пусковая корабельная установка для ракет и способ ее развертывания

Классы МПК:F41F3/04 для ракет 
B63G1/00 Размещение орудийных и ракетных установок на кораблях; корабли, отличающиеся этими установками
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-11-10
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в пусковых установках (ПУ) на кораблях, имеющих вертолетную палубу. ПУ устанавливают в фиксируемом положении на подготовленной стартовой площадке, в качестве которой используют вертолетную палубу (ВП) корабля. Положение ПУ фиксируют посредством штатных закладных элементов ВП, предназначенных для закрепления вертолетов. ПУ содержит опорную платформу, на которой с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно закреплена поворотная балка, средства соответственно для ее поворота для ее фиксации относительно стартовой площадки (например, ВП). Опорная платформа выполнена в виде рамы, включающей продольные и поперечные балки, выполненной с возможностью опирания на вертикальные регулируемые опоры (ВРО), установленные с возможностью контактирования с ВП. Рама выполнена с возможностью разъемного соединения с резьбовыми закладными элементами ВП посредством регулируемых по длине тяг (РДТ) через опорные элементы со сферическими подпятниками, взаимодействующими с соответствующими резьбовыми элементами (РЭ) со сферической поверхностью, установленными в закладных элементах ВП. РДТ шарнирно закреплены соответственно на опорных элементах и продольных балках рамы. Одни РДТ выполнены каждая с возможностью расположения в рабочем состоянии ПУ в соответствующей вертикальной плоскости, перпендикулярной продольной оси рамы и совмещенной с плоскостью, проходящей через вертикальную ось смежной ВРО и продольную ось РЭ, взаимодействующего со связанным с РДТ опорным элементом со сферическим подпятником. Другие РДТ выполнены каждая с возможностью расположения в рабочем состоянии ПУ в горизонтальной плоскости под острым углом к продольной оси рамы. Изобретение обеспечивает приспособляемость пусковой установки (ПУ) к различным объектам-носителям и сокращение времени развертывания (монтажа) ПУ на объекте-носителе. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 12 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

1. Пусковая корабельная установка для ракет, содержащая опорную платформу, выполненную в виде рамы, включающей продольные и поперечные балки и опирающейся на вертикальные опоры, установленные с возможностью контактирования со стартовой площадкой, средства фиксации опорной платформы относительно стартовой площадки корабля, и по меньшей мере один транспортно-пусковой контейнер (ТПК), отличающаяся тем, что она снабжена поворотной балкой, шарнирно закрепленной на опорной платформе с возможностью поворота в вертикальной плоскости, средствами соответственно для поворота упомянутой балки и ее фиксации относительно опорной платформы, причем поворотная балка выполнена с возможностью установки на ней по меньшей мере одного ТПК, рама выполнена с возможностью разъемного соединения с резьбовыми штатными закладными элементами вертолетной палубы корабля, предназначенными для закрепления вертолетов, посредством регулируемых по длине тяг через опорные элементы со сферическими подпятниками, взаимодействующими с соответствующими резьбовыми элементами со сферической опорной поверхностью, устанавливаемыми в упомянутых резьбовых штатных закладных элементах, причем регулируемые по длине тяги шарнирно закреплены соответственно на упомянутых опорных элементах и продольных балках рамы, при этом одни регулируемые по длине тяги выполнены каждая с возможностью обеспечения расположения в рабочем состоянии пусковой установки в соответствующей вертикальной плоскости, перпендикулярной продольной оси рамы и совмещенной с плоскостью, проходящей через вертикальную ось смежной вертикальной регулируемой опоры и продольную ось резьбового элемента, взаимодействующего со связанным с регулируемой по длине тягой опорным элементом со сферическим подпятником, а другие регулируемые по длине тяги выполнены каждая с возможностью обеспечения расположения в рабочем состоянии пусковой установки в горизонтальной плоскости под острым углом к продольной оси рамы.

2. Пусковая установка по п.1, отличающаяся тем, что опорные элементы со сферическими подпятниками расположены симметрично относительно продольной оси рамы.

3. Пусковая установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что каждый из одной части опорных элементов со сферическими подпятниками соединен соответственно с регулируемой по длине тягой, располагающейся в рабочем состоянии пусковой установки в вертикальной плоскости, и с двумя разнонаправленными регулируемыми по длине тягами, располагающимися в рабочем состоянии пусковой установки в горизонтальной плоскости, а каждый из другой части опорных элементов соединен с одной регулируемой по длине тягой, располагающейся в рабочем состоянии пусковой установки в вертикальной плоскости, при этом опорные элементы обеих частей смонтированы через один.

