электродвигатель постоянного тока преимущественно для городского общественного транспорта

Классы МПК:H02K5/14 средства для крепления или защиты щеток или щеткодержателей
H02K23/18 со смещаемыми главными или вспомогательными щетками 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Кросна-Мотор" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-12
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники. Сущность изобретения состоит в следующем. В электродвигателе корпус (1) выполнен с расположенным вдоль него прижимом, под которым вдоль корпуса расположена дополнительная упругая манжета. Образованная прижимом, основой и дополнительной манжетами полость выполнена герметичной и заполнена под давлением диэлектрическим влагонепроницаемым вазелином. Между торцами лопаток вентилятора и поверхностью корпуса, образующей воздушную рабочую полость вентилятора, образован увеличивающийся в сторону воздуховыпускных окон и воздушный зазор. На одной из боковых внешних сторон корпуса статора закреплена дополнительная опора для дополнительного крепления корпуса электродвигателя к несущим нагрузку элементам электропривода. Коллекторные люки (10) и (11) и соответствующие им крышки (12) и (13) выполнены на смежных сторонах корпуса и внешние поверхности этих сторон корпуса выполнены криволинейными. Каждая крышка коллекторного люка выполнена упругой, закреплена на корпусе одним концом посредством быстроразъемных соединений (14), а другим концом крышка связана стяжками (15) со смежным концом другой крышки другого коллекторного люка. В рабочем положении крышки (12) и (13) обжимают корпус (1) электродвигателя за счет их упругости и повторяют форму корпуса. Обмотки возбуждения расположены на полюсных наконечниках с возможностью их плотного контакта с внутренними поверхностями корпуса, которые выполнены прямолинейными в зоне контакта с обмотками. Технический результат - уменьшение габаритов электродвигателя и повышение его мощности. 6 з.п. ф-лы, 16 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16

Формула изобретения

1. Электродвигатель постоянного тока, включающий статор, основные и добавочные полюсные наконечники с закрепленными на них обмотками возбуждения, расположенные в корпусе статора ротор и коллектор, выполненные над коллектором в корпусе статора коллекторные люки, воздухозаборные и воздуховыпускные окна, расположенный в воздушной рабочей полости вентилятор, который установлен на валу ротора, отверстие в корпусе с упругой манжетой и расположенным в ней кабелем силовой цепи электродвигателя, опоры для крепления электродвигателя к несущим элементам электропривода, крышки коллекторных люков и средства их крепления на корпусе, отличающийся тем, что корпус выполнен с расположенным вдоль него прижимом, образующим с корпусом полость, в которой расположена дополнительная упругая манжета, расположенная вдоль корпуса, при этом образованная прижимом, основной и дополнительной манжетами полость выполнена герметичной и заполнена под давлением диэлектрическим влагонепроницаемым вазелином, причем между торцами лопаток вентилятора и поверхностью корпуса, образующей воздушную рабочую полость вентилятора, образован увеличивающийся в сторону воздуховыпускных окон воздушный зазор, причем на одной из боковых внешних сторон корпуса статора закреплена дополнительная опора для дополнительного крепления корпуса электродвигателя, при этом коллекторные люки и соответствующие им крышки выполнены на смежных сторонах корпуса и внешние поверхности этих сторон корпуса выполнены криволинейными, при этом каждая крышка коллекторного люка выполнена упругой и закреплена на корпусе одним концом посредством быстроразъемных соединений, а другим концом крышка связана стяжками со смежным концом другой крышки другого коллекторного люка, при этом обмотки возбуждения расположены на полюсных наконечниках с возможностью их плотного контакта с внутренними поверхностями корпуса, которые выполнены прямолинейными в зоне контакта с обмотками.

2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что стяжка расположена на одной из сторон корпуса и выполнена в виде винта, конец одной крышки шарнирно связан с винтом, конец другой крышки связан с винтом посредством упора, который жестко закреплен на конце другой крышки и расположен между гайкой винта и шарниром крепления винта к концу первой крышки.

3. Электродвигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что в местах расположения быстроразъемных соединений крышек с корпусом, последний выполнен с выступами, имеющими на концах утолщения, а крышки коллекторных люков выполнены с пазами под выступы, при этом пазы выполнены сужающимися в сторону от стяжек.

