способ контроля состояния железнодорожного пути

Классы МПК:G01C5/00 Измерение высоты; измерение расстояний поперек линии визирования; нивелирование между отдельными пунктами; топографические нивелиры
E01B35/00 Применение измерительной аппаратуры и приспособлений при сооружении рельсовых путей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Московский государственный университет путей сообщения
Приоритеты:
подача заявки:
2002-06-06
публикация патента:

Изобретение относится к диагностике железнодорожных путей и может быть использовано для автоматизации выправки плана и профиля железнодорожного пути при текущем их содержании. Способ контроля состояния железнодорожного пути осуществляется путем координатной привязки показаний путеизмерительных устройств к реперной сети с использованием бортового компьютера, установленного на выправочной машине. На обследуемом участке железнодорожного пути привязку производят к системе координат реперной сети. Для этого используют базу данных реперной системы, в которую вводят вычислительные координаты, отметки и пикетаж реперов с промерами расстояний до ближайшего рельса. На основе этих данных программным путем строят цифровую модель углов поворота трассы обследуемого участка пути. Затем совмещают системы координат путеизмерительного устройства и реперной сети. Далее получают точную непрерывную координатную модель, по которой судят о состоянии железнодорожного пути для постановки в проектное или другое оптимальное положение. Технический результат состоит в повышении эффективности работы путевых машин и механизмов, предназначенных для выправки пути. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ контроля состояния железнодорожного пути, осуществляемый путем координатной привязки показаний путеизмерительных устройств к реперной сети с использованием бортового компьютера, установленного на выправочной машине, отличающийся тем, что на обследуемом участке железнодорожного пути привязку производят к системе координат реперной сети, используя базу данных реперной системы, в которую вводят вычисленные координаты, отметки и пикетаж реперов с промерами расстояний до ближайшего рельса, далее на основе этих данных программным путем строят цифровую модель углов поворота трассы обследуемого участка пути, затем совмещают системы координат путеизмерительного устройства и реперной сети, далее получают точную непрерывную координатную модель, по которой судят о состоянии железнодорожного пути для постановки в проектное или в другое оптимальное положение.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к диагностике железнодорожных путей и может быть использовано для автоматизации выправки плана и профиля железнодорожного пути при текущем их содержании.

В известном способе выправки (Л-1) железнодорожную кривую размечают вручную, через одинаковые интервалы, измеряют стрелы изгиба от хорд, или координаты оси пути в этих точках. Затем по той, или иной схеме вычисляют проектные данные и сдвижки пути в точках деления кривой. Величины сдвижек вводят в бортовой компьютер выправочной машины, которая и осуществляет выправку кривой в точках деления. При автоматизированной съемке стрел вагоном-путеизмерителем или путеизмерительной системой выправочных машин для достижения необходимой точности определения фактического положения пути требуется привязка системы координат, в которой работает машина, к трехмерной прямоугольной системе координат реперной сети. Для этих целей разработаны специализированные дорогостоящие и к сожалению малоэффективные оптико-электронные устройства (Л-2).

Наиболее близким по технической сущности является способ выправки железнодорожного пути, описанный в (Л-1). Он и взят за прототип.

Прототип не обеспечивает точную и эффективную выправку железнодорожного пути в плане и в профиле.

Технический результат заявляемого объекта выражается в повышении эффективности работы путевых машин и механизмов, предназначенных для выправки пути.

Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что для выправки железнодорожного пути используют базу данных реперной системы, в которой вычислены координаты, отметки и пикетаж реперов с промерами расстояний и превышений до ближайшего рельса. По этим данным определяют координаты, отметки и пикетаж точек головки рельса, образующих точную цифровую модель рельса (ЦМР) в системе трехмерных прямоугольных координат реперной сети.

Далее программным путем образуют разреженную двумерную цифровую модель углов поворота трассы (ЦМУ) обследуемого участка пути. Эта разреженная эталонная модель строится по координатам, хранящимся в базе данных реперной системы путем решения обратных геодезических задач. Для этого вычисляют дирекционные углы хорд аi, и острые углы перекрывающихся треугольников еi,, еi+1. Затем определяют двумерный массив точных координат криволинейных полярных координат М вида: М=(ai, si), где si - пикетаж центральной точки i-го участка кривой (см. фиг.1).

Массив М можно представить в виде графика функции a(s). См. фиг.2.

Затем по данным вагона-путеизмерителя или путеизмерительного устройства выправочной машины строят приближенно привязанную к пикетажу s передаточную функцию углов способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672, в которой углы поворота аni вычисляют по формуле

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

где способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672i+1, способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672i - измеренные стрелы;

dsni - интервал цифрования (расстояние между соседними стрелами);

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672=206265способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672.

Наклонные (соответствующие круговым кривым) и горизонтальные (соответствующие прямым) участки графиков аппроксимируют прямыми линиями методом наименьших квадратов. Пересечения прямых образуют две ломанные конфигурации: точную (А В С D Е...) и приближенную (а в с д е...).

