колесо

Классы МПК:B60B15/10 радиально регулируемыми; устройства для регулирования шипов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Тамбовский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-06
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к средствам повышения проходимости, устанавливаемым непосредственно на колеса. Колесо содержит диск, закрепленные на нем шарнирно посредством пальцев грунтозацепы, механизм выдвижения грунтозацепов, снабженный механизмом фиксации и подпружиненный относительно диска. Механизм выдвижения грунтозацепов выполнен в виде поворотного обвода, шарнирно закрепленного на диске, причем на кольцевой части обода имеются отверстия под грунтозацепы, а на боковой части имеются прорези с входящими в них пальцами грунтозацепов, являющимися ограничителями поворота обода относительно диска. В результате упрощается конструкция устройства противоскольжения колеса и автоматизируется привод выдвижения грунтозацепов. 2 ил.

колесо, патент № 2241607

колесо, патент № 2241607 колесо, патент № 2241607

Формула изобретения

Колесо, содержащее диск, закрепленные на нем шарнирно посредством пальцев грунтозацепы, механизм выдвижения грунтозацепов, снабженный механизмом фиксации и подпружиненный относительно диска, отличающееся тем, что механизм выдвижения грунтозацепов выполнен в виде поворотного обода, шарнирно закрепленного на диске, причем на кольцевой части обода имеются отверстия под грунтозацепы, а на боковой части имеются прорези с входящими в них пальцами грунтозацепов, являющимися ограничителями поворота обода относительно диска.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области тракторного и транспортного машиностроения, в частности к средствам повышения проходимости, устанавливаемым непосредственно на колеса.

Известно устройство для повышения сил сцепления колеса транспортного средства с поверхностью качения, содержащее кольцевой диск, закрепленный на ободе колеса. Он выполнен в виде жестко связанных между собою полок, ориентированных во взаимно перпендикулярных плоскостях. Одна из полок, примыкающая к боковой поверхности шины, несет смонтированные на ней лопасти противоскольжения, свободные концы которых выполнены изогнутыми для охвата шины и снабжены грунтозацепами. Приведение лопастей противоскольжения в рабочее положение и фиксация кольцевого диска на ободе колеса производится другим диском, который устанавливается соосно с колесом с возможностью вращения относительно него (патент СССР №1186078).

Недостатком этого изобретения являются, во-первых, сложность конструкции, во-вторых, периодический монтаж и демонтаж устройства. Это усложняет технологию изготовления, повышает стоимость устройства и снижает удобство в эксплуатации.

Известно также колесо, содержащее связанные между собой спицами ступицу и обод, выдвижные грунтозацепы, закрепленные на ободе и соединенные с механизмом их выдвижения, выполненного в виде поворотного диска, установленным на ступице, и механизм фиксации грунтозацепов, грунтозацепы закреплены на ободе через кулисы, а механизм фиксации снабжен стаканом с радиальными вырезами под спицами на одном из его торцов, установленным в поворотном диске на шлицах и подпружиненным относительно него (патент РФ №2021901).

Основными недостатками указанного колеса, которое принято за прототип, являются сложность конструкции и ручной привод механизма выдвижения грунтозацепов.

Техническая задача изобретения - упрощение конструкции, а также использование автоматического привода выдвижения грунтозацепов.

Указанная техническая задача достигается тем, что на колесо устанавливаются несколько пальцев по окружности, к которым одним концом крепятся грунтозацепы. В центре колеса устанавливается дополнительная ось, на которую шарнирно крепится обод. В ободе имеются прорези, которые при монтаже непосредственно надеваются на пальцы крепления грунтозацепов, ограничивающие вращение обода относительно колеса. На наружной поверхности обода имеются отверстия для грунтозацепов. Также имеется механизм подпружинивания обода относительно диска колеса.

На фиг.1 изображено колесо с выдвинутыми грунтозацепами, радиальное сечение; на фиг.2 - то же, вид со стороны диска (поз.9 отсутствует).

Устройство состоит из обода 1, представляющего собой кольцо 2 с отверстиями 3 для грунтозацепов 4 и боковой части 5. Боковая часть 5 жестко соединена с кольцом 2. На поверхности кольца 2 имеются неровности 6 для лучшего сцепления с дорогой. На боковой части обода 5 имеются прорези 7, в которые входят пальцы грунтозацепов 8. Эти пазы ограничивают вращение обода 1 относительно диска колеса 9. Пальцы грунтозацепов 8 монтируются непосредственно на диск колеса 9. Обод 1 подпружинивается относительно диска колеса 9 с помощью пружин 10, один конец которых крепится к пластинам 11 на ободе 1, а другой конец пружин 10 упирается в пальцы грунтозацепов 8. В центре колеса жестко крепится ось 12. На эту ось на подшипниках 13 устанавливается обод 1.

Устройство работает следующим образом.

Транспортное средство двигается по поверхности с малым коэффициентом сцепления с установленным устройством. Обод 1 имеет меньший диаметр, чем основное колесо 9. Это обеспечивает подвешенное состояние устройства при движении по дороге с твердым покрытием. Как только колесо попадает на поверхность с малым коэффициентом сцепления (пахоту), входит в зацепление обод 1, т.к. на такой поверхности под действием веса транспортного средства колесо проваливается на некоторую глубину. Если величина сцепления основного колеса 9 и обода 1 изменяется, т.е. происходит пробуксовка основного колеса 9, то обод 1, сжимая пружины 10, проворачивается на некоторый угол так, что грунтозацепы 4 выдвигаются и входят в зацепление с покрытием. Выезжая на дорогу с твердым покрытием, основное колесо 9 приподнимается. Под действием пружин 10 обод 1 поворачивается в первоначальное положение, грунтозацепы 4 выходят из зацепления. Этим обеспечивается автоматическое изменение сцепления движителей с поверхностью дороги.

Класс B60B15/10 радиально регулируемыми; устройства для регулирования шипов 

колесо с выдвижными шипами -  патент 2457117 (27.07.2012)
устройство для повышения силы сцепления колеса автомобиля с поверхностью дороги -  патент 2374086 (27.11.2009)
колесо с изменяемой геометрией протектора -  патент 2310568 (20.11.2007)
устройство для повышения проходимости транспортного средства -  патент 2088419 (27.08.1997)
Наверх