4. Пусковая установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она содержит опорную раму, смонтированную на опорной платформе с возможностью фиксации поворотной балки на заданном угле поворота, при этом опорная рама одним концом установлена с возможностью перемещения в криволинейных направляющих, установленных на опорной платформе, а другим концом шарнирно соединена с поворотной балкой посредством разъемных соединений, причем на опорной раме выполнены гнезда, взаимодействующие в положении, соответствующем заданному углу поворота поворотной балки, с ответными штырями средства фиксации, смонтированного на опорной платформе, при этом на поворотной балке выполнены гнезда, взаимодействующие с упомянутыми штырями в горизонтальном положении последней.

5. Пусковая установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она снабжена смонтированными на поворотной балке соосными разъемными ложементами для ТПК, захватным устройством для фиксации последнего от продольных перемещений относительно поворотной балки и электроразъемом электрической связи системы управления стрельбой с ТПК, при этом по меньшей мере один из упомянутых ложементов выполнен с направляющим элементом с возможностью взаимодействия последнего с соответствующим элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения ТПК относительно продольной оси разъемных ложементов.

6. Пусковая установка по п.5, отличающаяся тем, что ложементы снабжены сменными разъемными вставками, имеющими каждая посадочное место для ТПК заданного типоразмера.

7. Способ развертывания пусковой корабельной установки для ракет, включающий ее установку в фиксированном положении на подготовленной стартовой площадке, отличающийся тем, что в качестве стартовой площадки используют вертолетную палубу корабля, а положение пусковой установки по одному из пп.1-6 фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов, предназначенных для закрепления вертолетов.

8. Способ по п.7, отличающийся тем, что аппаратуру системы управления стрельбой пусковой корабельной установки располагают в вертолетном ангаре корабля и электрически соединяют с ней.

9. Способ по п.7 или 8, отличающийся тем, что для размещения аппаратуры системы управления стрельбой пусковой корабельной используют кузов-контейнер, при этом положение последнего фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов платформы вертолетного ангара, предназначенных для закрепления вертолетов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в пусковых корабельных установках, в частности предназначенных для проведения испытаний и отработки в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование транспортно-пусковых контейнеров (ТПК).

Известно устройство пусковой установки (ПУ), приведенное в журнале “Военный парад” № 2(32), 1999, с.10, которое содержит опорную платформу, поворотную балку, шарнирно закрепленную на опорной платформе с возможностью поворота в вертикальной плоскости, средства соответственно для поворота упомянутой балки, для фиксации поворотной балки относительно опорной платформы и для фиксации опорной платформы относительно стартовой площадки. Поворотная балка выполнена с возможностью установки на ней ТПК. Опорная платформа выполнена в виде рамы, включающей продольные и поперечные балки. Рама выполнена с возможностью опирания на вертикальные регулируемые опоры (домкраты), установленные с возможностью контактирования со стартовой площадкой.

Однако в известной ПУ опорная платформа конструктивно совмещена с рамой автомобиля, т.е. известная ПУ не предполагает возможности размещения на других объектах-носителях. Кроме того, известная ПУ в случае использования ее в качестве испытательного стенда не обеспечивает возможности проведения испытаний при различных углах старта ракет, т.к. предполагает пуск ракет только при вертикальном положении ТПК.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков с заявляемой пусковой корабельной установкой для ракет является пусковая корабельная установка для ракет по патенту RU № 2117232 С1 (МПК6 F 41 F 3/04, 1998). Пусковая корабельная установка включает основание, выполненное в виде амортизированных опор, съемную раму, транспортно-пусковые контейнеры с ракетами и устройство подключения электрических связей ТПК к системам корабля, которое выполнено в виде соединительных коробок со штепсельными разъемами. Опора представляет собой сварной корпус с фланцем для крепления к фундаменту корабля. В верхней части опоры смонтирован шаровой наконечник, который взаимодействует с расположенным в корпусе амортизатором. Под действием нагрузок разного направления шаровой наконечник может совершать ограниченные возвратно-поступательные перемещения в вертикальном и горизонтальном направлениях, воздействуя при этом на амортизаторы опоры. Рама представляет собой сварную конструкцию, на верхней поверхности которой имеются площадки для установки ТПК и узлы их крепления к раме. На нижней части рамы расположены воронкообразные ловители и опорные стойки, с помощью которых рама размещается на ракетной базе или на пирсе в горизонтальном положении. Ось ловителей наклонена к опорной поверхности ТПК под углом, соответствующим углу пуска ракет с корабля. На ракетной базе (или пирсе) рама устанавливается в горизонтальное положение. На ней монтируется пакет из нескольких ТПК с ракетами. С помощью грузоподъемного средства рама с ТПК переносится на корабль и опускается на амортизированные опоры основания. Взаимодействующие между собой воронкообразные ловители рамы и шаровые наконечники опор обеспечивают улавливание и фиксацию рамы в необходимом месте качающегося корабля. Затем ловители рамы скрепляются с шаровыми наконечниками опор, а электрические жгуты ТПК подсоединяются к штепсельным разъемам соединительных коробок основания пусковой корабельной установки. После этого пусковая корабельная установка готова к походу и боевому применению.

