способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-30
публикация патента:

Использование: при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств полуаналитического типа. Сущность: предварительно устанавливают гироскоп на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта таким образом, чтобы плоскость измерительных осей гироскопа совпадала с горизонтальной плоскостью платформы. Устанавливают платформу на объект так, чтобы ось стабилизации по крену совпадала с продольной осью объекта, ось стабилизации по тангажу была направлена перпендикулярно плоскости симметрии объекта к правому борту. Выставляют платформу в горизонте и в азимуте так, чтобы одна горизонтальная ось платформы была направлена на север, другая на восток, поворачивают относительно платформы корпус гироскопа вокруг оси собственного вращения. Проводят гирокомпасирование и определение погрешностей гирокомпасирования после поворота. Определяют азимутальный угол поворота корпуса гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна. Затем при рабочем гирокомпасировании определяют азимутальный угол поворота объекта относительно платформы. Вычисляют с помощью аналитического выражения угол истинного курса объекта, используя информацию об азимутальном положении объекта и гироскопа относительно платформы. Технический результат: возможность гирокомпасирования при наличии угловых скоростей основания, повышение точности. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу, включающий использование гироскопа в режиме обратной связи по току датчиков момента, предварительное согласование знаков изменения напряжений с эталонных сопротивлении гироскопа с направлением поворота корпуса вокруг оси собственного вращения, определение модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании - определение напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, отличающийся тем, что предварительно устанавливают гироскоп на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта таким образом, чтобы плоскость измерительных осей гироскопа совпадала с горизонтальной плоскостью платформы, устанавливают платформу на объект так, чтобы ось стабилизации по крену совпадала с продольной осью объекта, ось стабилизации по тангажу была направлена перпендикулярно плоскости симметрии объекта к правому борту, после этого выставляют платформу в горизонте и в азимуте так, чтобы одна горизонтальная ось платформы была направлена на север, другая на восток, поворачивают относительно платформы корпус гироскопа вокруг оси собственного вращения, проводят гирокомпасирование и определение погрешностей гирокомпасирования после поворота, определяют азимутальный угол поворота корпуса гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна, а затем при рабочем гирокомпасировании определяют азимутальный угол поворота объекта относительно платформы и вычисляют угол истинного курса объекта по следующим формулам:

K = 2способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1, если b1>0, b2>0;

K = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1, если b1>0, b2<0;-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1, если b1<0, b2<0;1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1, если b1<0, b2>0;

где b1 = -U12Kн12+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1дx;

b2 = U11Kн11+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1дy;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1дx, способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1дy - модель дрейфа гироскопа по осям Хг1, Yг1;

U11, U12 - напряжения с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости соответственно по первому и второму каналам;

Кн11, Кн12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго канала;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r - азимутальный угол поворота объекта относительно платформы;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740r1 - азимутальный угол между горизонтальными осями платформы и гироскопа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств полуаналитического типа.

Известны способы определения истинного курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости (см., например, книгу Б.И.Назарова и Г.А.Хлебникова "Гиростабилизаторы ракет" М. , 1975, стр.193-196 и патент RU 2098766 С1 по кл. G 01 С 21/14 от 10 декабря 1997 г.), согласно которым курсовое направление горизонтально расположенной измерительной оси гироскопа на неподвижном основании определяют аналитически с использованием результатов показаний с гироскопа, полученных на разных азимутальных углах.

За прототип взят способ определения истинного курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости (см. патент RU 2176708 по кл. G 01 C 21/12 от 10 декабря 2001 г.).

В этом способе определения истинного курса с помощью одного гироскопа предварительно привязывают измерительные оси гироскопа к осям, связанным с объектом, применяют гироскоп в режиме обратной связи по току датчика момента, определяют сигналы с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости, затем при операции предварительной настройки проводят фазировку системы измерения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа, обеспечивающую отрицательное приращение сигналов с первого и второго каналов гироскопа при азимутальном повороте его корпуса против часовой стрелки на 90o из положения, при котором измерительная ось Y первого канала направлена на север, а измерительная ось Х второго канала на восток, определяют коэффициенты модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании в искомом курсовом положении объекта определяют углы наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, угол широты местоположения объекта, напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, а затем определяют значение истинного курса измерительной оси первого канала гироскопа по следующей формуле

K=2способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg a, если b1>0, b2>0;

K=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg a, если b1>0, b2<0;-arctg a, если b1<0, b2<0;1<0, b2>0,

где a=b1b2 -1;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740,

b2 = U11Кн11cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дуcosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740sinспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740sinспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх,способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy - модель дрейфа гироскопа по осям X, Y,

U11, U12 - напряжения с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости соответственно по первому и второму каналам,

Kн11, Kн12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго каналов,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740,способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 - углы наклона плоскости осей чувствительности гироскопа соответственно по тангажу и крену,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 - угловая скорость вращения Земли,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 - широта местоположения объекта.

