способ автоматического регулирования скорости вала теплового двигателя и устройство для его осуществления

Классы МПК:F02D41/00 Электрическое управление и регулирование подачи горючей смеси или ее компонентов
F02D1/18 с немеханическими средствами для передачи регулирующих импульсов; с усилением регулирующих импульсов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Северо-Кавказский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
2001-05-10
публикация патента:

Изобретение относится к автоматическому регулированию тепловых двигателей и может быть использовано в машиностроении при производстве топливной аппаратуры двигателей. Способ автоматического регулирования скорости вала теплового двигателя заключается в том, что управляющий сигнал на исполнительное устройство изменения топливоподачи в двигатель формируют с использованием сигнала ошибки регулирования и дополнительного сигнала, косвенно учитывающего изменение момента сил сопротивлений на валу двигателя. При работе двигателя непрерывно оценивают момент сил сопротивлений на валу двигателя и скорость его изменения и используют эти оценки при формировании управляющего сигнала. Устройство для осуществления способа автоматического регулирования скорости вала теплового двигателя содержит задатчик скоростного режима, датчик скорости вала двигателя, датчик положения органа топливоподачи, устройство формирования управляющего сигнала и исполнительное устройство. Имеющийся наблюдатель вектора состояния системы связан первым входом с датчиком положения органа топливоподачи, а вторым входом с - датчиком угловой скорости вала двигателя и регулятором. Регулятор связан первым входом с первым выходом наблюдателя, вторым входом - со вторым выходом наблюдателя, третьим входом - с третьим выходом наблюдателя, четвертым входом - с датчиком положения органа топливоподачи, пятым входом - с задатчиком скорости вала двигателя, а выходом - с входом исполнительного устройства. Технический результат заключается в повышении эффективности и точности системы автоматического регулирования скорости вала двигателя за счет формирования структуры системы автоматического регулирования на основе адаптивных методов оценивания нагрузки на валу двигателя и использования в системе регулирования информации о действующем моменте нагрузки на валу двигателя и скорости его изменения. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ автоматического регулирования скорости вала теплового двигателя, заключающийся в том, что управляющий сигнал на исполнительное устройство изменения топливоподачи в двигатель формируют с использованием сигнала ошибки регулирования и дополнительного сигнала, косвенно учитывающего изменение момента сопротивления на валу двигателя, отличающийся тем, что при работе двигателя непрерывно оценивают момент сопротивления на валу двигателя и скорость его изменения и используют эти оценки при формировании управляющего сигнала.

2. Устройство для осуществления способа автоматического регулирования скорости вала теплового двигателя, содержащее задатчик скоростного режима, датчик скорости вала двигателя, датчик положения органа топливоподачи, устройство формирования управляющего сигнала и исполнительное устройство, отличающееся тем, что оно снабжено наблюдателем вектора состояния системы, связанного первым входом с датчиком положения органа топливоподачи, а вторым входом - с датчиком угловой скорости вала двигателя и регулятором, связанным первым входом с первым выходом наблюдателя, вторым входом - со вторым выходом наблюдателя, третьим входом - с третьим выходом наблюдателя, четвертым входом - с датчиком положения органа топливоподачи, пятым входом - с задатчиком скорости вала двигателя, а выходом - с входом исполнительного устройства.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что наблюдатель вектора состояния системы содержит первый элемент сравнения угловой скорости вала двигателя и ее оценки, выход сигнала ошибки которого связан с входами усилительного устройства, один выход которого связан напрямую, а второй через интегратор с суммирующим устройством и третьим выходом наблюдателя, выход суммирующего устройства связан со вторым выходом наблюдателя и первым входом второго элемента сравнения, второй вход которого связан с функциональным преобразователем, а выход через усилительное устройство и интегратор - с первым выходом наблюдателя.

4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что регулятор содержит устройство формирования заданного положения органа топливоподачи, включающее в себя элемент сравнения сигнала заданной скорости вала двигателя и оценки скорости вала двигателя, подаваемого с первого выхода наблюдателя, усилительное устройство, связанное первым входом с выходом сигнала ошибки упомянутого элемента сравнения, вторым входом - со вторым выходом наблюдателя, третьим входом - с третьим выходом наблюдателя, а выходами - с сумматором, и устройство формирования управляющего сигнала, включающее в себя элемент сравнения, связанный одним входом с выходом сумматора устройства формирования заданного положения органа топливоподачи, вторым входом - с датчиком положения органа топливоподачи, а выходом - через усилительное устройство с исполнительным устройством системы регулирования.

5. Устройство по п.2, отличающееся тем, что содержит селектор задающего сигнала, связанный входами с задатчиком скоростного режима, на который воздействие осуществляется от органа управления двигателем, и с внешними задающими устройствами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автоматического регулирования тепловых двигателей и может быть использовано в машиностроении при производстве топливной аппаратуры двигателей.

