боевой вертолет

Классы МПК:B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них
B64D7/00 Размещение военного оборудования, например вооружения, броневой защиты; устройства для крепления вооружения на самолете
F41H5/00 Броневые конструкции; броневые плиты
F41H7/04 бронекорпуса
F41H7/00 Боевые или бронированные машины
F41H7/02 сухопутные, например танки
Автор(ы):, , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-30
публикация патента:

Вертолет содержит фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей для защиты зоны расположения экипажа в кабине и элементов силовой установки. В лобовой части кабины дополнительно установлен комплект бронепанелей для защиты экипажа спереди, а комплект для защиты экипажа сбоку включает бронепанели, установленные снаружи кабины экипажа по бокам ее носовой части. По заднему и нижнему контурам блистеров установлены бронепанели для дополнительной защиты экипажа сбоку, а в дополнение к ним по нижнему контуру бокового остекления кабины установлены дополнительные бронепанели. Между спинкой сиденья и соответствующей бортовой панелью под углом к ней установлены бронепанели для защиты экипажа сзади-сбоку. Силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, а также по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки. Размещение на боевом вертолете по предлагаемой схеме комплекта бронепанелей, выполненных из новых бронезащитных материалов на основе керамики, обладающих высокими бронезащитными характеристиками и относительно небольшим весом, позволяет увеличить общую площадь бронирования боевого вертолета и обеспечить максимальную защиту экипажа. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Боевой вертолет, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей, установленные в кабине для защиты снизу, сзади и сбоку зоны расположения экипажа, отличающийся тем, что он снабжен комплектом для защиты зоны расположения экипажа спереди, бронепанели которого установлены внутри кабины в ее лобовой части, а бронепанели комплекта для защиты зоны расположения экипажа сбоку установлены снаружи кабины по бокам ее носовой части, при этом внутри кабины между бортом и соответствующей спинкой сидения, под углом к ней дополнительно установлены две вертикальные бронепанели.

2. Боевой вертолет по п.1, отличающийся тем, что дополнительные бронепанели установлены по заднему и нижнему контурам блистеров и нижнему контуру бокового остекления до уровня необходимого бокового обзора, соответствующего антропометрическим данным летчиков.

3. Боевой вертолет по п.1, отличающийся тем, что силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей и по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции боевого вертолета, оборудованного средствами бронезащиты.

Усиление бронезащиты экипажа боевого вертолета ограничено влиянием ее существенного веса, в частности на центровку вертолета. С появлением бронезащитных конструктивных материалов на основе керамики, вес которых существенно меньше применяемых ранее металлических бронеплит, появилась возможность улучшить бронезащиту экипажа и ответственных элементов конструкции боевого вертолета. Американская Фирма Armour of America согласно рекламе обеспечивает защиту вертолетов и экипажа при дальности ведения огня из стрелкового оружия 100 м. Фирма предлагает три варианта бронирования для защиты от пуль и осколков: бронированный пол в кабине экипажа; бронированный пол и спинки сидений в кабине экипажа; бронированный пол в кабине экипажа и десантников. Установку или замену комплекта брони на вертолете могут выполнить два человека в течение часа. Удельный вес брони 34 кг/м2.. На серийных военных вертолетах суммарная площадь броневых панелей незначительна. Дополнительно для членов экипажа предусмотрены шлемы и бронежилеты.

В частности, на боевом вертолете США АН-64А “АПАЧ” (см. обзор открытой иностранной печати “Боевой вертолет Макдоннелл-Дуглас АН-64А “АПАЧ”, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, 1989, с.8, 13 - ближайший аналог) пол кабины экипажа усилен бороволокном, двухместная кабина экипажа с тандемным расположением сидений защищена броней снизу и сбоку, а между передним и задним сидениями летчиков установлена броневая прозрачная перегородка для защиты сзади. Изготовленные из кевлара и полиакрилата элементы бронезащиты используются для защиты от пуль и снарядов калибром, соответственно, 12,7 и 23 мм. На уровне плеч летчика и стрелка имеются также выдвижные защитные щитки.

Однако эксплуатация вертолетов в реальных боевых условиях показывает недостаточную надежность бронезащиты в соответствии с известной схемой расположения бронепанелей.

Проведенные исследования и испытания условий возможного поражения вертолета позволили на основе использования новых конструкционных материалов для бронепреград с оптимальным сочетанием параметров керамики и подложки (заявка МВЗ им. М.Л.Миля №2001107577/02 (008113)) создать усиленную схему бронезащиты вертолета.

Задачей, решаемой заявленными изобретения, является размещение на боевом вертолете комплекта бронепанелей по схеме, обеспечивающей максимальную защиту экипажа и возможность легкой установки бронепанелей на вертолете.