Гирокомпасирование с применением известного способа возможно в условиях неподвижного основания. Угловые движения основания вызывают весьма значительные погрешности гирокомпасирования. Оценить эти погрешности можно расчетным путем, используя следующее выражение для ошибки гирокомпасирования

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740

где

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U11, способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U12 - погрешность измерения напряжений с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости соответственно по первому и второму каналам,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн11, способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн12 - погрешность задания крутизны гироскопа по напряжению для первого и второго каналов,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740,способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 - погрешность задания углов наклона плоскости осей чувствительности гироскопа соответственно по тангажу и крену,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 - погрешность задания широты местоположения.

Рассмотрим влияние в известном способе на погрешность гирокомпасирования скорости рыскания способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 скоростей изменения углов тангажа способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 и крена способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 при наличии ошибок в задании рассматриваемых параметров. При расчете погрешностей гирокомпасирования с использованием выражения (2) брались следующие значения параметров и ошибок их задания:

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U11=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U12=0,15 мВ,

Kн11=Kн12=3,5способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 221074010-7 1/c мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн11=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн12=3,5способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 221074010-10 1/с мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1ду = 1 град/ч,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1ду = 0,01 град/ч,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=55,5 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,05 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,017 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=30 град.

На фиг.2 показаны погрешности гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости в зависимости от скорости рыскания способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 скоростей изменения углов тангажа способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 и крена способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 Зависимостями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 представлены погрешности гирокомпасирования соответственно на азимутальных углах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315o. Эти зависимости показывают, что на разных азимутальных углах угловые скорости рыскания, изменения углов по тангажу и крену обуславливают существенные погрешности гирокомпасирования. Таким образом, известный способ имеет ограничение на применение, обусловленное угловыми скоростями основания.

Исследуем с применением выражения (2) влияние в известном способе на погрешность гирокомпасирования азимутальной ориентации гироскопа, характеризуемой углом способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740. При расчете этой погрешности гирокомпасирования брались следующие значения параметров и ошибок их задания:

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U11=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U12=0,15 мВ,

Kн11=Kн12=3,5способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 221074010-7 1/c мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн11=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн12=3,5способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 221074010-10 1/с мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1ду = 0,01 град/ч;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=55,5 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,05 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,017 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,01 град/ч,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1ду = 0,01 град/ч.

На фиг. 3 показана погрешность гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости в зависимости от азимутальной ориентации гироскопа.

Из зависимости, представленной на фиг.3, видно, что в известном способе азимутальная ориентация гироскопа влияет на погрешность гирокомпасирования. При этом погрешность имеет синусоидальный характер. Так как в известном способе предполагается бесплатформенная установка гироскопа на объекте, то на различных курсах объекта в этом случае будут различные погрешности гирокомпасирования, которые могут достигать существенных величин на курсовых углах 90 и 270o.

Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, является обеспечение возможности гирокомпасирования с применением гироскопических датчиков угловой скорости при наличии угловых скоростей основания и повышение точности гирокомпасирования за счет устранения зависимости погрешности гирокомпасирования от курсового угла.