4. Электродвигатель по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что дополнительная опора выполнена в виде плиты с глухим отверстием в ней под цапфу несущего нагрузку элемента.

5. Электродвигатель по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что дополнительная опора выполнена с выступом под отверстие несущего нагрузку элемента.

6. Электродвигатель по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что в нем между основной манжетой и внутренней поверхностью прижима, над кабелем расположена упругая прокладка, при этом зазоры между кабелем, манжетами и прокладкой заполнены под давлением диэлектрическим влагонепроницаемым вазелином.

7. Электродвигатель по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что в прижиме выполнено сообщенное с полостью прижима отверстие для подачи вазелина в полость прижима, при этом отверстие в рабочем положении электродвигателя закрыто пробкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электродвигателям постоянного тока, к которым предъявляются требования, во-первых, высокой степени компактности, а во-вторых, повышенной мощности в сравнении со стандартными электродвигателями.

Изобретение касается компоновочного решения электродвигателя постоянного тока, применяемого преимущественно в конструкциях электроприводов трамваев и троллейбусов, эргономические качества которых зависят в числе прочих факторов от высоты пола салона, которая в свою очередь регламентирована в ходовых частях этого вида транспорта высотою расположения выходного вала электродвигателя над дорогой в совокупности с движителями ходовой части.

В компоновке ходовых тележек трамваев и троллейбусов существенное место занимают габариты электродвигателей, которые связаны с мощностью, причем при увеличении мощности, например за счет увеличения параметров обмоток, габариты электродвигателя увеличиваются.

Известен электродвигатель постоянного тока, в котором с целью уменьшения габаритов статор в поперечном сечении имеет прямоугольную форму со скошенными углами, расположенный в статоре ротор, коллектор, главные и дополнительные полюсные наконечники с обмотками возбуждения, при этом с целью высвобождения части сердечника каждого полюсного наконечника обмотка возбуждения главного полюсного наконечника крепится на сердечнике главного полюса посредством скоб сложной формы, вставленных в пазы сердечника и отогнутых полкой на обмотку возбуждения с опорой на короб, в котором установлена внутренняя часть катушки, причем обмотка возбуждения главного полюса имеет изоляцию, расположенную между корпусом статора и обмоткой возбуждения [1].

Данное техническое решение направлено на снижение габаритов электродвигателя, однако оно в конструктивном решении является сравнительно сложным вследствие того, что требует применения дополнительных элементов и связей между ними.

Аналогичным техническим решением по отношению к вышеописанному известному техническому решению является электродвигатель постоянного тока, в магнитной системе которого имеется ярмо магнитопровода, на котором установлены сердечники главных полюсов с полюсными наконечниками и сердечники добавочных или дополнительных полюсов с уступами, катушки обмоток, расположенные на полюсах и элементы их крепления, которые выполнены из скоб немагнитного материала, опирающихся на уступы сердечников добавочных полюсов и полюсные наконечники главных полюсов со стороны их катушек, при этом отжимные винты установлены со стороны полюсных наконечников [2].

Данное техническое решение направлено на снижение габаритов электродвигателя путем увеличения межполюсного пространства под обмотки главных полюсов, однако, как и предыдущее техническое известное решение оно связано с усложнением конструкции электродвигателя.

Известны также электродвигатели, включающие статор, полюсные наконечники с полками, причем между каждой полкой и внутренней поверхностью корпуса статора расположена обмотка возбуждения электродвигателя, при этом наружная поверхность обмотки, обращенная к корпусу, расположена с возможностью плотного контакта с корпусом [3, 4].

На габариты электродвигателя оказывает также месторасположение коробки для ввода тока в электрическую машину и конструкция самого устройства, сопряженная, как правило, с корпусом статора.

В известном устройстве, наиболее компактном в отношении уменьшения габаритов электродвигателя, например в устройстве для ввода тока в электродвигатель, предусмотрена установленная в отверстии корпуса электродвигателя изоляционная колодка со ступенчатой наружной поверхностью, уступ которой взаимодействует с уступом отверстия корпуса, отверстия под провода кабеля и выводы обмоток, средства герметизации, включая эластичный уплотнитель, выполненный с возможностью взаимодействия с корпусом электродвигателя и изоляцией проводов кабеля, средства прижима и крепления устройства к корпусу электродвигателя, которое выполнено в виде П-образного в сечении элемента с отбортовками на краях, посредством которых этот элемент прикреплен к корпусу электродвигателя [5].