Эта задача решена тем, что на боевом вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей для защиты зоны расположения экипажа в кабине снизу, сзади и сбоку, - в лобовой части кабины установлен комплект бронепанелей для защиты экипажа спереди, а комплект для защиты экипажа сбоку включает бронепанели, установленные снаружи кабины экипажа по бокам ее носовой части.

По заднему и нижнему контурам блистеров установлены бронепанели для дополнительной защиты экипажа сбоку. При этом по нижнему контуру бокового остекления кабины могут быть установлены дополнительные бронепанели.

Между спинкой сиденья и соответствующей бортовой панелью под углом к ней установлены бронепанели для защиты экипажа сзади-сбоку.

Силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, а также по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки.

Предлагаемая схема установки бронепанелей основана на результатах анализа статических данных поражений вертолетов и их эксплуатации в реальных условиях.

Размещение комплекта бронепанелей в лобовой части кабины экипажа дополнительно защищает членов экипажа от огня со стороны лобовой части кабины, а вместе с комплектом наружных бронепанелей по бокам носовой части кабины образуют подобие защитной полусферы для членов экипажа. Выполнение боковых панелей наружными упрощает их установку на вертолете, в то время как внутренняя компоновка кабины не всегда позволяет расположить бронепанели для защиты зоны расположения экипажа сбоку. Комплект бронепанелей для лобовой части кабины может включать две или три симметрично расположенных бронепанели, а их высота может варьироваться в зависимости от установленного в кабине оборудования.

Комплект бронепанелей, установленных по нижним контурам блистеров и бокового остекления, дополняет комплект наружных бронепанелей, защищающий кабину по бортам, до уровня необходимого бокового обзора, а по заднему контуру блистеров – как бы примыкает к вертикальным бронепанелям, установленным между спинками сидений и соответствующей бортовой панелью. Эти бронепанели существенно улучшают эффективность защиты экипажа сбоку и сзади-сбоку.

Использование новых материалов позволяет защитить не только кабину экипажа, но и жизненно важные узлы вертолета, в частности двигатели, гидроусилители и гидросистему.

Установка комплектов бронепанелей как внутри, так и снаружи фюзеляжа может быть выполнена с помощью обычного крепежа к ближайшим несущим элементам по разработанной схеме.

Все или некоторые панели комплектов могут выполняться съемными.

Броня легко устанавливается по мере необходимости в зависимости от полетного задания. При этом в случае необходимости такая броня может устанавливаться и на гражданский вертолет, используемый в зоне боевых действий. При существенном увеличении общей площади бронирования вес брони не превышает величины, допустимой из условий ее влияния на центровку вертолета.

Боевой вертолет представлен чертежами, где изображены:

на фиг.1 – боевой вертолет со схемой расположения бронепанелей;

на фиг.2 – схема установки бронепанелей в кабине экипажа, общий вид;

на фиг.3 – то же, вид сверху;

на фиг.4 – то же, вид спереди;

на фиг.5 – схема установки бронепанелей на элементах силовой установки.

Боевой вертолет, содержащий фюзеляж 1 с кабиной экипажа 2 в носовой части, несущую систему, включающую несущий 3 и рулевой 4 винты, силовую установку, включающую двигатели 5, а также комплекты бронепанелей для защиты членов экипажа и жизненно важных узлов и агрегатов. В кабине 2 боевого вертолета в зоне расположения членов экипажа предусмотрено размещение комплектов бронепанелей, включающих: закрепленные на полу бронепанели 6 в зоне расположения ног летчиков и бронепанели 7 - под сиденьями, защищающие снизу; вертикально установленные бронепанели 8 – в спинках сидений, и вертикальные бронепанели 9 – под углом между бронепанелями 8 в спинках сидений и соответствующей бортовой панелью фюзеляжа 1, защищающие сзади-сбоку; вертикально установленные спереди в лобовой части под щитками приборов бронепанели 10, защищающие спереди.

Комплект бронепанелей 10 может несколько бронепанелей, установленных в лобовой части кабины экипажа 2 вертикально или наклонно в соответствии с особенностями оборудования, возможностью крепления и целесообразностью соответствия ответной поверхности лобовой части фюзеляжа.

Комплект бронепанелей 11 установлен снаружи по бокам носовой части кабины 2 и может включать, например, по три бронепанели, расположенные по бокам симметрично в соответствии с формой поверхности фюзеляжа. Сверху к ним примыкают бронепанели 12, расположенные по нижнему и заднему контурам блистеров, и бронепанели 13, расположенные по нижнему контуру бокового остекления кабины 2. Бронепанели 12, 13 устанавливаются с учетом антропометрических данных экипажа.