Технический результат достигается тем, что в известном способе определения истинного курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости, включающем использование гироскопа в режиме обратной связи по току датчиков момента, предварительное согласование знаков изменения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа с направлением поворота корпуса вокруг оси собственного вращения, определение модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании определение напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, дополнительно предварительно устанавливают гироскоп на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта таким образом, чтобы плоскость измерительных осей гироскопа совпадала с горизонтальной плоскостью платформы, устанавливают платформу на объект так, чтобы ось стабилизации по крену совпадала с продольной осью объекта, ось стабилизации по тангажу была направлена перпендикулярно плоскости симметрии объекта к правому борту, после этого выставляют платформу в горизонте и в азимуте так, чтобы одна горизонтальная ось платформы была направлена на север, другая на восток, поворачивают относительно платформы корпус гироскопа вокруг оси собственного вращения, проводят гирокомпасирование и определение погрешностей гирокомпасирования после поворота, определяют азимутальный угол поворота корпуса гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна, а затем при рабочем гирокомпасировании определяют азимутальный угол поворота объекта относительно платформы и вычисляют угол истинного курса объекта по следующей формуле

K = 2способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1>0, b2>0;

K = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1>0, b2<0;-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1<0, b2<0;1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1<0, b2>0;

где b1 = -U12Kн12+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх;

b2 = U11Kн11+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дx,способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy - модель дрейфа гироскопа по осям Xг1, Yг1;

U11, U12 - напряжения с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости соответственно по первому и второму каналам,

Kн11, Kн12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго каналов,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г - азимутальный угол поворота объекта относительно платформы,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 - азимутальный угол между горизонтальными осями платформы и гироскопа.

Схема для гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу, представлена на фиг.1.

При анализе этой схемы рассмотрим следующие системы координат. Система координат ОдХдYдZд является системой координат Дарбу: ось ОдХд направлена на север, ось ОдYд - вертикально вверх, а ось ОдZд - на восток. Систему координат ОсXсYсZc свяжем с объектом: начало системы координат помещено в центр масс объекта, оси ОсХс и ОсYс расположены в вертикальной плоскости симметрии объекта, при этом ось ОсХс направлена вдоль оси корпуса объекта, а ось ОсYс - по перпендикуляру к оси ОсХс, лежащему в вертикальной плоскости симметрии объекта, ось OcZc перпендикулярна плоскости симметрии объекта и образует правую систему координат. С платформой свяжем правую ортогональную систему координат ОпХпYпZп: оси ОпYп и OпZп лежат в плоскости платформы, при этом ось ОпХп совпадает с осью стабилизации по крену при совпадении плоскостей платформы и внешнего кольца, ось OпZп направлена по оси стабилизации платформы по тангажу, ось ОпYп перпендикулярна плоскости платформы и направлена по оси платформы. С наружным кольцом карданова подвеса платформы свяжем систему координат O1X1Y1Z1: ось O1X1 направлена по оси внешнего кольца, являющейся осью стабилизации платформы по крену, ось O1Y1 направлена перпендикулярно плоскости кольца, ось O1Z1 совпадает с осью внутреннего кольца и осью стабилизации по крену. С внутренним кольцом свяжем систему координат O2X2Y2Z2: ось O2Z2 направим по оси внутреннего кольца, ось О2Y2 - по оси платформы, ось О2Х2 направлена перпендикулярно плоскости внутреннего кольца. С гироскопом свяжем систему координат Oг1Хг1Yг1Zг1: оси Oг1Xг1 и Oг1Yг1 расположены в измерительной плоскости гироскопа, при этом ось Oг1Xг1 направлена по измерительной оси второго канала, а ось Oг1Yг1 - по измерительной оси первого канала гироскопа, ось Oг1Zг1 направлена вдоль оси собственного вращения гироскопа.

Пусть в начальный момент времени оси, связанные с платформой и объектом, совпадают с системой координат Дарбу. Вследствие углового движения объекта в азимуте со скоростью рыскания способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 оси, связанные с объектом OcZc и ОсХс, и оси O1Z1 и O1X1, О2Z2 и О2Х2, связанные с кольцами подвеса, повернутся на азимутальный угол способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740.г. От угловых движений объекта по тангажу способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 и крену способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 система координат, связанная с объектом, наклонится соответственно на угол тангажа способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 и угол крена способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740. При этом внешнее кольцо подвеса наклонится на угол тангажа способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740.

Гироскоп работает в режиме обратной связи по токам датчиков момента и является двухканальным датчиком угловой скорости. Первый канал гироскопа содержит датчик угла 1, измеряющий поворот корпуса гироскопа относительно измерительной оси Yг1, усилитель 2, эталонное сопротивление 3, датчик момента 4, создающий момент вокруг оси Xг1. Второй канал содержит датчик угла 5, измеряющий поворот корпуса гироскопа относительно измерительной оси Xг1, усилитель 6, эталонное сопротивление 7, датчик момента 8, создающий момент вокруг оси Yг1. Напряжения U11 и U12, снимаемые с эталонных сопротивлений по первому и второму каналам, подаются в вычислитель 9.