Однако известная пусковая корабельная установка в случае использования ее в качестве испытательного стенда не обеспечивает возможности проведения испытаний при различных углах старта ракет, т.к. предполагает закрепление ТПК на строго определенном угле.

Известен способ развертывания пусковой установки для ракет-носителей, включающий стационарную установку последней на подготовленной стартовой площадке, в качестве которой используют палубу танкера или силовой набор, который может выступать (например, консольно) за нос танкера (патент GB № 2172247 А, МПК4 В 63 В 35/04, 1986). Управление запуском производится из центра управления, который может быть расположен на корме танкера. Кроме того, управление запуском может производиться дистанционно из удаленного центра управления (например, с соседнего судна, самолета или острова). В качестве объекта-носителя могут быть также использованы, например, морская платформа или понтоны.

Однако известный способ предполагает проведение существенной конструктивной доработки объекта-носителя, что ведет к увеличению времени развертывания ПУ на объекте-носителе.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому способу является способ развертывания пусковой установки для ракет, который осуществляется устройством по патенту RU № 2117232 С1 (МПК6 F 41 F 3/04, 1998). По известному способу на амортизированных опорах, стационарно установленных на палубе корабля (стартовой площадке), устанавливают съемную раму с закрепленными на ней транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с ракетами. Затем воронкообразные ловители рамы скрепляют с шаровыми наконечниками амортизационных опор. Электрические жгуты ТПК подсоединяют к штепсельным разъемам соединительных коробок основания ПУ. После этого ПУ готова к походу и боевому применению.

Однако известный способ не предполагает возможности изменения ориентации ПУ относительно, например, продольной оси корабля, что в случае использования ПУ в качестве испытательного стенда сужает диапазон воспроизводимых возможных условий эксплуатации последней.

Задачей, решаемой изобретениями, является создание пусковой установки, обеспечивающей возможность использования ее в качестве испытательного стенда, приспособляемость ПУ к различным объектам-носителям и обеспечивающей возможность отработки в полном объеме предстартовой подготовки и - проведения пусковых испытаний в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование транспортно-пусковых контейнеров.

Указанная единая задача при осуществлении группы изобретений по объекту - устройству решается благодаря тому, что известная пусковая корабельная установка для ракет, содержащая опорную платформу, выполненную в виде рамы, включающей продольные и поперечные балки и опирающейся на вертикальные опоры, установленные с возможностью контактирования со стартовой площадкой, средства фиксации опорной платформы относительно стартовой площадки корабля и, по меньшей мере, один транспортно-пусковой контейнер (ТПК), согласно изобретению снабжена поворотной балкой, шарнирно закрепленной на опорной платформе с возможностью поворота в вертикальной плоскости, средствами соответственно для поворота упомянутой балки и ее фиксации относительно опорной платформы. Причем поворотная балка выполнена с возможностью установки на ней, по меньшей мере, одного ТПК, рама выполнена с возможностью разъемного соединения с резьбовыми штатными закладными элементами вертолетной палубы корабля, предназначенными для закрепления вертолетов, посредством регулируемых по длине тяг через опорные элементы со сферическими подпятниками, взаимодействующими с соответствующими резьбовыми элементами со сферической опорной поверхностью, устанавливаемыми в упомянутых резьбовых штатных закладных элементах, причем регулируемые по длине тяги шарнирно закреплены соответственно на упомянутых опорных элементах и продольных балках рамы. При этом одни регулируемые по длине тяги выполнены каждая с возможностью обеспечения расположения в рабочем состоянии пусковой установки в соответствующей вертикальной плоскости, перпендикулярной продольной оси рамы и совмещенной с плоскостью, проходящей через вертикальную ось смежной вертикальной регулируемой опоры и продольную ось резьбового элемента, взаимодействующего со связанным с регулируемой по длине тягой опорным элементом со сферическим подпятником, а другие регулируемые по длине тяги выполнены каждая с возможностью обеспечения расположения в рабочем состоянии пусковой установки в горизонтальной плоскости под острым углом к продольной оси рамы.

Вместе с этим опорные элементы со сферическими подпятниками расположены симметрично относительно продольной оси рамы.

