узел сцепления

Классы МПК:F16D13/38 с плоскими сцепляющимися поверхностями, например дисками 
F16D13/75 отличия, относящиеся к регулировке, например приспособления для регулировки зазора 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):ЛУК ЛАМЕЛЛЕН УНД КУПЛЮНГСБАУ БЕТАЙЛИГУНГС КГ (DE)
Приоритеты:
подача заявки:
2000-03-09
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к саморегулирующемуся узлу сцепления, и предназначено для использования в грузовых автомобилях и тракторах. Узел сцепления содержит два независимых друг от друга нажимных диска, аксиально перемещающихся посредством управляющих средств. Каждый из нажимных дисков взаимодействует с соответствующим диском сцепления. Между управляющими средствами и одним из нажимных дисков предусмотрено регулировочное устройство, компенсирующее износ фрикционных накладок и позволяющее оставлять почти неизменным положение управляющего средства в замкнутом состоянии узла сцепления во время всего срока службы. Узел сцепления может также содержать аккумулятор энергии для нагружения не менее одного диска сцепления. Предусмотрено регулировочное устройство, компенсирующее износ фрикционных накладок и размещаемое между аккумулятором энергии и нажимным диском, способствующее аксиальному перемещению нажимного диска относительно аккумулятора энергии. Техническим результатом является упрощение конструкции, повышение точности управления в течение всего срока службы и улучшение характеристики выключения, в частности сохранение ее постоянной в течение всего срока службы узла сцепления. 3 с. и 61 з.п. ф-лы, 14 ил.

узел сцепления, патент № 2245464

узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464 узел сцепления, патент № 2245464

Формула изобретения

1. Узел сцепления по меньшей мере с двумя независимыми друг от друга и имеющими возможность аксиального перемещения посредством управляющих средств (26, 130) нажимными дисками (10, 12), каждый из которых при использовании узла сцепления имеет возможность взаимодействия по меньшей мере с одним диском сцепления через поверхность трения, причем между управляющими средствами (26) для по меньшей мере одного из нажимных дисков и этим нажимным диском (12) предусмотрено компенсирующее износ по меньшей мере фрикционной накладки (20) взаимодействующего с этим нажимным диском (12) диска сцепления регулировочное устройство (34+36+38+52+54), вследствие чего по меньшей мере положение управляющего средства (26) этого по меньшей мере одного нажимного диска (12) остается по меньшей мере почти неизменным в замкнутом состоянии имеющего этот нажимной диск сцепления (16).

2. Узел сцепления по меньшей мере с двумя независимыми друг от друга и имеющими возможность аксиального перемещения посредством управляющих средств (26, 130) нажимными дисками (10, 12), каждый из которых при использовании узла сцепления имеет возможность взаимодействия по меньшей мере с одним диском сцепления через поверхность трения, причем по меньшей мере один из нажимных дисков имеет возможность нагружения от по меньшей мере одного аккумулятора энергии, а между этим аккумулятором энергии и этим по меньшей мере одним нажимным диском предусмотрено компенсирующее износ по меньшей мере фрикционной накладки взаимодействующего с этим нажимным диском диска сцепления регулировочное устройство, которое способствует возможности аксиального перемещения нажимного диска относительно аккумулятора энергии в зависимости от возникающего износа по меньшей мере упомянутой фрикционной накладки.

3. Узел сцепления по меньшей мере с двумя сцеплениями, каждое из которых имеет нажимной диск, который имеет возможность аксиального перемещения посредством управляющего средства для замыкания и размыкания сцепления, причем при использовании узла сцепления каждый нажимной диск взаимодействует по меньшей мере с одним диском сцепления через фрикционную поверхность, отличающийся тем, что имеет по меньшей мере один аккумулятор энергии, который имеет возможность нагружения обоих нажимных дисков, а между по меньшей мере одним из прижимных дисков и аккумулятором энергии предусмотрено одно компенсирующее износ по меньшей мере фрикционной накладки одного из дисков сцепления регулировочное устройство, и каждое из сцеплений посредством дисков сцепления имеет возможность соединения со своим приводным валом.

4. Узел сцепления по п.1, отличающийся тем, что по меньшей мере один из нажимных дисков имеет возможность нагружения посредством по меньшей мере одного аккумулятора энергии.

5. Узел сцепления по любому из пп.2-4, отличающийся тем, что аккумулятор энергии образован по меньшей мере одной тарельчатой пружиной.

6. Узел сцепления по п.1 или 2, отличающийся тем, что оба нажимных диска имеют возможность нагружения по меньшей мере одним общим аккумулятором энергии.

7. Узел сцепления по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что по меньшей мере одно регулировочное устройство в течение срока службы узла сцепления обеспечивает по меньшей мере почти постоянное напряженное состояние по меньшей мере одного аккумулятора энергии при выключенном узле сцепления.

8. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что два нажимных диска нагружаются по меньшей мере одним аккумулятором энергии в направлении включенного положения сцепления.

9. Узел по п.3, отличающийся тем, что по меньшей мере одно регулировочное устройство в зависимости от износа фрикционной накладки (18, 20) по меньшей мере одного из дисков сцепления имеет возможность регулирования по меньшей мере необходимого усилия управления для одного из сцеплений.

10. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что по меньшей мере одно регулировочное устройство имеет возможность регулирования по меньшей мере тарельчатой пружины (22) так, что усилие тарельчатой пружины (22) в выключенном положении узла сцепления остается настроенным, по существу, на заданное значение.

11. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что выполнен с возможностью управления регулировочным устройством от величины усилия и/или перемещения.

12. Узел по п.3, отличающийся тем, что имеет по меньшей мере два сцепления (14, 16), которые выполнены саморегулирующимися.

13. Узел по п.3, отличающийся тем, что по меньшей мере два сцепления выполнены саморегулирующимися посредством идентичного регулировочного устройства.

14. Узел по п.3, отличающийся тем, что регулировочное устройство выполнено с возможностью осуществления регулирования во время фазы выключения по меньшей мере одного сцепления (14, 16).

15. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что содержит по меньшей мере одно устройство для предотвращения неконтролируемого регулирования регулировочного устройства.

16. Узел по п.3, отличающийся тем, что производимое по меньшей мере одним аккумулятором энергии усилие нажима на нажимные диски (10, 12) по меньшей мере при включенном сцеплении (14, 16), по существу, постоянное.

17. Узел по п.3, отличающееся тем, что по меньшей мере, одно из сцеплений (16) является ходовым сцеплением.

18. Узел по п.3, отличающийся тем, что по меньшей мере одно сцепление (14) является сцеплением для агрегатов.

19. Узел по п.3, отличающийся тем, что оба сцепления (14, 16), имеют возможность включения общим исполнительным устройством.

20. Узел по п.3, отличающийся тем, что оба сцепления (14, 16) выполнены с возможностью управления посредством различных исполнительных устройств.

21. Узел по п.3, отличающийся тем, что регулирование, по существу, не зависит от места возникновения износа на сцеплениях (14, 16).

22. Узел по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что регулировочное устройство имеет по меньшей мере одно первое устройство и по меньшей мере одно второе устройство, причем первое устройство при износе фрикционных накладок по меньшей мере одного диска (18, 20) сцепления имеет возможность освобождения одного регулировочного участка, а второе устройство имеет возможность по меньшей мере частичного устранения этого участка для по меньшей мере частичного устранения износа.

23. Узел по п.22, отличающийся тем, что по меньшей мере первое устройство при износе фрикционных накладок по меньшей мере одного диска (18, 20) сцепления формирует зазор.

24. Узел по п.23, отличающийся тем, что зазор образован между по меньшей мере одним из нажимных дисков и упором, перемещающимся относительно по меньшей мере этого нажимного диска.

25. Узел по п.24, отличающийся тем, что зазор может быть повторно устранен при выключении по меньшей мере одного из сцеплений (14, 16).

26. Узел по п.22, отличающийся тем, что первое устройство образовано по меньшей мере одним сенсорным устройством для обнаружения относительного перемещения нажимных дисков (10, 12) относительно заданного относительного положения при выключенном узле устройства.

27. Узел по п.22, отличающийся тем, что выполнен с возможностью выявления с помощью первого устройства обусловленных износом смещений положения по меньшей мере на двух нажимных дисках (10, 12).

28. Узел по п.22, отличающийся тем, что первое устройство содержит по меньшей мере один имеющий возможность перемещения элемент.

29. Узел по п.22, отличающийся тем, что регулировочное устройство и/или второе устройство, связано по меньшей мере с точки зрения функций с одним элементом управления с возможностью регулирования при перемещении элемента управления.

30. Узел по п.26, отличающийся тем, что сенсорное устройство связано по меньшей мере с одной деталью, выполненной с возможностью по меньшей мере временного движения в зависимости от движения управления в процессе управления сцеплением (14, 16).

31. Узел по п.26, отличающийся тем, что регулировочное устройство и/или сенсорное устройство, содержит по меньшей мере одно фрикционное или зажимное устройство (50).

32. Узел по п.31, отличающийся тем, что фрикционное или зажимное устройство (50) создает заданное зажимное усилие или силу трения соответственно.

33. Узел по любому из п.31 или 32, отличающийся тем, что фрикционное или зажимное устройство содержит по меньшей мере одно пружинное устройство.