Известен способ регулирования двигателей по отклонению регулируемого параметра - скорости вала двигателя от заданного значения, реализованный в так называемых одноимпульсных системах автоматического регулирования, широко применяемых в машиностроении (Крутов В.И. Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1968, с. 97-118).

Известен также способ двухимпульсного регулирования, когда при формировании управляющего сигнала наряду с сигналом об изменении скорости вала двигателя используют также сигнал об изменении нагрузки на валу двигателя (Крутов В. И. Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания. М. : Машиностроение, 1968, с. 272-286). Поскольку прямое измерение момента сопротивления на валу двигателя связано со значительными трудностями, в известных двухимпульсных системах автоматического регулирования для оценки нагрузки на валу двигателя используется косвенный параметр - производная от скорости вала двигателя. Например, в механических всережимных регуляторах используют механическое дифференцирующее устройство (Двухимпульсный регулятор по скорости и ускорению двигателя внутреннего сгорания. А.С. СССР 981654, F 02 D 01/08). В электронных системах автоматического регулирования двигателей с помощью дифференцирующего устройства выделяют сигнал производной от регулируемого параметра - скорости вала двигателя - и используют его при формировании управляющего сигнала (Регулятор числа оборотов двигателя. А.С. СССР 708065, F 02 D 31/00). В качестве прототипа принят способ автоматического регулирования, описанный в (Крутов В.И. Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1968, с. 272-286), а прототипа устройства для реализации способа двухимпульсного регулирования двигателя - регулятор, описанный в (Двухимпульсный регулятор по скорости и ускорению двигателя внутреннего сгорания. А. С. СССР 981654, F 02 D 01/08).

Недостатком известного способа двухимпульсного автоматического регулирования скорости вала двигателя и известных устройств, реализующих этот способ, является то, что для оценки нагрузки на валу двигателя используют не прямой, а косвенный параметр регулирования - производную от скорости вала двигателя, для чего приходится применять дифференцирующие устройства, чувствительные к шумам в системе регулирования, а для устранения влияния шумов применять фильтры, что усложняет систему регулирования.

Решаемая изобретением задача направлена на повышение эффективности и точности системы автоматического регулирования скорости вала двигателя за счет формирования структуры системы автоматического регулирования на основе адаптивных методов оценивания нагрузки на валу двигателя и использования в системе регулирования информации о действующем моменте сопротивления на валу двигателя и скорости его изменения.

Таким образом, предлагается способ трехимпульсного автоматического регулирования скорости вала двигателя.

Технический результат достигается путем совершенствования известного способа автоматического регулирования скорости вала теплового двигателя, заключающегося в том, что управляющий сигнал на исполнительное устройство изменения топливоподачи в двигатель формируют с использованием сигнала ошибки регулирования скорости вала двигателя и дополнительного сигнала, косвенно учитывающего изменение момента сопротивления на валу двигателя, за счет того, что при работе двигателя непрерывно оценивают момент сопротивления на валу двигателя и скорость его изменения и используют эти оценки при формировании управляющего сигнала.

Несмещенные оценки момента сопротивления на валу двигателя и скорости его изменения получают с помощью наблюдателя вектора состояния системы, на первый вход которого подают сигнал с датчика положения органа топливоподачи, а на второй - с датчика скорости вала двигателя. На выходах наблюдателя получают оценки момента сопротивления на валу двигателя и скорости его изменения, а также оценку скорости вала двигателя, которые подают на вход регулятора, связанного первым входом с первым выходом наблюдателя, вторым входом - со вторым выходом наблюдателя, третьим входом - с третьим выходом наблюдателя, четвертым входом - с датчиком положения органа топливоподачи, пятым входом - с задатчиком скорости вала двигателя, а выходом - со входом исполнительного устройства.

При формировании структуры наблюдателя вектора состояния системы используют стохастическую стационарную модель двигателя

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

где FД(способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328) - относительный момент двигателя по внешней характеристике (при) способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 относительное положение органа топливоподачи (например, рейки топливного насоса),

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 - относительный момент сопротивления на валу двигателя,

a - параметр объекта регулирования способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

МN - момент при номинальной мощности;

IД - момент инерции двигателя.

Структуру наблюдателя вектора состояния представляют в следующем виде:

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

где способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 - скорость вала двигателя, измеряемая датчиком,

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 оценка скорости вала двигателя,

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 интегральная составляющая оценки момента сопротивлений на валу двигателя,

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 относительное положение органа топливоподачи, измеряемое датчиком,

К4 и К5 - постоянные коэффициенты, значения которых определяют при синтезе наблюдателя.