Кроме того, каждый из одной части опорных элементов со сферическими подпятниками соединен соответственно с регулируемой по длине тягой, располагающейся в рабочем состоянии пусковой установки в вертикальной плоскости, и с двумя разнонаправленными регулируемыми по длине тягами, располагающимися в рабочем состоянии пусковой установки в горизонтальной плоскости, а каждый из другой части опорных элементов соединен с одной регулируемой по длине тягой, располагающейся в рабочем состоянии пусковой установки в вертикальной плоскости, при этом опорные элементы обеих частей смонтированы через один.

Вместе с этим пусковая установка содержит опорную раму, смонтированную на опорной платформе с возможностью фиксации поворотной балки на заданном угле поворота. При этом опорная рама одним концом установлена с возможностью перемещения в криволинейных направляющих, установленных на опорной платформе, а другим концом - шарнирно соединена с поворотной балкой посредством разъемных соединений. Причем на опорной раме выполнены гнезда, взаимодействующие в положении, соответствующем заданному углу поворота поворотной балки, с ответными штырями средства фиксации, смонтированного на опорной платформе, при этом на поворотной балке выполнены гнезда, взаимодействующие с упомянутыми штырями в горизонтальном положении последней.

Кроме того, пусковая установка снабжена смонтированными на поворотной балке соосными разъемными ложементами для ТПК, захватным устройством для фиксации последнего от продольных перемещений относительно поворотной балки и электроразъемом электрической связи системы управления стрельбой с ТПК, при этом, по меньшей мере, один из упомянутых ложементов выполнен с направляющим элементом с возможностью взаимодействия последнего с соответствующим элементом ТПК для обеспечения заданного углового положения ТПК относительно продольной оси разъемных ложементов.

В последнем из упомянутых вариантов выполнения пусковой установки ложементы снабжены сменными разъемными вставками, имеющими каждая посадочное место для ТПК заданного типоразмера.

Технический результат использования предлагаемого устройства состоит в том, что оно обеспечивает приспособляемость ПУ к различным объектам-носителям и возможность существенного сокращения времени развертывания (монтажа) ПУ на объекте-носителе, что, в конечном счете, обеспечивает возможность сокращения времени проведения испытаний и отработки в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование, например, транспортно-пусковых контейнеров. Кроме того, изобретение обеспечивает приспособляемость ПУ к различным типам ТПК.

Указанная единая задача при осуществлении группы изобретений по объекту - способу решается благодаря тому, что в известном способе развертывания пусковой установки для ракет, включающем установку пусковой установки в фиксируемом положении на подготовленной стартовой площадке, согласно изобретению в качестве упомянутой площадки используют вертолетную палубу корабля. При этом положение пусковой установки фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов последней, предназначенных для закрепления вертолетов.

Кроме того, аппаратуру системы управления стрельбой пусковой корабельной установки располагают в вертолетном ангаре корабля и электрически соединяют с ней.

Вместе с этим для размещения аппаратуры управления стрельбой пусковой корабельной установки используют кузов-контейнер. При этом положение последнего фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов платформы вертолетного ангара, предназначенных для закрепления вертолетов.

Технический результат использования предлагаемого способа состоит в том, что он обеспечивает приспособляемость ПУ к различным объектам-носителям и возможность существенного сокращения времени развертывания (монтажа) ПУ на объекте-носителе, что, в конечном счете, обеспечивает возможность сокращения времени проведения испытаний и отработки в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование, например, систем вооружения, предполагающих использование, например, транспортно-пусковых контейнеров.

Именно заявляемая пусковая корабельная установка благодаря особенности ее конструктивного выполнения, в частности, выполнению опорной платформы с возможностью разъемного соединения с резьбовыми закладными элементами стартовой площадки (вертолетной палубы), а также - соответствию присоединительных мест пусковой корабельной установки штатным закладным элементам вертолетной палубы и, следовательно, судовому силовому набору, обеспечивает согласно предлагаемому способу возможность использования ее в качестве испытательного стенда, приспособленного к различным объектам-носителям и обеспечивающего возможность отработки в полном объеме предстартовой подготовки и - проведение пусковых испытаний в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование, например, транспортно-пусковых контейнеров, и тем самым обеспечивает достижение указанной задачи изобретений.

Таким образом, заявленная группа изобретений соответствует требованию единства изобретения, поскольку группа разнообъектных изобретений образует единый изобретательский замысел, при этом оба объекта группы изобретений направлены на решение одной и той же задачи с получением единого технического результата.