В другом известном устройстве для ввода тока в электродвигатель, в корпусе последнего выполнено окно в торцевой его части, на которой закреплен жесткий направляющий элемент с эластичной предохранительной трубкой в нем, причем в окне корпуса установлено выполненное из упругого материала кольцо, в котором расположен кабель подвода тока в электродвигатель [6].

Существенное влияние на габариты электродвигателя оказывает месторасположение воздушной полости внутри корпуса электродвигателя, в которой располагается вентилятор для охлаждения внутренних частей электродвигателя, а также форма выполнения воздушной полости во взаимодействии с вентилятором, причем в известном техническом решении, служащем для уменьшения габаритов электрической машины и обеспечения возможности автоматического регулирования воздушного потока и интенсивности вентиляции, вентилятор содержит ступицу с лопатками, связанными с регулятором поворота лопаток с целью регулирования воздушного зазора между торцами лопаток и внутренней поверхностью корпуса электрической машины в зоне воздушной полости, служащей для захвата лопатками нагретого воздуха и выброса его в атмосферу [7].

Сложность конструкции данной известной электрической машины связана со сложностью конструкции автоматически регулируемого поток воздуха вентилятора, что в тяжелых условиях эксплуатации электрической машины оказывает отрицательное влияние на ее надежность и срок службы.

В практике реализованы технические решения соединения корпуса статора электродвигателя постоянного тока большой мощности с минимально возможными габаритами в стесненных условиях с муфтой или редуктором посредством фланца, выполненного на корпусе электродвигателя с целью использования монтажного пространства между электродвигателем, муфтой и редуктором, однако при большом весе электродвигателя, закрепленном на несущей раме электропривода посредством опор корпуса электродвигателя, не исключается в динамическом режиме возникновение значительных изгибающих нагрузок на корпусе и фланце электродвигателя, являющихся основной причиной разрывов посадочных частей электродвигателей, посредством которых они соединяются с другими частями машин.

В известном устройстве для крепления корпуса электродвигателя, например, станины электрической машины кроме опор корпуса электрической машины для ее крепления на несущей части привода для снижения вибрационной активности, уменьшения массы и габаритов машины применены ограничители перемещения корпуса машины, выполняющие по сути функции дополнительных опор, при этом ограничители жестко закреплены на корпусе машины [8].

Таким образом, отмеченные выше недостатки известных технических решений, служащих для уменьшения габаритов электродвигателей постоянного тока и их массы создают трудности реализации этих технических решений в серийно выпускаемых электродвигателях постоянного тока, требования к которым по габаритам, например в отношении ходовых частей трамваев и троллейбусов, постоянно повышаются в связи с требованиями улучшения эргономических качеств этих видов транспорта, связанных в основном со снижением высоты пола салонов.

Известен электродвигатель постоянного тока, включающий статор с основными и добавочными полюсными наконечниками и обмотками возбуждения, закрепленными на наконечниках, расположенный в корпусе статора ротор, воздухозаборные и воздуховыпускные отверстия и коллекторные люки, которые выполнены в корпусе статора, воздушная полость в корпусе, в которой на валу ротора расположен вентилятор, отверстие в корпусе, в котором расположен кабель силовой цепи электродвигателя, опоры для крепления электродвигателя к несущим элементам электропривода [9].

Компоновочное решение электродвигателя [9] частично представлено в наиболее близком техническом решении к заявленному по сути и достигаемому эффекту, выбранному в качестве прототипа. Таким прототипом является электродвигатель постоянного тока, включающий статор с обмотками возбуждения на основных и добавочных полюсных наконечниках, расположенный в корпусе статора ротор, воздухозаборные и воздуховыпускные отверстия, которые выполнены в корпусе статора и между которыми в воздушной полости корпуса статора на валу ротора расположен вентилятор, отверстие в корпусе, в котором в уплотнительных элементах расположен кабель силовой цепи электродвигателя, опоры для крепления электродвигателя [10].

