самолет

Классы МПК:B64C39/10 самолеты типа "летающее крыло"
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Буданов Станислав Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
2002-06-19
публикация патента:

Изобретение относится к авиации. Самолет включает фюзеляж, треугольное крыло, двигатель, основные и носовую опоры. Самолет снабжен двумя нишами, расположенными в боковых поверхностях фюзеляжа, который в поперечном сечении имеет форму треугольника с загибом под прямым углом поверхностей и с сужением их нижнего хвостового участка. Предусмотрены два руля направления, шарнирно смонтированные в нишах фюзеляжа. Крыло смонтировано на упомянутых загибах боковых поверхностей фюзеляжа и выполнено из шарнирно состыкованных между собой коренной части и двух концевых частей и привода в виде двух силовых цилиндров, штоками связанных с концевыми частями, а корпусом - с коренной частью, причем размер поперечного сечения фюзеляжа не одинаковый на всей длине. Изобретение направлено на улучшение эксплуатационных свойств. 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

Самолет, включающий фюзеляж, треугольное крыло, двигатель, основные и носовую опоры, отличающийся тем, что он снабжен кабиной, рулями направления, расположенными симметрично относительно продольной оси фюзеляжа, системой индивидуального управления для каждого руля направления, включающей педаль с осью, закрепленной на кронштейне кабины, ролики с осями, заделанными в пол фюзеляжа, трос, охватывающий ролики и шарнирно соединенный одним концом с педалью и другим концом с рычагом руля направления, пружину, связанную с педалью, пружину, связанную с рычагом руля направления, ограничитель, выполненный в виде стержня с обрезиненной рабочей поверхностью и заделанный в пол за педалью, фюзеляж выполнен в поперечном сечении по форме треугольника с сужением нижнего хвостового участка, на боковых поверхностях фюзеляжа выполнены две ниши, в каждой из которых шарнирно смонтирован один из рулей направления, треугольное крыло включает коренную часть, прикрепленную к фюзеляжу, и две концевые части, шарнирно состыкованные с коренной частью, два силовых цилиндра, шток каждого цилиндра связан с концевой частью крыла, а корпус с коренной частью, ось каждого руля направления удалена от торца хвоста фюзеляжа на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам.

Известен самолет, состоящий из фюзеляжа с хвостовым оперением в виде двух килей с рулем направления и стабилизатора с рулем высоты, перед которыми расположено крыло, передняя кромка которого выполнена по интегральной схеме (Журнал "Авиация и космонавтика", 2000 г,. 12, рис. Самолет F-44, с. 31).

Недостатками указанного устройства являются высокая поражаемость хвостового оперения в боевых условиях, кроме того, невозможность взлета, полета, приземления и стоянки на участках, ограниченных по ширине ввиду конструктивного исполнения.

Ближайшим аналогом изобретения является самолет, состоящий из фюзеляжа с боковыми наплывами, который имеет удлиненный боковой профиль, плавно сопряженный с треугольным среднерасположенным крылом с положительным углом стреловидности по передней кромке 60o и отрицательным в 10o по задней кромке, имеющим очень плоский двояковыпуклый профиль, на концевых участках которого размещено по одной гондоле турбореактивных двигателей, на каждой из которых смонтировано хвостовое оперение в виде цельноповоротного киля, который установлен с наклоном 15o к вертикали с завалом к продольной оси фюзеляжа, с внешней стороны которого на задней кромке каждой плоскости крыла имеется по два элерона, в корневые части которого убираются в направлении оси фюзеляжа трехколесные основные шасси, в передней части которого размещена носовая опора, убирающаяся в фюзеляж, имеющий гофрированную обшивку (Журнал "Авиация и космонавтика", 2000 г. 8, рис. Продувочная модель А 12, с.43).

Недостатками аналога являются высокая уязвимость цельноповоротного киля от воздействия внешних факторов, например, в боевой обстановке, кроме того, невозможность взлета, полета, приземления и стоянки на узких участках из-за конструкции.

Техническим результатом, достигаемым устройством, согласно изобретению, является улучшение эксплуатационных свойств.

Указанный результат достигается тем, что самолет, включающий фюзеляж, треугольное крыло, двигатель, основные и носовую опоры, согласно изобретению, снабжен кабиной, рулями направления, расположенными симметрично относительно продольной оси фюзеляжа, системой индивидуального управления для каждого руля направления, включающей педаль с осью, закрепленной на кронштейне кабины, ролики с осями, заделанными в пол фюзеляжа, трос, охватывающий ролики и шарнирно соединенный одним концом с педалью и другим концом с рычагом руля направления, пружину, связанную с педалью, пружину, связанную с рычагом руля направления, ограничитель, выполненный в виде стержня с обрезиненной рабочей поверхностью и заделанный в пол за педалью, фюзеляж выполнен в поперечном сечении по форме треугольника с сужением нижнего хвостового участка, на боковых поверхностях фюзеляжа выполнены две ниши, в каждой из которых шарнирно смонтирован один из рулей направления, треугольное крыло включает коренную часть, прикрепленную к фюзеляжу, и две концевые части, шарнирно состыкованные с коренной частью, два силовых цилиндра, шток каждого цилиндра связан с концевой частью крыла, а корпус - с коренной частью, ось каждого руля направления удалена от торца хвоста фюзеляжа на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа.