На фиг.1 схематически показана пусковая корабельная установка в походном положении, общий вид; на фиг.2 - то же, вид в плане; на фиг.3 - то же, вид по А на фиг.1; на фиг.4 - размещение ПУ на вертолетной палубе корабля при ориентации ПУ на нос корабля; на фиг.5 - то же, вид в плане; на фиг.6 - фрагмент опорной платформы ПУ с закрепленными на ней вертикальными регулируемыми опорами и регулируемыми по длине тягами с опорными элементами, взаимодействующими с закладными элементами вертолетной площадки (сферические подпятники опорных элементов сняты); на фиг.7 - устройство вертикальной регулируемой опоры, продольный разрез; на фиг.8 - устройство узла крепления опорного элемента ПУ к штатному закладному элементу вертолетной палубы корабля, продольный разрез; на фиг.9 - ПУ с ТПК, установленными на заданном угле возвышения, общий вид; на фиг.10 - ПУ с ТПК, установленными вертикально, общий вид; на фиг.11 - устройство фиксации поворотной балки ПУ в положении, соответствующем заданному углу возвышения последней, продольный разрез; на фиг.12 - устройство фиксации поворотной балки ПУ в походном положении последней, продольный разрез.

Пусковая корабельная установка для ракет содержит опорную платформу 1, на которой с возможностью поворота в вертикальной плоскости шарнирно закреплена поворотная балка 2. В варианте осуществления изобретения поворотная балка 2 выполнена с возможностью установки, например, двух транспортно-пусковых контейнеров 3. Опорная платформа выполнена в виде рамы, включающей продольные и поперечные балки 4, 5. Рама выполнена с возможностью опирания на вертикальные регулируемые опоры 6. Последние установлены с возможностью контактирования с подготовленной стартовой площадкой. В качестве стартовой площадки используется вертолетная палуба 7 корабля 8. На опорной платформе 1 смонтированы средства для поворота поворотной балки 2 в вертикальной плоскости, средства для фиксации поворотной балки относительно опорной платформы и средства для фиксации опорной платформы относительно вертолетной палубы. Средства для поворота поворотной балки 2 включают два гидроцилиндра 9, каждый из которых шарнирно соединен соответственно с опорной платформой 1 и поворотной балкой 2. Положение ПУ на вертолетной палубе фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов 10, в которых, в штатных условиях эксплуатации вертолетной палубы, располагаются шарнирно устанавливаемые швартовые рымы (на чертеже не показаны), служащие для закрепления вертолетов. Упомянутая рама выполнена с возможностью разъемного соединения с резьбовыми закладными элементами 10 вертолетной палубы 7 посредством регулируемых по длине тяг 11-13 через соответствующие опорные элементы 14 и 15 со сферическими подпятниками 16, взаимодействующими с соответствующими резьбовыми элементами 17 со сферической опорной поверхностью "а", устанавливаемыми в резьбовых закладных элементах 10.

Регулируемые по длине тяги 12-13 шарнирно закреплены соответственно на опорных элементах 14 и 15 и продольных балках 4 рамы. При этом тяги 11 и 12 выполнены каждая с возможностью расположения в рабочем состоянии ПУ в соответствующей вертикальной плоскости, перпендикулярной продольной оси 18 рамы и совмещенной с плоскостью, проходящей через вертикальную ось смежной вертикальной регулируемой опоры 6 и продольную ось соответствующего резьбового элемента 17, взаимодействующего со связанным с тягой опорным элементом соответственно 14 и 15. Регулируемые по длине тяги 13 выполнены каждая с возможностью расположения в рабочем состоянии ПУ в горизонтальной плоскости (в варианте осуществления изобретения - в плоскости, расположенной параллельно вертолетной палубе 7) под острым углом к продольной оси 18 рамы.

Опорные элементы 14 и 15 расположены симметрично относительно продольной оси 18 рамы. При этом опорные элементы 14 и 15 на каждой из продольных балок 4 рамы смонтированы (расположены) через один. Каждый из опорных элементов 14 соответственно соединен с расположенной в вертикальной плоскости тягой 11. Каждый из опорных элементов 15 соответственно соединен с расположенной в вертикальной плоскости тягой 12 и с двумя тягами 13, расположенными горизонтально и разнонаправленно по отношению к продольной оси 18 рамы.

Благодаря особенности исполнения каждый из опорных элементов 17 совместно с соответствующим опорным элементом 14, 15 образуют безмоментный опорный узел. Регулируемые по длине тяги 11-13 (представляющие собой, по существу, талрепы) устанавливаются с предварительным натягом, благодаря чему обеспечивается поджатие опорной рамы 1 ПУ к вертолетной палубе корабля и необходимая жесткость основания ПУ. При эксплуатации регулируемые по длине тяги 11, 12 передают вертикальные нагрузки, действующие на ПУ, а регулируемые по длине тяги 13 передают сдвиговые горизонтальные нагрузки. Благодаря особенности исполнения и выбранным местам расположения узлов крепления опорной рамы 1 к вертолетной палубе корабля изобретение позволяет распределить и передать стартовые нагрузки от ПУ на вертолетную палубу по закону, обеспечивающему оптимальную работу судового силового набора, не требуя его усиления (доработки).

