транспортный тримаран - транстрим (варианты), способ погрузки на тримаран плавающих грузов непосредственно из воды в трюм при волнении на воде (варианты), способ погрузки-разгрузки и транспортировки грузов, способ аварийного отделения корпусов транспортного тримарана

Классы МПК:B63B1/10 многокорпусных судов 
B63B25/00 Способы и устройства для размещения грузов, например штивка грузов, размещение грузов в трюме; суда, отличающиеся наличием таких устройств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Халидов Гамид Юсупович (RU),
Халидов Уллубий Гамидович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-06
публикация патента:

Транспортный тримаран - транстрим содержит средний корпус, выполненный с приемным отсеком и кормовыми или носовыми трюмными воротами, при этом боковые корпуса удленины соответственно назад относительно линии кормы среднего корпуса или вперед относительно линии носа среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека. При загрузке груза наплывают на последний и размещают его между удлиненными частями боковых корпусов, а затем открывают трюмные ворота и наплыванием на груз размещают последний в приемном отсеке. Тримаран может быть выполнен состоящим из связанных между собой основных частей и стыкуемых с ними грузовых частей. При погрузке этого тримарана сначала стыкуют грузовую и основную части среднего корпуса, а затем последовательно стыкуют грузовые и основные части боковых корпусов. Разгрузку проводят в обратном порядке. В аварийных ситуациях осуществляют взрывную резку кумулятивными зарядами межкорпусных креплений. Осуществление изобретений позволит расширить арсенал технических средств, используемых для транспортировки грузов. 7 с.п. ф-лы. 9 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. Транспортный тримаран - транстрим, состоящий из среднего корпуса и боковых корпусов, где в кормовой части среднего корпуса размещен приемный отсек с кормовыми трюмными воротами, и в боковых корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства, отличающийся тем, что кормовые части боковых корпусов удлинены назад относительно линии кормы среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса.

2. Способ погрузки на тримаран плавающих грузов непосредственно из воды в трюм при волнении на воде, заключающийся в использовании тримарана, где в кормовой части среднего корпуса размещают приемный отсек с кормовыми трюмными воротами, и в боковых корпусах - судовые энергетические установки и рулевые устройства, отличающийся тем, что для осуществления погрузки при волнении на воде используют тримаран, в котором кормовые части боковых корпусов удлинены назад относительно линии кормы среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса, при погрузке наплывают и размещают груз в водном пространстве между удлиненными кормовыми частями боковых корпусов, тем самым уменьшая величину его качки, открывают кормовые ворота среднего корпуса, наплывают на груз, размещают груз в приемном отсеке, закрывают кормовые ворота, перемещают груз в трюм среднего корпуса.

3. Транспортный тримаран - транстрим, состоящий из среднего корпуса и боковых корпусов, где в среднем корпусе в носовой части размещен приемный отсек с носовыми трюмными воротами, и во всех трех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства, отличающийся тем, что носовые части боковых корпусов удлинены вперед относительно линии носа среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса.

4. Способ погрузки на тримаран плавающих грузов непосредственно из воды в трюм при волнении на воде, заключающийся в использовании тримарана, где в носовой части среднего корпуса размещают носовой обтекатель, приемный отсек с кормовыми трюмными воротами, и во всех корпусах - судовые энергетические установки и рулевые устройства, отличающийся тем, что для осуществления погрузки при волнении на воде используют тримаран, в котором носовые части боковых корпусов удлинены вперед относительно линии носа среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса, при погрузке наплывают и размещают груз в водном пространстве между удлиненными носовыми частями боковых корпусов, тем самым уменьшая величину его качки, откидывают носовой обтекатель, открывают носовые ворота среднего корпуса, наплывают на груз, размещают груз в приемном отсеке, закрывают носовые ворота, перемещают груз в трюм среднего корпуса.

5. Транспортный тримаран - транстрим, состоящий из среднего корпуса и боковых корпусов, соединенных межкорпусными креплениями, где средний корпус выполнен из двух частей - основной и грузовой, где грузовая часть выполнена с возможностью соединения (стыковки) с основной частью, и во всех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства, отличающийся тем, что каждый из боковых корпусов выполнен из двух частей - основной и грузовой, где грузовая часть выполнена с возможностью соединения (стыковки) с основной частью, при этом боковые корпуса выполнены с возможностью стыковки их грузовых частей после стыковки грузовой части среднего корпуса, а средний корпус выполнен с возможностью отстыковки его грузовой части после отстыковки грузовых частей боковых корпусов.

