многодвигательный электропривод

Классы МПК:B60L15/08 импульсного тока 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-21
публикация патента:

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми от сети постоянного напряжения. Многодвигательный электропривод содержит два тяговых двигателя постоянного тока, последовательно соединенные якорные обмотки которых подключены к плюсовой клемме источника питания. Первый вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя соединен с выводом первого контактора, вывод обмотки возбуждения второго тягового двигателя соединен с первым выводом второго контактора и через третий контактор - с минусовой клеммой источника питания. Общий вывод катода первого тиристора и анода второго тиристора соединен с вторым выводом обмотки возбуждения второго тягового двигателя и через первый резистор, шунтированный четвертым контактором, подключен к выводу пятого контактора, другой вывод которого соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя. Между общим выводом пятого контактора, первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя и свободным выводом якорной обмотки второго тягового двигателя включен шестой контактор. Второй вывод первого контактора соединен со вторым выводом третьего контактора, а второй вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя соединен с общим выводом анода первого тиристора и катода второго тиристора, и через второй резистор, шунтированный седьмым контактором, подключен к первому выводу восьмого контактора, второй вывод которого подключен к первому выводу второго контактора, причем второй вывод второго контактора соединен со вторым выводом якорной обмотки второго тягового двигателя. Технический результат заключается в обеспечении необходимого возбуждения тяговых двигателей в режиме их пуска и реверсирования. 1 ил.

многодвигательный электропривод, патент № 2246412

многодвигательный электропривод, патент № 2246412

Формула изобретения

Многодвигательный электропривод, содержащий два тяговых двигателя постоянного тока, последовательно соединенные якорные обмотки которых подключены к плюсовой клемме источника питания, первый вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя соединен с выводом первого контактора, вывод обмотки возбуждения второго тягового двигателя соединен с первым выводом второго контактора и через третий контактор - с минусовой клеммой источника питания, отличающийся тем, что в него введены пять контакторов, два резистора и два встречно-параллельно соединенных тиристора, общий вывод катода первого тиристора и анода второго тиристора соединен с вторым выводом обмотки возбуждения второго тягового двигателя и через первый резистор, шунтированный четвертым контактором, подключен к выводу пятого контактора, другой вывод которого соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя, между общим выводом пятого контактора, первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя и свободным выводом якорной обмотки второго тягового двигателя включен шестой контактор, причем второй вывод первого контактора соединен со вторым выводом третьего контактора, а второй вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя соединен с общим выводом анода первого тиристора и катода второго тиристора, и через второй резистор, шунтированный седьмым контактором, подключен к первому выводу восьмого контактора, второй вывод которого подключен к первому выводу второго контактора, причем второй вывод второго контактора соединен со вторым выводом якорной обмотки второго тягового двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми от сети постоянного напряжения.

Известен тяговый электропривод, который содержит импульсный прерыватель, например двухоперационный тиристор, включенный между последовательно соединенными якорными обмотками и параллельно включенными обмотками возбуждения. Якорные обмотки и обмотки возбуждения шунтированы обратными диодами. Параллельное включение обмоток возбуждения расширяет диапазон скоростей рекуперативного торможения тяговых двигателей (SU 1303455, кл. В 60 L 15/08, 1987). Недостаток данного изобретения - не реализуется последовательное возбуждение.

Известен многодвигательный электропривод, который содержит два тяговых двигателя постоянного тока, последовательно соединенные импульсный прерыватель, две якорные обмотки тяговых двигателей постоянною тока, две параллельно соединенные обмотки возбуждения между которыми включен разделительный диод, двигатели шунтированы обратным диодом, каждая из обмоток возбуждения с разделительным диодом шунтирована контакторами (RU 2048311, B 60 L 15/08, 1992 - прототип).

Недостаток устройства, принятого за прототип - не реализуется режим ослабления возбуждения при изменении направления движения.

Задача изобретения - создать многодвигательный электропривод, в котором реализуется режим пуска тяговых двигателей при нормальном возбуждении и ослабленном возбуждении за счет переключения обмоток возбуждения с последовательного соединения на параллельное с реверсированием тяговых двигателей.