Входными воздействиями в наблюдателе являются положение органа топливоподачи способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 и скорость вала двигателя способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328, которые измеряют с помощью известных датчиков. На выходах наблюдателя получают оценку момента сопротивления на валу двигателя способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 оценку скорости изменения момента сопротивления способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 и оценку скорости вала двигателя способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 Указанные оценки используют при формировании управляющего сигнала в регуляторе, который представляют в виде

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

где способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 сигнал заданного положения органа топливоподачи;

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 сигнал положения органа топливоподачи, который получают с помощью известного датчика;

Ku - коэффициент усиления.

При регулировании двигателя по предлагаемому способу первую составляющую сигнала заданного положения органа топливоподачи формируют с использованием сигнала ошибки регулирования:

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

где способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328З - сигнал заданной скорости вала двигателя, который получают с помощью задатчика скоростного режима, на который воздействия осуществляют от органа управления двигателем либо от внешних задающих устройств;

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 сигнал оценки скорости вала двигателя, который получают с одного из выходов наблюдателя вектора состояния системы;

К1 - коэффициент усиления.

Отметим, что при формировании первой составляющей заданного положения органа топливоподачи способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 могут использовать вместо сигнала способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 сигнал способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 скорости вала двигателя, который получают с помощью датчика.

Вторую составляющую заданного положения органа топливоподачи определяют с использованием оценки способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

Третью составляющую формируют следующим образом:

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

Определяют суммарный сигнал заданного положения органа топливоподачи

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

Сигнал заданного положения органа топливоподачи способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 сравнивают с сигналом способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 который получают с датчика положения органа топливоподачи, и формируют управляющий сигнал способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 который подают на исполнительное устройство, изменяющее положение органа топливоподачи.

Поскольку положение органа топливоподачи способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 устанавливается в соответствии с действующим моментом сопротивления на валу двигателя, на установившемся режиме работы двигателя ошибка регулирования способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 = 0.

При изменении момента сопротивления на валу двигателя сразу же соответствующим образом изменяются составляющие способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 за счет чего изменяют заданное положение органа топливоподачи. Качество автоматического регулирования двигателя улучшается.

На чертеже показана структурная схема устройства трехимпульсной системы автоматического регулирования скорости вала двигателя, реализующего предлагаемый способ автоматического регулирования двигателя.

Устройство содержит наблюдатель вектора состояния системы 1, регулятор 2, формирующий управляющий сигнал u на исполнительное устройство 3 объекта регулирования, включающего в себя топливный насос высокого давления 4 и тепловой двигатель 5. Положение органа топливоподачи способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 измеряется с помощью датчика положения органа топливоподачи 6, скорость вала двигателя измеряется с помощью датчика 7. Сигнал заданной скорости вала двигателя формируется задатчиком скорости вала двигателя, включающим в себя селектор задающего сигнала 18, задатчик скоростного режима 8, на который воздействия осуществляются от органа управления двигателем, и внешние задающие устройства скоростного режима 9.

Наблюдатель вектора состояния 1 содержит первый элемент сравнения 10 сигналов скорости вала двигателя и ее оценки, выход сигнала ошибки которого связан с входами усилительного устройства 11, один выход которого связан напрямую, а второй через интегратор 12 - с суммирующим устройством 13 и третьим выходом наблюдателя, выход суммирующего устройства 13 связан со вторым выходом наблюдателя 1 и первым входом второго элемента сравнения 14, второй вход которого связан с функциональным преобразователем 17, а выход через усилительное устройство 13 и интегратор 16 - с первым выходом наблюдателя 1.

Регулятор 2 содержит устройство формирования заданного положения органа топливоподачи, включающее в себя элемент сравнения 19 сигналов заданной скорости вала двигателя и оценки скорости вала двигателя, подаваемого с первого выхода наблюдателя 1, усилительное устройство 20, связанное первым входом с выходом сигнала ошибки элемента сравнения 19, вторым входом - со вторым выходом наблюдателя 1, третьим входом - с третьим выходом наблюдателя 1, а выходами - с сумматором 21, и устройство формирования управляющего сигнала, включающее в себя элемент сравнения 22, связанный одним входом с выходом сумматора 21 устройства формирования заданного положения органа топливоподачи, вторым входом - с датчиком положения органа топливоподачи 6, а выходом через усилительное устройство 23 - с исполнительным устройством 3 изменения топливоподачи в двигатель. Регулятор 2 содержит также селектор задающего сигнала 18, связанный входами с задатчиком скоростного режима 8, на который воздействия осуществляются от органа управления двигателем, и с внешними задающими устройствами скоростного режима 9.

