способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете

Классы МПК:B64D37/32 меры безопасности, не отнесенные к другим группам, например предотвращающие создание взрывоопасных условий
G01M3/26 измерением степени утечки или увеличения количества жидкости, например с помощью устройств, чувствительных к давлению или расходомеров
G01M3/32 испытание резервуаров, например радиаторов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ОКБ Сухого" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-06-10
публикация патента:

Изобретение относится к авиации. Способ заключается в том, что в некоторые моменты определяют показания топливомера и расходомера. Количество топлива, израсходованного с предыдущего момента, определяют по показаниям этих приборов отдельно. Из величины, определенной по топливомеру, вычитают величину, определенную по расходомеру, и сравнивают с возможным предельным значением. При обнаружении превышения его делают вывод о наличии утечки. Возможное предельное значение равно произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по расходомеру, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах, или же сумме максимальных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент запаса. Моменты для определения показаний выбирают либо через равные промежутки, например равные частному возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями, и минимального расхода топлива двигателями, либо так, что за каждый промежуток через расходомер проходит заданное количество топлива. Способ пригоден для маневренных самолетов с дополнительным определением наличия влияющих на показания перегрузок. Технический результат заключается в возможности своевременного выявления утечки топлива. 6 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ обнаружения утечки топлива на летательном аппарате в полете, в котором в некоторые моменты времени определяют показания топливомера и расходомера, количество топлива, израсходованного с предыдущего момента времени, определяют отдельно по показаниям топливомера и по показаниям расходомера, из величины израсходованного количества топлива, определенной по показаниям топливомера, вычитают величину израсходованного количества топлива, определенную по показаниям расходомера, и сравнивают с возможным предельным значением, при обнаружении превышения этого значения делают вывод о наличии утечки топлива.

2. Способ по 1, отличающийся тем, что упомянутое возможное предельное значение равно произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по показаниям расходомера, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах.

3. Способ по 1, отличающийся тем, что упомянутое возможное предельное значение равно сумме максимально возможных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент запаса.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что моменты времени для определения показаний топливомера и расходомера выбирают через равные промежутки времени.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что длительность упомянутых промежутков времени равна результату деления максимально возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями летательного аппарата, на величину минимального расхода топлива двигателями.

6. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что моменты времени для определения показаний топливомера и расходомера выбирают так, что за каждый промежуток времени между соседними моментами через расходомер проходит заданное количество топлива.

7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что его применяют для маневренных самолетов и в моменты определения показаний топливомера и расходомера дополнительно определяют наличие перегрузок, влияющих на эти показания, при наличии перегрузок продолжают в следующие моменты времени определять показания топливомера и расходомера и наличие перегрузок до тех пор, пока не будет обнаружено отсутствие перегрузок, после чего делают окончательный вывод о наличии утечки топлива.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на военно-транспортных и десантных самолетах, а также самолетах-разведчиках и бомбардировщиках.

Известно множество способов определения герметичности топливных баков в процессе испытаний, например, при помощи специальных газов или жидкостей или путем измерения давления. Однако их недостатком является невозможность их применения в процессе движения транспортного средства.

Известен способ проверки на герметичность топливного бака моторного транспортного средства (патент США №6328022, F 02 M 33/02). Он предназначен для тестирования бака, снабжающего топливом двигатель внутреннего сгорания. Для реализации способа используется контейнер, поглощающий пары топлива и связанный вентиляционной линией с топливным баком и продувочной линией с входным патрубком двигателя. Контейнер имеет вентиляционную линию, связанную с атмосферой, причем линия перекрыта отсечным клапаном. Кроме того, имеются датчик давления, который определяет давление в топливном баке, и продувочный клапан, расположенный на продувочной линии, который открывается для пополнения паров топлива, хранимых в контейнере и для поддержания вакуума в вентиляционной системе бака. Топливный бак помещают в емкость, где создают специальное давление, по крайней мере, на время функционирования транспортного средства, и по окончании некоторого периода, который соответствует времени, в течение которого компенсационные процессы типа конденсации или испарения топлива закончатся, выполняется проверка герметичности в произвольный момент времени и в любом состоянии транспортного средства. Недостатком этого способа является то, что вокруг топливного бака необходимо создавать специальное давление.

Известен способ проверки герметичности топливного бака (заявка США №20020062820), в котором определяют давление внутри топливного бака и сравнивают его с изменением скорости транспортного средства. Этот способ основан на обнаруженном факте, что давление в топливном баке зависит от того, движется ли транспортное средство, постоянна ли его скорость или оно ускоряется или тормозится. Недостатком этого способа является невозможность его применения для летательного аппарата, т.к. в этом случае имеется множество параметров, кроме изменения скорости, влияющих на давление в топливном баке.