6. Способ погрузки-разгрузки и транспортировки грузов, отличающийся тем, что они осуществляются транспортным тримараном, где каждый из корпусов выполняют из двух частей - основной и грузовой, погрузка-разгрузка представляет собой стыковку-расстыковку грузовых частей с основными частями среднего и боковых корпусов, причем при погрузке первоначально стыкуют грузовую часть с основной частью среднего корпуса, затем последовательно стыкуют грузовые части с основными частями боковых корпусов, при разгрузке первоначально расстыкуют последовательно грузовые части от основных частей боковых корпусов, затем расстыкуют грузовую часть от основной части среднего корпуса, а транспортировка обеспечивается закреплением грузовых частей к основным частям и межкорпусными креплениями между всеми тремя корпусами.

7. Способ аварийного отделения корпусов транспортного тримарана, соединенных межкорпусными креплениями, заключающийся в том, что в местах соединения межкорпусных креплений к корпусам судна размещают удлиненные кумулятивные заряды, при аварии бокового корпуса осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку межкорпусных креплений, отделяя аварийный боковой корпус от среднего корпуса, а при аварии среднего корпуса осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку межкорпусных креплений, отделяя средний корпус от боковых корпусов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных тримаранов. Это могут быть транспортные, пассажирские, спортивные, промысловые, технические и суда специального назначения.

Известны различные конструкции транспортных тримаранов (патенты RU 2155694, 2155695 и 2156714).

Известны транспортные тримараны (патенты РФ 2145562 и 2145290), содержащие трюмные ворота в среднем корпусе для приема единичных крупногабаритных грузов (брусов льда, барконов) непосредственно из воды в трюм.

Недостатком их является то, что при волнении на море прием крупногабаритных грузов становится затруднительным, а при сильном волнении - практически невозможным. Одной из причин этого является то, что тримаран в силу своей конструкции подвергается значительно меньшей качке, чем груз, находящийся в воде. Эта асинхронность качки судна и груза может не позволить осуществить прием груза в трюм.

Цель настоящего изобретения - разработка новых конструкций транспортных тримаранов с новыми возможностями, а также учитывающих специфику погрузки-разгрузки при волнении в море, и способа спасения пассажиров и команды тримарана.

Поставленная цель достигается тем, что в транспортном тримаране - транстриме, состоящем из среднего корпуса и боковых корпусов, в кормовой части среднего корпуса размещен приемный отсек с кормовыми трюмными воротами и в боковых корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства. Кормовые части боковых корпусов удлинены назад относительно линии кормы среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса.

Способ погрузки на тримаран плавающих грузов непосредственно из воды в трюм при волнении на воде заключается в использовании тримарана, где в кормовой части среднего корпуса размещают приемный отсек с кормовыми трюмными воротами и в боковых корпусах - судовые энергетические установки и рулевые устройства. Для осуществления погрузки при волнении на воде используют тримаран, в котором кормовые части боковых корпусов удлинены назад относительно линии кормы среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса, при погрузке наплывают и размещают груз в водном пространстве между удлиненными кормовыми частями боковых корпусов, тем самым уменьшая величину его качки, открывают кормовые ворота среднего корпуса, наплывают на груз, размещают груз в приемном отсеке, закрывают кормовые ворота, перемещают груз в трюм среднего корпуса.

Транспортный тримаран - транстрим состоит из среднего корпуса и боковых корпусов, где в среднем корпусе в носовой части размещен приемный отсек с носовыми трюмными воротами и во всех трех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства. Носовые части боковых корпусов удлинены вперед относительно линии носа среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса.

Способ погрузки на тримаран плавающих грузов непосредственно из воды в трюм при волнении на воде заключается в использовании тримарана, где в носовой части среднего корпуса размещают носовой обтекатель, приемный отсек с кормовыми трюмными воротами и во всех корпусах судовые энергетические установки и рулевые устройства. Для осуществления погрузки при волнении на воде используют тримаран, в котором носовые части боковых корпусов удлинены вперед относительно линии носа среднего корпуса на величину, большую длины приемного отсека среднего корпуса, при погрузке наплывают и размещают груз в водном пространстве между удлиненными носовыми частями боковых корпусов, тем самым уменьшая величину его качки, откидывают носовой обтекатель, открывают носовые ворота среднего корпуса, наплывают на груз, размещают груз в приемном отсеке, закрывают носовые ворота, перемещают груз в трюм среднего корпуса.