Задача решается тем, что в многодвигательный электропривод, содержащий два тяговых двигателя постоянного тока, последовательно соединенные якорные обмотки которых подключены к плюсовой клемме источника питания, первый вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя соединен с выводом первого контактора, вывод обмотки возбуждения второго тягового двигателя соединен с первым выводом второго контактора и через третий контактор с минусовой клеммой источника питания, в него введены пять контакторов, два резистора, и два встречно-параллельно соединенных тиристора, общий вывод катода первого тиристора и анода второго тиристора соединен с вторым выводом обмотки возбуждения второго тягового двигателя и через первый резистор, шунтированный четвертым контактором, подключен к выводу пятого контактора, другой вывод которого соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя, между общим выводом пятого контактора, первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя и свободным выводом якорной обмотки второго тягового двигателя включен шестой контактор, причем второй вывод первого контактора соединен со вторым выводом третьего контактора, а второй вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя соединен с общим выводом анода первого тиристора и катода второго тиристора, и через второй резистор, шунтированный седьмым контактором, подключен к первому выводу восьмого контактора, второй вывод которого подключен к первому выводу второго контактора, причем второй вывод второго контактора соединен со вторым выводом якорной обмотки второго тягового двигателя.

Благодаря тому, что в электропривод введены новые элементы и появились новые связи, реализуется нормальное возбуждение тяговых двигателей в режиме пуска при разомкнутых контакторах, ослабленное возбуждение при включенных контакторах с возможностью реверсирования тяговых двигателей.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого электропривода.

Многодвигательный электропривод, содержащий два тяговых двигателя постоянного тока, последовательно соединенные якорные обмотки первого тягового двигателя 1 и второго тягового двигателя 2 которых подключены к плюсовой клемме источника питания, первый вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя 3 соединен с выводом контактора 4, вывод обмотки возбуждения второго тягового двигателя 5 соединен с первым выводом контактора 6 и через контактор 7 с минусовой клеммой источника питания, общий вывод катода тиристора 8 и анода тиристора 9 соединен с вторым выводом обмотки возбуждения второго тягового двигателя 5 и через резистор 10, шунтированный контактором 11, подключен к выводу контактора 12, другой вывод которого соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя 3, между общим выводом контактора 12, первым выводом обмотки возбуждения первого тягового двигателя 3 и свободным выводом якорной обмотки второго тягового двигателя 2 включен контактор 13, причем второй вывод контактора 4 соединен со вторым выводом контактора 7, а второй вывод обмотки возбуждения первого тягового двигателя 3 соединен с общим выводом анода тиристора 8 и катода тиристора 9, и через резистор 14, шунтированный контактором 15, подключен к первому выводу контактора 16, второй вывод которого подключен к первому выводу контактора 6, причем второй вывод контактора 6 соединен со вторым выводом якорной обмотки второго тягового двигателя 2.

Электропривод работает следующим образом. В моторном режиме при замкнутых контакторах 13 и 7, разомкнутых 4, 6, 12, 11, 15, 16 регулируется напряжение на зажимах тяговых двигателей, содержащих якорные обмотки тяговых двигателей постоянного тока 1 и 2 и обмотки возбуждения 3 и 5. При включении контакторов 12 и 16 ток от источника питания протекает по якорным обмоткам 1, 2, а далее по 2 цепям: первая - контактор 13, обмотка возбуждения 3, резистор 14, контакторы 16, 7, минусовая клемма; вторая - контактор 12, резистор 10, обмотка возбуждения 5, контактор 7, минусовая клемма - реализуется первая ступень ослабления возбуждения; включением контакторов 11 и 15 реализуется вторая ступень ослабления возбуждения. При выключении контакторов 13 и 7, и включении контакторов 4 и 6 происходит реверсирование двигателей. Тиристоры 8 и 9 обеспечивают топологию протекания тока, выключаются по условиям коммутации.

Класс B60L15/08 импульсного тока 

устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода с повышенными энергетическими показателями -  патент 2493982 (27.09.2013)
устройство управления силовой установкой для электрического транспортного средства -  патент 2478490 (10.04.2013)
устройство для регулирования скорости электроподвижного состава -  патент 2369492 (10.10.2009)
тяговый привод электропоезда постоянного тока с импульсным регулированием -  патент 2351483 (10.04.2009)
тяговый электропривод постоянного тока с управлением на полупроводниковых устройствах -  патент 2334629 (27.09.2008)
многодвигательный электропривод -  патент 2333849 (20.09.2008)
многодвигательный электропривод -  патент 2332315 (27.08.2008)
способ регулирования скорости тяговых двигателей электровоза постоянного тока с импульсным регулированием -  патент 2316107 (27.01.2008)
устройство для регулирования скорости электроподвижного состава -  патент 2301159 (20.06.2007)
тяговый электропривод -  патент 2291794 (20.01.2007)
Наверх