Силовая установка вертолета может быть снабжена комплектом бронепанелей 14, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, и комплектом бронепанелей 15, расположенных по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы.

При необходимости включения в экипаж третьего члена и установки для него сиденья у двери кабины в комплект дополнительно могут быть включены: бронепанель 16 на двери кабины летчиков, бронепанели 17 слева и справа по бокам от двери бронепанель 18 на полу у двери для защиты дополнительного сидения.

При установке бронезащиты на вертолет могут быть внесены несущественные вариации в комплектацию и конфигурацию бронепанелей комплектов в соответствии с особенностями конструкции вертолета, а также с учетом типоразмеров бронезащитных керамических материалов.

Бронепанели выполняются из многослойного материала в виде подложки из алюминиевого сплава, слоя керамических пластин из оксида алюминия и наружной облицовки из стеклоткани. При использовании комбинированной брони толщиной 17 мм с массой 53 кг/м2 броня выдерживает попадания бронебойных пуль калибра 7,62 мм по нормали к поверхности с дистанции 10 м.

Размещение на боевом вертолете по предлагаемой схеме комплекта бронепанелей, выполненных из новых бронезащитных материалов на основе керамики, обладающих высокими бронезащитными характеристиками и относительно небольшим весом, позволяет увеличить общую площадь бронирования боевого вертолета и обеспечить максимальную защиту экипажа.

Класс B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них

турбовинтовая силовая установка разнесенной винтовой схемы с переключающими реактивными и винтовыми типами тяг воздушного летательного аппарата -  патент 2529737 (27.09.2014)
электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
криогенный электрический вертолет-самолет -  патент 2529568 (27.09.2014)
лопасть несущего винта летательного аппарата -  патент 2529065 (27.09.2014)
способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента без хвостового винта -  патент 2527602 (10.09.2014)
беспилотный вертолет-самолет с гибридной силовой установкой (варианты) -  патент 2527248 (27.08.2014)
привод хвостового винта вертолета -  патент 2526331 (20.08.2014)
способ регулирования скорости движения гибридного вертолета -  патент 2525357 (10.08.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2525356 (10.08.2014)
регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата -  патент 2525353 (10.08.2014)

Класс B64D7/00 Размещение военного оборудования, например вооружения, броневой защиты; устройства для крепления вооружения на самолете

крепление ракеты на ложементе транспорта с помощью прокладки с присосками -  патент 2525329 (10.08.2014)
устройство для крепления грузового пилона -  патент 2525102 (10.08.2014)
локализатор авиационной пушки -  патент 2520708 (27.06.2014)
система транспортировки и сброса грузов транспортного летательного аппарата -  патент 2513079 (20.04.2014)
многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью -  патент 2502643 (27.12.2013)
крыло воздушного судна и воздушное судно с таким крылом -  патент 2497722 (10.11.2013)
способ сопровождения боевых самолетов канцера -  патент 2495472 (10.10.2013)
устройство для запуска ракеты с подвижного носителя (варианты) -  патент 2468325 (27.11.2012)
система управления оружием и пассивными помехами -  патент 2467925 (27.11.2012)
система для автоматического наведения и стабилизации подвижной вертолетной пушечной установки -  патент 2403185 (10.11.2010)

Класс F41H5/00 Броневые конструкции; броневые плиты

Класс F41H7/04 бронекорпуса

Класс F41H7/00 Боевые или бронированные машины

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2528512 (20.09.2014)
способ усиления центральной стойки кузова и места крепления двери атомобиля при бронировании -  патент 2522463 (10.07.2014)
способ снижения загазованности боевого отделения танка -  патент 2521852 (10.07.2014)
способ удаления пороховых газов из боевого отделения танка при стрельбе из танкового орудия -  патент 2521064 (27.06.2014)
устройство для контроля оптимальных режимов работы военной гусеничной машины -  патент 2519620 (20.06.2014)
способ отвода пороховых газов из боевого отделения танка -  патент 2518887 (10.06.2014)

Класс F41H7/02 сухопутные, например танки

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
бронированная бескапотная кабина с противоминной защитой -  патент 2517935 (10.06.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2498197 (10.11.2013)
механизм установки гранатомета на боевую машину -  патент 2479816 (20.04.2013)
способ демонтажа анкерной плиты бронированной ремонтно-эвакуационной машиной и быстросъемное грузозахватное устройство для реализации способа -  патент 2458312 (10.08.2012)
гусеничный движитель -  патент 2446073 (27.03.2012)
способ изготовления беговой дорожки в погоне с загрузочным окном для тел качения опорно-поворотного устройства башни танка -  патент 2439468 (10.01.2012)
Наверх