34. Узел по п.33, отличающийся тем, что по меньшей мере одно пружинное устройство имеет возможность создания силы трения или зажимного усилия.

35. Узел по п.31, отличающийся тем, что фрикционное или зажимное устройство (50) содержит по меньшей мере один зажимной винт (54), который при ввинчивании в осевом направлении создает радиально направленное усилие.

36. Узел по п.35, отличающийся тем, что зажимной винт (54) имеет внутри радиальный полый участок, в частности выполнен в виде завинчиваемой зажимной гильзы.

37. Узел по п.31, отличающийся тем, что фрикционное или зажимное устройство (50) выполнено с возможностью создания регулируемого зажимного усилия.

38. Узел по п.31, отличающийся тем, что фрикционное или зажимное устройство (50) выполнено с возможностью создания, по существу, постоянного в течение срока службы зажимного усилия.

39. Узел по п.31, отличающийся тем, что зажимное устройство содержит, в основном, надрезанную в направлении продольной оси деталь, в частности надрезанный винт, или надрезанную гильзу, или надрезанную резьбовую гильзу.

40. Узел по п.31, отличающийся тем, что фрикционное или зажимное устройство выполнено с возможностью удерживания зажатых деталей, в основном, неподвижно по отношению друг к другу, при приложении внешнего механического параметра, например усилия, меньшего заданного параметра.

41. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что при возникновении износа по меньшей мере на фрикционных накладках (18, 20) дисков сцепления по меньшей мере один первый элемент имеет возможность перемещения относительно по меньшей мере одного второго элемента для создания регулировочного зазора.

42. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что имеется возможность изменения относительного положения нажимных дисков (10, 12) в узле сцепления по меньшей мере в зависимости от возникающего износа на фрикционных накладках (18, 20) дисков сцепления.

43. Узел по п.31, отличающийся тем, что фрикционное устройство (50) по меньшей мере частично охватывает палец (52), при этом палец (52) выполнен в виде ступенчатого пальца.

44. Узел по п.43, отличающийся тем, что по меньшей мере два участка ступенчатого пальца (52) имеют по меньшей мере одну поверхность по меньшей мере с одной перпендикулярной оси пальца составляющей, служащие, по существу, упорами.

45. Узел по п.44, отличающийся тем, что первый участок служит упором для движения в первом направлении, а второй участок служит упором для движения во втором направлении, в частности в направлении, противоположном первому направлению.

46. Узел по п.43, отличающийся тем, что палец (52) расположен внутри по меньшей мере двух элементов, по существу, подвижно, причем эти два элемента относятся к одной группе элементов, включающей в себя первый (10) и второй (12) нажимные диски, а также промежуточный диск (24).

47. Узел по п.46, отличающийся тем, что палец расположен с возможностью перемещения в первом нажимном диске (10) и в промежуточном диске (24).

48. Узел по п.43, отличающийся тем, что ступенчатый палец (52) имеет первый уступ, используемый в качестве упора относительно первого нажимного диска (10), и второй уступ (76), используемый в качестве упора относительно промежуточного диска (24).

49. Узел по п.46, отличающийся тем, что палец, по существу, предохранен от полного выскальзывания из группы элементов, включающей в себя, в частности, первый (10) и второй (12) нажимные диски, а также промежуточный диск (24).

50. Узел по п.46, отличающийся тем, что палец (52) расположен с возможностью перемещения внутри первого нажимного диска (10) и промежуточного диска (24) и удерживается относительно второго нажимного диска (12) удерживающим устройством, в частности зажимным или фрикционным устройством (50) при заданных обстоятельствах, когда приложенное извне относительное усилие, действующее между пальцем (52) и вторым нажимным диском (12), меньше заданного предельного усилия.

51. Узел по п.2 или 3, отличающийся тем, что содержит по меньшей мере одну кольцеобразную деталь (24) для по меньшей мере частичного опирания по меньшей мере одного аккумулятора энергии, в частности, тарельчатой пружины (22), которая прижата по меньшей мере к одному из нажимных дисков (10,12).

52. Узел по п.51, отличающийся тем, что кольцеобразная деталь (24) расположена, по существу, между двумя нажимными дисками (10,12).

53. Узел по п.51, отличающийся тем, что кольцеобразная деталь (24) расположена с возможностью аксиального перемещения, причем перемещение в первом направлении при заданных обстоятельствах блокировано.

54. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит по меньшей мере одно устройство типа механизма свободного хода для регулирования при заданных обстоятельствах.

55. Узел по п.54, отличающийся тем, что устройство типа механизма свободного хода расположено между кольцеобразной деталью (24) и одним из нажимных дисков (10, 12).

56. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит по меньшей мере два элемента, расположенных подвижно по отношению друг к другу и предназначенных для увеличения расстояния между тарельчатой пружиной (22) и по меньшей мере одним из нажимных дисков (10, 12).

57. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит по меньшей мере два элемента, расположенных подвижно по отношению друг к другу и предназначенных для увеличения расстояния между нажимными дисками (10, 12).

58. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит по меньшей мере два элемента, расположенных подвижно по отношению друг к другу и имеющих возможность изменения своего относительного положения для компенсации износа по меньшей мере на фрикционных накладках одного из дисков сцепления (18, 20).

59. Узел по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит по меньшей мере один нагруженный аккумулятором энергии элемент, причем вследствие нагружения аккумулятором энергии имеется возможность изменения расстояния между двумя элементами.

60. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что для изменения расстояния регулировочное устройство содержит по меньшей мере два элемента, установленных с возможностью увеличения осевого расстояния между ними при повороте в первом направлении.

61. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит по меньшей мере одно устройство (38) аккумулирования энергии, имеющее возможность нагружения по меньшей мере одного элемента регулировочного устройства для изменения расстояния между деталями регулировочного устройства.

62. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что регулировочное устройство содержит распорное устройство, расположенное по меньшей мере на одном из колец с уклонами.

63. Узел по п.62, отличающийся тем, что уклоны выполнены с линейным подъемом.

64. Узел по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что между первым (10) и вторым (12) нажимными дисками расположены по меньшей мере одна тарельчатая пружина, по меньшей мере один кольцеобразный промежуточный диск (24), по меньшей мере одно первое кольцо (34) с уклонами и по меньшей мере одно второе кольцо (36) с уклонами, а также по меньшей мере одно пружинное устройство (38) для нагружения по меньшей мере одного из колец (34, 36) с уклонами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к саморегулирующемуся узлу сцепления, в частности, для грузовых автомобилей или тракторов, а также к способу эксплуатации узла сцепления.

Узлы сцепления с многодисковым сцеплением уже известны.

Эти известные узлы сцепления, используемые в грузовых автомобилях или тракторах, содержат ходовое сцепление и сцепление для агрегатов. Этими сцеплениями управляют по отдельности педалью или ручным рычагом.

Эти известные узлы сцепления пригодны для использования в транспортных средствах, в которых должны быть предусмотрены отдельное ходовое сцепление и отдельное сцепление агрегатов.

Эти известные сцепления имеют, однако, тот недостаток, что при износе дисков сцепления рабочая точка сцепления смещается, в результате чего необходимое для управления сцеплениями усилие выключения соответственно изменяется.

В основе изобретения лежит поэтому задача создания узла для многодискового сцепления, а также способа эксплуатации узла для многодискового сцепления, который можно было бы экономично изготовлять конструктивно простым образом и который при высокой точности управления в течение всего срока службы имел бы улучшенную характеристику выключения, в частности постоянную характеристику выключения.

Эта задача решается, согласно изобретению, посредством узла сцепления автомобиля по п.1, или 2, или 3, или 4 формулы изобретения.

Предпочтительные усовершенствования изобретения являются объектом зависимых пунктов формулы.

Согласно изобретению, предложено выполнить узел сцепления, в частности, для грузового автомобиля или трактора, по меньшей мере, с одним саморегулирующимся узлом сцепления, содержащим, по меньшей мере, один диск сцепления и, по меньшей мере, два нажимных диска.

Узел сцепления содержит предпочтительно один диск сцепления, соединяемый с двумя нажимными дисками, в частности, с геометрическим замыканием.

Предпочтительно также, что узел сцепления содержит несколько дисков сцепления, например два диска сцепления, соединяемых каждый с одним или несколькими нажимными дисками, в частности, с геометрическим замыканием.

Изобретение обладает преимуществом, в частности, потому, что за счет выполнения узла сцепления и самих сцеплений с возможностью саморегулирования усилие управления узлом сцепления можно поддерживать в пределах заданного поля допусков. Ширина этого поля допусков стремится преимущественно к нулю.

Согласно одной особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, предусмотрено устройство, которое поддерживает, в основном, неизменным монтажное положение тарельчатой пружины в течение всего срока износа накладок, тем самым, поддерживая неизменным и обеспечивая усилие выключения сцеплений, в частности двух сцеплений, в течение всего срока службы. Тарельчатая пружина нагружает при этом преимущественно нажимные диски, воздействующие на накладки, или на диски.

Предпочтительно это устройство, поддерживающее, в основном, постоянным монтажное положение тарельчатой пружины, содержит, по меньшей мере, одно литое кольцо и, по меньшей мере, два стальных кольца с уклонами, причем одно из этих стальных колец с уклонами жестко соединено с одним нажимным диском, в частности нажимным диском со стороны коробки передач. Предпочтительно это устройство содержит также две расположенные в направлении периферии пружины сжатия, которые при износе, по меньшей мере, частично или при заданных обстоятельствах поворачивают одно из колец с уклонами относительно другого кольца с уклонами до тех пор, пока в осевом направлении не будет компенсирован износ. Предпочтительно это устройство связано с ходовым сцеплением, или сцеплением со стороны коробки передач.

