способ получения дизельного топлива

Классы МПК:C10G69/14 только из нескольких параллельных ступеней
C10G65/14 только из нескольких параллельных ступеней
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский институт по переработке нефти"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-02-15
публикация патента:

Использование: нефтепереработка. Сущность: из нефтяного сырья выделяют фракции, выкипающие в интервале (260-290oС) - (340-370oС) и (340-370oС) - (530-560oС), первую из которых подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией, а вторую - гидроочистке с последующим каталитическим гидрокрекингом, полученные гидрогенизаты совместно подвергают ректификации с выделением бензиновой фракции, легкой дизельной фракции, тяжелой дизельной фракции, а также остатка, который возвращают в процесс и подвергают каталитическому гидрокрекингу совместно со второй фракцией. Технический способ позволяет получить компоненты низкозастывающего дизельного топлива (зимнего и арктического), которые могут после смешения непосредственно (или после введения депрессорной присадки) использоваться как товарные дизельные топлива. 4 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ получения дизельного топлива, включающий стадии каталитической гидродепарафинизации, каталитического гидрокрекинга нефтяного сырья при повышенных температуре и давлении и выделения целевого продукта ректификацией, отличающийся тем, что из нефтяного сырья выделяют фракции, выкипающие в интервале температур (260способ получения дизельного топлива, патент № 2219221290способ получения дизельного топлива, патент № 2219221C)-(340способ получения дизельного топлива, патент № 2219221370способ получения дизельного топлива, патент № 2219221С) и (340способ получения дизельного топлива, патент № 2219221370способ получения дизельного топлива, патент № 2219221С)-(530способ получения дизельного топлива, патент № 2219221560способ получения дизельного топлива, патент № 2219221С), первую из которых подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей ее гидростабилизацией, а вторую - каталитическому гидрокрекингу с предварительной гидроочисткой, полученные гидрогенизаты совместно подвергают ректификации с выделением бензиновой фракции, легкой дизельной фракции, тяжелой дизельной фракции, а также остатка, который возвращают в процесс и подвергают каталитическому гидрокрекингу совместно со второй фракцией.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что тяжелую дизельную фракцию частично возвращают в процесс и подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей ее гидростабилизацией совместно с первой фракцией.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что стадию каталитической гидродепарафинизации и гидростабилизации первой фракции осуществляют в одном реакционном блоке при температуре 330-420способ получения дизельного топлива, патент № 2219221С и давлении 4-10 МПа.

4. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что стадию каталитического гидрокрекинга с предварительной гидроочисткой второй фракции осуществляют в одном реакционном блоке при температуре гидрочистки 330-380способ получения дизельного топлива, патент № 2219221С и гидрокрекинга 380-440способ получения дизельного топлива, патент № 2219221С и давлении 8-14 МПа.

5. Способ по пп.1-4, отличающийся тем, что в процессе каталитической гидродепарафинизации используют катализатор, приготовленный на базе высококремнеземного цеолита типа ЦВК, ЦВМ или ЦВН, в процессе каталитического гидрокрекинга - катализатор, содержащий широкопористый цеолит типа “У”, в процессах гидростабилизации и гидроочистки - алюмокобальтмолибденовый или алюмоникельмолибденовый катализатор.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения дизельного топлива, позволяющего вырабатывать как зимние, так и арктические сорта этого топлива.

Известен способ получения дизельного топлива путем гидрокрекинга нефтяного сырья при давлении 15 МПа на специальном катализаторе в две стадии, причем на первой стадии осуществляют глубокую гидроочистку и гидрирование ароматических углеводородов сырья при температуре до 425oС, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1, а на второй - гидрокрекинг облагороженного сырья при температуре 400oС и объемной скорости подачи сырья 1 ч-1. Выход дизельной фракции составляет 51 мас.% на сырье.

(Радченко Е. Д. и др. Промышленные катализаторы гидрогенизационных процессов нефтепереработки. М.: Химия, 1987, с.31).

Недостатком способа является относительно низкий выход целевого продукта - дизельного топлива, а также высокое давление водорода в процессе, что существенно увеличивает капитальные и эксплуатационные затраты.