Далее путем двумерных аффинных преобразований А, переводят конфигурацию (а в с д е...) в точную конфигурацию (А В С Д Е...), что является ключевым моментом автоматизированной привязки координатной системы путеизмерительного вагона (машины). После этого координаты ai, si любой точки конфигурации (а в с д е...) пересчитываются в точные координаты аTi, STi по известному правилу преобразования векторов из одной координатной системы в другую

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

где А - матрица аффиннного преобразования координат;

n - число точек конфигурации.

Таким образом, пикетаж путеизмерительного устройства приближенно, с точностью порядка 1 м, совмещают с пикетажем реперной сети. Элементы матрицы аффинных преобразований находят обобщенным методом наименьших квадратов по способу С.И.Матвеева, изложенному, например, в работе - Матвеев С.И. Цифровое трансформирование аэрокосмических снимков с измеренными координатами центров фотографирования /Труды МИИТа, вып.915, 1998, с. 29-31/.

Путеизмерителем выполнены непрерывные измерения расстояний по рельсовой нити и стрел способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672 при постоянной длине хорды d. Для обработки данных путеизмерителя принимают следующие исходные данные: координаты хнач, yнач некоторой начальной точки ЦМР и ее пикетаж sнач и дирекционный угол способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672нач предыдущего прямого участка.

Учитывают следующие соотношения. Изменение направления на длине хорды d равно

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

Длина кривой, опирающейся на хорду

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672=Rспособ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672.

Связь длины хорды с радиусом кривизны

d=2Rsin(способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672/2).

Связь длины кривой с углом поворота

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

Производная направления от пикетажа

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

По результатам измерения стрел вычисляют дирекционные углы и координаты точек, которые по пикетажу соответствуют контрольным точкам ЦМР

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

Получим второй массив координат для контрольных точек ЦМР

способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672

Начальные значения координат контрольных точек ЦМР принимают исходными. При этом вычисляются невязки способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672x=x’-x, способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672y=y’-y, используемые при вычислении координат промежуточных точек.

Координаты промежуточных точек вычисляются по формулам (1)-(3) и исправляются поправками способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672x, способ контроля состояния железнодорожного пути, патент № 2226672у, получаемыми интерполированием пропорционально расстоянию от предыдущей точки ЦМР между одноименными поправками к предыдущей и последующей контрольным точкам ЦМР.

Таким образом, получают высокоточную непрерывную цифровую (координатную) модель рельса, или оси плана пути в системе координат реперной сети с точностью 5-10 мм. Эта модель готова для автоматизированной выправки кривых при введении ее в бортовые компьютеры выправочных машин и механизмов, оснащенных программным обеспечением для выправки пути не по стрелам, а по координатам, что единственно позволяет приводить путь к проектному очертанию.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки на изобретение:

1. Технические требования. Специальная реперная система контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане: Технические требования. - М.: МПС РФ, 1998, 29 с.

2. Попович М.В. Механизированная выправка железнодорожного пути. 2000, 125 с.

Класс G01C5/00 Измерение высоты; измерение расстояний поперек линии визирования; нивелирование между отдельными пунктами; топографические нивелиры

видеовысотомер -  патент 2523745 (20.07.2014)
полуавтоматическое устройство коррекции высоты полета при взлете и посадке самолетного электромеханического барометрического высотомера -  патент 2522462 (10.07.2014)
устройство определения дальности до водной поверхности -  патент 2506539 (10.02.2014)
стенд для поверки и калибровки штрих-кодовых реек -  патент 2500987 (10.12.2013)
способ тригонометрического нивелирования -  патент 2487315 (10.07.2013)
прибор вертикального проектирования -  патент 2481556 (10.05.2013)
устройство для определения расположения поверхностей -  патент 2472110 (10.01.2013)
лазерный нивелир -  патент 2442960 (20.02.2012)

прибор для задания лазерной опорной плоскости -  патент 2437060 (20.12.2011)
стенд для поверки и калибровки цифровых нивелиров и штрихкодовых реек -  патент 2419766 (27.05.2011)

Класс E01B35/00 Применение измерительной аппаратуры и приспособлений при сооружении рельсовых путей

способ контроля рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути -  патент 2521114 (27.06.2014)
устройство автоматического контроля прямолинейности сварных стыков рельсов и способ его использования -  патент 2520884 (27.06.2014)
способ оценки состояния рельсового пути -  патент 2513338 (20.04.2014)
способ оптического определения неровностей и дефектов рельсового пути -  патент 2489291 (10.08.2013)
способ определения силы удара гребня колеса о головку рельса при движении железнодорожного вагона -  патент 2485239 (20.06.2013)
способ определения механических напряжений в рельсовой плети и устройство для его осуществления -  патент 2478153 (27.03.2013)
способ текущего содержания инфраструктуры железных дорог с использованием цифровой модели пути -  патент 2466235 (10.11.2012)
способ проведения ремонтов и реконструкции железнодорожной инфраструктуры с использованием цифровой модели пути -  патент 2465385 (27.10.2012)
способ определения состояния рельсошпальной решетки бесстыкового железнодорожного пути -  патент 2457969 (10.08.2012)
выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для выправки и контроля железнодорожного пути и оптико-электронная система выправочно-подбивочно-рихтовочной машины -  патент 2443826 (27.02.2012)
Наверх