Что касается авиации, то сейчас экипаж летательного аппарата может узнать о потере герметичности (например, в результате поражения) топливных баков только по непрерывному и достаточно быстрому уменьшению показаний запаса топлива на борту. Однако отслеживание этих показаний затруднено, так как экипаж в это время решает боевые задачи, требующие концентрации внимания.

Наиболее близким к изобретению является способ контроля герметичности изделий (а.с. СССР №1065709, G 01 M 3/26), заключающийся в том, что на входе и выходе изделия измеряют расходы газа, а по ним определяют величину утечки путем вычислений. Недостатком этого способа является то, что он не применим для топливных баков, т.е. когда в процессе расходования топлива не происходит наполнение бака. Имеющийся на борту ЛА расходомер измеряет только количество топлива, перетекающее в двигатель, т.е. на изменение количества топлива в баках вследствие течи не реагирует, и поэтому экипаж в этом случае лишен возможности контроля нештатного изменения количества топлива в баках.

Задачей изобретения является обеспечение своевременного обнаружения утечки топлива на летательном аппарате в процессе полета.

Задача решается с помощью способа обнаружения утечки топлива на летательном аппарате в полете, в котором в некоторые моменты времени определяют показания топливомера и расходомера, определяют количество топлива, израсходованного с предыдущего момента времени, отдельно по показаниям топливомера и по показаниям расходомера, из величины израсходованного количества топлива, определенной по показаниям топливомера, вычитают величину израсходованного количества топлива, определенную по показаниям расходомера, и сравнивают с возможным предельным значением, при обнаружении превышения этого значения делают вывод о наличии утечки топлива.

Упомянутое возможное предельное значение может быть выбрано как величина, равная произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по показаниям расходомера, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах.

Упомянутое возможное предельное значение может быть равно сумме максимально возможных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент запаса.

Моменты времени, в которые, как упомянуто, определяют показания топливомера и расходомера, могут быть выбраны одним из следующих вариантов:

- через равные промежутки времени;

- через равные промежутки времени, длительность которых равна результату деления максимально возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями летательного аппарата, на величину минимального расхода топлива двигателями;

- через промежутки времени, длительность которых такова, что за каждый промежуток времени между соседними моментами через расходомер проходит заданное количество топлива.

Способ может быть применен для маневренных самолетов, тогда в моменты определения показаний топливомера и расходомера дополнительно определяют наличие перегрузок, влияющих на эти показания, при наличии перегрузок продолжают в следующие моменты времени определять показания топливомера и расходомера и наличие перегрузок до тех пор, пока не будет обнаружено отсутствие перегрузок, после чего делают окончательный вывод о наличии утечки топлива.

Изобретение позволяет выявить факт утечки топлива не позднее чем через несколько минут после ее возникновения.

Реализация изобретения возможна благодаря одновременному существованию на борту современного летательного аппарата двух автономных систем топливоизмерения (топливомерной и расходомерной - а они для повышения надежности применяются как дублирующие (см., например, Домотенко и др. Авиационные силовые установки. Транспорт, 1976 г., стр. 179, 180). Топливомер измеряет уровень топлива в баках и на основании этой информации вычисляет запас топлива в баках. При использовании расходомера количество топлива, протекшего через датчик расхода в двигатель, вычитается из начального количества заправленного в баки топлива и тем самым определяется текущий запас топлива на борту.

Предлагаемый способ основан на следующих соображениях.

В идеальном случае, т.е. при отсутствии течи топлива, вызванной потерей герметичности топливных баков, показания топливомера и расходомера изменяются если не одинаково, то синхронно, т.е. изменение запаса топлива по расходомеру способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р за промежуток времени способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 равно изменению запаса топлива по топливомеру способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 T за тот же промежуток времени. Если же есть течь в баке, то изменение показаний топливомера опережает изменение показаний расходомера, т.е. способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Т>способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р на величину потерь топлива

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где qтеч - потери топлива в единицу времени (течь топлива).

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

Отличие от нуля величины способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 П является признаком наличия утечки топлива из топливных баков.

Реально значения способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Т и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р могут быть определены с заранее известными погрешностями m т и mP, зависящими от точности топливомера и расходомера:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gт - количество топлива, фактически ушедшее из бака за время способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 ,

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gр - количество топлива, фактически прошедшее через расходомер за время способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 .

С учетом погрешностей формула (2) преобразуется к виду:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где mт и mp - возможные погрешности измерения соответственно величины способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gт топливомером и величины способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gр расходомером в единицах массы.

Погрешности MT и mp прямо пропорциональны изменениям показаний топливомера и расходомера:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 т и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 р - относительные погрешности (в процентах) соответственно топливомера и расходомера, значения которых указаны в техдокументации на топливомер и расходомер и обычно не превышают 3-4%.

