шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля

Классы МПК:A47C1/025 с помощью зубчатой рейки и тп 
B60N2/06 скользящие
E05D11/10 приспособления, предотвращающие смещение относительно подвижных деталей петель 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении. Изобретение позволяет обеспечить сиденью автомобиля комфортность, возможность фиксации в нескольких положениях при простоте конструкции. Шарнирный механизм содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом. Запорный механизм и защелка расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой. Запорный механизм включает две пластины, выполненные с возможностью зубчатого зацепления, при этом нижняя пластина содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья. Верхняя пластина размещена на подвижном звене и имеет выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля, содержащий подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом, представляющим собой две пластины, выполненные с возможностью взаимного зубчатого зацепления, причем защелка и запорный механизм расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой, отличающийся тем, что нижняя пластина запорного механизма содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья, а верхняя пластина размещена на подвижном звене и имеет выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины.

2. Шарнирный механизм по п. 1, отличающийся тем, что зона впадины зубьев зубчатых секторов нижней пластины запорного механизма расположена выше кромки верхней части неподвижного звена.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении.

Из уровня техники известен шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля по патенту США 5414897, кл. Е 05 D 11/10, 1996, содержащий подвижное звено 12, на котором закреплена с возможностью поворота защелка 20, подпружиненная пружиной 28, неподвижное звено 11, на котором неподвижно закреплен запорный механизм, представляющий собой пластину 15. Защелка 20 и пластина 15 имеют соответственно изогнутые поверхности 25 и 23. В рабочем положении спинки шарнирный механизм находится в состоянии "заперто", при этом упомянутые изогнутые поверхности 23 и 25 находятся в контакте. При повороте защелки 20 по часовой стрелке механизм расфиксируется и спинку сиденья можно откинуть вперед для облегчения входа-выхода пассажиров или доступа в багажное отделение. В этом положении спинка находится в незафиксированном состоянии.

Описанная конструкция отличается своей простотой, однако, в сложенном положении сиденья спинка не зафиксирована относительно подушки сиденья, что создает неудобства при переворачивании всего сиденья в целом или для организации на обратной стороне спинки рабочего стола. Также к недостаткам можно отнести то, что вершина неподвижного звена 11 выступает за габариты рабочей зоны упомянутых изогнутых поверхностей 23 и 25, что может привести к "утыканию" защелки 20 в верхнюю кромку неподвижного звена 11 и, как следствие, к нестабильной работе всего механизма.

Наиболее близким аналогом изобретения является сиденье транспортного средства по патенту РФ 2105521, кл. А 47 С 1/025, 1998, в котором шарнирный механизм для спинки содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм с защелкой и запорным механизмом, расположенными в одной плоскости.

Однако этот механизм достаточно сложен и не обеспечивает комфортности сиденью автомобиля.

Задачей изобретения является создание шарнирного механизма, обеспечивающего несколько фиксированных положений спинки, что повышает комфортабельность автомобиля в целом.

Для решения поставленной задачи шарнирный механизм для спинки сиденья содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом, где последний и защелка расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой, причем запорный механизм представляет собой две пластины, выполненные с возможностью взаимного зубчатого зацепления, причем нижняя пластина содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья, а верхняя пластина размещена на подвижном звене и содержит выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины; зона впадины зубьев зубчатых секторов нижней пластины запорного механизма расположена выше кромки верхней части неподвижного звена.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 изображает общий вид сиденья с установленным шарнирным механизмом.

Фиг. 2 - сиденье с шарнирным механизмом, находящимся в расфиксированном положении.

Фиг.3 - шарнирный механизм в зафиксированном положении.

Фиг.4 - сечение А-А фиг.4.

Сиденье транспортного средства содержит подушку 1 и спинку 2, соединенные между собой посредством шарнирного механизма 3, позволяющего фиксировать спинку 2 относительно подушки 1 по меньшей мере в двух положениях - "поднятом" и "сложенном".

Шарнирный механизм 3 регулирования наклона спинки 2 содержит подвижное 4 и неподвижное 5 звенья, фиксирующий механизм 6, снабженный защелкой 7 и запорным механизмом, выполненным из двух пластин, а именно верхней 8 и нижней 9.

Подвижное звено 4 содержит кронштейн 10 и усилитель 11, представляющие собой, преимущественно, штампованные элементы, жестко соединенные между собой осями 12, 13, 14 и 15.