ПУ содержит опорную раму 19, которая смонтирована на опорной платформе 1 с возможностью фиксации поворотной балки 2 на заданном угле поворота (возвышения). Опорная рама 19 одним концом установлена с возможностью перемещения в криволинейных направляющих 20, установленных на опорной платформе 1, а другим концом - шарнирно соединена с поворотной балкой 2 посредством разъемных соединений 21. На опорной раме 19 выполнены гнезда "b", взаимодействующие в положении, соответствующем заданному углу поворота поворотной балки 2, с ответными штырями 22 устройства фиксации 23, смонтированного на опорной платформе 1. На поворотной балке 2 выполнены гнезда "с", взаимодействующие со штырями 22 в горизонтальном положении поворотной балки 2. Для фиксации поворотной балки 2 в поперечном направлении (при горизонтальном положении последней) предусмотрены подводные упоры 24. При вертикальном положении поворотной балки 2 она опирается на подводные упоры 25, установленные на опорной платформе 1. Для фиксации поворотной балки 2 в вертикальном положении предусмотрены талрепы 26, установленные на опорной платформе 1 с возможностью разъемного соединения с поворотной балкой 2 в вертикальном положении последней.

ПУ снабжена смонтированными на поворотной балке 2 соосными разъемными ложементами 27-29 для ТПК 3. Для каждого ТПК предусмотрено захватное устройство для фиксации ТПК от продольных перемещений относительно поворотной балки 2 и электроразъем электрической связи системы управления стрельбой с ТПК (на чертеже не показаны). Эти устройства смонтированы на поворотной балке 2 со стороны днища ТПК.

В другом варианте выполнения (на чертеже не показан) разъемные ложементы 27-29 снабжены съемными разъемными вставками, различающимися размерами посадочных мест под ТПК. Таким образом, обеспечивается приспособляемость ПУ к различным типам ТПК.

Аппаратуру системы управления стрельбой пусковой корабельной установки располагают в вертолетном ангаре 30 корабля 8 и электрически соединяют с пусковой корабельной установкой с помощью кабелей 31. Для размещения аппаратуры управления стрельбой используется съемный кузов-контейнер 32. Положение кузова-контейнера 32 фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов вертолетного ангара 30, предназначенных для закрепления вертолетов. Крепления кузова-контейнера в вертолетном ангаре производится аналогично креплению опорной платформы 1 ПУ на вертолетной палубе 7 корабля посредством соответствующих регулируемых по длине тяг через опорные элементы со сферическими подпятниками, взаимодействующими с соответствующими резьбовыми элементами 17 со сферической опорной поверхностью, устанавливаемыми в резьбовых закладных элементах 10 (на чертеже не показано).

Особенности выполнения пусковой корабельной установки позволяют использовать ее не только в качестве испытательного стенда, но и как штатную ПУ, которая может быть развернута как на надводных кораблях, так и на других объектах-носителях. В других вариантах осуществления в качестве стартовой площадки может быть использована, например, вертолетная палуба морской стационарной платформы, используемой для добычи со дна моря полезных ископаемых, или - наземная стартовая площадка, оснащенная соответствующими закладными элементами.

Пусковая корабельная установка для ракет работает следующим образом.

В варианте осуществления изобретения ПУ служит стендом для испытания и пуска ракет из ТПК. По существу, стенд состоит из двух частей: собственно пусковой установки, размещаемой на вертолетной палубе 7 корабля, и аппаратуры системы управления стрельбой, установленной в кузове-контейнере 32, размещаемом в вертолетном ангаре 30 корабля. При эксплуатации стенда, например, на БПК проекта 1155 ПУ может быть размещена на вертолетной палубе с ориентацией на нос корабля или - на корму корабля, что определяется программой испытаний. Доставленную на корабль ПУ устанавливают посредством вертикальных регулируемых опор 6 в заданном положении на вертолетной палубе 7. Положение опорной платформы 1 ПУ на вертолетной палубе фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов 10 вертолетной палубы, которые предварительно освобождают от швартовых рымов, служащих для закрепления на упомянутой палубе, например, вертолетов. В резьбовых закладных элементах 10 устанавливают резьбовые элементы 17. ПУ горизонтируют с помощью вертикальных регулируемых опор 6. Раму ПУ посредством регулируемых по длине тяг 11-13 через соответствующие опорные элементы 14 и 15, снабженные сферическими подпятниками 16, соединяют с резьбовыми элементами 17, установленными в резьбовых закладных элементах 10.