Особенно предпочтительно литое кольцо смещают при управлении сцеплением в осевом направлении посредством исполнительного механизма, например рычага, причем ступенчатый палец или фрикционное устройство вызывает отвод нажимного диска от фрикционной накладки, или диска. В частности, при этом приложенная к ступенчатому пальцу сила трения больше, чем действующее в соответствии с геометрией уклонов осевое усилие пружин сжатия.

Предпочтительно, что при износе диска сцепления со стороны двигателя или коробки передач один нажимной диск, в частности нажимной диск со стороны двигателя, вследствие приложенного тарельчатой пружиной усилия вытягивает ступенчатый палец за его головку из фрикционного устройства, открывая, тем самым, щель на заплечике или уступе ступенчатого пальца.

Предпочтительно при управлении сцеплением, в частности сцеплением со стороны коробки передач, литое кольцо смещают тогда рычагом до заплечика или уступа ступенчатого пальца, в результате чего обеспечивается поворот колец с уклонами по отношению друг к другу под действием усилия пружин сжатия, действующего, по меньшей мере, на одно из этих колец с уклонами, преимущественно на оба кольца с уклонами, так что компенсируется износ в осевом направлении, и тарельчатая пружина снова возвращается в свое первоначальное монтажное положение. Уровень усилия выключения сцепления снова соответствует, таким образом, уровню в новом состоянии или, в основном, в неизношенном состоянии.

Задача решается далее посредством узла сцепления автомобиля по п.2.

Согласно изобретению, следовательно, предусмотрено устройство из нескольких сцеплений, причем характеристика выключения, по меньшей мере, двух из этих сцеплений является постоянной или неизменной в течение всего срока службы сцеплений или, по меньшей мере, одного элемента этих сцеплений. Подобным элементом, в течение срока службы которого характеристика выключения сцепления или характеристики выключения сцеплений постоянны, является, в частности, по меньшей мере, один диск, или, по меньшей мере, одна фрикционная накладка узла сцепления.

Преимущественно элементом, в течение срока службы которого характеристика выключения сцепления или сцеплений постоянна, является элемент, принципиально подходящий для оказания воздействия на характеристику выключения узла сцепления.

Например, предусмотрен элемент, например фрикционная накладка, или диск, изменение или смещение положения которого, в принципе, воздействовало бы на характеристику выключения сцепления или одного из сцеплений. Несмотря на наличие подобного элемента характеристика выключения преимущественно поддерживается, в основном, постоянной. Это реализуют, например, тем, что воздействие, оказываемое толщиной фрикционных накладок, или толщиной дисков на характеристику выключения, в основном, компенсируется саморегулирующимся устройством.

Задача решается далее посредством узла сцепления автомобиля по п.3.

Согласно изобретению, следовательно, предусмотрено, что узел сцепления, по меньшей мере, с одним диском сцепления и, по меньшей мере, двумя нажимными дисками снабжен регулировочным устройством для, по меньшей мере, частичной компенсации изменяющихся или изменившихся обстоятельств управления узлом сцепления.

Под обстоятельствами управления узлом сцепления следует при этом понимать, в частности, параметры узла сцепления или параметры, характеризующие процесс управления узлом сцепления. Например, под этим следует понимать продолжительность управления для выключения сцепления, или усилие управления, или временную характеристику усилия управления при одном обстоятельстве управления.

Предпочтительно также, что устанавливают заданные обстоятельства управления, или заданные параметры управления при изменении или предстоящем изменении, или начинающемся изменении которых регулировочное устройство, в частности самопроизвольно или автоматически, принимает меры по компенсации этого изменения. Предпочтительно, согласно изобретению, предусмотрено, что регулировочное устройство управляет заданными положениями или относительными положениями конструктивных элементов или регулирует их.

Задача решается далее посредством узла сцепления по п.4, содержащего, по меньшей мере, один диск сцепления и, по меньшей мере, два нажимных диска.

Согласно изобретению, предусмотрено, следовательно, снабжать узел сцепления, по меньшей мере, одним пружинным устройством, в частности тарельчатой пружиной, причем положением тарельчатой пружины можно управлять посредством устройства управления, или регулировать его посредством устройства регулирования. Предпочтительно тарельчатая пружина воздействует при этом на нажимные диски, при этом особо предпочтительно таким образом, что при невключенном исполнительном устройстве для управления сцеплением прижимает их к фрикционным накладкам, или дискам узла сцепления, в результате чего сцепления оказываются, в основном, во включенном состоянии.

Предпочтительно, однако, также, что пружинное устройство или тарельчатая пружина при невключенном исполнительном устройстве узла сцепления удерживает один или несколько нажимных дисков в разобщенном состоянии, в результате чего соответствующее сцепление, в основном, выключено.

Предпочтительно при этом предусмотрено два нажимных диска, которые при включенном сцеплении образуют, в основном, замкнутое, в частности замкнутое с геометрическим замыканием, соединение с дисками сцепления, или фрикционными накладками. Предпочтительно тарельчатая пружина зажимает при этом нажимные диски между дисками сцепления.

Предпочтительно при этом, что с помощью устройства регулирования, или устройства управления заданную рабочую характеристику поддерживают в пределах заданного интервала с заданной длиной интервала. В частности, предпочтительно, что рабочую характеристику поддерживают в пределах интервала таким образом, что для каждой рабочей точки определены максимально допустимые верхнее и нижнее отклонения. Предпочтительно также, что максимальные верхнее и нижнее отклонения совпадают и, в основном, одинаковы для всех рабочих точек рабочей характеристики.

Предпочтительно, что длина интервала стремится к нулю, так что рабочая характеристика поддерживается, в основном, фактически постоянной.

Согласно другому особенно предпочтительному варианту исполнения изобретения, узел сцепления содержит, по меньшей мере, одно регулировочное устройство, с помощью которого в зависимости от износа сцепления, в частности от износа дисков сцепления, или фрикционных накладок, можно регулировать, по меньшей мере, один параметр сцепления.

Предпочтительно предусмотрено регулировочное устройство, с помощью которого в зависимости от, по меньшей мере, одного рабочего параметра, например усилия пружины, имеющегося в заданном состоянии тарельчатой пружины, можно устанавливать, по меньшей мере, один дополнительный параметр тарельчатой пружины таким образом, чтобы регулировалось усилие тарельчатой пружины при заданных обстоятельствах, в основном, до заданного значения.

Согласно изобретению, предусмотрено, следовательно, например, что в зависимости от усилия тарельчатой пружины положение тарельчатой пружины при заданных обстоятельствах изменяют таким образом, что усилие тарельчатой пружины снова принимает свое первоначальное значение. Следует отметить, что при этом имеются предпочтительно заданные обстоятельства. Например, предполагается заданное положение нажимных дисков (например, экстремальное положение) или заданное положение рычага управления исполнительного устройства сцеплений (например, экстремальное положение).

Согласно одной особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулировочное устройство, или саморегулирующееся устройство для регулирования узла сцепления или самих сцеплений выполнено с управлением от величины перемещения.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, сцепление содержит, по меньшей мере, одно исполнительное устройство, например рычаг управления, для управления сцеплением. Предпочтительно, что для разных сцеплений, т.е., в частности, для разных мест, в которых силовой поток можно выборочно прерывать или замыкать, предусмотрены отдельные исполнительные устройства. Предпочтительно также, что предусмотрено единственное исполнительное устройство, например единственный рычаг управления или т.п., для управления несколькими сцеплениями.

Согласно одной особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, в процессе саморегулирования узла сцепления, или сцеплений, устанавливается, в частности, в возрастающей степени равновесие сил. Предпочтительно также, что у регулировочного устройства с управлением от пути в процессе саморегулирования в возрастающей степени устанавливается равновесие сил. Например, при этом происходит управление положением тарельчатой пружины или его регулирование, причем приложенное тарельчатой пружиной усилие взаимодействует с другими усилиями, так что устанавливается равновесие сил.

Особенно предпочтительный узел сцепления, согласно изобретению, содержит n-ое число дисков сцепления и/или m-ое число сцеплений и/или р-ое число нажимных дисков, причем n, mузел сцепления, патент № 2245464N и pузел сцепления, патент № 2245464Nузел сцепления, патент № 2245464 2.

Предпочтительно узел сцепления, согласно изобретению, содержит два сцепления, которые особенно предпочтительно выполнены оба саморегулирующимися.

Особенно предпочтительно сцепления, в частности два сцепления, выполнены саморегулирующимися с помощью идентичного регулировочного устройства. Особенно предпочтительно при этом, что процесс саморегулирования, в основном, независимо от идентичности изношенных дисков сцепления, в основном, частично идентичен.

Например, при износе любого диска сцепления, или любой фрикционной накладки тарельчатая пружина занимает положение, которое она также заняла бы, если бы на другом диске сцепления, или на другой фрикционной накладке возник бы износ такой же величины или если бы сумма износов у нескольких сцеплений соответствовала бы этому износу. В процессе регулирования восстанавливается затем первоначальное положение или монтажное положение этой тарельчатой пружины, так что независимо от того, где возник износ, в процессе регулирования, в основном, каждый раз идентичное первое положение тарельчатой пружины переводится в также, в основном, идентичное второе положение тарельчатой пружины.