Известен также способ получения экологически чистых моторных топлив, включающий каталитический гидрокрекинг нефтяного сырья (вакуумного дистиллята) при температуре 350-430oС и давлении 8-12 МПа, выделение из гидрогенизата бензиновой, среднедистиллятной фракции 130-360oС и остатка, каталитическую деароматизацию 50-95% выделенной среднедистиллятной фракции при температуре 250-370oС и давлении 3-6 МПа с последующим смешением продукта деароматизации с оставшимися 5-50 мас.% среднедистиллятной фракции.

(Патент РФ 2129140, Кл. C 10 G 65/12, 1999 г.).

Недостатком указанного способа является приемлемость для процесса гидрокрекинга лишь сырья утяжеленного фракционного состава (по температуре начала кипения - не ниже 350oС). Другим недостатком способа является применение на стадии деароматизации дорогостоящих палладиевых и платиновых катализаторов, обладающих повышенной чувствительностью к сернистым соединениям, что требует весьма глубокой очистки сырья на стадии гидрокрекинга.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ получения низкозастывающих средних дистиллятов (в т.ч. дизельного топлива) путем каталитического гидрокрекинга нефтяного сырья широкого фракционного состава с последующей каталитической гидродепарафинизацией потока из зоны гидрокрекинга и выделением ректификацией из гидрогенизата конечного продукта. Гидрокрекинг и гидродепарафинизацию осуществляют в одном реакционном блоке при температуре 260-455oС (разница температур между двумя катализаторными слоями не должна превышать 50oС), общем давлении 3-21 МПа и суммарной объемной скорости подачи сырья (для двух катализаторных слоев) 0,2-5,0 ч-1. При необходимости перед выделением конечного продукта ректификацией его дополнительно подвергают гидроочистке для обеспечения требований по цетановому индексу и/или окислительной стабильности топлива.

(Патент US 5935414, Кл. C 10 G 47/16, 1999 г.).

Недостатком указанного способа является использование в процессе каталитической гидродепарафинизации балластных фракций, выкипающих до 260-290oС, которые имеют достаточно низкие температуры застывания (ниже минус 55oС), что может приводить к снижению выхода целевого продукта и увеличению расхода водорода на реакцию.

Кроме того, в сырье гидрокрекинга вовлекаются фракции, выкипающие ниже 340-370oС, которые характеризуются малой степенью превращения при переработке их с более тяжелыми фракциями.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения дизельного топлива, обеспечивающего производство как зимнего, так и арктического сортов этого топлива, позволяющего вовлечь в переработку более широкий (по пределам кипения) ассортимент сырья и тем самым существенно расширить ресурсы производства малосернистых низкозастывающих дизельных топлив.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, заключающийся в том, что из нефтяного сырья выделяют фракции, выкипающие в интервале (260способ получения дизельного топлива, патент № 2219221290oС)-(340способ получения дизельного топлива, патент № 2219221370oС) и (340способ получения дизельного топлива, патент № 2219221370oC)-(530способ получения дизельного топлива, патент № 2219221560oC), первую из которых подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией, а вторую - гидроочистке с последующим каталитическим гидрокрекингом, полученные гидрогенизаты совместно подвергают ректификации с выделением бензиновой фракции, легкой дизельной фракции, тяжелой дизельной фракции, а также остатка, который возвращают в процесс и подвергают каталитическому гидрокрекингу совместно со второй фракцией.

При необходимости тяжелую дизельную фракцию частично возвращают в процесс и подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией совместно с первой фракцией.

Причем стадию каталитической гидродепарафинизации и гидростабилизации первой фракции осуществляют в одном реакционном блоке при температуре 330-420oС и давлении 4-10 МПа, а стадию каталитического гидрокрекинга с предварительной гидроочисткой второй фракции - при температуре гидроочистки 330-380oС и гидрокрекинга 380-440oС и общем давлении 8-14 МПа.

В процессе каталитической гидродепарафинизации используют катализатор, приготовленный на базе высококремнеземного цеолита типа ЦВК, ЦВМ или ЦВН, в процессе каталитического гидрокрекинга - катализатор, содержащий широкопористый цеолит типа "Y", а в процессах гидростабилизации и гидроочистки - алюмокобальтмолибденовый или алюмоникельмолибденовый катализатор.