Существенным недостатком этого известного электродвигателя является то, что при увеличении его мощности, например путем увеличения числа витков обмоток возбуждения, габариты электродвигателя увеличиваются из-за необходимости увеличения высоты полюсов, причем в случаях увеличения числа витков обмоток повышается тепловыделение электродвигателя и возникает необходимость увеличения параметров вентилятора для отвода тепла соответственно увеличению мощности электродвигателя и его тепловыделению. Данное обстоятельство приводит к необходимости увеличения габаритных размеров электродвигателя.

Решаемой и достигаемой задачей данного изобретения является уменьшение габаритов электродвигателя и обеспечение возможности повышения его мощности. Другой решаемой и достигаемой технической задачей является повышение надежности и срока службы электродвигателя.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в электродвигателе постоянного тока, включающем статор, основные и добавочные полюсные наконечники с закрепленными на них обмотками возбуждения, расположенные в корпусе статора ротор и коллектор, выполненные над коллектором в корпусе статора коллекторные люки, воздухозаборные и воздуховыпускные окна, расположенный в воздушной рабочей полости вентилятор, который установлен на валу ротора, отверстие в корпусе с упругой манжетой и расположенным в нем кабелем силовой цепи электродвигателя, опоры крепления электродвигателя к несущим нагрузку элементам электропривода, крышки коллекторных люков и средства их крепления на корпусе, - корпус выполнен с расположенным на нем прижимом, образующим с корпусом полость, в которой расположена дополнительная упругая манжета, расположенная вдоль корпуса, при этом образованная прижимом, основной и дополнительной манжетами полость выполнена герметичной и заполнена под давлением диэлектрическим влагонепроницаемым вазелином, причем между торцами лопаток вентилятора и поверхностью корпуса, образующей воздушную рабочую полость вентилятора, образован увеличивающийся в сторону воздуховыпускных окон воздушный зазор, причем на одной из боковых внешних сторон корпуса статора закреплена дополнительная опора для дополнительного крепления корпуса электродвигателя к несущим нагрузку элементам электропривода, при этом коллекторные люки и соответствующие им крышки выполнены на смежных сторонах корпуса и внешние поверхности этих сторон корпуса выполнены криволинейными, при этом каждая крышка коллекторного люка выполнена упругой и закреплена на корпусе одним концом посредством быстроразъемных соединений, а другим концом крышка связана стяжками со смежным концом другой крышки другого коллекторного люка, при этом обмотки возбуждения расположены на полюсных наконечниках с возможностью их плотного контакта с внутренними поверхностями корпуса, которые выполнены прямолинейными в зоне контакта с обмотками.

Стяжка расположена на одной из сторон корпуса и выполнена в виде винта, конец одной крышки шарнирно связан с винтом, конец другой крышки связан с винтом посредством упора, который жестко закреплен на конце другой крышки и расположен между гайкой винта и шарниром крепления винта к концу первой крышки.

В местах расположения быстроразъемных соединений крышек с корпусом последний выполнен с выступами, имеющими на концах утолщения, а крышки коллекторных люков выполнены с пазами под выступы, при этом пазы выполнены сужающимися в сторону от стяжек.

Дополнительная опора выполнена в виде плиты с глухим отверстием в ней под цапфу несущего нагрузку элемента.

Дополнительная опора выполнена с выступом под отверстие несущего нагрузку элемента.

Между основной манжетой и внутренней поверхностью прижима, над кабелем, расположена упругая прокладка, при этом зазоры между кабелем, манжетами и прокладкой заполнены под давлением диэлектрическим влагонепроницаемым вазелином.

В прижиме выполнено сообщенное с полостью прижима отверстие для подачи вазелина в полость прижима, при этом отверстие в рабочем положении электродвигателя закрыто пробкой.

Данная совокупность признаков, направленная на минимизацию габаритов электродвигателя, при достижении поставленной задачи обеспечила возможность увеличения мощности в сравнении, например с тяговым электродвигателем постоянного тока КР 251 производства ЗАО “Кросна-Мотор”, который используется в электроприводах трамваев, при этом полученные габариты по отношению к мощности нового электродвигателя обеспечили возможность существенного изменения компоновок тележек трамваев в отношении снижения уровня пола салона. При этом решена задача повышения надежности электродвигателя за счет повышения герметичности ввода силового кабеля и улучшения отвода тепла из корпуса электродвигателя.