Согласно особо предпочтительной форме выполнения изобретения, узел сцепления содержит или сцепления содержат n-е число дисков сцепления и р-ое число нажимных дисков, причем регулировочное устройство отнесено к р-ому числу нажимных дисков. Под этим следует понимать, что регулировочное устройство учитывает потенциально возникающий износ на каждой поверхности трения диска сцепления, который, по меньшей мере, временно образует с одним из р-го числа нажимных дисков соединение с фрикционным замыканием, так что соответствующее сцепление замкнуто.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулирование или саморегулирование узла сцепления осуществляют при заданных обстоятельствах. Например, регулирование или саморегулирование осуществляют всегда в том случае, когда сцепление выключают.

Предпочтительно также, что саморегулирование осуществляют при включении сцепления.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, предусмотрено устройство для предотвращения неконтролируемого регулирования регулировочного устройства. Подобное устройство содержит, например, штифт, такой как палец или ступенчатый палец. Предпочтительно подобное устройство для предотвращения неконтролируемого регулирования регулировочного устройства выполнено в виде фрикционного устройства и/или зажимного устройства. Подобное фрикционное устройство и/или зажимное устройство гарантирует, что регулирование возможно только при заданных обстоятельствах, например при наличии заданной характеристики усилий.

Эти заданные усилия могут быть определены, например, геометрическими условиями, в частности геометрическими условиями дисков сцепления, следовательно, например, вопросом наличия или отсутствия износа.

Согласно одной особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулирование осуществляют (автоматически) таким образом, что нажимные диски оказывают каждый на диски сцепления при включенном сцеплении, в основном, равномерное в течение срока службы усилие.

Предпочтительно автомобиль, согласно изобретению, со сцеплениями содержит, по меньшей мере, одно ходовое сцепление и/или, по меньшей мере, одно сцепление для агрегатов.

Согласно одной особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулировочное устройство содержит, по меньшей мере, одно первое и одно второе устройства, причем первое устройство при износе, по меньшей мере, на одном из дисков сцепления освобождает один участок. Например, при износе создается зазор. Этот участок, или этот зазор, снова устраняется или компенсируется вторым устройством для устранения обусловленного износом воздействия на заданные рабочие параметры сцепления или процесса регулирования сцепления при заданных обстоятельствах, т.е., в частности, в заданные моменты времени или в заданных условиях. Например, элемент, такой как ступенчатый палец, установлен в нажимном диске с фрикционным замыканием. Фрикционное замыкание между этим пальцем, или этим элементом, и нажимным диском может быть при этом преодолено при заданных обстоятельствах, причем, в частности, первое (частичное) устройство вызывает относительное смещение элемента по отношению к нажимному диску. Это относительное смещение корреспондирует предпочтительно с износом, возникшим, по меньшей мере, на одном из дисков сцепления.

Вследствие этого смещения пальца относительно нажимного диска палец изменяет также свое положение относительно дополнительного элемента, например ориентированного параллельно нажимному диску дополнительного диска.

Для компенсации обусловленных износом воздействий на процесс сцепления затем с помощью второго устройства при заданных обстоятельствах компенсируют относительное смещение, совершенное пальцем относительно дополнительного диска, например промежуточного диска. За счет этого изменяется предпочтительно положение дополнительного диска (промежуточного диска) относительно вышеназванного нажимного диска.

Относительное смещение между дополнительным диском (промежуточным диском) и нажимным диском соответствует, таким образом, предпочтительно также возникшему износу.

Если, например, расстояние между, по меньшей мере, одной из двух фрикционных накладок и, по меньшей мере, одним из двух дисков сцепления изменилось, поскольку, по меньшей мере, один из этих дисков сцепления изношен, то, например, изменение пути между этими дисками сцепления компенсируется за счет изменения расстояния между одним промежуточным диском и одним нажимным диском, причем промежуток между фрикционными накладками заполнен, в частности, последовательной схемой из нажимного диска, промежуточного диска и пружинного устройства, например, тарельчатой пружиной, и, при необходимости, дополнительных, в основном, жестких элементов.

Согласно одной особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, узел сцепления, согласно изобретению, содержит, по меньшей мере, одно сенсорное устройство для обнаружения относительного перемещения между различными нажимными дисками. Это сенсорное устройство обнаруживает, в частности, при заданных обстоятельствах измененное относительное положение нажимного диска. Например, это сенсорное устройство обнаруживает измененное максимальное расстояние между нажимными дисками. Это максимальное расстояние определяется, например, расстоянием между двумя фрикционными накладками или дисками. Вследствие износа этих фрикционных накладок расстояние изменяется.

Согласно предпочтительной форме выполнения изобретения, сенсорное устройство содержит, по меньшей мере, один палец. Предпочтительно также, что сенсорное устройство или регулировочное устройство связано, по меньшей мере, с одним исполнительным элементом для управления, по меньшей мере, одним из сцеплений, так что регулирование или обнаружение относительного перемещения при приведении в действие этого исполнительного элемента происходит автоматически.

Согласно предпочтительной форме выполнения изобретения, сенсорное устройство связано, по меньшей мере, с одной деталью, которая в процессе управления одним из сцеплений движется в зависимости от движения управления.

Подобной деталью является, например, промежуточный рычаг.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулировочное устройство и/или сенсорное устройство содержит, по меньшей мере, одно зажимное или фрикционное устройство. С помощью подобного фрикционного или зажимного устройства можно создавать предпочтительно зажимное усилие или силу трения. Это фрикционное или зажимное действие предусмотрено, в частности, для соединения элементов, которые при первых обстоятельствах связаны или должны быть связаны между собой и которые при вторых заданных обстоятельствах должны быть расположены с возможностью перемещения по отношению друг к другу.

Например, подобное зажимное или фрикционное соединение предусмотрено между пальцем, в частности ступенчатым пальцем, и одним из нажимных дисков.

Предпочтительно, что с помощью фрикционного или зажимного устройства можно создавать заданное зажимное усилие или силу трения, которая создается, например, за счет посадки с натягом, такой как прессовая или переходная посадка, или посредством пружинного устройства или т.п.

Например, фрикционное или зажимное устройство содержит зажимной винт, который будучи ввинчен в осевом направлении или в направлении периферии оказывает в радиальном направлении зажимное усилие на палец. Подобный винт ввинчивают, например, в нажимной диск, и в его внутреннем пространстве он служит пальцевым устройством, или ступенчатым пальцем. Предпочтительно также, что подобный зажимной винт выполнен по типу зажимной гильзы.

Предпочтительно, что с помощью зажимного винта, или зажимной гильзы, или фрикционного, или зажимного устройства создают, в основном, регулируемое зажимное усилие или силу трения соответственно.

Например, с помощью зажимного, или фрикционного устройства, или зажимного винта, или зажимной гильзы создают, в основном, постоянное в течение срока службы зажимное усилие, оказываемое преимущественно на пальцевое устройство, такое как ступенчатый палец, и удерживающее, тем самым, этот ступенчатый палец в фиксированном относительно нажимного диска состоянии всегда в тех случаях, когда относительное усилие между нажимным диском и ступенчатым пальцем меньше, чем заданное по направлению и величине относительное усилие между ступенчатым пальцем и этим нажимным диском.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, зажимной винт и/или зажимная гильза представляет собой деталь, которая, по меньшей мере, частично в основном шлицована вдоль или с продольной составляющей. Например, эта деталь шлицована винтообразно. Подобное шлицевание обеспечивает, например, что стенки зажимного винта или зажимной гильзы при нагружении радиальным усилием движутся радиально внутрь и, тем самым, могут создавать зажимное усилие.

Предпочтительно, что зажимное усилие преодолевается при заданных обстоятельствах, когда, по меньшей мере, на одном из сцеплений возникает износ. Например, зажимное усилие преодолевается сразу же при возникновении износа, так что происходит относительное смещение пальца и нажимного диска. Предпочтительно также, что палец в другой момент времени смещается относительно нажимного диска.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, охватываемый фрикционным или зажимным устройством палец представляет собой ступенчатый палец, который имеет участки разного диаметра, так что образуется осевой упор.

Согласно предпочтительной форме выполнения изобретения, предусмотрен второй упор для предотвращения движения во втором осевом направлении, который расположен, в частности, на ступенчатом пальце, например, в виде головки.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, палец, охватываемый фрикционным или зажимным устройством, расположен таким образом, что он проходит, в основном, аксиально подвижно через первый нажимной диск и промежуточный диск, расположенный между первым и вторым нажимными дисками.

Предпочтительно, что вышеупомянутые упоры или уступы служат упором для этого первого нажимного диска и этого промежуточного диска.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, палец предохранен от выскальзывания. В частности, палец предохранен от выскальзывания из нажимных дисков или промежуточного диска.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, пространственно между первым и вторым нажимными дисками расположено промежуточное устройство, например промежуточный диск, причем промежуточный диск удерживается фрикционным устройством на определенном расстоянии от второго нажимного диска и причем это расстояние при износе изменяется. Тарельчатая пружина обеспечивает, например, нагружение усилием нажимных дисков в направлении соответствующих дисков сцепления или фрикционных накладок, причем тарельчатая пружина расположена между первым нажимным диском и промежуточным диском.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, промежуточный диск, как и предпочтительно нажимные диски, установлен с возможностью осевого перемещения, причем особенно предпочтительно при заданных обстоятельствах перемещение промежуточного диска блокировано, по меньшей мере, в одном направлении.