Крепление кузова-контейнера 32 на платформе вертолетного ангара 30 производят аналогично креплению опорной платформы 1 ПУ на вертолетной палубе 7. Аппаратуру управления стрельбой пусковой корабельной установки, установленную в кузове контейнере 32, электрически соединяют с ПУ с помощью кабелей 31.

В исходном положении ПУ поворотная балка 2 занимает горизонтальное положение, разъемные ложементы 27-29 находятся без верхних съемных частей. При этом штыри 22 устройства фиксации 23, смонтированного на опорной платформе 1, входят соответственно в гнезда "с", выполненные на поворотной балке 2, и удерживают последнюю от поворота. Подводные упоры 24 обеспечивают фиксацию поворотной балки 2 от перемещений в поперечном направлении.

На разъемные ложементы 27-29 поворотной балки 2 поочередно устанавливают два транспортно-пусковых контейнера 3, после чего устанавливают и закрепляют упомянутые верхние съемные части разъемных ложементов 27-29. Каждый ТПК с помощью соответствующего захватного устройства фиксируют в заданном положении от продольных перемещений относительно поворотной балки 2. Заданное угловое положение каждого ТПК в поперечном сечении обеспечивается соответствующим направляющим элементом, выполненным в ложементе 27, взаимодействующим с соответствующим ответным элементом ТПК (на чертеже не показано).

После установки ТПК и фиксации последних в заданном положении к ним подключают соответственно электроразъемы электрической связи системы управления стрельбой с ТПК.

Для установки поворотной балки 2 на заданный угол возвышения предварительно отводят от последней подводные упоры 24, после чего гнезда "с", выполненные на поворотной балке 2, освобождают от штырей 22 устройства фиксации 23, смонтированного на опорной платформе 1. Поворотную балку 2 с помощью гидроцилиндров 9 переводят в положение, соответствующее заданному углу возвышения. После поворота балки 2 на заданный угол срабатывают соответствующие концевые выключатели (на чертеже не показано), которые выдают сигнал на прекращение подачи рабочей жидкости в гидроцилиндры 9. Штыри 22 устройства фиксации 23 входят в гнезда "b", выполненные на опорной раме 19. Таким образом, обеспечивается фиксация положения поворотной балки 2 на заданном угле возвышения при наклонном положении последней.

Опускание поворотной балки в горизонтальное положение производится в обратном порядке.

Установку поворотной балки 2 в вертикальное положение производят таким же образом, как и установку последней на заданный угол возвышения. При этом дополнительно соответствующий конец опорной рамы 19 предварительно отсоединяют от поворотной балки 2 и закрепляют на опоре, установленной на опорной платформе 1 (на чертеже не показано). В вертикальном положении поворотная балка 2 опирается на опорную платформу 1 через подводные упоры 25. Фиксация поворотной балки 2 в этом положении производится с помощью талрепов 26.

Таким образом, производится развертывание ПУ на вертолетной палубе корабля, загрузка на ПУ транспортно-пусковых контейнеров 3 и подготовка ПУ к пуску ракет на заданном угле возвышения.

Благодаря особенности исполнения пусковой корабельной установки, в частности, соответствию присоединительных мест ПУ штатным закладным элементам вертолетной палубы и, следовательно, судовому силовому набору, обеспечивается приспособляемость ПУ к различным кораблям, имеющим подобную вертолетную палубу. При этом при развертывании ПУ на вертолетной палубе изобретение позволяет распределить и передать стартовые нагрузки от ПУ на вертолетную палубу по закону, обеспечивающему оптимальную работу судового силового набора, не требуя его усиления, т.е. объект-носитель не требует конструктивных доработок. Таким образом, заявляемое изобретение обеспечивает приспособляемость ПУ к различным объектам-носителям и возможность существенного сокращения времени развертывания (монтажа) ПУ на объекте-носителе, что, в конечном итоге, обеспечивает возможность сокращения времени проведения испытаний и отработки в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование, например, транспортно-пусковых контейнеров. Вместе с этим изобретение обеспечивает приспособляемость ПУ к различным типам ТПК.

В варианте осуществления изобретения способ развертывания пусковой корабельной установки для ракет реализуется следующим образом.

Пусковую корабельную установку, доставленную к месту развертывания, посредством вертикальных регулируемых опор 6 устанавливают в фиксируемом положении на подготовленной стартовой площадке, в качестве которой используют вертолетную палубу 7 корабля 8. В качестве последнего может быть использован, например, большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1155. В случае использования ПУ в качестве стенда для испытаний и пуска ракет из ТПК пусковую корабельную установку ориентируют в соответствии с программой испытаний в заданном направлении относительно продольной оси корабля. Положение опорной платформы 1 ПУ на вертолетной палубе корабля фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов 10 вертолетной палубы, которые предварительно освобождают от швартовых рымов, служащих для закрепления на упомянутой палубе, например, вертолетов. В резьбовых закладных элементах 10 вертолетной палубы устанавливают резьбовые элементы 17. Пусковую корабельную установку горизонтируют с помощью вертикальных регулируемых опор 6. Раму ПУ посредством регулируемых по длине тяг 11-13 через соответствующие опорные элементы 14 и 15 со сферическими подпятниками 16 соединяют с резьбовыми элементами 17, установленными в резьбовых закладных элементах 10.