Из формулы (5) видно, что при отсутствии течи (способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gт=способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gр) разность изменений показаний топливомера и расходомера будет принимать значения в диапазоне ± (mт+m р), соответствующем суммарной погрешности топливомера и расходомера. Если разность изменений показаний топливомера и расходомера станет положительной и превысит значение mт +mp, т.е. выйдет за диапазон ± (mт +mр), то это означает, что имеет место потеря (утечка) топлива. Т.о., условие наличия течи топлива может быть записано следующим образом:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где W - возможное предельное значение.

В соответствии с предлагаемым способом в некоторые моменты времени определяют показания топливомера Т и расходомера Р, вычисляют количество топлива, израсходованного с предыдущего момента времени, отдельно по показаниям топливомера (величина способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 T) и по показаниям расходомера (способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р), из величины израсходованного количества топлива способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Т, вычисленной по показаниям топливомера, вычитают величину израсходованного количества топлива способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р, вычисленную по показаниям расходомера, и сравнивают с возможным предельным значением W, при обнаружении превышения этого значения делают вывод о наличии утечки топлива.

Величина W может быть принята равной сумме абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на некоторый коэффициент:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где k - коэффициент запаса, вводимый для исключения ложного определения факта утечки, вызванного изменениями показаний топливомера при случайных кратковременных отклонениях от режима горизонтального полета. Коэффициент запаса выбирают из диапазона 1,0-1,3 и уточняют по результатам летных испытаний. В условиях отсутствия течи

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

где q - расход топлива двигателями.

Складывая правые и левые части формул (6) и (7) и учитывая формулу (10), а также принимая, что способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Gpспособ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р (см. формулу (4)), из (9) получаем выражения для вычисления величины W:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

Здесь способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 t и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 р выражены в процентах. Величины способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 т/100 и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 р/100 представляют собой относительные погрешности, выраженные в абсолютных величинах. Таким образом, в качестве возможного предельного значения может быть выбрана величина, равная произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по показаниям расходомера, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах.

Из аэродинамического расчета самолета известны как минимальный расход топлива на двигатели qmin, так и максимальный расход топлива на двигатели qmax , т.е. весь возможный диапазон расходов. Из формул (6) и (7) с учетом (10) следует, что в условиях отсутствия течи абсолютные погрешности топливомера mт и расходомера mp максимальны при максимальном расходе топлива на двигатели q max:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

Тогда упомянутое возможное предельное значение W может быть заранее принято для всего диапазона расходов от qmin до qmax, равным сумме максимально возможных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент k запаса, т.е. делают вывод о наличии утечки топлива, если

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

Однако при таком выборе величины Wmax утечка менее k· (mт max+mp max) нe распознается, поэтому чем меньше расход q топлива на двигатели (qmin <q<qmax), тем больше величина течи qтеч, которая может быть обнаружена по условию (14). Поэтому целесообразно применять условие (14) при небольшом диапазоне изменения возможных расходов топлива на двигатели (qmax /qminспособ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 10), так как в этом случае увеличение значения распознаваемой течи qтеч при малых расходах топлива на двигатели не существенно по числовому значению.

Выбор моментов времени для сравнения значений способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 T и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р может оказать значительное влияние на результативность способа. Указанные моменты времени можно выбирать несколькими путями.

Один из них - через равные интервалы времени способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 . Для исключения возможности ложного выявления течи величина этого интервала должна быть выбрана такой, чтобы минимально возможное значение способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Tmin за время способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 превышало максимально возможную величину изменений показаний топливомера способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Тэв макс, вызванных случайными эволюциями самолета по тангажу и крену. Величина способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Тэв макс зависит от формы баков, количества и размещения в баках датчиков топливомера и может быть рассчитана заранее по градуировочным характеристикам топливомера конкретного самолета.

Минимально возможное значение способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Тmin за время способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 соответствует минимальному расходу топлива двигателями q min, т.к. при отсутствии течи

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

Из этих соображений величина интервала времени способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 , при котором обеспечивается минимальное запаздывание в обнаружении утечки топлива из баков, может быть выбрана как результат деления максимально возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями летательного аппарата, на величину минимального расхода топлива двигателями:

способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263

Сравнение способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Т и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р может производиться не через равные интервалы времени, а так, что за каждый промежуток времени между соседними моментами через расходомер проходит заданное количество топлива (способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р=const, способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р>способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Тэв макс). В этом случае суммарная абсолютная погрешность топливомера и расходомера mт+mр за промежуток времени не зависит от интенсивности расхода топлива, а интервал времени между двумя циклами сравнения способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Т и способ оповещения экипажа об утечке топлива на ла в полете, патент № 2240263 Р уменьшается с увеличением расхода топлива на двигатели, поэтому время обнаружения потери герметичности топливных баков также уменьшается с увеличением расходов топлива на двигатели.