Транспортный тримаран - транстрим состоит из среднего корпуса и боковых корпусов, соединенных межкорпусными креплениями, где средний корпус выполнен из двух частей - основной и грузовой, где грузовая часть выполнена с возможностью соединения (стыковки) с основной частью, и во всех корпусах размещены судовые энергетические установки и рулевые устройства. Каждый из боковых корпусов выполнен из двух частей - основной и грузовой, где грузовая часть выполнена с возможностью соединения (стыковки) с основной частью, при этом боковые корпуса выполнены с возможностью стыковки их грузовых частей после стыковки грузовой части среднего корпуса, а средний корпус выполнен с возможностью отстыковки его грузовой части после отстыковки грузовых частей боковых корпусов.

Способ погрузки-разгрузки и транспортировки грузов заключается в том, что они осуществляются транспортным тримараном, где каждый из корпусов выполняют из двух частей - основной и грузовой, погрузка-разгрузка представляет собой стыковку-расстыковку грузовых частей с основными частями среднего и боковых корпусов. При погрузке первоначально стыкуют грузовую часть с основной частью среднего корпуса, затем последовательно стыкуют грузовые части с основными частями боковых корпусов, при разгрузке первоначально расстыкуют последовательно грузовые части от основных частей боковых корпусов, затем расстыкуют грузовую часть от основной части среднего корпуса, а транспортировка обеспечивается закреплением грузовых частей к основным частям и межкорпусными креплениями между всеми тремя корпусами.

Способ аварийного отделения корпусов транспортного тримарана, соединенных межкорпусными креплениями, заключается в том, что в местах присоединения межкорпусных креплений к корпусам судна размещают удлиненные кумулятивные заряды, при аварии бокового корпуса осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку межкорпусных креплений, отделяя аварийный боковой корпус от среднего корпуса, а при аварии среднего корпуса осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку межкорпусных креплений, отделяя средний корпус от боковых корпусов.

На фигурах 1, 2, 3 изображена схема погрузки транстрима через кормовые трюмные ворота.

На фигурах 4, 5, 6 изображена схема погрузки транстрима через носовые трюмные ворота.

На фигурах 7, 8, 9 изображена схема погрузки-разгрузки транстрима с отделяемыми частями всех корпусов.

Для осуществления эффективной погрузки грузов на тримаран при волнении на море предлагаются следующие конструкции.

При погрузке грузов через кормовые ворота предлагается конструкция транстрима 1 (фиг. 1), содержащего средний 2 и боковые 3 корпуса, судовые энергетические установки 4, размещенные в боковых корпусах 3, кормовые ворота 5 и приемный отсек 6 в среднем корпусе 2 транстрима 1. Кормовые части 7 боковых корпусов 3 удлинены назад относительно линии кормы среднего корпуса 2 на величину, равную или несколько большую длины приемного отсека 6 среднего корпуса 2, или, что в принципе одно и тоже, на величину, равную длине груза 8 (баркона, бруса льда), загружаемого в приемный отсек 6 трюма среднего корпуса 2 тримарана 1. Такое расположение корпусов 2 и 3 образует как бы П-образную заводь, в которой полностью размещается груз 8 (фиг. 2) перед погрузкой в трюм среднего корпуса 2 тримарана 1. При этом выступающие назад кормовые части 7 боковых корпусов 3 защищают груз 8 от волн.

Таким образом, при волнении моря погрузка груза 8 через кормовые трюмные ворота 5 среднего корпуса 2 транспортного тримарана 1 с удлиненными назад боковыми корпусами 3 осуществляется следующим образом. Тримаран 1 наплывает и размещает груз 8 в водном пространстве между удлиненными кормовыми частями 7 боковых корпусов 3 (фиг. 1, 2), тем самым уменьшая величину его качки до приемлемой для осуществления дальнейшей погрузки. Далее открывают кормовые ворота 5 среднего корпуса 2, наплывают на груз 8, размещают груз в приемном отсеке 6 (фиг. 3), закрывают кормовые ворота 5 и далее перемещают груз 8 в трюм среднего корпуса 2. Так до полной загрузки.