Предлагаемый самолет поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - самолет, вид сбоку;

на фиг.2 - то же, вид спереди;

на фиг.3 - то же, вид сверху в плане;

на фиг.4 показано размещение рулей направления в нишах и механизм управления;

на фиг.5 изображен фюзеляж, вид сбоку;

на фиг.6 - то же, поперечный разрез по АА на фиг.5;

на фиг.7 - то же, вид сверху по Б на фиг.5;

на фиг.8 изображено крыло, вид сверху в плане;

на фиг.9 показан профиль крыла;

на фиг.10 изображено размещение самолета на ограниченном участке по ширине;

на фиг.11 показано положение руля направления для правого разворота;

на фиг.12 - то же, для левого разворота.

Самолет включает фюзеляж 1, выполненный в поперечном сечении по форме треугольника с неодинаковым размером указанного сечения на всей длине. Два ниши 2 выполнены на боковых поверхностях фюзеляжа. Нижний хвостовой участок фюзеляжа 1 выполнен с сужением 2. На боковых поверхностях фюзеляжа 1 выполнены две ниши 3. Два руля 4 направления, каждый, шарнирно смонтирован в нише 3. Ось каждого руля 4 направления удалена от торца хвоста фюзеляжа 1 на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа 1. Треугольное крыло 5 включает коренную часть "б", прикрепленную к фюзеляжу 1, и две концевые части "а", шарнирно состыкованные с коренной частью "б", два силовых цилиндра 6, штоком связанные с концевой частью "а", а корпусом с коренной частью "б". Две расположенные симметрично относительно продольной оси системы индивидуального управления рулями 4 управления смонтированы в полости фюзеляжа 1. Система индивидуального управления каждого руля 4 направления состоит из педали 7 с осью 8, закрепленной на кронштейне кабины, роликов 9 с осями, заделанными в пол фюзеляжа 1, троса 10, охватывающего ролики 9 и шарнирно соединенного с педалью 7 одним концом и другим концом присоединенного к рычагу руля 4 направления, ограничителя 11, выполненного в виде стержня с обрезиненной рабочей поверхностью и заделанного в пол за педалью 7, двух витых пружин 12, одна из которых связана с педалью, а другая пружина связана с рычагом руля 4 направления. В верхней части полости хвостового участка фюзеляжа 1 смонтирован реактивный двигатель РД.

Две основные опоры шасси выполнены с возможностью укорачивания "ноги" (несущей стойки) - не показано.

Самолет работает следующим образом.

Для перемещения в воздушной среде с максимальной нагрузкой концевые части "в" располагают горизонтально, фиг.3. При наборе высоты носовую опору убирают в фюзеляж 1 по полету. Одновременно с укорачиванием "ноги" (стойки) основные опоры убирают в коренную часть "б" крыла 5.

Для перемещения в воздушной среде с номинальной нагрузкой (грузоподъемностью) концевые части "в" крыла 5 переводят в вертикальное положение (возможно с допустимым завалом к продольной оси фюзеляжа 1), фиг.10. При этом штоки втягивают в силовые цилиндры 6, а концевые части "в" совершают поворот на шарнирах в сторону фюзеляжа 1. Благодаря чему уменьшают размах крыла 5 и обеспечивают номинальную удельную нагрузку.

Для правого разворота оператор ногой подает правую педаль 7 вперед от исходного положения, растягивая соответствующую пружину 12. Педаль, проворачиваясь на оси 8, увлекает за собой трос 10, который обкатав ролики 9 другим концом, воздействует на рычаг руля 4 направления, растягивая другую пружину 12, и выводит руль 4 из ниш 3, отклоняя на требуемый угол.

Аналогичные действия производит оператор для разворота налево. Для этого ногой он воздействует на левую педаль 7 и выводит из ниш 3 левый руль 4 направления, расположенный на противоположном боку фюзеляжа 1.

После разворота в исходное положение, до ограничителя 11, руль 4 возвращают пружинами 12, которые сжимаются, и посредством ноги оператора.

Для взлета, полета, приземления и стоянки на ограниченном по ширине участке концевые части "в" крыла 5 переводят в вертикальное положение.

Выполнение фюзеляжа по форме треугольника с неодинаковым размером поперечного сечения на всей длине от носа до хвоста уменьшает массу устройства.

Сужение 2 нижней части хвоста фюзеляжа улучшает путевую устойчивость самолета.

Расположение рулей направления по бокам фюзеляжа снижает их уязвимость от воздействия внешних факторов, а размещение рулей в нише улучшает обтекаемость фюзеляжа.

Удаление руля направления от торца хвоста на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа, обеспечивает требуемый для поворота момент.

Выполнение крыла из коренной части и концевых частей, состыкованных шарнирно, обеспечивает уменьшение размаха крыла.

Введение индивидуального управления каждым рулем направления повышает эксплуатационные свойства самолета.

Самолет согласно изобретению может быть использован в качестве лабораторной, разведывательной и военной техники.

Класс B64C39/10 самолеты типа "летающее крыло"

летательный аппарат -  патент 2495796 (20.10.2013)
летательный аппарат -  патент 2493053 (20.09.2013)
беспилотный комбинированный летательный аппарат -  патент 2485018 (20.06.2013)
беспилотный летательный аппарат, блок видеоаппаратуры для него и катапульта (варианты) для его запуска -  патент 2466909 (20.11.2012)
беспилотный летательный аппарат -  патент 2461494 (20.09.2012)
летающая машина -  патент 2360840 (10.07.2009)
малозаметный беспилотный летательный аппарат -  патент 2353547 (27.04.2009)
самолет с несущим фюзеляжем -  патент 2351507 (10.04.2009)
легкий многорежимный летательный аппарат -  патент 2348568 (10.03.2009)
система и способ управления летательным аппаратом -  патент 2310582 (20.11.2007)
Наверх