворимых примесей - продуктов старения масла, абразивного износа двигателя, асфальтово-смолистых веществ и т.д. Добавление в масло моющих и диспергирующих присадок позволяет удерживать частицы примесей во взвешенном состоянии, дробя их до размеров менее 1 мкм. Кроме того, моющие присадки обволакивают частицы, препятствуя их сближению и укрупнению.

Для восстановления эксплуатационных свойств масла необходимо удалить накопившиеся частицы примесей. Для удаления частиц размером менее 1 мкм применяется метод коагуляции, при котором после добавления в масло специальных веществ, называемых коагулянтами, происходит укрупнение мелких частиц в агрегаты с последующим осаждением их на дно. В качестве одного из таких коагулянтов применяется карбамид. Механизм его действия можно представить следующим образом: при добавлении в масло водного раствора карбамида происходит его пространственная ориентация в гексагональную спиральную структуру за счет водородных связей. Внутри спирали образуются каналы, которые адсорбируют активную часть моющей присадки. В результате этого взаимодействия происходит коагуляция механических примесей, но при этом диспергирующая способность сохраняется в допустимых пределах.

При загрязненности масла 500 см-1 и более ингибирующее действие асфальтово-смолистых загрязнений резко возрастает, препятствуя коагулирующему действию карбамида. Для активации процесса коагуляции в масло добавляются низшие спирты жирного ряда, которые нейтрализуют смолы, частично их растворяя.

Способ осуществляется следующим образом.

Загрязненное масло нагревают до температуры 70-75°С, затем в него добавляют раствор карбамида 0,5-1% в пересчете на сухое вещество и 2-2,5% этилового спирта. При заданной температуре масло выдерживают в течение 1 часа при периодическом помешивании, отделяют от загрязнений центробежным способом.

В таблице представлены результаты очистки отработанного моторного масла М14Г2ЦС, имеющего загрязненность более 1200 см -1. Очищенное масло контролировалось на остаточную загрязненность и диспергирующую способность.

способ очистки отработанного масла, патент № 2246533

Класс C10M175/02 на основе минеральных масел

способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений -  патент 2528421 (20.09.2014)
устройство термогравитационной очистки турбинных и транспортных масел от механических примесей и воды -  патент 2517180 (27.05.2014)
устройство для регенерации отработанного трансформаторного масла -  патент 2504576 (20.01.2014)
способ замедления окисления трансформаторного масла -  патент 2487921 (20.07.2013)
способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений -  патент 2476589 (27.02.2013)
способ регенерации отработанного трансформаторного масла и очищения его от продуктов старения -  патент 2454455 (27.06.2012)
способ регенерации отработанных смазочных масел -  патент 2444563 (10.03.2012)
способ регенерации отработанных трансформаторных масел -  патент 2433165 (10.11.2011)
способ получения дизельного топлива из отработанного моторного масла -  патент 2423410 (10.07.2011)
способ регенерации отработанных трансформаторных масел -  патент 2394878 (20.07.2010)
Наверх