способ охлаждения двигателя автомобиля

Классы МПК:F01P3/20 системы охлаждения, не относящиеся к отдельным частям двигателей или машин
F01P9/04 с одновременным или попеременным применением прямого воздушного и жидкостного охлаждения
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-06-10
публикация патента:

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля. Способ охлаждения двигателя, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопления салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, в нем воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя в условиях климата без снижения комфорта в салоне автомобиля. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Способ охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, отличающийся тем, что контроллером отслеживают температурный режим двигателя, при наступлении критической температуры работы двигателя в контроллере формируют сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности напряжения питания, изменяют в устройстве изменения направления вращения электровентилятора контроллера полярность напряжения питания, после чего подают с устройства изменения направления вращения электровентилятора контроллера на электровентилятор отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор отопителя из салона автомобиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля.

Известна система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя водяную рубашку двигателя, жидкостный насос, термостат, радиатор двигателя, датчик температуры охлаждающей жидкости и электровентилятор с датчиком включения электровентилятора [1].

При интенсивной эксплуатации двигателя в условиях высоких температур описанная выше система охлаждения недостаточно эффективно охлаждает двигатель. В результате перегрева двигателя снижается его ресурс и надежность.

Известна также система отопления автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя радиатор отопителя и электровентилятор [2].

При прокачивании охлаждающей жидкости через радиатор отопителя происходит отбор тепла от двигателя автомобиля, интенсивность которого усиливается в случае обдува радиатора отопителя вентилятором.

Электровентилятор отопителя при этом нагнетает воздух, нагретый радиатором отопителя, в салон автомобиля [3].

В условиях жаркого климата охлаждение двигателя автомобиля за счет прокачивания охлаждающей жидкости через радиатор отопителя салона не применяется, так как дополнительное охлаждение двигателя в этом случае производилось бы за счет нагнетания горячего воздуха в салон автомобиля, снижая уровень комфорта в салоне.

За прототип заявляемого изобретения принят способ охлаждения двигателя автомобиля [4], при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, нагнетаемым электровентилятором отопителя.

Недостатком способа является подача в условиях жаркого климата горячего воздуха в салон автомобиля, приводящая к снижению уровня комфорта в салоне.

Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности охлаждения двигателя автомобиля в условиях жаркого климата без снижения уровня комфорта в салоне автомобиля.

Указанная задача решается в способе охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают радиатор отопителя воздушным потоком, создаваемым электровентилятором отопителя.

Задача решается тем, что воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена система охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля.

Изобретение может быть реализовано, например, в системе охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля ВАЗ-2110. Система включает в себя водяную рубашку 1 двигателя, жидкостный насос 2, термостат 3, радиатор 4 двигателя, электровентилятор 5 радиатора двигателя, датчик 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, радиатор 7 отопителя, электровентилятор 8 отопителя, моторедуктор 9 привода заслонки отопителя и контроллер 10.

Для возможности реализации способа выполняют следующую доработку элементов системы отопления салона автомобиля.

Изменяют подключение электровентилятора 8 отопителя.

Контроллер 10 системы снабжают устройством 11 изменения направления вращения электровентилятора 8 отопителя.

Устройство 11 может быть реализовано, например, в виде силовой мостовой схемы, приведенной в патенте RU 2164484 C2, МПК 7 B 62 D 5/04, опубл. 27.03.2001 г., бюл. № 9.

Для реализации способа в доработанной системе отопления салона автомобиля выполняют следующие действия.

С помощью датчика температуры, например датчика 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, отслеживают контроллером 10 температурный режим двигателя.

При наступлении критической для работы двигателя температуры формируют в контроллере сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности питающего напряжения, после чего с устройства 11 контроллера 10 подают на электровентилятор 8 отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора 8 отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор 7 отопителя из салона автомобиля в окружающее пространство.

Источники информации

1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М.: Ливр, 1998 г., стр.44.

2. Там же, стр.130-131.

3. Там же, стр.137.

4. Журнал “За рулем” № 12/99 г., стр.136.

Класс F01P3/20 системы охлаждения, не относящиеся к отдельным частям двигателей или машин

транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания и способ предотвращения выхода из строя такого двигателя при эксплуатации транспортного средства -  патент 2526132 (20.08.2014)
охлаждающее устройство для транспортного средства, приводимого в движение двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом -  патент 2524479 (27.07.2014)
система жидкостного охлаждения тепловой машины -  патент 2493385 (20.09.2013)
устройство регулирования теплообмена транспортного средства -  патент 2479731 (20.04.2013)
взрывобезопасная силовая установка -  патент 2464430 (20.10.2012)
расширительный резервуар -  патент 2462604 (27.09.2012)
система охлаждения для автомобиля -  патент 2446292 (27.03.2012)
двухконтурная водовоздушная система охлаждения тепловозного дизеля с теплоаккумулирующим устройством -  патент 2443874 (27.02.2012)
двигательная установка с контуром охлаждения и отдельным контуром рекуперации тепла -  патент 2435052 (27.11.2011)
блок привода с рекуперацией тепла -  патент 2420666 (10.06.2011)

Класс F01P9/04 с одновременным или попеременным применением прямого воздушного и жидкостного охлаждения

Наверх