При погрузке грузов через носовые ворота предлагается конструкция транстрима 9 (фиг. 4), содержащего средний 10 и боковые 11 корпуса, судовые энергетические установки 12, размещенные во всех трех корпусах, в носовой части среднего корпуса 10 транстрима 9 открывающийся носовой обтекатель 13, носовые ворота 14 и приемный отсек 15. Носовые части 16 боковых корпусов 11 удлинены вперед относительно линии носа среднего корпуса 10 на величину, равную или несколько большую длины приемного отсека 15 среднего корпуса 10, или, что в принципе одно и тоже, на величину, равную длине груза 17 (баркона, бруса льда), загружаемого в приемный отсек 15 трюма среднего корпуса 10 тримарана 9. Такое расположение корпусов 10 и 11 образует как бы П-образную заводь, в которой полностью размещается груз 17 (фиг. 5) перед погрузкой в трюм среднего корпуса 10 тримарана 9. При этом выступающие вперед носовые части 16 боковых корпусов 11 защищают груз 17 от волн.

Таким образом, при волнении моря погрузка груза 17 через носовые трюмные ворота 14 среднего корпуса 10 транспортного тримарана 9 с удлиненными вперед боковыми корпусами 11 осуществляется следующим образом. Тримаран 9 наплывает и размещает груз 17 в водном пространстве между удлиненными носовыми частями 16 боковых корпусов 11 (фиг. 4, 5), тем самым уменьшая величину его качки до приемлемой для осуществления дальнейшей погрузки. Далее откидывают (поднимается или отводится в сторону) носовой обтекатель 13, открывают носовые ворота 14 среднего корпуса 10, наплывают на груз 17, размещают груз 17 в приемном отсеке 15, закрывают носовые ворота 14 (фиг. 6) и далее перемещают груз 17 в трюм среднего корпуса 10. Так до полной загрузки. После погрузки последнего груза 17 закрывают носовой обтекатель 13.

Предлагается следующая конструкция транстрима, позволяющая более эффективно использовать его боковые корпуса.

Транспортный тримаран - транстрим 18 (фиг. 7) состоит из среднего 19 и боковых 20 корпусов. Все три корпуса 19 и 20 оснащены судовыми энергетическими установками 21 и рулевыми устройствами. Средний корпус 19 выполнен из двух частей - основной 22 и грузовой 23, где грузовая часть 23 выполнена с возможностью соединения (стыковки) с основной частью 22. Каждый из боковых корпусов 20 также выполнен из двух частей - основной 24 и грузовой 25, где грузовая часть 25 выполнена с возможностью соединения (стыковки) с основной частью 24. Основная часть 22 среднего корпуса 19 соединена с основными частями 24 боковых корпусов 20 стационарными межкорпусными креплениями 26 и общей палубой 27 (с возможностью выполнения функции межкорпусного крепления). Основные части 22 и 24 всех корпусов 19 и 20 образуют главный модуль судна, а грузовые части 23 и 25 - стыковочные модули. Боковые корпуса 20 выполнены с возможностью стыковки их грузовых частей 25 после стыковки грузовой части 23 среднего корпуса 19, а средний корпус 19 выполнен с возможностью расстыковки его грузовой части 23 после расстыковки грузовых частей 25 боковых корпусов 20. После стыковки грузовых частей 23 и 25 с основными частями 22 и 24 корпусов 19 и 20 для жесткости конструкции тримарана 18 грузовые части 23 и 25 крепятся к основным частям 22 и 24 межкорпусными штырями-упорами 28, а между собой соединяются различными межкорпусными (навесными, палубными, выдвижными) креплениями 29. На основных частях 22 и 24 размещены надстройки 30.

Рассмотрим операцию по погрузке судна. Погрузка судна представляет собой процесс соединения стыковочных модулей с главным модулем тримарана 18, т.е. стыковки грузовых частей 23 и 25 с основными частями 22 и 24 корпусов 19 и 20 тримарана 18. Грузовые части 23 и 25, являясь функционально самостоятельными и универсальными для этого типа кораблей, заранее грузятся в порту в ожидании прибытия судна. Погрузка происходит в следующей последовательности. Первоначально главный модуль транстрима 18 подплывает к грузовой части 23, после чего грузовая часть 23 стыкуется с основной частью 22 среднего корпуса 19 (фиг.9). Затем происходит погрузка боковых корпусов 20 - поочередно стыкуются грузовые части 25 к основным частям 24 боковых корпусов 20 (фиг. 8). Возможно толкание грузовых частей 23 и 25 судном-толкачом. После стыковки межкорпусные крепления 28 и 29 ужесточают конструкцию тримарана 18 перед транспортировкой (фиг. 7). Судно готово к транспортировке груза и следует в порт назначения.