На фиг.1 показан электродвигатель постоянного тока,

на фиг.2 - вид А на фиг.1,

на фиг.3 - вид Б на фиг.1,

на фиг.4 - вид В на фиг.1,

на фиг.5 - сечение Г-Г на фиг.1,

на фиг.6 - вид Д на фиг.3,

на фиг.7 - междуполюсное пространство электродвигателя,

на фиг.8 - устройство для ввода силового кабеля электродвигателя,

на фиг.9 - воздушная полость вентилятора, фрагмент,

на фиг.10 - воздушная полость вентилятора в поперечном сечении,

на фиг.11 - быстроразъемное соединение,

на фиг.12 - сечение Е-Е на фиг.12,

на фиг.13 - стяжка крышек коллекторных люков,

на фиг.14 - вид Ж на фиг.13,

на фиг.15 - вариант исполнения дополнительной опоры электродвигателя,

на фиг.16 - схема установки электродвигателя на ходовой тележке (основные опоры показаны условно).

Электродвигатель постоянного тока (фиг.1) включает статор, в корпусе 1 которого расположен ротор 2, полюсные наконечники 3 (фиг.7) с обмотками 4, которые плотно поджаты к внутренней поверхности 5 корпуса таким образом, что между обмотками 4 и внутренней поверхностью 5 корпуса 1 нет зазоров. В корпусе 1 выполнены воздухозаборные окна 6 и 7 (фиг.2) и воздуховыпускные окна 8 и 9, а также коллекторные люки 10 и 11 (фиг.6 и 13), над которыми расположены съемные крышки 12 и 13 этих люков. Крышки закреплены на корпусе 1 посредством быстроразъемных соединений 14 и стяжек 15, расположенных на наружной части корпуса.

В корпусе 1 статора (фиг.8) выполнено отверстие 16, в котором посредством расположенной в этом отверстии упругой манжеты 17 закреплен кабель 18 электрических проводов силовой цепи электродвигателя. Кабель 18 расположен в отверстии манжеты 17. Над манжетой 17 расположен прижим 19 коробчатой формы, связанный с корпусом 1 болтами (не показаны). В прижиме 19 выполнено отверстие, закрытое пробкой 20. В полости прижима 19 расположена дополнительная упругая манжета 21 и упругая прокладка 22, контактирующая с кабелем 18 в месте его изгиба, при этом основная манжета 17 расположена поперек корпуса, а дополнительная манжета 21 расположена вдоль корпуса таким образом, что расположенный в их отверстиях кабель изменяет направление с поперечного на продольное. Прижим 19, упругие манжеты 17 и 21, пробка 20 образуют герметичную полость. Все зазоры между кабелем, манжетами, прокладкой, пробкой и внутренней поверхностью прижима, а также полость прижима заполнены диэлектрическим влагонепроницаемым вазелином 23, находящемся в процессе работы электродвигателя в упомянутой герметичной полости в полужидком состоянии. Кабель 18, дополнительная упругая манжета 21 и упругая прокладка 22 прижаты к внешней поверхности 24 корпуса 1 прижимом 19 посредством упомянутых болтов, при этом все упомянутые упругие элементы этого соединения находятся в сжатом состоянии.

Обмотки 25 (фиг.7) добавочных полюсов 26 также, как и обмотки 4 основных полюсов, расположены с возможностью плотного контакта с внутренней поверхностью 5 корпуса 1 статора. Обмотки 25, также как и обмотки 4 поджаты к поверхности 5 корпуса таким образом, что они плотно контактируют с поверхностью 5 корпуса и между этой поверхностью и обмотками нет зазоров. Это условие выполняется благодаря особенностям новой технологии, обеспечивающей упомянутый надежный контакт. Данная технология в описании изобретения не раскрывается, поскольку является секретом производства электродвигателей ЗАО “Кросна-Мотор”.

