индикатор неразрывности потока жидкости

Классы МПК:F16N29/00 Приспособления в смазочных устройствах или системах, обеспечивающие указание или обнаружение нежелательных явлений и неисправностей; использование датчиков, чувствительных к условиям смазки, в смазочных устройствах и системах
F01M11/10 индикаторные устройства; прочие предохранительные устройства 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "КАМАЗ-Дизель"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-06-29
публикация патента:

Изобретение предназначено для визуального определения неразрывности потока жидкости. Индикатор содержит корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, при этом заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта. Технический результат - повышение надежности работы двигателя. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Индикатор неразрывности потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, отличающийся тем, что заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности предназначено для защиты наиболее слабых мест с точки зрения надежности шатунных подшипников во вращающемся коленчатом вале двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен индикатор потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящий канал, сообщенный между собой камерой и каналом контролируемой среды, на входе и выходе установлены дроссели. SU 1767278 А1 (ВОЛЖСКОЕ ОПЛА), 11.10.1990.

Недостатком известного индикатора является невозможность оценить критическое состояние работоспособности ДВС.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является индикатор неразрывности потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала. RU 2168106 С1 (ОАО "КАМАЗ-Дизель"), 25.05.2001.

Недостатком такого устройства является невозможность определить момент, при котором наступает недостаточная подпитка масла от коренной опоры к шатунной шейке коленчатого вала, и определить момент разрыва масляного потока.

Задачей изобретения является повышение надежности и точности определения момента разрыва потока при достижении определенного износа подшипников, а также оценить критическое состояние работы двигателя в целом.

Поставленная задача решается тем, что в индикаторе неразрывности потока жидкости, содержащем корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки установлен вертикально в средней части корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.

На чертеже показан индикатор неразрывности потока жидкости.

Индикатор неразрывности потока жидкости содержит корпус 1 из прозрачного материала, маслопроводящую трубку 2, установленную в маслоканале 3 коленчатого вала 4, заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2 установлен в маслоканале 3 подвода масла от коренной опоры 6 к шатунной шейке 7 на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала 4, а выходной конец 8 маслопроводящей трубки 2 установлен вертикально в средней части корпуса 1, загнут полукругом, выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта. Кроме того, имеются трубка 9 для стекания масла в общую магистраль (на чертеже не показана) и подсветка 10.

Индикатор неразрывности потока жидкости работает следующим образом. При работе ДВС масло, поступающее от маслонасоса, подается в коленчатый вал 4, в маслоканал 3 подвода масла от коренной опоры 6 к шатунной шейке 7 и далее выбрасывается через зазоры шатунных и коренных подшипников. При недостаточной подпитке масла через маслоканал 3 происходит разрыв масляного потока в маслоканале 3 коленчатого вала 4. В дальнейшем происходит сухое или полусухое трение шатунных подшипников.

Разрыв масляного потока в первую очередь происходит в маслоканале 3 на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала 4, то есть в том месте, где расположен заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2. Разрыв масляного потока ускоряется и возрастает по мере увеличения радиуса вращения под действием центробежных сил и зависит от температурного режима, от трущихся поверхностей, от степени износа шатунных и коренных подшипников и других факторов, определяющих надежность работы двигателя. При разрыве масляного потока в маслоканале 3 коленчатого вала 4 прекращается поступление масла в заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2 и прекращается поток масла во всей маслопроводящей трубке 2, при этом масло стекает и из загнутого полукругом, выполненного из прозрачного материала, выходного конца 8 маслопроводящей трубки 2, установленного вертикально в средней части корпуса 1, установленного в щитке приборов автотранспорта. Визуальная оценка разрыва потока масла из прозрачного выходного конца 8 полукруглой трубки позволяет произвести оценку неразрывности потока смазки, вывести двигатель из критических режимов работы. Индикатор неразрывности потока жидкости прост по конструкции, обеспечивает и допускает установку на работающую реальную автотранспортную технику и при работе, оценивая интенсивность или разрыв потока масла по установленному индикатору в щитке приборов, меняя обороты двигателя, позволяет избежать критических режимов работы и определить возможность дальнейшей эксплуатации ДВС, произвести своевременный ремонт с минимальными затратами.

Класс F16N29/00 Приспособления в смазочных устройствах или системах, обеспечивающие указание или обнаружение нежелательных явлений и неисправностей; использование датчиков, чувствительных к условиям смазки, в смазочных устройствах и системах

сигнализатор стружки -  патент 2511971 (10.04.2014)
система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания -  патент 2503877 (10.01.2014)
способ изготовления магнитной пробки сигнализатора стружки -  патент 2461765 (20.09.2012)
сигнализатор стружки -  патент 2460006 (27.08.2012)
цепная пила, снабженная смазывающим устройством, и способ, предназначенный для осуществления указанного смазывания -  патент 2440889 (27.01.2012)
сигнализатор наличия металлических частиц в системе смазки -  патент 2315900 (27.01.2008)
сигнализатор наличия металлических частиц в масле или иной жидкости -  патент 2270394 (20.02.2006)
способ и устройство для контроля подшипников скольжения поршневой машины, прежде всего двигателя внутреннего сгорания -  патент 2230975 (20.06.2004)
датчик подачи масла в систему смазки трущихся деталей механизма -  патент 2191320 (20.10.2002)
индикатор неразрывности потока жидкости -  патент 2168106 (27.05.2001)

Класс F01M11/10 индикаторные устройства; прочие предохранительные устройства 

способ контроля качества смазочного материала дизельного двигателя -  патент 2509899 (20.03.2014)
способ функционального диагностирования сепаратора -  патент 2465470 (27.10.2012)
способ контроля критической загрязненности масляного фильтра с основным фильтрующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана -  патент 2454552 (27.06.2012)
устройство для измерения концентрации частиц сажи в дизельном моторном масле -  патент 2291308 (10.01.2007)
способ контроля загрязненности масляного фильтра с основным фильтрующим элементом и фильтрующим элементом перепускного клапана -  патент 2281404 (10.08.2006)
устройство для оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания -  патент 2145068 (27.01.2000)
сигнальное устройство для определения момента замены масляного фильтра -  патент 2103522 (27.01.1998)
устройство для контроля системы смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2053381 (27.01.1996)
устройство для определения расхода масла на угар в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2027032 (20.01.1995)
Наверх