устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля

Классы МПК:G01M17/06 рулевых характеристик; ходовых характеристик
G01M17/013 колес
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научное конструкторско-технологическое бюро "Парсек" (НКТБ "Парсек") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-08-07
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам для испытания управляемых колес при реальной динамике движения, а именно для измерения угловых перемещений оси колеса относительно продольной оси автомобиля. Устройство содержит испытательный стенд и регистрирующее устройство, состоящее из запоминающего устройства, блока формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени, блока дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции, блока корреляции и блока вычисления спектра мощности. В результате расширяются функциональные возможности и повышается точность измерений. 4 ил.

устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536

устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536 устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536 устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536 устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536

Формула изобретения

Устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, содержащее испытательный стенд, подключенный к регистрирующему устройству, состоящему из запоминающего устройства и блока формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени, содержащего фотоприемные блоки, формирователи прямоугольных импульсов, триггер и логические элементы, причем входы блока формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени являются входами регистрирующего устройства, отличающееся тем, что в регистрирующее устройство дополнительно введены блок дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции, содержащий последовательно соединенные устройство дешифрации и устройство интерполяции, блок корреляции, содержащий последовательно соединенные устройство временной задержки, перемножающее устройство, интегратор и устройство сопряжения, и блок вычисления спектра мощности, содержащий последовательно соединенные устройство разложения в ряд Фурье, устройство возведения в квадрат и устройство сопряжения, причем выходы блока формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени подключены к устройству дешифрации, а выход устройства интерполяции является выходом блока дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции и подключен к входу запоминающего устройства, к входам устройства временной задержки и перемножающего устройства блока корреляции и к устройству, выполняющему разложение в ряд Фурье блока вычисления спектра мощности, выходы устройств сопряжения блоков корреляции и вычисления спектра мощности соединены с входами запоминающего устройства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к исследовательской аппаратуре для исполнения управляемых колес, а именно определения угловых колебаний колес относительно продольной оси автомобиля при реальной динамике движения, и может быть использовано при диагностировании их технического состояния.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля (а.с СССР № 1114913, G 01 М 17/06, 1984 г.). Данное устройство содержит испытательный стенд и регистрирующее устройство. Испытательный стенд содержит швеллер и круговой сектор. По обе стороны швеллера установлены фотоэлементы и источник света. Швеллер закреплен на балке передней оси автомобиля, а круговой сектор жестко соединен с поворотной цапфой колеса и зафиксирован в положениях, соосных с осью вращения колеса и передней балкой автомобиля, так, чтобы одновременно засвечивались фотоэлементы от источника света через среднюю прорезь. Круговой сектор выполнен из непрозрачного материала и имеет удлиненную среднюю прорезь и чередующиеся через равные угловые интервалы радиальные прорези меньшей длины.

Данное устройство регистрирует отклонение и результаты записывает в запоминающее устройство, что неудобно с точки зрения расчета поправочных воздействий и подведения итога опыта. Данное устройство невозможно применять в ремонте автомобиля.

Задача изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение точности измерений за счет обработки сигнала и расчета корректировочных воздействий.

Поставленная задача достигается за счет того, что в известном устройстве, содержащем испытательный стенд, подключенный к регистрирующему устройству, состоящему из запоминающего устройства и блока формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени, содержащего фотоприемные блоки, формирователи прямоугольных импульсов, триггер и логические элементы, в регистрирующее устройство дополнительно введены блок дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции, содержащий последовательно соединенные устройство дешифрации и устройство интерполяции, блок корреляции, содержащий последовательно соединенные устройство временной задержки, перемножающее устройство, интегратор и устройство сопряжения, и блок вычисления спектра мощности, содержащий последовательно соединенные устройство разложения в ряд Фурье, устройство возведения в квадрат и устройство сопряжения, причем выходы блока формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени подключены к устройству дешифрации, а выход устройства интерполяции является выходом блока дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции и подключен к входу запоминающего устройства, входам устройства временной задержки и перемножающего устройства блока корреляции и к устройству разложения в ряд Фурье блока вычисления спектра мощности, выходы устройств сопряжения блоков корреляции и вычисления спектра мощности соединены с входами запоминающего устройства.