При применении предлагаемого способа для высокоманевренных самолетов (истребителей), у которых показания топливомера могут значительно изменяться при эволюциях самолета, целесообразно во время эволюции, характеризуемых определенными значениями перегрузок, действующих на самолет, блокировать выдачу экипажу сообщения о поражении топливных баков. Для этого в моменты определения показаний топливомера и расходомера дополнительно определяют наличие перегрузок, влияющих на эти показания, при наличии перегрузок продолжают в следующие моменты времени определять показания топливомера и расходомера и наличие перегрузок до тех пор, пока не будет обнаружено отсутствие перегрузок, после чего делают окончательный вывод о наличии утечки топлива.

С целью упрощения можно, учитывая условия, при которых сформировался сигнал о утечке топлива из баков и кратковременность выполнения эволюции, ввести указание экипажу о необходимости проверки прохождения сигнала об утечке топлива в установившемся режиме полета.

Класс B64D37/32 меры безопасности, не отнесенные к другим группам, например предотвращающие создание взрывоопасных условий

устройство защиты от возгорания топливного бака -  патент 2487060 (10.07.2013)
система и способ вентиляции взрывоопасных зон воздушного судна -  патент 2483985 (10.06.2013)
система антивзрывной защиты емкости -  патент 2413582 (10.03.2011)
система обеспечения безопасности при хранении опасных веществ, например топлива, в баках -  патент 2394640 (20.07.2010)
способ испытания самолетной системы нейтрального газа для минимизации образования воспламеняемых паров топлива -  патент 2392197 (20.06.2010)
устройство и способ подачи воздуха для генерации инертного газа и их применение на летательном аппарате -  патент 2392196 (20.06.2010)
система защиты топливных баков воздушных и космических аппаратов -  патент 2390473 (27.05.2010)
устройство и способ охлаждения воздуха и их применение на летательном аппарате -  патент 2384488 (20.03.2010)
система и способ наддува топливных баков летательного аппарата нейтральным газом -  патент 2376210 (20.12.2009)
способ защиты топливного бака, изготовленного из композитов, от электрических разрядов -  патент 2374145 (27.11.2009)

Класс G01M3/26 измерением степени утечки или увеличения количества жидкости, например с помощью устройств, чувствительных к давлению или расходомеров

устройство защиты пневмогидравлического соединения стыкуемых объектов и способ его контроля на герметичность -  патент 2515699 (20.05.2014)
способ контроля воздухопроницаемости ограждающих строительных конструкций полости замкнутого герметизированного контура -  патент 2484437 (10.06.2013)
система для контроля герметичности затвора шарового крана запорно-регулирующей арматуры магистрального газопровода -  патент 2460936 (10.09.2012)
способ и оборудование для обнаружения дефектов уплотнения в канализационных и вентиляционных системах зданий -  патент 2443987 (27.02.2012)
способ изготовления чувствительной пленки для измерения трещин на поверхности материала -  патент 2442119 (10.02.2012)

способ определения правильности соединения тестового канала эндоскопа -  патент 2431503 (20.10.2011)
стенд для контроля утечек газов или жидкостей в шаровых кранах магистрального трубопровода -  патент 2396483 (10.08.2010)
способ обнаружения сквозных дефектов в оболочке емкости, заполненной жидкостью, и течеискатель для его осуществления -  патент 2377523 (27.12.2009)
датчик взрывоопасных концентраций водорода -  патент 2368882 (27.09.2009)
способ определения места негерметичности колонны насосно-компрессорных труб в скважине -  патент 2339812 (27.11.2008)

Класс G01M3/32 испытание резервуаров, например радиаторов

устройство для проверки герметичности, промывки и определения теплоотдачи автомобильных радиаторов -  патент 2520786 (27.06.2014)
способ контроля массы газового огнетушащего вещества в баллоне модуля газового пожаротушения и устройство для его осуществления -  патент 2357777 (10.06.2009)
способ испытания на герметичность закрытых контейнеров и устройство для его осуществления -  патент 2344396 (20.01.2009)
способ контроля целостности элементов и конструкций и устройство для его осуществления -  патент 2271526 (10.03.2006)
способ испытания на герметичность закрытых контейнеров и устройство для его осуществления -  патент 2243524 (27.12.2004)
способ определения качества паяных трубок при изготовлении радиаторов и теплообменников -  патент 2238531 (20.10.2004)
устройство для диагностирования утечек в резервуарах -  патент 2238235 (20.10.2004)
способ и устройство для испытания герметичности -  патент 2224987 (27.02.2004)
способ проверки на герметичность закрытых сосудов, испытательная камера, испытательное устройство и испытательная установка для этого -  патент 2213333 (27.09.2003)
диагностический модуль -  патент 2191992 (27.10.2002)
Наверх