Например, перемещение блокировано в первом направлении, когда второй нажимной диск прижат к одному диску, или одной фрикционной накладке.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулировочное устройство содержит устройство по типу механизма свободного хода или механизм свободного хода, который при заданных обстоятельствах регулирует узел сцепления. В частности, это регулирование происходит, например, по меньшей мере, временно при износе фрикционных накладок. Устройство по типу механизма свободного хода расположено, например, между промежуточным диском и вторым нажимным диском. Предпочтительно, что это устройство по типу механизма свободного хода при движении в первом направлении увеличивает расстояние между промежуточным диском и вторым нажимным диском, тогда как движение в противоположном направлении блокировано.

При заданных обстоятельствах, в частности, по меньшей мере, временно механизм свободного хода движется в своем направлении свободного хода, так что расстояние между промежуточным диском и вторым нажимным диском увеличивается.

Соответствующим образом регулировочное устройство может быть также расположено, например, между тарельчатой пружиной и одним из нажимных дисков или между нажимными дисками.

Предпочтительным для увеличения расстояния является также соответствующее устройство, которое также выполнено по типу механизма свободного хода и расположено между местами ввода усилия пружинного устройства, или тарельчатой пружиной.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, регулировочное устройство содержит, по меньшей мере, два элемента, которые контактируют между собой и при заданном движении или при заданном введенном усилии или направлении ввода усилия совершают по отношению друг к другу движение, приводящее к изменению расстояния, в частности увеличению расстояния, в заданном направлении.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, один из этих обоих элементов нагружается устройством аккумулирования энергии, например, пружиной. Этому усилию пружины при первых заданных обстоятельствах или условиях противодействует ответное усилие, что, в основном, препятствует относительному смещению обоих элементов регулировочного устройства. При вторых заданных обстоятельствах или условиях ответное усилие, по меньшей мере, уменьшается, так что оба элемента регулировочного устройства перемещаются по отношению друг к другу под действием усилия пружины или части усилия пружины.

Оба вышеупомянутых элемента регулировочного устройства представляют собой, например, уже упомянутые кольца с уклонами. Например, эти кольца с уклонами из-за своих обращенных друг к другу скосов изменяют при вращении осевое расстояние между собой. Предпочтительно, что на уклонах этих колец выполнены входящие друг в друга фиксаторы, что, в основном, препятствует уменьшению расстояния между кольцами с уклонами за счет фиксации.

Следует отметить, что вместо этой фиксации или в дополнение к этим фиксаторам предпочтительны также другие распорные (фиксирующие) устройства.

Поверхностный контур колец с уклонами, в частности со стороны уклонов, выполнен, например, с линейным подъемом.

Предпочтительно также, что этот поверхностный контур выполнен выпуклым или следует экспоненциальной функции. Предпочтительны также другие функциональные или нефункциональные поверхностные контуры.

Согласно особенно предпочтительной форме выполнения изобретения, изменение осевого расстояния между кольцами с уклонами соответствует при их вращении компенсируемому зазору. В частности, предпочтительно, что кольца с уклонами имеют линейный подъем поверхности, причем узел сцепления, патент № 2245464 обозначает угол этого линейного подъема, a tgузел сцепления, патент № 2245464 соответствует компенсируемому зазору.

Предпочтительно также, что поверхностный контур со стороны уклонов, предпочтительно поворачиваемых по отношению друг к другу колец с уклонами, выполнен по-разному и следует, например, разным функциям.

Согласно изобретению, предпочтительно, что каждый из нажимных дисков при включенном сцеплении контактирует ровно с одним диском сцепления, или ровно с одной фрикционной накладкой. Предпочтительно также, что один нажимной диск при включенном сцеплении контактирует с различными фрикционными накладками. Например, один нажимной диск при включенном сцеплении контактирует одновременно с двумя различными фрикционными накладками. Предпочтительно также, что один нажимной диск для включения первого сцепления контактирует с первым нажимным диском, а для включения второго сцепления контактирует со вторым нажимным диском. Предпочтительно далее, что нажимной диск или нажимные диски выполнены варьируемой толщины.

Изобретение более подробно поясняется ниже с помощью примерных, не ограничивающих его форм выполнения. На чертежах изображают:

фиг.1 - примерную форму выполнения изобретения в частичном разрезе вдоль первой плоскости, причем сцепление находится в первом положении включения и причем диски сцепления находятся в первом состоянии;

фиг.2 - примерную форму выполнения по фиг.1 во второй плоскости разреза;

фиг.3 - примерную форму выполнения по фиг.1 во втором положении сцепления;

фиг.4 - форму выполнения по фиг.3 во второй плоскости разреза;

фиг.5 - примерную форму выполнения по фиг.1 во втором состоянии дисков сцепления;

фиг.6 - форму выполнения по фиг.5 во второй плоскости разреза;

фиг.7 - примерную форму выполнения по фиг.1 в третьем состоянии дисков сцепления;

фиг.8 - форму выполнения по фиг.7 во второй плоскости разреза;

фиг.9 - использованное в примерной форме выполнения, согласно изобретению, регулировочное устройство для сцепления частично в разрезе в первом положении;

фиг.10 - то же во втором положении;

фиг.11 - вид сбоку примерного, согласно изобретению, сцепления, в котором видны рычаги управления;

фиг.12 - разрез по фиг.12 по линии 13-13;

фиг.13 - примерный вид сверху на нажимной диск, согласно изобретению, со стороны коробки передач, снабженный фрикционным устройством;

фиг.14 - вид сверху на примерный нажимной диск со стороны двигателя со сквозным отверстием для ступенчатого пальца, охватываемый, например, сцеплением, согласно изобретению.

На фиг.1 изображена примерная форма выполнения, согласно изобретению, в схематичном виде, частично в разрезе, у которой диски сцепления находятся в первом, в частности неизношенном, состоянии. Сцепление при этом включено в первом положении.

Изображены два нажимных диска 10, 12, которые при включенном сцеплении 14, 16 прилегают с фрикционным замыканием к соответствующим накладкам 18, 20. Сцепления 14, 16 удерживаются каждое, в основном, во включенном положении, в частности, посредством тарельчатой пружины 22.

Под действием тарельчатой пружины 22 нажимные диски 10, 12 зажимаются при этом в основном между накладками 18, 20. В принципе, следовательно, оба сцепления 14, 16 удерживаются во включенном положении предпочтительным образом одной тарельчатой пружиной 22.

В форме выполнения на фиг.1 тарельчатая пружина 22 опирается одной стороной на нажимной диск 10 со стороны двигателя, а другой стороной - на промежуточное устройство или промежуточный диск 24. Этот промежуточный диск 24 находится, в основном, в жестком соединении с рычагом 26 управления. Это соединение реализовано в примере на фиг.1 тем, что промежуточный диск 24 свинчен с промежуточным рычагом 28, который, в свою очередь, шарнирно соединен с рычагом 26 управления посредством шарнира 30.

Рычаг 26 управления представляет собой в изображении на фиг.1 рычаг, которым можно выключать сцепление 16.

Например, для выключения этого сцепления 16 предусмотрено несколько расположенных звездообразно по отношению друг к другу рычагов 26 управления. Например, для управления сцеплением 16 звездообразно расположены три рычага 26 управления.

Предпочтительно (на фиг.1 не показано), что для выключения сцепления 14 со стороны двигателя также предусмотрен, по меньшей мере, один рычаг управления, Например, для управления или выключения сцепления 14 также предусмотрено три рычага управления. Эти рычаги управления также расположены, например, звездообразно по отношению друг к другу. Предпочтительно, что каждый рычаг управления сцеплением 14 расположен между двумя рычагами 26 управления сцеплением 16.

Рычаг 26 управления, шарнирно соединенный с промежуточным рычагом 28 посредством шарнира 30, шарнирно соединен с кожухом во втором месте 32 сочленения.

Промежуточный диск 24, в основном, под действием тарельчатой пружины 22 прижимается к нажимному диску 12, за счет чего нажимные диски 10, 12 прижаты друг к другу.

При этом промежуточный диск 24 прилегает предпочтительно не непосредственно к нажимному диску 12, а к первому кольцу 34 с уклонами. Это первое кольцо 34 с уклонами прилегает при этом в направлении нажимного диска 12 ко второму кольцу 36 с уклонами, которое, в свою очередь, опирается на нажимной диск 12.

Первое 34 или второе 36 кольцо с уклонами нагружается пружинным устройством 38. Пружинное устройство 38, выполненное, например, в виде пружины сжатия, или пружины растяжения, или вращающейся пружины, нагружает первое кольцо 34 с уклонами таким образом, что при недостаточном или отсутствующем ответном усилии кольца 34, 36 с уклонами движутся друг к другу или поворачиваются по отношению друг к другу с возможностью увеличения расстояния между обращенным к промежуточному диску 24 концом кольца 34 с уклонами и обращенным к нажимному диску 12 концом второго кольца 36 с уклонами. Вследствие этого при недостаточном или отсутствующем ответном усилии для натяжения пружинного устройства 38 расстояние между промежуточным диском 24 и нажимным диском 12 увеличилось бы. Предпочтительно этим изменением расстояния или изменением длины управляют таким образом, что оно всегда соответствует сумме обусловленных износом съемов материала накладок 18, 20.