Гироскопический датчик угловой скорости установлен на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу, кинематическая схема которой показана на фиг.1. Устройство имеет трехосный подвес, состоящий из наружного и внутреннего колец. Во внутреннем кольце установлена стабилизируемая платформа. Ось вращения наружного кольца укреплена в подшипниках, жестко связанных с объектом, и ориентируется параллельно продольной оси объекта. Ось вращения внутреннего кольца укреплена в подшипниках, жестко связанных с наружным кольцом. Стабилизированная платформа имеет свободу вращения по отношению к внутреннему кольцу вокруг оси платформы. Ось вращения платформы укреплена в подшипниках, связанных с внутренним кольцом. Платформа обладает относительно объекта тремя степенями свободы, и поэтому установленный на ней датчик угловой скорости развязан от угловых движений объекта, то есть имеет полную трехосную стабилизацию. С помощью управляющих воздействий обеспечивается угловая скорость платформы относительно инерциальной системы координат. При согласовании осей платформы с осями системы Дарбу и отсутствием линейного движения объекта проекции абсолютной угловой скорости платформы на ее оси можно представить в виде

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740пх = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740пy = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740sinспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740пz = 0. (4)

В установившемся режиме для изодромной обратной связи напряжения с эталонных сопротивлений гироскопического датчика угловой скорости можно представить в следующем виде

U11 = (-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1y)K-1н11;

U12 = (способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дx-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1x)K-1н12, (5)

где способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1x,способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1y - проекции абсолютной угловой скорости корпуса гироскопа соответственно на оси Xг1, Yг1.

Пусть платформа с гироскопами расположена на объекте, не имеющем линейной скорости относительно поверхности Земли, но совершающем угловое движение со скоростями способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 Угловые движения объекта парируются системой стабилизации и на датчики угловой скорости не действуют. Пусть датчик угловой скорости установлен на точную платформу, погрешности стабилизации и дрейф которой малы и ими можно пренебречь. Для этого случая, в соответствии с взаимным расположением выбранных систем координат, проекции абсолютной угловой скорости на оси гироскопа можно представить в следующем виде:

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1x = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740sinспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1;

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1y = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1. (6)

Подставив выражение (6) в (5), можно получить выражения для определения sinспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 и cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 в следующем виде:

cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 = (U11Kн11+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy)(способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740)-1;

sinспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 = (-U12Kн12+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дx)(способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740cosспособ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740)-1. (7)

В практике определения курсового угла с помощью датчика угловой скорости его вычисление проводят через функцию арктангенс. Тогда аналитическое выражение для определения азимутального угла способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 можно представить в следующем виде:

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 = arctg(b1b-12), (8)

где b1 = -U12Kн12+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дх;

b2 = U11Kн11+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy.

При использовании функции тангенса квадрант, в котором расположен азимутальный угол способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, может быть вычислен по соотношению знаков b1 и b2. Зная квадрант, формулу для вычисления угла истинного курса измерительной оси первого канала гироскопа, можно представить в виде

Kr1=2способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b2 -1), если b1>0, b2>0;

Kr1=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b2 1), если b1>0, b2<0;r1=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b2 -1), если b1<0, b2<0;r1=-arctg(b1b2 -1), если b1<0, b2>0. (9)

Учитывая, что угол истинного курса К объекта есть угол, отсчитываемый по часовой стрелке, между осью ОдХд, направленной на север, и проекцией продольной оси объекта сХс на горизонтальную плоскость, то есть между направлением оси О2Х2, этот угол можно представить в виде

K = 2способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1>0, b2>0;

K = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1>0, b2<0;-arctg(b1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1<0, b2<0;1b-12)-способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г+способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, если b1<0, b2>0, (10)

где способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г - азимутальный угол поворота объекта относительно платформы,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 - азимутальный угол между горизонтальными осями платформы и гироскопа.

Азимутальный угол поворота объекта способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г относительно платформы можно определить с помощью датчика угла, расположенного на азимутальной оси платформы.

Азимутальный угол способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 между горизонтальными осями гироскопа и платформы выбирается предварительно. Для этого на разных известных азимутальных углах выполняют гирокомпасирование и определяют погрешность гирокомпасирования способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kг1 и находят угол способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1, на котором погрешность гирокомпасирования минимальна.