В корпусе 1 статора (фиг.9 и 10), в частности в воздушной рабочей полости 27, в которой расположен вентилятор 28 с переменным шагом лопастей 29, нижняя часть воздушной полости 27 выполнена по радиусу R1 тела вращения (фиг.10), а верхняя часть воздушной полости 27 выполнена по радиусу R2 тела вращения таким образом, что зазор S1 между нижней поверхностью 5 корпуса 1 и нижней кромкой лопасти 29 вентилятора 28 меньше зазора S2 между внутренней поверхностью 5 корпуса 1 и верхней кромкой лопасти 29 вентилятора 28. При этом зазор по его длине выполнен увеличивающимся в сторону воздуховыпускных окон 8 и 9 от нижней части корпуса электродвигателя, показанной на фиг.10. Корпус 1 электродвигателя (фиг.3 и 4) выполнен с прямолинейными наружными верхней, нижней и боковыми поверхностями, на торцевой части корпуса имеется фланец 30, в угловых частях которого по его диагоналям расположены отверстия 31 для крепления электродвигателя к узлам привода машин.

В торцевой части корпуса фланец 30 выполняет функцию основной опоры крепления электродвигателя элементами 32 (фиг.16) к несущим нагрузку частям машин. На одной из боковых сторон корпуса 2 (фиг.1, 3 и 5) закреплена дополнительная опора 33 с глухим гнездом 34 в ней под несущий нагрузку элемент 35. В конструкции ходовой тележки трамвая таким элементом является цапфа ходовой тележки. Дополнительная опора 33 жестко прикреплена к корпусу 1 статора. Опора 33 (фиг.15) в другом ее исполнении выполнена в виде выступа, закрепленного на корпусе 1 статора. Выступ опоры 33 выполнен под отверстие в элементе 35 электропривода.

С целью обеспечения возможности обслуживания электродвигателей с высокой степенью компактности в компоновках, например ходовых тележек трамваев, также требующих высокой степени компактности, наружные стороны корпуса, в местах где расположены коллекторные люки (фиг.13), выполнены с криволинейными поверхностями 36 и 37, к которым поджаты упругие уплотнительные прокладки 38 и 39, закрепленные на крышках 12 и 13 коллекторных люков.

Каждая стяжка 15 (фиг.13 и 14) включает закрепленный на одной крышке 12 кронштейн 40, на котором посредством шарнира 41 закреплена резьбовая тяга 42 с гайками 43 на свободном конце, а также упор 44, жестко закрепленный на другой крышке 13, причем упор 44 расположен между шарниром 41 и гайками 43 и выполнен с прорезью 45 (фиг.14), в которой свободно расположена резьбовая тяга 42. Каждая стяжка 15 (фиг.13) установлена между смежными сторонами крышек 12 и 13 вблизи угла, который образуют стороны корпуса электродвигателя. На чертежах крышки 12 и 13 показаны в рабочем положении, когда они изогнуты и плотно прилегают через прокладки 38 и 39 к криволинейным поверхностям 36 и 37 корпуса, однако в нерабочем положении, когда крышки 12 и 13 сняты с корпуса, они за счет своей упругости принимают прямолинейную форму. Каждое быстроразъемное соединение крышки коллекторного люка с корпусом (фиг.12 и 13) выполнено в виде жестко закрепленных на корпусе 1 статора выступов 46 с головками 47 на концах, при этом головки взаимодействуют с наружной поверхностью крышки, в которой выполнены конические пазы 48 под выступы 46 и их головки 47. Пазы 48 могут иметь иную форму.

Вышеописанный электродвигатель в компоновке, например с узлами ходовой тележки 49 трамвая (фиг.16) соединяется посредством фланца 30 электродвигателя с одной стороны с редуктором 50, а с другой стороны электродвигатель соединяется непосредственно с ходовой тележкой 49 посредством дополнительной опоры 33, в глухом гнезде 34 которой расположен несущий нагрузку элемент 35 ходовой тележки 49 трамвая.

Работает электродвигатель следующим образом. Электродвигатель, соединенный с ходовой тележкой 49 (фиг.16) посредством дополнительной опоры 33, а также посредством фланца 30, связанного например с узлом 50 привода ходовой тележки 49, при возникновении на корпусе электродвигателя опасных изгибающих динамических усилий воспринимает эти усилия корпусом 1 статора, от которого усилия передаются на дополнительную опору 33, при этом дополнительная опора 33 передает нагрузки на элемент 35 и тележку 49 и разгружает корпус 1 от опасного изгибающего момента, который образуется от действия упомянутых нагрузок.