Отличия предлагаемого технического решения, заключающиеся в том, что исходное сырье разделяют на две фракции, выкипающие в заявленных интервалах, и каждую из фракций подвергают гидрообработке в определенных условиях, позволяют получить компоненты низкозастывающего дизельного топлива (зимнего и арктического), которые характеризуются температурами помутнения/застывания минус 25oС - минус 45oС/минус 35oС - минус 55oС, и могут после смешения непосредственно (или после введения депрессорной присадки) использоваться как товарные дизельные топлива.

Выделенную из гидрогенизата легкую дизельную фракцию можно использовать в качестве компонента низкозастывающего целевого продукта. Тяжелую дизельную фракцию используют в качестве компонента низкозастывающего дизельного топлива при условии ее соответствия требованию по температуре помутнения, при условии несоответствия этому требованию тяжелую дизельную фракцию частично возвращают в процесс и подвергают каталитической депарафинизации с последующей гидростабилизацией совместно с первой фракцией.

Ниже приведены конкретные примеры заявляемого способа.

Пример 1

Выделяют из нефти фракции, выкипающие в пределах 260-340oС и 340-530oС. Фракцию 260-340oС (содержание серы - 0,15 мас.%, температура застывания минус 10oС) подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией продукта при давлении 4 МПа, температуре 330oС, объемной скорости подачи сырья - 1 ч-1 с получением продукта с температурой помутнения/застывания минус 45oС/минус 55oС и содержанием серы до 0,05 мас.%.

Процесс осуществляют на двух последовательно расположенных катализаторах: гидродепарафинизации и гидростабилизации. В качестве катализатора гидродепарафинизации используют до 50 мас.% высокремнеземного цеолита (типа ЦВМ или ЦВН), до 8 мас.% гидрирующего компонента (МоО3), остальное связующее (Аl2О3). При гидростабилизации используют алюмокобальтмолибденовый (АКМ) катализатор гидроочистки.

Фракцию 340-530oС (содержание серы - 0,4 мас.%, температура застывания +18oС) подвергают каталитическому гидрокрекингу с предварительной гидроочисткой сырья при общем давлении 8 МПа, температуре гидроочистки 350oС и гидрокрекинга 380oС и общей объемной скорости подачи сырья - 1,0 ч-1.

Процесс осуществляют на двух последовательно расположенных катализаторах: гидроочистном алюмоникельмолибденовом (АНМ) и цеолитсодержащем (на базе широкопористого цеолита типа "Y").

Гидрогенизаты от обоих потоков подвергают совместной ректификации с выделением бензиновой фракции Н.К. - 140oС, легкой дизельной фр. 140-290oС, тяжелой дизельной фр. 290-330oС и остатка. Остаток, выкипающий при температуре выше 330oС, смешивают с исходной фр. 340-530oС и снова возвращают в зону гидрокрекинга. Полученные низкозастывающие компоненты легкой и тяжелой дизельных фракций после смешения могут непосредственно использоваться как товарное арктическое дизельное топливо с температурой помутнения/застывания минус 45oС/минус 55oС. Содержание серы в товарном топливе менее 0,05 мас.%.

Общий баланс процесса:

Взято в переработку, мас.%:

1. Фр. 260-340oС (сырье гидродепарафинизации) - 28,8

2. Фр. 340-530oС (сырье гидрокрекинга) - 71,2

3. Рециркулят гидрокрекинга - 24,2

4. Водород (100% на реакцию) - 2,3

Итого: - 126,5

Получено:

1. Углеводородный газ и сероводород - 7,5

2. Бензиновая фр. Н.К.-140oС - 19,8

3. Легкая дизельная фр. 140-290oС - 56,5

4. Тяжелая дизельная фр. 290-330oС - 18,5

5. Рециркулят гидрокрекинга (остаток способ получения дизельного топлива, патент № 2219221330oС) - 24,2

Итого: - 126,5

Пример 2

Выделенные из нефти фракции, выкипающие в пределах 290-370oС и 370-560oС, раздельно подвергают гидрообработке.