Неподвижное звено 5 представляет собой штампованный элемент с выполненными в нем монтажными отверстиями для крепления к каркасу подушки 1 сиденья.

Верхняя пластина 8 запорного механизма выполнена подвижной и закреплена с возможностью поворота вокруг оси 14 на подвижном звене 4. Нижняя пластина 9 запорного механизма, размещенная на оси 12, выполнена неподвижной и жестко закреплена, например, посредством клепок 16 на неподвижном звене 5 шарнирного механизма 3.

Верхняя пластина 8 запорного механизма имеет сложную конфигурацию и содержит зубчатый сектор 17 с выступом 18, паз 19 для фиксации защелки 7, а также выемку 20 с выступом 21 для упора последнего в ось 15. Рабочие поверхности 22 и 23 защелки 7 и верхней пластины 8 запорного механизма, соответственно, имеют форму, позволяющую им находиться в постоянном контакте даже по мере износа упомянутых рабочих поверхностей 22 и 23. Это достигается за счет того, что центр поворота защелки 7, совпадающий с осью 13, и центр 24 радиуса кривизны рабочих поверхностей 22 и 23 смещены относительно друг друга.

Нижняя пластина 9 запорного механизма содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора 25 и 26, зона Z впадины зубьев которых расположена выше кромки 27 верхней части неподвижного звена 5. Перед зубчатыми секторами 25 и 26 выполнены выемки 28 и 29, соответственно, соответствующие по форме выступу 18, ширина Н которого выполнена больше шага h зубьев зубчатых секторов 25 и 26.

Работа механизма происходит следующим образом. При приложении пользователем нагрузки Р к тяге 30, преодолевая сопротивление пружины 31, происходит поворот рычага привода 32 относительно оси 13 против часовой стрелки и, как следствие, поворот защелки 7 на тот же угол. При этом рабочая поверхность 22 защелки 7 выходит из контакта с рабочей поверхностью 23 верхней пластины 8 запорного механизма. Затем под нагрузкой Р защелка 7 своей угловой зоной 33 оказывает давление на выступ 34 верхней пластины, что позволяет осуществить поворот последней относительно оси 14 до упора выступа 21 в ось 15, при этом зубчатые сектора 17 и 25 соответственно верхней 8 и нижней 9 пластин выходят из зацепления, образуя зазор между вершинами зубьев (см. фиг.2).

В начальный момент перемещения спинки 2 выступ 18 верхней пластины 8 запорного механизма располагается над вершиной первого зуба зубчатого сектора 25, при этом происходит автоматическая блокировка верхней пластины 8. В этом положении возможно дальнейшее перемещение спинки 2 во второе фиксированное положение без приложения нагрузки Р.

При достижении спинки 2 второго фиксированного положения выступ 18 верхней пластины 8 запорного механизма совмещается с выемкой 29 зубчатого сектора 26, при этом происходит разблокировка упомянутой верхней пластины 8. В этом положении защелка 7, посредством пружины 31, угловой зоной 35 оказывает давление на поверхность 36 верхней пластины 8, что позволяет зубчатому сектору 17 верхней пластины 8 войти в зацепление с зубчатым сектором 26 нижней пластины 9, а рабочие поверхности 22 и 23, соответственно, защелки 7 и верхней пластины 8 входят в контакт друг с другом.

Вышеописанная конструкция позволяет фиксировать спинку 2 в сложенном положении для использования тыльной стороны последней, например, в качестве рабочего стола, а также для удобства дальнейшей трансформации салона.

Класс A47C1/025 с помощью зубчатой рейки и тп 

Класс B60N2/06 скользящие

опорная конструкция для панелей пола -  патент 2510341 (27.03.2014)
система сиденья с принудительной направляющей -  патент 2489278 (10.08.2013)
направляющая салазок для сиденья автомобиля и сиденье, оборудованное салазками с такими направляющими -  патент 2190544 (10.10.2002)
механизм продольного перемещения сиденья транспортного средства -  патент 2159189 (20.11.2000)
устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства -  патент 2133201 (20.07.1999)
складывающееся заднее сиденье транспортного средства -  патент 2098295 (10.12.1997)
сиденье транспортного средства -  патент 2097220 (27.11.1997)
трансформируемое сиденье с санкционируемым доступом -  патент 2081762 (20.06.1997)
устройство для перемещения сиденья -  патент 2076504 (27.03.1997)
устройство для регулирования наклона спинки сиденья -  патент 2045419 (10.10.1995)

Класс E05D11/10 приспособления, предотвращающие смещение относительно подвижных деталей петель 

Наверх