При развертывании ПУ аппаратуру системы управления стрельбой пусковой корабельной установки располагают в вертолетном ангаре 30 корабля 8 и электрически соединяют с ПУ с помощью кабелей 31. Для размещения аппаратуры управления используют кузов-контейнер 32. Положение кузова-контейнера 32 фиксируют посредством штатных резьбовых закладных элементов платформы вертолетного ангара. Крепление кузова-контейнера 32 на платформе вертолетного ангара производят аналогично креплению опорной платформы 1 ПУ на вертолетной палубе 7 корабля посредством соответствующих регулируемых по длине тяг через опорные элементы со сферическими подпятниками, взаимодействующими с соответствующими резьбовыми элементами 17 со сферической опорной поверхностью, устанавливаемыми в штатных резьбовых закладных элементах 10 платформы вертолетного ангара, которые предварительно освобождают от швартовых рымов, служащих для закрепления на упомянутой платформе вертолетов.

После этого на ПУ загружают транспортно-пусковые контейнеры 3, которые устанавливают в заданном положении в ложементах 27-29 поворотной балки 2. При установке каждого ТПК на штатное место к нему подсоединяют соответствующий электроразъем электрической связи системы управления стрельбой пусковой корабельной установки с ТПК и таким образом ТПК подключается к системе управления стрельбой пусковой корабельной установки.

Свертывание (демонтаж) пусковой корабельной установки производят в обратном порядке.

Таким образом, заявляемый способ развертывания пусковой корабельной установки для ракет благодаря использованию в качестве стартовой площадки вертолетной палубы объекта-носителя, оборудованной штатными закладными элементами, предназначенными для закрепления вертолетов, обеспечивает возможность существенного сокращения времени развертывания (монтажа) ПУ на объекте-носителе, что, в конечном итоге, обеспечивает возможность сокращения времени проведения испытаний и отработки в штатных условиях применения или использования по прямому назначению различных систем вооружения, предполагающих использование, например, транспортно-пусковых контейнеров, и обеспечивает приспособляемость пусковой установки к различным объектам-носителям.

Класс F41F3/04 для ракет 

стопорное устройство направляющей ракетной пусковой установки -  патент 2529253 (27.09.2014)
ракетная пусковая установка -  патент 2529043 (27.09.2014)
самоходная огневая установка обнаружения, сопровождения и подсвета целей, наведения и пуска ракет зенитного ракетного комплекса средней дальности -  патент 2521889 (10.07.2014)
устройство для запуска ракет -  патент 2519606 (20.06.2014)
стенд для многократной имитации пуска авиационной ракеты -  патент 2519596 (20.06.2014)
самоходная огневая установка обнаружения, сопровождения и подсвета целей, наведения и пуска ракет зенитного ракетного комплекса средней дальности -  патент 2518389 (10.06.2014)
устройство для запуска ракет -  патент 2516785 (20.05.2014)
стенд для контроля параметров схода авиационной ракеты -  патент 2511217 (10.04.2014)
способ пуска ракет для подвижных пусковых установок -  патент 2504725 (20.01.2014)
способ стабилизации монорельсовой ракетной тележки (варианты) и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2502934 (27.12.2013)

Класс B63G1/00 Размещение орудийных и ракетных установок на кораблях; корабли, отличающиеся этими установками

способ управления корабельным комплексом оружия -  патент 2522356 (10.07.2014)
принцип интеграции, против асимметричных угроз, систем ракетного оружия на стационарной установке для надводных кораблей-невидимок -  патент 2497713 (10.11.2013)
устройство моделирования функционирования корабельного артиллерийского комплекса -  патент 2385817 (10.04.2010)
корабельная пусковая установка -  патент 2324131 (10.05.2008)
перемещаемая по воздуху оружейная платформа -  патент 2309358 (27.10.2007)
надводное транспортно-пусковое устройство "касатка" -  патент 2303762 (27.07.2007)
многоместная корабельная пусковая установка для ракет -  патент 2270969 (27.02.2006)
корабельная пусковая установка -  патент 2256582 (20.07.2005)
модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска -  патент 2213925 (10.10.2003)
модульная многоместная корабельная пусковая установка вертикального пуска -  патент 2213924 (10.10.2003)
Наверх