Погрешность гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости, установленного на стабилизированную платформу, можно представить в виде

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740

где

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 22107401,способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 22107401 - угол наклона платформы по тангажу и крену,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740 - платформы по крену, тангажу и в азимуте.

С помощью выражения (11) исследовалось влияние на погрешность гирокомпасирования азимутального угла способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1. Исследования проводились путем компьютерных расчетов с использованием следующих параметров и погрешностей их задания:

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U11 = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740U12=0,15 мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 22107401 = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 22107401=0,017 град,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,01 град/ч,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дx = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy=1 град/ч,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дx = способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1дy = 0,01 град/ч,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=55,5 град,

Kн11=Kн12=3,5способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 221074010-7 1/с мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн11=способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kн12=3,5способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 221074010-10 1/с мВ,

способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740=0,05 град.

Расчетная погрешность гирокомпасирования способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740Kг1 в зависимости от азимутального угла способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1 между горизонтальными осями управляемой в азимуте и стабилизированной в плоскости местного горизонта платформы и гироскопа показана на фиг.4.

При рассмотрении зависимости, показанной на фиг.4, видно, что есть два азимутальных положения гироскопа при углах способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1=13,5o и способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1=148,5o, когда погрешность гирокомпасирования отсутствует. Поэтому выбрав один из этих углов, например, способ гирокомпасирования с применением гироскопического   датчика угловой скорости, установленного на управляемую в   азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта   платформу, патент № 2210740г1=13,5o, в этом азимутальном положении фиксируют корпус гироскопа относительно платформы и в дальнейшем при рабочем гирокомпасировании этот угол сохраняется.

Дрейф гироскопа, установленного на платформу, определяется в результате предварительных калибровочных испытаний, по результатам которых строится модель дрейфа, применяемая при гирокомпасировании.

Таким образом, предлагаемый способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу, имеет следующие отличия от известного способа:

- в операции предварительной настройки устанавливают гироскопический датчик угловой скорости на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта,

- в операции предварительной настройки находят азимутальное положение гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна,

- в операции гирокомпасирования определяется новая информация об азимутальном угле поворота объекта относительно платформы,

- определение угла истинного курса объекта производится по новой аналитической зависимости, в которой используется информация об углах, характеризующих азимутальные положения гироскопа и объекта относительно платформы.

На фиг.1 показана схема для гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу.

На фиг.2 показаны погрешности гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости в зависимости от скорости рыскания, скоростей изменения углов тангажа и крена.

На фиг.3 показана погрешность гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопиченского датчика угловой скорости в зависимости от азимутальной ориентации гироскопа.

Из зависимостей, представленных на фиг.2, видно, что в известном способе угловые скорости объекта, на котором установлен гироскопический датчик угловой скорости, существенно снижают точность гирокомпасирования, делая ее практически невозможной при угловых скоростях по тангажу, крену и азимуту более чем 1 град/ч.

В предлагаемом способе на датчик угловой скорости угловые скорости объекта в азимуте, по тангажу и крену не действуют, так как он находится на платформе, обеспечивающей трехосную стабилизацию.

Из сравнения зависимостей, представленных на фиг.3 и фиг.4, видно, что в известном способе имеется зависимость погрешности гирокомпасирования от азимутальной ориентации объекта, так как гироскоп бесплатформенным способом жестко связан с объектом. При этом имеются курсовые углы объекта, при которых возникает существенное увеличение погрешности гирокомпасирования.

В предлагаемом способе определяется азимутальная ориентация гироскопа в пространстве, которая обеспечивает минимальную погрешность гирокомпасирования, которая сохраняется во время рабочего гирокомпасирования за счет применения управляемой в азимуте и стабилизированной в плоскости местного горизонта платформы.

Поэтому применение предлагаемого способа позволяет проводить гирокомпасирование с повышенной точностью с применением гироскопического датчика угловой скорости в условиях угловых движений объекта, что невозможно при применении известного способа.

Применение предлагаемого способа позволяет расширить область использования гирокомпасных устройств на основе гироскопического датчика угловой скорости за счет возможности определять истинный курс объекта, подверженного воздействию колебаний грунта, волнения водной поверхности, ветровых нагрузок.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх