опора качения

Классы МПК:F16C25/08 самоустанавливающиеся 
F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-22
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов. Опора качения содержит корпус механизма с отверстием под подшипник качения, подшипник качения, вал механизма, на котором установлены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо. Функцию наружного кольца подшипника выполняет корпус механизма, в отверстии которого выполнена проточка с опорными скосами. Функцию внутреннего кольца подшипника выполняют вал и закрепленная на нем втулка с образованными на них опорными скосами. Втулка установлена перед подпружиненной гайкой и вращается вместе с валом, но имеет возможность продольного перемещения. На опорных скосах корпуса, вала и втулки размещены шарики, установленные в сепаратор. Технический результат заключается в создании безлюфтовых опор качения, которые можно применять в механизмах с одной опорой качения. 1 ил.

опора качения, патент № 2243426

опора качения, патент № 2243426

Формула изобретения

Опора качения, содержащая корпус механизма с отверстием под подшипник качения, подшипник качения, вал механизма, на котором размещены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо, отличающаяся тем, что функцию наружного кольца подшипника выполняет корпус механизма, в отверстии которого выполнена проточка с опорными скосами, а функцию внутреннего кольца подшипника выполняют вал и установленная на нем перед подпружиненной гайкой втулка, с образованными на них опорными скосами, причем втулка, вращаясь вместе с валом, закреплена с возможностью продольного перемещения, а на опорных скосах корпуса, вала и втулки размещены шарики, установленные в сепаратор.

Описание изобретения к патенту

Предполагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов.

Известны опоры качения механизмов [1], состоящие из наружного кольца, внутреннего кольца и шариков. Такие конструкции опор имеют осевые и радиальные зазоры, которые в процессе эксплуатации увеличиваются из-за износа деталей, а это ухудшает точностные характеристики механизма в целом.

Известна также опора качения [2], выбранная за прототип, состоящая из корпуса механизма с отверстием под подшипник качения, подшипника качения, вала механизма, на котором размещены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо. Зазор в указанной опоре качения выбирается за счет постоянного подтягивания гайки пружиной.

Недостатком данного технического решения является то, что оно может быть использовано только в механизмах с двумя опорами качения. Использовать его в механизмах и устройствах с одной опорой качения, как, например, в тяге параллелограмма установки ЗУ-23 [3], связывающей прицел с люлькой, невозможно. В данном устройстве при незначительных нагрузках требуется высокая точность, которую при применении обычных подшипников нельзя сохранить в течение срока эксплуатации.

Предполагаемое изобретение решает задачу создания безлюфтовой опоры качения, которую можно применять в механизмах с одной опорой качения.

Для решения поставленной задачи в опоре качения, содержащей корпус механизма с отверстием под подшипник качения, подшипник качения, вал механизма, на котором размещены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо, новым является то, что функцию наружного кольца подшипника выполняет корпус механизма, в отверстии которого образована проточка с опорными скосами. Функцию внутреннего кольца подшипника выполняют имеющие опорные скосы вал и втулка, установленная на нем перед подпружиненной гайкой. Втулка закреплена на валу с возможностью вращения вместе с ним, а также возможностью продольного перемещения. При этом она постоянно подпирается подпружиненной гайкой. На опорных скосах корпуса механизма, вала и втулки размещены шарики, установленные в сепаратор.

Использование опорных скосов корпуса механизма, вала и втулки, поджимаемой подпружиненной гайкой, в качестве беговых дорожек для шариков обеспечивает за счет подпружиненной гайки постоянный выбор люфтов без наличия второй опоры, что дает возможность создать устройства с одной безлюфтовой опорой качения.

Предполагаемое изобретение поясняется графическими материалами, где на фигуре схематично показана опора качения в разрезе.

Опора качения содержит корпус 1 механизма с отверстием, в котором выполнена проточка с опорными скосами. В отверстии корпуса расположен вал 2, на ступени которого образован опорный скос. На валу, например, с помощью шпонки 3 установлена втулка 4, на переднем торце которой выполнен опорный скос. Втулка постоянно подпирается гайкой 5 за счет воздействия на нее пружины 6, установленной на конце вала между гайкой и стопорным кольцом 7. На опорных скосах в сепараторе 8 установлены шарики 9. С помощью гайки 5 выбираются зазоры между опорными скосами и шариками, а благодаря постоянному воздействию пружины на гайку обеспечивается беззазорное соединение, в том числе и при эксплуатации, несмотря на износ деталей.

Источники информации

1. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. Кн. 2. М.: "Машиностроение", 1988, стр.403-435.

2. Патент RU 2199040 С2, 7 F 16 C 25/08 прототип.

3. 23 мм спаренная установка 3У-23, Руководство службы, стр.74, Альбом рисунков к руководству службы, стр.65. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961.

Класс F16C25/08 самоустанавливающиеся 

опорное устройство для трансмиссии автомобиля -  патент 2529112 (27.09.2014)
подшипниковый узел для восприятия опрокидывающего момента -  патент 2418209 (10.05.2011)
редукторный привод с креплением приводного элемента на опорах без осевого люфта, прежде всего для перемещения подвижной детали в автомобиле -  патент 2404388 (20.11.2010)
узел крепления подшипника -  патент 2327907 (27.06.2008)
подшипниковый узел -  патент 2233390 (27.07.2004)
опора качения -  патент 2199040 (20.02.2003)

Класс F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах

устройство вала и способ поддерживания вала -  патент 2478842 (10.04.2013)
способ повышения долговечности подшипникового узла при изменении направления вектора нагрузки -  патент 2464459 (20.10.2012)
виброизолирующая опора -  патент 2432507 (27.10.2011)
опорное устройство для осевой фиксации вращающегося вала изделия -  патент 2418210 (10.05.2011)
устройство для повышения долговечности подшипникового узла -  патент 2386870 (20.04.2010)
подшипник качения, вал, содержащий указанный подшипник, и газотурбинный двигатель, содержащий указанный вал -  патент 2383789 (10.03.2010)
подшипник для двигателя внутреннего сгорания с обратно-поступательным движением кривошипно-шатунного механизма -  патент 2383787 (10.03.2010)
узел крепления подшипника качения -  патент 2352830 (20.04.2009)
узел крепления подшипника -  патент 2327907 (27.06.2008)
способ высокоточной выставки заданной величины люфта (натяга) в опорном узле качения системы "вал - корпус" -  патент 2287099 (10.11.2006)
Наверх