Устройство автоматического регулирования скорости вала двигателя работает следующим образом. Сигнал заданной скорости вала двигателя способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328З устанавливается с помощью задатчика скоростного режима 8 при воздействии на орган управления двигателем или от внешних задающих устройств скоростного режима 9 (например, от системы автоматического переключения передач, от стабилизатора скорости транспортной машины, от системы автоматического запуска двигателя, от противобуксовочной системы и т.д.)

Селектор задающего сигнала 18 пропускает на вход регулятора соответствующий сигнал способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328З. На элементе сравнения 19 выделяется сигнал ошибки регулирования способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328, который подается на первый вход усилительного устройства 20. На второй и третий входы устройства 20 подаются с наблюдателя 1 сигналы, пропорциональные моменту сопротивления способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 на валу двигателя и скорости изменения момента сопротивления способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

На выходе сумматора 21 формируется сигнал заданного положения органа топливоподачи:

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

На элементе сравнения 22 сигнал заданного положения органа топливоподачи сравнивается с сигналом способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 поступающим с датчика положения органа топливоподачи 6, и формируется управляющий сигнал, который усиливается на усилительном устройстве 23:

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

Управляющий сигнал подается на вход исполнительного устройства 3, которое устанавливает орган топливоподачи в заданное положение. На установившемся режиме работы двигателя

способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328

Поскольку способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 то на установившемся режиме левая часть уравнения равна 0. Следовательно, равна нулю и правая часть уравнения, а это значит, что ошибка регулирования способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 тоже равна нулю.

При отклонении от установившегося режима изменяются оценки способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 что сразу отражается на положении органа топливоподачи.

Отметим, что в структуре наблюдателя можно принять способ автоматического регулирования скорости вала   теплового двигателя и устройство для его осуществления, патент № 2209328 Исследования показывают, что такое допущение практически не влияет на качество регулирования, но позволяет упростить конструкцию наблюдателя. При исследовании системы автоматического регулирования двигателя на полунатурной модели получены практически нулевые ошибки регулирования. Система адаптивна к скачкообразным изменениям нагрузки на валу двигателя.

Достоинством системы автоматического регулирования является также то, что в структуре системы нет дифференцирующих устройств, и в то же время при формировании управляющего сигнала используется оценка непосредственно момента сопротивления на валу двигателя и скорости его изменения, что делает систему помехозащищенной, повышает точность регулирования скорости вала двигателя, снижает стоимость системы в сравнении с известными системами регулирования.

Класс F02D41/00 Электрическое управление и регулирование подачи горючей смеси или ее компонентов

характеристика зависимости максимально допустимого крутящего момента двигателя для управления двигателем внутреннего сгорания -  патент 2529419 (27.09.2014)
способ восстановления дизельного сажевого фильтра -  патент 2528932 (20.09.2014)
способ и устройство для распознавания детонационного стука при смене режимов работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2528780 (20.09.2014)
электронно-механический регулятор частоты вращения дизеля с дублирующим механизмом регулирования -  патент 2528237 (10.09.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ эксплуатации системы выпуска отработавших газов с лямбда -регулированием -  патент 2524163 (27.07.2014)
тепловой двигатель внутреннего сгорания, система регулирования, способ определения размерности для двигателя и автотранспортное средство с двигателем -  патент 2521529 (27.06.2014)
способ регулирования параметров впрыска двс -  патент 2519272 (10.06.2014)
способ управления двигателем внутреннего сгорания и узел управления -  патент 2516687 (20.05.2014)
способ управления работой дизеля на режимах малых подач и минимально устойчивых оборотов под нагрузкой и холостого хода и устройство для его осуществления -  патент 2513529 (20.04.2014)

Класс F02D1/18 с немеханическими средствами для передачи регулирующих импульсов; с усилением регулирующих импульсов 

устройство контроля полноты загрузки дизельного двигателя -  патент 2514544 (27.04.2014)
автоматическая самонастраивающаяся микропроцессорная система регулирования частоты вращения вала тепловой машины -  патент 2504678 (20.01.2014)
всережимный регулятор дизеля с турбонаддувом -  патент 2409752 (20.01.2011)
электронный регулятор частоты вращения для управления подачей топлива топливным насосом высокого давления -  патент 2350767 (27.03.2009)
электронный регулятор частоты вращения для управления подачей топлива топливным насосом высокого давления -  патент 2350766 (27.03.2009)
электронный регулятор частоты вращения для управления подачей топлива топливным насосом высокого давления -  патент 2349781 (20.03.2009)
электронный регулятор частоты вращения для управления подачей топлива топливным насосом высокого давления -  патент 2290523 (27.12.2006)
электронный регулятор частоты вращения для управления подачей топлива насосом высокого давления -  патент 2237180 (27.09.2004)
электронный регулятор частоты вращения для управления подачей топлива насосом высокого давления -  патент 2230923 (20.06.2004)
насос для впрыска топлива для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2166658 (10.05.2001)
Наверх