задвижка

Классы МПК:F16K3/10 с приспособлениями для раздвигания уплотняющих поверхностей или их взаимного прижатия 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Пензтяжпромарматура" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-15
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в закрытых помещениях в качестве запорного органа в трубопроводах с жидкими и газообразными средами в атомной, энергетической и других областях промышленности. Задвижка содержит корпус с седлом и вертикальными направляющими. Эти направляющие служат для перемещения по ним тяги. Посредством тяги шпиндель взаимодействует с затвором. Затвор снабжен направляющими пазами. Последние обеспечивают поступательное движение по ним рычагов. Одним концом рычаги закреплены на поворотной оси. Затвор шарнирно связан с тягой. Изобретение направлено на уменьшение габаритов задвижки и ее массы с меньшим ходом выдвижного шпинделя и, как следствие, малым временем срабатывания. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

задвижка, патент № 2244863

задвижка, патент № 2244863 задвижка, патент № 2244863 задвижка, патент № 2244863 задвижка, патент № 2244863 задвижка, патент № 2244863 задвижка, патент № 2244863

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с седлом и вертикальными направляющими, служащими для перемещения по ним тяги, посредством которой шпиндель взаимодействует с затвором, отличающаяся тем, что затвор снабжен направляющими пазами, обеспечивающими поступательное движение по ним рычагов, одним концом закрепленных на поворотной оси, и шарнирно связан с тягой.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что затвор выполнен в виде диска и имеет две симметричные опоры, каждая из которых содержит направляющий паз для движения рычага и отверстие для связи с тягой.

3. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что тяга выполнена в виде балки, имеющей на каждом конце вилку, соединенную поворотной осью с опорой затвора.

Описание изобретения к патенту

Задвижка предназначена для использования в качестве запорного органа в трубопроводах с жидкими и газообразными средами в атомной, энергетической и других отраслях промышленности.

Задвижка содержит корпус с седлом, крышку, шпиндель, рычаги, тягу, размещенную в вертикальных направляющих корпуса и связанную разъемным соединением со шпинделем. Затвор шарнирно связан с тягой, рычаги находятся в направляющих пазах затвора и имеют возможность вращаться вокруг закрепленных в корпусе осей.

Изобретение позволяет понизить габариты с выдвижным шпинделем, ход шпинделя и время срабатывания, что дает возможность использовать ее в закрытых помещениях наряду с задвижками с невыдвижным шпинделем.

Известна задвижка с невыдвижным шпинделем (RU, патент №2157936, Кл. F 16 К 3/14, 2000 г.), которая содержит корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним под действием шпинделя каретку, в которой размещена ось тарелки. Положение каретки относительно корпуса фиксирует рычаг. В каретке размещена ходовая гайка, размещенная на резьбовой части шпинделя.

Недостатками конструкции задвижки с невыдвижным шпинделем является то, что ходовая гайка расположена в транспортируемой среде, что влечет за собой преждевременный ее износ, а значит, снижает эксплуатационную надежность.

Известна задвижка с выдвижным шпинделем (US, патент №4294427, кл. 251-86, 1981 г.) - прототип, содержащая корпус с седлом и направляющими для движения тяги, соединенной со шпинделем с помощью разъемного соединения, в которой на поворотной оси закреплен асимметричный диск.

Недостатками конструкции являются:

- большие габариты, что ограничивает ее использование в закрытых помещениях;

- большой ход шпинделя и время, необходимое для полного открытия и закрытия проходного канала;

- большую металлоемкость и массу конструкции.

Задачей изобретения является создание компактной конструкции запорной арматуры, в которой устранены недостатки, присущие вышеперечисленным видам трубопроводной арматуры.

Для решения задачи в конструкции задвижки с выдвижным шпинделем - прототипа, содержащего корпус с направляющими и седлом, затвор шарнирно соединен с тягой, которая связана разъемным соединением со шпинделем, и снабжен двумя направляющими пазами, в которых размещены рычаги, прикрепленные к корпусу на поворотной оси.

На фиг.1, 2 представлена конструкция заявленной задвижки. Затвор показан в закрытом положении.

На фиг.3, 4 показана задвижка в положении “открыто” - сплошной линией и в промежуточном положении затвора - штриховой линией.

На фиг.5 изображен узел крепления тяги с затвором и шпинделем. Вид А.

На фиг.6 показано шарнирное соединение рычага с корпусом. Разрез Б-Б.

Задвижка содержит корпус 1 с вертикальными направляющими 2 и седлом 3, крышку 4, ходовую гайку 5, затвор 6 с направляющими пазами 7 и опорами 8, тягу 9, шпиндель 10 и рычаги 11.

В корпусе 1 (фиг.6) с помощью гаек 12 жестко зафиксированы оси 13, на которых шарнирно закреплены рычаги 11.

Тяга 9 (фиг.1, 5) перемещается по направляющим 2 корпуса 1 под воздействием шпинделя 10. Тяга 9 и шпиндель 10 соединены разъемным соединением 14, которое удерживает шпиндель 10 от вращения, при его продольном перемещении, под воздействием ходовой гайки 5.

Затвор 6 выполнен в форме диска с симметричными опорами 8, каждая из которых снабжена направляющим пазом 7 для рычага 11 и отверстием для соединения с тягой 16.

Тяга 9 (фиг.5) выполнена в виде балки и имеет на каждом конце две параллельные пластины с соосными отверстиями, образующие вилку, шарнирно связанную с опорой затвора с помощью оси 15.

Задвижка работает следующим образом. В открытом положении затвор расположен горизонтально (фиг.3, 4). При вращении ходовой гайки 5 бугельного узла шпиндель 10 и связанная с ним тяга 9 перемещается поступательно вниз по направляющим 2 корпуса 1. При этом рычаги 11 взаимодействуют с направляющими пазами 7 затвора 6, перемещаясь по ним и поворачиваясь вокруг поворотных осей 13, закрепленных в корпусе 1, вынуждая затвор поворачиваться вокруг осей 15 относительно тяги 9, и прижиматься к седлу 3 в закрытом положении (фиг.1).

Взаимодействие рычагов 11 с направляющими пазами 7 затвора 6 обеспечивает возможность принимать затвору горизонтальное положение в открытом положении. Что делает конструкцию задвижки малогабаритной, с меньшим ходом шпинделя и, как следствие, малым временем срабатывания арматуры. Это позволит заменить задвижки с невыдвижным шпинделем, которые применяются в закрытых помещениях.

Наверх