Во время работы электродвигателя производится отвод тепла из корпуса 1 статора вентилятором 28 (фиг.9 и 10). Поскольку воздушная полость 27 выполнена расширяющейся кверху в сторону воздуховыпускных окон 8 и 9, то вследствие этого при минимальном зазоре в нижней части воздушной полости 27 обеспечивается выброс горячего воздуха лопастями 29 вентилятора через воздуховыпускные окна 8 и 9 с минимальными потерями на сопротивление движению воздушного потока в верхней части корпуса, что обеспечивает возможность улучшения отвода тепла из воздушной полости 27 корпуса 1 статора. При увеличенной мощности электродвигателя за счет изменения параметров обмоток и, соответственно увеличения тепловыделения, возможность улучшения отвода тепла из корпуса электродвигателя положительно решается данным техническим решением.

Пространство между полюсными наконечниками и корпусом статора (фиг.8) использовано в настоящем техническом решении в максимальной мере. Обмотки 4 и 25 полюсных наконечников, которые плотно контактируют с внутренней поверхностью 5 корпуса статора (при определенных вышеупомянутых условиях) в данном электродвигателе увеличены в размерах за счет более компактного их расположения в междуполюсном пространстве, что обеспечило возможность повышения мощности электродвигателя.

В сравнении с прототипом габариты данного электродвигателя уменьшены за счет компактной конструкции устройства крепления к корпусу 1 силового электрического кабеля (фиг.8), за счет конструкции стяжек 15 и их месторасположения (фиг.13) в сочетании с быстроразъемными соединениями 14, а также за счет конструкции упругих крышек 12 и 13 в сочетании с быстроразъемными соединениями и стяжками. Ряд других компоновочных решений электродвигателя также позволили существенно уменьшить его габариты, что обеспечило возможность применения данного электродвигателя в конструкциях ходовых тележек трамваев с пониженным уровнем пола салона.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР 1603484, кл. Н 02 К 3/52, 1983.

2. Авторское свидетельство СССР 1064376, кл. Н 02 К 3/52, 1982.

3. Авторское свидетельство СССР 630708, кл. Н 02 К 3/52, 1976.

4. Авторское свидетельство СССР 1724753, кл. Н 02 К 3/20, 1989.

5. Авторское свидетельство СССР 1777202, кл. Н 02 К 5/22, 1989.

6. Авторское свидетельство СССР 1778872, кл. Н 02 К 5/22, 1990.

7. Авторское свидетельство СССР 1677199, кл. Н 02 К 9/04, 1988.

8. Авторское свидетельство СССР 928539, кл. Н 02 К 5/26, 1980.

9. Патент РФ 2171525, кл. Н 02 К 5/14, 2000.

10. Тяговый электродвигатель постоянного тока КР 251 для трамваев производства ЗАО “Кросна-Мотор”, чертеж ИРФШ. 527432.017ТО, лист 18, “ЗАО “Кросна-Мотор”, 1995 (прототип).

Класс H02K5/14 средства для крепления или защиты щеток или щеткодержателей

электродвигатель с редуктором -  патент 2510561 (27.03.2014)
ручная машина с щеточным электродвигателем -  патент 2506683 (10.02.2014)
электродвигатель устройства заводки пружины в воздушном автоматическом выключателе -  патент 2418349 (10.05.2011)
способ и конструкция установки щеткодержателя, исключающие появление волнистости на контактных поверхностях электрощеток и колец (коллекторов) -  патент 2396668 (10.08.2010)
щеточная траверса электрической машины -  патент 2296411 (27.03.2007)
узел щитка универсального двигателя -  патент 2292622 (27.01.2007)
щеточный узел электрической машины -  патент 2246165 (10.02.2005)
щеточно-контактный аппарат электрической машины -  патент 2208884 (20.07.2003)
коллекторная электрическая машина -  патент 2171525 (27.07.2001)
генератор переменного тока -  патент 2121208 (27.10.1998)

Класс H02K23/18 со смещаемыми главными или вспомогательными щетками 

Наверх