Предлагаемое устройство способно получить графики поведения колеса в реальном времени с большой точностью, а также график корреляционной функции и спектра мощности. Сравнивая функции корреляции, можно определить полноту результата корректировочных воздействий, а спектр мощности помогает определять неисправное звено в автомобиле, которое провоцирует вибрацию колеса. Поэтому предлагаемое устройство можно применять не только для диагностики автомобиля, но и для его ремонта.

На фиг.1 изображена структурная схема предлагаемого устройства, на фиг.2 - осциллограмма интерполированного сигнала поступившего в запоминающее устройство, на фиг.3 - осциллограмма корреляционной функции, на фиг.4 - осциллограмма спектра мощности.

Устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля содержит (фиг.1) испытательный стенд 1, подключенный к регистрирующему устройству 2. Испытательный стенд 1 состоит из швеллера и кругового сектора. По обе стороны швеллера установлены фотоэлементы и источник света. Швеллер закреплен на балке передней оси автомобиля, а круговой сектор жестко соединен с поворотной цапфой колеса и зафиксирован в положениях, соосных с осью вращения колеса и передней балкой автомобиля, так, чтобы одновременно засвечивались фотоэлементы от источника света через среднюю прорезь.

Регистрирующее устройство 2 состоит из блока 3 формирования сигналов регистрации зависимости угла отклонения от времени, содержащего фотоприемные блоки, формирователи прямоугольных импульсов, триггер и логические элементы, блока 4 дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции, содержащего последовательно соединенные устройство дешифрации 4.1 и устройство интерполяции 4.2, блока 5 корреляции, содержащего последовательно соединенные устройство временной задержки 5.1, перемножающее устройство 5.2, интегратор 5.3 и устройство сопряжения 5.4, блока 6 вычисления спектра мощности, содержащего последовательно соединенные устройство разложения в ряд Фурье 6.1, устройство возведения в квадрат 6.2 и устройство сопряжения 6.3, и запоминающего устройства 7. Выходы блока 3 подключены к устройству дешифрации 4.1 блока 4, а выход устройства интерполяции 4.2 является выходом блока 4 и подключен к входу запоминающего устройства 7, входам устройства временной задержки 5.1 и перемножающего устройства 5.2 блока 5 и к входу устройства разложения в ряд Фурье 6.1 блока 6. Выходы устройства сопряжения 5.4 и устройства сопряжения 6.3 являются соответственно выходами блоков 5 и 6 и подключены к входам запоминающего устройства 7.

Устройство работает следующим образом. При вращении колеса на испытательном стенде 1 угловые колебания колеса передаются на круговой сектор, который перемещается относительно неподвижно закрепленных на оси передней балки фотоэлементов и источника света.

Пропорционально величине угловых перемещений оси колеса фотоэлементы получают засветку от соответствующего числа прорезей сектора, и в зависимости от направления угла поворота оси колеса информация, выраженная в количестве импульсов, электрической схемой блока 3 (фиг.1) передается в устройство дешифрации 4.1 блока 4.

В блоке 4 устройство дешифрации 4.1 передает информацию в виде ломаной кривой, которая поступает в устройство интерполяции 4.2. Устройство интерполяции 4.2 уменьшает дискретизацию сигнала (фиг.2), тем самым подготавливая его для обработки в следующих блоках. После обработки сигнала устройством интерполяции 4.2 сигнал поступает в устройство временной задержки 5.1, в устройство перемножения 5.2 блока 5, в устройство разложения в ряд Фурье 6.1 блока 6 и на вход запоминающего устройства 7.

В блоке 5 сигнал поступает в устройство временной задержки 5.1 и на устройство перемножения 5.2, осуществляющее перемножение мгновенных значений и сдвинутых по времени на интервал устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536. Далее с помощью интегратора 5.3 выполняется усреднение, после которого результирующий сигнал через устройство сопряжения 5.4 попадает на выход блока 5 (фиг.3).