Это обеспечивает, например, согласно изобретению, то, что тарельчатая пружина 22, в основном, удерживается в независимом от износа положении. Это, в свою очередь, обеспечивает то, что усилие пружины или усилие натяжения тарельчатой пружины 22, в основном, не зависит от обусловленных износом съемов материала накладок 18, 20.

Это, в свою очередь, обеспечивает то, что оказываемое на рычаги управления усилие управления или прилагаемый к рычагам управления момент управления, в основном, не зависит от износа накладок 18, 20.

На фиг.2 форма выполнения по фиг.1, согласно изобретению, изображена в схематичном виде, частично в разрезе, во второй плоскости разреза.

Здесь также изображены первый 10 и второй 12 нажимные диски, а также промежуточный диск 24.

На фиг.2 изображено также устройство для удержания и отпускания, или фрикционное устройство, или устройство 50 для варьирования максимально допустимого расстояния между нажимными дисками 10, 12.

Это фрикционное устройство 50 содержит в примерной форме выполнения по фиг.2, согласно изобретению, палец, выполненный, в частности, в виде ступенчатого пальца и проходящий, в основном, в нажимных дисках 10, 12 и промежуточном диске 24 или через них.

Ступенчатый палец 52 установлен при этом предпочтительно в нажимном диске 10 и в промежуточном диске 24, в основном, с возможностью свободного перемещения, в частности свободного осевого перемещения. В нажимном диске 12 ступенчатый палец размещен предпочтительно во фрикционном или зажимном устройстве 50, которое, по меньшей мере, временно создает, в основном, жесткое соединение между ступенчатым пальцем 52 и нажимным диском 12.

Это, в основном, жесткое соединение между ступенчатым пальцем 52 и нажимным диском 12 выполнено при этом предпочтительно таким образом, что в нажимной диск 12 ввинчен зажимной винт 54 и т.п., который оказывает нормальное усилие на рубашкообразную, в частности, поверхность ступенчатого пальца 52, так что осевое движение между ступенчатым пальцем и нажимным диском 12 предотвращается, в частности, тогда, когда усилие, действующее в осевом направлении между нажимным диском 12 и ступенчатым пальцем 52, меньше, чем заданное усилие, зависимое, в частности, от зажимного усилия.

Предпочтительно, например, что это зажимное усилие предварительно установлено или согласовано с усилием натяжения пружинного устройства, в частности, тарельчатой пружины 22 таким образом, что при перемещении ступенчатого пальца 52 и, в частности, при осевом перемещении пальца 52, обусловленном усилием тарельчатой пружины 22, нажимной диск 12 также перемещается, поскольку усилию тарельчатой пружины 22 противодействуют, в основном, только силы инерции, в частности силы инерции ступенчатого пальца 52 и нажимного диска 12, так что между пальцем 52 и нажимным диском 12 не происходит относительного движения.

Поскольку, однако, палец, по меньшей мере, по отношению к одному направлению находится, в основном, в аксиально фиксированном положении, что, например, может быть реализовано за счет прилегания к упору, в частности прилегания головки 56 пальца к нажимному диску 10, зажимное или удерживающее усилие, по меньшей мере, в этом случае является недостаточным для предотвращения относительного движения между ступенчатым пальцем 52 и нажимным диском 12, если нажимной диск 12 или, в основном, жестко связанная с ним деталь не фиксируется аналогичным образом, как палец 52, так что относительное движение достигается, в основном, не за счет или не только за счет геометрического, силового или фрикционного замыкания между ступенчатым пальцем 52 и нажимным диском 12.

В частности, если нажимной диск 12 выполнен, в основном, свободно подвижным, то при осевой фиксации пальца 52 промежуточный диск 24 прижимается тарельчатой пружиной 22 в обращенном от головки пальца направлении, так что оно через кольца 34, 36 с уклонами нагружает нажимной диск 12. Относительное усилие между этим нажимным диском 12 и (удерживаемым) ступенчатым пальцем 52 при этом больше, чем установленная, действующая в осевом направлении сила трения. Таким образом, обеспечивается относительное смещение между ступенчатым пальцем 52 и нажимным диском 12, более подробно поясняемое с помощью следующих чертежей.

Следует отметить, что вместо зажимного винта 54 могут быть использованы также соответствующие устройства, например подпружиненные фрикционные устройства или т.п.

На фиг.3 изображена примерная форма выполнения по фиг.1, согласно изобретению, в выключенном положении узла сцепления или ходового устройства сцепления 16.

Переключение сцепления 16 в выключенное положение достигается, в частности, путем перемещения рычага 26 управления по стрелке 70 или путем поворота рычага 26 управления вокруг оси или места 32 сочленения. Ось места 32 сочленения установлена при этом предпочтительно в кожухе 72.

Предпочтительно с рычагом 26 управления в месте 30 шарнирной опоры шарнирно соединен промежуточный рычаг 28. Поскольку, как в этой примерной форме выполнения, место 30 шарнирной опоры и место ввода внешнего усилия в рычаг 26 расположены с одной стороны места 32 сочленения, вид усилия (сжимающее или растягивающее усилие), введенного снаружи в рычаг 26 управления, в основном, соответствует виду усилия, введенного рычагом 26 управления в место 30 шарнирной опоры. Это означает, в частности, что в примерной форме выполнения по фиг.3, в которой место 30 шарнирной опоры и место ввода усилия расположены, в основном, с одной стороны места 32 сочленения, при нагружении усилием влево или по стрелке 70 место 30 шарнирной опоры или промежуточный рычаг 28 перемещается влево. Согласно изобретению, однако, предпочтительно также, что место 32 сочленения расположено между местом ввода усилия в рычаг 26 управления и местом 30 шарнирной опоры. В таком случае, например, для направленного влево перемещения промежуточного рычага 28 в рычаг 26 управления, например на верхнем конце, было бы введено направленное вправо усилие, т.е. усилие, противоположное стрелке 70.

Вследствие управления рычагом 26 промежуточный рычаг 28 перемещается, таким образом, влево. Промежуточный рычаг 28 проходит, по меньшей мере, с небольшим зазором 74 через нажимной диск 12 и, в основном, жестко соединен, предпочтительно на своем конце, с промежуточным диском 24. Например, промежуточный рычаг 28 свинчен с промежуточным диском 24. Вследствие этого с перемещением рычага 26 в этой форме выполнения изобретения корреспондируют перемещение промежуточного диска 24, в основном, в том же направлении или влево.

Следует отметить, что, согласно одной форме выполнения изобретения (не показана), например внутри устройства из рычага 26, промежуточного рычага 28 и промежуточного диска 24, может быть расположено пружинное устройство. Например, в зоне перехода между промежуточным диском 24 и промежуточным рычагом 28 расположено такое пружинное устройство, например, включенное последовательно. Тогда, например, с перемещением рычага 26 не обязательно корреспондировало бы перемещение промежуточного диска 24.

Между промежуточным диском 24 и нажимным диском 12 расположено преимущественно устройство, содержащее кольца 34, 36 с уклонами. Кольца 34, 36 с уклонами нагружаются пружинным устройством 38 в направлении увеличения расстояния между промежуточным диском 24 и нажимным диском 12. Согласно изобретению, предотвращается неконтролируемое регулирование за счет неограниченного смещения колец 34, 36 с уклонами в направлении увеличения расстояния между промежуточным диском 24 и нажимным диском 12.

Это реализовано, например, за счет того, что усилие, оказываемое пружинным устройством 38 на кольца 34, 36 с уклонами, варьируют, в основном, управляя им. При этом, например, предусмотрено, что противодействующее усилию пружинного устройства 38 усилие, например, также действующее на кольца 34, 36 с уклонами, меньше, чем усилие пружинного устройства 38, когда необходимо или желательно смещение устройства смещения или устройства из колец 34, 36 с уклонами.

В ситуациях, когда смещение колец с уклонами желательно или необходимо, усилие, ответное усилию пружинного устройства 38, устанавливают таким образом, чтобы оно было меньше усилия пружинного устройства 36, так что кольца с уклонами смещаются по отношению друг к другу под действием результирующего усилия и, тем самым, увеличивают расстояние между нажимным диском 12 и промежуточным диском 24 или увеличивают до тех пор, пока на кольцах 34, 36 с уклонами, в основном, не установится равновесие сил или пока усилие, направленное навстречу усилию пружинного устройства 38, не будет больше усилия пружинного устройства 38.

Особенно предпочтительно при этом, в частности, что уклоны 34, 36 выполнены самоудерживающимися. Особенно предпочтительно при этом, что устройство из колец 34, 36 с уклонами выполнено в виде механизма свободного хода. Предпочтительно также, что, по меньшей мере, один из этих уклонов содержит фиксирующий механизм. Предпочтительно также, что уклоны имеют подобие зубчатой поверхности, причем эти зубья выполнены таким образом, что движение уклонов по отношению друг к другу в первом направлении, в основном, возможно, а движение уклонов во втором, противоположном первому направлении, в основном, предотвращено.