Операция по разгрузке судна представляет собой операцию, обратную погрузке. Разгрузка судна представляет собой процесс отсоединения стыковочных модулей от главного модуля тримарана 18, т.е. отстыковки грузовых частей 23 и 25 от основных частей 22 и 24 корпусов 19 и 20 тримарана 18. Разгрузка происходит в следующей последовательности. Первоначально происходит разгрузка боковых корпусов 20 - поочередно отстыкуются грузовые части 25 от основных частей 24 боковых корпусов 20 (фиг. 8). Для этого освобождаются межкорпусные крепления 28 и 29. Затем происходит разгрузка среднего корпуса 19 - грузовая часть 23 отстыкуется от основной части 22 среднего корпуса 19 (фиг. 9). После этого транстрим 18, а точнее его главный модуль, отплывает от грузовой части 23. При разгрузке возможна отбуксировка грузовых частей 23 и 25 судном-буксировщиком. Затем главный модуль транстрима 18 плывет к другим загруженным грузовым частям, которые уже готовы для стыковки и транспортировки.

Предлагается следующий способ аварийного отделения корпусов тримарана для спасения пассажиров и команды, применимый для любого из вышеописанных транспортных тримаранов 1, 9 или 18 (фиг. 1, 4, 7).

Тримаран состоит из среднего и боковых корпусов, соединенных межкорпусными креплениями, общей палубой и межкорпусными мостиками. Все три корпуса оснащены судовыми энергетическими установками. В случае аварии одного из корпусов (возможно и двух) тримарана предусмотрено быстрое отделение аварийного корпуса от других корпусов. Для этого в местах соединения межкорпусных креплений, общей палубы и межкорпусных мостиков с корпусами судна (например, в бортах) располагают устройства - удлиненные кумулятивные заряды (КЗУ), размещаемые в защитном корпусе. Подрывом КЗУ (с использованием электродетонатора) осуществляют практически мгновенную взрывную резку межкорпусных креплений, общей палубы и межкорпусных мостиков, соединяющих корпуса, что влечет за собой мгновенное отделение аварийного корпуса. Во избежание внешнего воздействия на КЗУ (морская вода, Солнце и т.д.) возможно их размещение внутри межкорпусных креплений, общей палубы и межкорпусных мостиков.

При крупной аварии бокового корпуса (пробоина, пожар и т.д.), когда аварийный корпус угрожает безопасности всему судну и принято решение для его аварийного отделения от судна, пассажиров и команду аварийного бокового корпуса перемещают через общую палубу и межкорпусные мостики на средний корпус. Затем даются команды на срабатывание удлиненных кумулятивных зарядов, которые взрывной резкой мгновенно разрезают межкорпусные крепления, общую палубу и межкорпусные мостики, отделяя тем самым аварийный боковой корпус от среднего корпуса.

При крупной аварии среднего корпуса (пробоина, пожар и т.д.), когда аварийный средний корпус угрожает безопасности всему судну и принято решение для его аварийного отделения, пассажиров и команду аварийного среднего корпуса перемещают через общую палубу и межкорпусные мостики на боковые корпуса. Затем даются команды на срабатывание удлиненных кумулятивных зарядов, которые взрывной резкой мгновенно разрезают межкорпусные крепления, общую палубу и межкорпусные мостики, отделяя тем самым аварийный средний корпус от боковых корпусов.

Как в случае аварии одного из боковых корпусов, среднего корпуса, так и обоих боковых корпусов или среднего и бокового корпусов, удлиненные кумулятивные заряды мгновенно отделяют аварийный корпус или аварийные корпуса. При этом каждый из корпусов тримарана, а также образующийся после аварии одного из боковых корпусов катамаран "средний корпус - боковой корпус" выполнены с возможностью их дальнейшего самостоятельного плавания.

Класс B63B1/10 многокорпусных судов 

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 2) -  патент 2527644 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 4) -  патент 2527606 (10.09.2014)
барокатамаран s-14 -  патент 2526369 (20.08.2014)
барокатамаран s-14 -  патент 2526368 (20.08.2014)
колёсный катамаран -  патент 2521453 (27.06.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
плавсредство - катамаран для морской геофизики -  патент 2466052 (10.11.2012)
скоростной катамаран -  патент 2463196 (10.10.2012)

Класс B63B25/00 Способы и устройства для размещения грузов, например штивка грузов, размещение грузов в трюме; суда, отличающиеся наличием таких устройств

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
сухогрузное судно -  патент 2528515 (20.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 2) -  патент 2527644 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 4) -  патент 2527606 (10.09.2014)
термоизоляционная герметичная стенка емкости из полимерных композиционных материалов для сжиженного природного газа -  патент 2526870 (27.08.2014)
Наверх