Формула вычисления корреляционной функции:

устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536

где: устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536 - сдвиг во времени перемножаемых мгновенных значений, обеспечиваемый устройством временной задержки 5.1;

t - время испытания.

В блоке 6 сигнал поступает в устройство 6.1, выполняющее преобразование в ряд Фурье, после чего устройством возведения в квадрат 6.2 производится возведение в квадрат и нормирование с учетом интервала усреднения Т. С помощью устройства сопряжения 6.3 сформированный сигнал (фиг.4) поступает на выход блока 6.

Спектр мощности характеризует частотное распределение, и он может быть определен в соответствии со следующими формулами:

устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536

где устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536

Все результаты опыта сохраняются в запоминающем устройстве 7. После завершения испытаний запоминающее устройство 7 отключается. Средние квадратические погрешности, обусловленные конечностью объема выборочных данных о мгновенных значениях реализации процесса X(t), оцениваются с помощью соотношений: устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536 при усреднении по времени Т устройство для определения угловых колебаний колеса автомобиля, патент № 2245536 при усреднении по совокупности.

Таким образом, в запоминающем устройстве 7 записывается последовательность “пакетов”, характеризующих численные значения трех показателей - сигнал после обработки блоком дешифрации дискретного сигнала и его интерполяции (фиг.2), корреляционной функции (фиг.3) и спектра мощности (фиг.4).

Корреляционная функция вычисляет оптимальную поправку, которую необходимо ввести.

Частотное распределение характеризует распределение гармоник, тем самым показывая наиболее преобладающие гармоники, что позволяет делать вывод о мерах устранения помех, показывающих на неисправные узлы механизма испытания.

Таким образом, определение угловых колебаний автомобиля путем непрерывного контроля изменения его угловых перемещений относительно продольной оси автомобиля в зависимости от времени, мгновенная дешифрация и вычисление корреляционной функции и спектра мощности позволяют расширить функциональные возможности и повысить точность измерений за счет обработки сигнала и расчета корректировочных воздействий.

Класс G01M17/06 рулевых характеристик; ходовых характеристик

экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств -  патент 2512034 (10.04.2014)
линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств -  патент 2485471 (20.06.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения -  патент 2474509 (10.02.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в процессе движения -  патент 2474508 (10.02.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в процессе движения -  патент 2471165 (27.12.2012)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения -  патент 2471164 (27.12.2012)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в движении -  патент 2471163 (27.12.2012)
световой экран для фиксации начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств -  патент 2469286 (10.12.2012)
способ измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства -  патент 2457457 (27.07.2012)
способ определения технического состояния переднего моста автомобиля -  патент 2446387 (27.03.2012)

Класс G01M17/013 колес

устройство для определения характеристик нормальной жёсткости спиц безвоздушной шины -  патент 2499241 (20.11.2013)
способ, устройство и система для анализа колеса транспортного средства -  патент 2497092 (27.10.2013)
передвижной прицеп-стенд для диагностики, регулировки, ремонта, установки углов схождения и развала колес автомобилей -  патент 2442127 (10.02.2012)

способ и устройство для тестирования амортизаторов -  патент 2424498 (20.07.2011)
способ испытания на дисбаланс, по меньшей мере, одного колеса транспортного средства и устройство для его осуществления -  патент 2418282 (10.05.2011)
способ измерения диаметра и «вылета» диска автомобильного колеса на балансировочном станке и устройство для его осуществления -  патент 2365887 (27.08.2009)
стенд испытания земноводных автомобилей -  патент 2335749 (10.10.2008)
стенд для испытания одноосного колесного движителя при переменной вертикальной нагрузке и криволинейном движении -  патент 2284022 (20.09.2006)
способ и устройство для оптического сканирования колеса транспортного средства -  патент 2267110 (27.12.2005)
устройство для измерения усилий, действующих на колесо -  патент 2181194 (10.04.2002)
Наверх