Тарельчатая пружина 22 нагружает далее промежуточный диск 24. Предпочтительно эта тарельчатая пружина 22, как показано на фиг.3, расположена между первым нажимным диском 10 и промежуточным диском 24. Пока нажимной диск посредством рычага управления (на фиг. 3 не показан) для выключения сцепления 14, 16, не будет перемещен, в основном, в выключенное положение сцепления, нажимной диск 10 будет прижат тарельчатой пружиной 22, в основном, к накладке 18.

Соответствующим образом тарельчатая пружина 22, воздействующая на промежуточный диск 24, через связь между промежуточным диском 24 и нажимным диском 12, предпочтительные особенности которой более подробно поясняются ниже, прижимает нажимной диск 12 к накладке 20, если посредством рычага 26 управления в промежуточный диск 24 или в нажимной диск 12 не вводят усилие, вследствие которого нажимной диск 12 отходит от накладки 20, как показано на фиг.3.

Например, усилие тарельчатой пружины 22 зависит при этом от хода пружины или от ее растяжения. Изменение хода пружины обусловило бы вследствие этого изменение усилия тарельчатой пружины 22. Сцепления 14, 16 без регулировочного устройства, согласно изобретению, как оно представлено на основании фигур, могли бы, например, вызвать по мере износа накладок под действием тарельчатой пружины 22 прижатие нажимных дисков 10, 12 к накладкам 18, 20, расстояние между которыми увеличилось за счет износа, таким образом, что усилие в тарельчатой пружине 22 изменится. Изменившееся поэтому усилие тарельчатой пружины 22 могло бы, например, вызвать изменение также усилия управления, оказываемого на рычаг 26 управления.

Следует отметить, что особенно предпочтительно накладки 18, 20 выполнять пружинящими.

Примерная форма выполнения по фиг.3 изображена во второй плоскости на фиг.4, из которой видно, в частности, примерное положение ступенчатого пальца 52 при выключенном сцеплении.

Как уже сказано, промежуточный диск 24 выполнен с возможностью перемещения влево для выключения посредством рычага 26 управления или промежуточного рычага 28. В частности, если на накладках 18, 20 не возникает или не возник износ, то ступенчатый палец 52, в основном, повторяет движение промежуточного диска 24, поскольку промежуточный диск 24, в частности, через ступень или уступ 76, по меньшей мере, при отсутствии износа накладок 18, 20, а также перемещении промежуточного диска влево связан со ступенчатым пальцем 52 или прилегает к ступенчатому пальцу 52.

За счет этого ступенчатый палец 52 смещается, таким образом, влево. При этом ступенчатый палец 52 прижимается, в частности, посредством первого нажимного диска 10, или головка 56 ступенчатого пальца 52 все больше удаляется от нажимного диска 10, в частности, влево.

Второй нажимной диск 12, в свою очередь, по меньшей мере, при заданных обстоятельствах, в частности, по меньшей мере, временно и/или, по меньшей мере, частично, в основном, жестко соединен со ступенчатым пальцем 52. В частности, второй нажимной диск 12 соединен со ступенчатым пальцем 52 при заданных обстоятельствах посредством зажимного или фрикционного устройства 50. В частности, это фрикционное устройство 50 содержит фрикционный или зажимной винт 54.

Зажимной винт 54 выполнен при этом, например, в виде полого элемента. В частности, зажимной винт 54 выполнен по типу гильзы, которая на своей наружной боковой поверхности несет резьбу 78. Эту резьбу 78 ввинчивают в резьбу 80, выполненную внутри нажимного диска 12. В частности, эта связь или это свинчивание резьб 78, 80 оказывает радиальное зажимное усилие на ступенчатый палец 52.

Это зажимное усилие преимущественно задано. Особенно предпочтительно также, что это зажимное усилие можно установить. Предпочтительно, согласно изобретению, предусмотрено, что это зажимное усилие можно установить, в основном, постоянным или постоянным на заданное время, в частности на срок службы. Предпочтительно также, что зажимной винт 54 в продольном направлении, по меньшей мере, частично шлицован. Под, по меньшей мере, частичным шлицеванием в продольном направлении зажимного винта 54 следует при этом, в частности, понимать то, что зажимной винт 54 имеет шлиц в своей стенке, вдоль контура которого изменяется, по меньшей мере, также осевое положение. Под этим следует также понимать, например, несплошное шлицевание.

Согласно изобретению, предпочтительными являются также иные зажимные или фрикционные устройства 50, например зажимное или фрикционное устройство 50, которое содержит направленные навстречу друг другу клинья или клиновые кольца или т.п. Предпочтительным является, например, устройство или элемент, который оказывает усилие, направленное радиально, по меньшей мере, также внутрь. Предпочтительным является, например, также элемент, воздействующий на ступенчатый палец 52 под действием усилия пружины, например фрикционная накладка или т.п. Упомянутые клиновые кольца или клинья могут иметь, например, участок, на котором они свинчиваются по отношению друг к другу. Например, участок одного клина имеет сквозное отверстие, тогда как участок второго клина или клинового кольца имеет паз, проходящий наружу, по меньшей мере, также в радиальном направлении, за счет чего клинья или клиновые кольца "гуляют" по отношению друг к другу в радиальном направлении, если их соединяют соединительным элементом, например винтом.

Расстояние между промежуточным диском 24 и нажимным диском 10 определяется, в частности, первым 34 и вторым 36 кольцами с уклонами, а также пружинным устройством 38. В частности, это расстояние, в основном, не изменяется или поддерживается постоянным первым 34 и вторым 36 кольцами с уклонами, а также пружинным устройством 38, или поддерживается постоянным под действием колец 34, 36 с уклонами, а также пружинного устройства 38, если на накладках 18, 20, в основном, не возник износ, который следовало бы компенсировать.

В частности, поскольку промежуточный диск 24 упирается в уступ 76, кольца 34, 36 с уклонами не перемещаются по отношению друг к другу вследствие усилия пружинного устройства 38, поскольку соответствующий зазор отсутствует.

Палец 52 прижимается за счет нажимного диска 10, в основном, фиксированного в своем положении. Нажимной диск 10 прилегает, например, к накладке 18. Предпочтительно также, что нажимной диск 10 или фрикционная накладка 18 при выключенном сцеплении 16 также выключены. Как видно из сравнения фиг.3 и 4, расстояние 77 между нажимным диском 12 и накладкой 20, в основном, соответствует расстоянию 98 между обращенным к нажимному диску 10 торцом 100 головки 56 пальца и обращенным к головке 56 пальца торцом 102 нажимного диска 10, служащего, в частности, также упором для головки 56 пальца.

На фиг.5 устройство, согласно изобретению, изображено во втором состоянии. При этом, в частности, ходовой диск или накладка 20 изношена, по меньшей мере, частично.

Как видно из фиг.5, рычаг управления, в основном, не нагружен, так что нажимные диски 10, 12 также, в основном, прилегают к накладкам 18, 20.

Это прилегание, несмотря на имеющийся износ, объясняется, в частности, тем, что тарельчатая пружина 22 разжимает нажимные диски 10, 12. Для этого она одним своим концом давит непосредственно на нажимной диск 10, тогда как другим своим концом она давит на промежуточный диск 24, который через устройство, включающее в себя, в частности, пружинное устройство 38, а также кольца 34, 36 с уклонами, и/или через фрикционное устройство 50 оказывает давление на нажимной диск 12, прижимаемый, тем самым, к накладке 20. При этом тарельчатая пружина 22 все больше ослабевает, так что, в частности, ее усилие изменяется или уменьшается.

В частности, вследствие этой изменившейся тарельчатой пружины или ее изменившегося положения существует опасность изменения также усилия выключения, необходимого для перемещения в выключенное положение.

Этому препятствует устройство, согласно изобретению, в частности регулировочное устройство, согласно изобретению.

На фиг.6 устройство, согласно изобретению, изображено в состоянии по фиг.5 во второй плоскости.

Из фиг.6 или из сравнения фиг.2 и 6 видно, что промежуточный диск 24 или нажимной диск 12 переместился относительно уступа 76 ступенчатого пальца 52 на расстояние 104. Это расстояние 104, в основном, соответствует износу, возникшему на накладках 18, 20 - здесь, в частности, на ходовом диске или накладке 20.

Это расстояние объясняется, в частности, тем, что накладка 20, представляющая собой, например, подобие "упора", сместилась вправо, так что нажимной диск 12 может двигаться дальше вправо. Тарельчатая пружина 22, однако, как уже сказано, разжимает нажимные диски 10, 12, так что положение нажимного диска 10, в основном, неизменное, а именно прилегающее к накладке 16.

Поскольку здесь головка 76 ступенчатого пальца упирается в нажимной диск 10, тарельчатая пружина 22 напрягает нажимной диск 10 относительно нажимного диска 12, а нажимные диски 10, 12 прилегают (должны прилегать) к накладкам 18, 20, зажимное усилие зажимного устройства 50 здесь, по меньшей мере, временно преодолевается, так что нажимной диск 12, в частности вместе с промежуточным диском 24, может двигаться вдоль пальца вправо до тех пор, пока нажимной диск 12 не упрется в накладку 20. В частности (при этом), усилие тарельчатой пружины 22 тогда больше, чем зажимное усилие, создаваемое зажимным устройством или оказываемое зажимным винтом 54 на ступенчатый палец 52, если тарельчатая пружина 22 вследствие износа частично ослабла.