Первую фракцию (содержание серы - 0,2 мас.%, температура застывания минус 5oС) подвергают каталитической гидродепарафинизации с последующей гидростабилизацией при давлении 10МПа, температуре 350oС, объемной скорости подачи сырья - 1 ч-1 с получением продукта с температурой помутнения/застывания минус 35oС/минус 45oС и содержанием серы до 0,05 мас.%.

Процесс проводится на двух последовательно расположенных катализаторах: цеолитсодержащем (с использованием высококремнеземного цеолита типа ЦВК) и гидроочистном (типа АКМ).

Вторую фракцию (содержание серы - 0,6 мас.%, температура застывания +25oС) подвергают гидроочистке и гидрокрекингу при общем давлении 14 МПа, температуре гидроочистки 380oС и гидрокрекинга 440oС, общей объемной скорости подачи сырья - 0,7 ч-1.

Процесс проводится на двух последовательно расположенных катализаторах: гидроочистном (типа АНМ) и цеолитсодержащем (на базе широкопористого цеолита типа "Y").

Гидрогенизаты от обоих потоков подвергают совместной ректификации, с выделением бензиновой фракции Н.К. - 120oС, легкой дизельной фр. 120-290oС, тяжелой дизельной фр. 290-360oС и остатка.

Остаток, выкипающий при температуре выше 360oС, смешивают с исходной фр. 370-560oС и снова возвращают в зону гидрокрекинга. Часть тяжелой дизельной фракции возвращают в процесс и подвергают каталитической гидродепарафинизации. Полученные низкозастывающие компоненты легкой и оставшейся части тяжелой дизельных фракций после смешения могут непосредственно использоваться как товарное дизельное топливо с температурой помутнения/застывания минус 35oС/минус 45oС. Содержание серы в товарном дизельном топливе зимнем менее 0,05 мас.%.

Общий баланс процесса:

Взято в переработку, мас.%:

1. Фр. 290-370oС - 32,4

2. Фр. 370-560oС - 67,6

3. Рециркулят гидрокрекинга (фр. способ получения дизельного топлива, патент № 2219221360oС) - 24,2

4. Рециркулят гидродепарафинизации (фр. 290-360oС) - 5,7

5. Водород (100% на реакцию) - 2,5

Итого: - 132,4

Получено:

1. Углеводородный газ и сероводород - 7,2

2. Бензиновая фр. Н.К.-120oС - 17,8

3. Легкая дизельная фр.120-290oС - 50,2

4. Тяжелая дизельная фр. 290-360oС - 27,3

5. Рециркулят гидродепарафинизации (фр. 290-360oС) - 5,7

6. Рециркулят гидрокрекинга (остаток способ получения дизельного топлива, патент № 2219221360oС) - 24,2

Итого: - 132,4о

Класс C10G69/14 только из нескольких параллельных ступеней

Класс C10G65/14 только из нескольких параллельных ступеней

способ получения высокооктанового базового бензина -  патент 2518481 (10.06.2014)
способ переработки нефти -  патент 2510642 (10.04.2014)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
композиция жидкого топлива -  патент 2484121 (10.06.2013)
способ обработки синтетического масла, способ получения углеводородного масла, углеводородное масло для получения водорода, углеводородное масло для добавки, увеличивающей максимальную высоту некоптящего пламени, для керосина и углеводородное масло для базового компонента дизельного топлива -  патент 2429279 (20.09.2011)
нефтяное масло и способ получения нефтяного масла -  патент 2425859 (10.08.2011)
способ получения средних дистиллятов гидроизомеризацией и гидрокрекингом сырья, поступающего со способа фишера-тропша, использующий допированный катализатор на основе мезопористого алюмосиликата с регулируемым содержанием макропор -  патент 2405023 (27.11.2010)
способ получения дизельного топлива из остаточного нефтяного сырья -  патент 2404228 (20.11.2010)
способ получения углеводородных смесей с высоким октановым числом путем гидрогенизации углеводородных смесей, содержащих фракции разветвленных олефинов -  патент 2377277 (27.12.2009)
способ получения малосернистых среднедистиллятных фракций с улучшенными низкотемпературными характеристиками -  патент 2311442 (27.11.2007)
Наверх