Предпочтительно при этом, что тарельчатая пружина 22 выбрана и предварительно настроена таким образом, что ее усилие при заданном и, в частности, максимально возможном износе на одной и/или обеих накладках 18, 20 больше, чем зажимное усилие или сила трения, создаваемая зажимным или фрикционным устройством 50. Предпочтительно также, что при заданных обстоятельствах и заданном износе или максимальном износе усилие, в частности, частично ослабленной тарельчатой пружины 22 на заданное значение больше, чем сила трения. Предпочтительно далее, что соотношение усилия тарельчатой пружины и силы трения или зажимного усилия фрикционного устройства 50 при заданных обстоятельствах больше на заданное значение, которое больше единицы.

Следует отметить, что смещение между нажимным диском 12 и ступенчатым пальцем 52 происходит, в частности, тогда, когда ступенчатый палец 52 фиксирован в своем положении, по меньшей мере, по отношению к одному направлению, в частности за счет упирания головки 56 пальца в нажимной диск 10. Пока такой фиксации нет, узел из промежуточного диска 24 и нажимного диска 12, а также ступенчатого пальца 52 смещается совместно, поскольку, в частности, относительное усилие между ступенчатым пальцем 52 и нажимным диском 12 в осевом направлении, в основном, равно нулю.

Во время следующего процесса выключения изображенный на фиг.5 рычаг 26 управления снова нажимают, так что в уже описанном, в основном, выше виде через промежуточный рычаг 28 на промежуточный диск 24 оказывают усилие. Вследствие этого усилия подвижно установленный на ступенчатом пальце 52 промежуточный диск 24 смещается влево и удаляется при этом от второго нажимного диска 12, по меньшей мере, до тех пор, пока промежуточный диск 24 не упрется в уступ 76.

Это удаление обеспечивает смещение колец 34, 36 с уклонами под действием пружинного устройства 38 до тех пор, пока эти кольца 34, 36 с уклонами снова не заполнят в осевом направлении участок, освобожденный смещением промежуточного диска 24 на уступе 76 ступенчатого пальца 52.

В частности, предпочтительно, что при этом составляющая усилия пружинного устройства 38, действующая в направлении удерживающего усилия зажимного устройства 50, меньше, чем удерживающее усилие зажимного устройства 50. Этим, в частности, обеспечивается то, что за счет пружинного устройства 38 и колец 34, 36 с уклонами эти кольца с уклонами смещаются по отношению друг к другу лишь до тех пор, пока кольца с уклонами не заполнят названный освободившийся участок. Затем, в основном, не происходит предпочтительно никакого дальнейшего смещения нажимного диска 12 в осевом направлении.

На фиг.7 и 8 приведены соответствующие фиг.5 и 6 изображения, где износ возник на обеих накладках 18, 20.

На фиг.9 регулировочное устройство изображено в схематичном виде, частично в разрезе. При этом между промежуточным кольцом 24 и нажимным диском 12 предусмотрен узел из пружинного устройства 38, первого 34 и второго 36 колец с уклонами, или эти кольца 34, 36 с уклонами охвачены соответствующими дисками 24, 12. Уклоны имеют подъем, схематично обозначенный треугольником 110. Пружинное устройство 38 нагружает кольцо 34 с уклонами таким образом, что давит на него в направлении возрастания подъема кольца 36 с уклонами, так что в случае, если этому усилию пружинного устройства 38 не противодействует достаточное ответное усилие, расстояние 112 увеличилось бы. Для предотвращения уменьшения расстояния 112 предусмотрены, как это изображено, например, для участка 114 посредством увеличенного фрагмента 116, удерживающие или фиксирующие устройства, в частности одностороннего действия, расположенные, в частности, вдоль уклонов.

На фиг.10 объект изобретения по фиг.9 изображен во втором состоянии, в котором износ возник, в частности, на накладке 18 и/или 20.

В частности, вследствие увеличенного расстояния между промежуточным кольцом 24 и нажимным диском 12 или за счет увеличения этого расстояния пружинное устройство 38 прижимает кольцо 34 с уклонами к наклону 110 "вверх", так что расстояние 112 увеличивается, и устройство из колец 34, 36 с уклонами и пружинного устройства 38 заполняет промежуток между промежуточным диском 24 и нажимным диском 12. Предпочтительно также, что одно или оба кольца 34, 36 с уклонами связаны с соответствующим прилегающим диском 24 или 12, так что пружинное устройство 38 перемещает единый элемент 34, 24, относительно единого элемента 36, 12 с увеличением расстояния 112. Предпочтительно также, что такая единая связь существует только между одним из колец 34, 36 и соответственно прилегающим диском 24, 12.

Следует указать на то, что предпочтительно одно устройство (не показано) препятствует отклонению колец во избежание увеличения расстояния 112.

На фиг.11 изображен примерный вид сверху и сбоку на устройство, изображенное в качестве примера и частично в разрезе на фиг.1-8.

Из изображения на фиг.11 видно примерное расположение рычагов 26, 130 управления, причем рычаг 26 управления предусмотрен для включения и выключения сцепления 16, а рычаги 130 управления предусмотрены для включения сцепления 14.

На фиг.12 изображен разрез по линии 12-12 на фиг.11. Здесь в качестве примера показано расположение рычага 26 управления сцеплением 16 в сравнении с расположением рычага 130 управления для включения сцепления 14.

На фиг.13 изображен примерный нажимной диск 12, согласно изобретению, со стороны коробки передач. При этом более наглядно видно, в частности, расположение, по меньшей мере, одного фрикционного устройства 50.

На фиг.14 изображено примерное выполнение нажимного диска 10 со стороны двигателя, имеющего сквозные отверстия 140 для размещения ступенчатых пальцев 152.

Согласно изобретению, следовательно, предусмотрено автоматическое и/или самопроизвольное регулирование, по меньшей мере, одного сцепления транспортного средства, например трактора или автомобиля, так что, в частности, усилие управления сцеплением, в основном, лежит в течение срока службы в пределах поля допусков, причем ширина этого поля допусков стремится преимущественно к нулю.

Поданная вместе с заявкой формула изобретения является ориентировочной без ущерба для достижения дальнейшей патентной охраны. Заявитель оставляет за собой право заявить дополнительные признаки, раскрытые пока только в описании и/или на чертежах.

Взаимосвязи, использованные в зависимых пунктах, указывают на дальнейшее усовершенствование объекта основного пункта формулы посредством признаков соответствующего зависимого пункта; их не следует рассматривать как отказ от достижения самостоятельной предметной охраны признаков взаимосвязанных зависимых пунктов.

Объекты этих зависимых пунктов образуют также самостоятельные изобретения, имеющие независимую от объектов предыдущих зависимых пунктов форму.

Изобретение не ограничено также приведенным (приведенными) в описании примером (примерами) его осуществления. Напротив, в рамках изобретения возможны многочисленные видоизменения и модификации, в частности такие варианты, элементы и комбинации и/или материалы, которые, например, обладают изобретательским уровнем за счет комбинации или видоизменения отдельных признаков, или элементов, или технологических операций, описанных в сочетании с теми, что приведены в общем описании и формах выполнения, а также пунктах формулы и изображенных на чертежах, и за счет комбинируемых признаков приводят к новому объекту или новым технологическим операциям или последовательностям технологических операций также касательно способов изготовления, контроля и технологических процессов.

Следует указать на то, что взаимодействие отдельных признаков, согласно изобретению, предпочтительно в любой комбинации. В частности, предпочтительными являются также раскрытые в независимых пунктах формулы комбинации признаков с опущением одного или нескольких признаков. Способы, согласно изобретению, предпочтительны также в комбинации.

Следует указать на то, что выполнения всех известных устройств, не относящихся к определенным публикациям, известны, в первую очередь, заявителю или изобретателю, так что изобретатель оставляет за собой право их защиты, если они неизвестны также общественности.

Следует отметить, что при связи между собой признаков союзом "или" этот союз следует понимать, с одной стороны, как математическое "или", а, с другой стороны, как "или", исключающее другую возможность.

Следует указать далее на то, что понятие "управление" и вытекающие из этого понятия следует понимать в смысле изобретения широко. Оно включает в себя, в частности, регулирование и/или управление в смысле промышленного стандарта ФРГ.

Для специалиста очевидно, что помимо изображенных здесь примеров выполнения изобретения возможно множество других модификаций и выполнений, охватываемых изобретением. Изобретение не ограничено, в частности, только изображенными здесь формами выполнения.

Класс F16D13/38 с плоскими сцепляющимися поверхностями, например дисками 

Класс F16D13/75 отличия, относящиеся к регулировке, например приспособления для регулировки зазора 

муфта-тормоз -  патент 2321784 (10.04.2008)
фрикционная муфта -  патент 2298709 (10.05.2007)
муфта-тормоз -  патент 2291991 (20.01.2007)
муфта-тормоз -  патент 2274782 (20.04.2006)
фрикционное сцепление -  патент 2241152 (27.11.2004)
фрикционная муфта и устройство сцепления -  патент 2238451 (20.10.2004)
фрикционное сцепление -  патент 2236616 (20.09.2004)
разъёмный маховик и закрепляемое на маховике фрикционное сцепление -  патент 2226242 (27.03.2004)
маховиковое устройство, в частности для автомобиля -  патент 2201541 (27.03.2003)
муфта-тормоз -  патент 2189507 (20.09.2002)
Наверх