устройство защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе

Классы МПК:B60R16/04 размещение батарей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-25
публикация патента:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, а именно к схеме соединения аккумуляторной батареи с кузовом, и может использоваться в качестве устройства защиты схемы электрооборудования при неработающем двигателе. Устройство защиты схемы электрооборудования содержит электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами и дополнительную цепь, защищенную предохранителем. Контакты реле включены в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой, образованной кузовом транспортного средства. Обмотка реле включена в цепь между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи и включена в эту цепь посредством нормально разомкнутых контактов выключателя зажигания. Цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумуляторной батареи и первым выводом обмотки реле, а дополнительная цепь образована между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой. Технический результат - упрощение устройства коммутации и обеспечение защиты схемы электрооборудования при неработающем двигателе. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Устройство защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе, содержащее электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами, включенными в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой, образованной кузовом транспортного средства, при этом обмотка реле включена в цепь между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи, отличающееся тем, что обмотка реле включена в цепь посредством нормально разомкнутых контактов выключателя зажигания, цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумулятора и первым выводом обмотки реле, а между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой образована дополнительная цепь, защищенная предохранителем.

2. Устройство защиты по п.1, отличающееся тем, что предохранитель выполнен плавким.

3. Устройство защиты по п.1, отличающееся тем, что контакты зажигания выключателя зажигания включены в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи и первым выводом обмотки электромагнитного реле, а цепь зажигания подключена между контактом выключателя зажигания и первым выводом обмотки электромагнитного реле.

4. Устройство защиты по п.3, отличающееся тем, что в разрыв цепи обмотки реле между первым ее выводом и точкой подключения цепи зажигания установлен ключ блока регистрации соударений, выполненный в виде выключателя с нормально замкнутыми контактами.

5. Устройство защиты по п.1, отличающееся тем, что в разрыв дополнительной цепи между предохранителем и отрицательной клеммой аккумуляторной батареи включены нормально замкнутые контакты промежуточного реле включения стартера.

6. Устройство защиты по п.1, отличающееся тем, что в разрыв дополнительной цепи между предохранителем и массой включены нормально замкнутые контакты контрольного выключателя массы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электрооборудованию транспортного средства, а именно к схеме соединения аккумуляторной батареи с кузовом, и может использоваться в качестве устройства защиты схемы электрооборудования при неработающем двигателе.

Известен электронный выключатель массы автомобиля, описанный в авторском свидетельстве СССР 1699833 (публ. 23.12.91 г.). Электронный выключатель содержит включающую кнопку, расположенную в секретном месте транспортного средства. Кнопка подключена к включателю бортовой электросети автомобиля, к которому подсоединен аккумулятор и плюсовой провод для удержания устройства во включенном состоянии в момент аварийной остановки двигателя, идущий от замка зажигания. Электронный включатель массы выполнен по бесконтактной схеме. В качестве включающего элемента использован тиристор. Схема позволяет включать и выключать электросеть с помощью одной кнопки в триггерном режиме. Первым нажатием производится включение электросети, вторым - отключение. Отключение электросети осуществляется также автоматически при глушении двигателя ключом зажигания.

Однако отдельное ручное управление выключателем массы требует от водителя определенных навыков и выполнения дополнительных операций. Кроме того, случайное или ошибочное размыкание цепи массы при работающем двигателе, когда генераторная установка вырабатывает электроэнергию, приведет к появлению в электрической сети импульсов перенапряжения, которые могут разрушить электронные узлы схемы электрооборудования, а автоматическое отключение электросети при глушении двигателя вводит запрет на пользование определенньми потребителями (аварийная, звуковая и световая сигнализации, противоугонные устройства, радио, часы и др.).

Известно разъединяющее коммутирующее устройство для автомобиля, описанное в заявке ФРГ 3327532 (публ. 07.02.85 г.). Устройство предназначено для отделения бортового источника напряжения от электрической бортовой сети и снабжено первым электромагнитным реле, которое содержит нормально замкнутый набор контактов, одна пара которых находится в соединительной линии между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи (АБ) и бортовой сетью. Обмотка первого реле подключена через блок управления, постоянно соединенный с клеммами АБ и срабатывающий по командному сигналу от аварийного датчика команд в целях размыкания набора контактов. Второе отключающее устройство содержит приводной элемент в виде второго электромагнитного реле с нормально разомкнутыми контактами для прерывания соединения между полюсом батареи и бортовой сетью и имеет схему запрета, которая прекращает действие приводного элемента, когда в автомобиле включены определенные потребители тока или работает двигатель.

Недостатком описанной конструкции является ее сложность, приводящая к снижению надежности, а также включение определенных потребителей только через контакты приводного элемента при отсутствии другой защиты их электрических цепей.

Задачей изобретения является упрощение устройства коммутации и защита схемы электрооборудования при неработающем двигателе.

Указанная задача в устройстве защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе, содержащем электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами, включенными в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой, образованной кузовом транспортного средства, при этом обмотка реле установлена в цепи между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи, решается тем, что обмотка реле включена в цепь посредством нормально разомкнутых контактов выключателя зажигания, цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумулятора и первым выводом обмотки реле, а между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи и массой образована дополнительная цепь, защищенная предохранителем.

Предохранитель может быть выполнен плавким.

Контакты выключателя зажигания включены преимущественно в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи и первым выводом обмотки электромагнитного реле, а цепь зажигания подключена между контактом выключателя зажигания и первым выводом обмотки электромагнитного реле.

В разрыв цепи обмотки реле, как правило, между первым ее выводом и точкой подключения цепи зажигания установлен ключ блока регистрации соударений, выполненный в виде выключателя с нормально замкнутыми контактами.

В разрыв дополнительной цепи, предпочтительно между предохранителем и отрицательной клеммой аккумуляторной батареи, могут быть установлены нормально замкнутые контакты промежуточного реле включения стартера.

В разрыв дополнительной цепи между предохранителем и массой могут быть установлены нормально замкнутые контакты контрольного выключателя массы.

Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию "новизна". В то же время, совокупность отличительных признаков, приводящая к решению поставленной задачи, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 показано устройство защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе; на фиг.2 изображено описываемое устройство защиты с расширенными функциями.

Устройство защиты схемы электрооборудования транспортного средства при неработающем двигателе содержит электромагнитное реле 1 с нормально разомкнутыми контактами 2 и дополнительную цепь, защищенную предохранителем 3, как правило, плавким. Контакты 2 реле 1 включены в разрыв силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой, образованной кузовом транспортного средства. Обмотка 5 реле 1 установлена в цепи между положительной и отрицательной клеммами аккумуляторной батареи 4 и включена в эту цепь посредством нормально разомкнутых контактов 6 зажигания выключателя 7 зажигания. Цепь зажигания подключена между положительной клеммой аккумуляторной батареи 4 и первым выводом 8 обмотки 5 реле 1, а дополнительная цепь образована между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой. Контакты 6 зажигания выключателя 7 зажигания включены преимущественно в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи 4 и первым выводом 8 обмотки 5 электромагнитного реле 1, а цепь зажигания подключена между контактом 6 выключателя 7 зажигания и первым выводом 8 обмотки 5 электромагнитного реле 1.

Для расширения функциональных возможностей устройства в разрыв цепи обмотки 5 реле 1 между первым ее выводом 8 и точкой подключения цепи зажигания может быть установлен ключ 9 блока регистрации соударений, выполненный в виде выключателя с нормально замкнутыми контактами. С этой же целью в разрыв дополнительной цепи между предохранителем 3 и отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 могут быть установлены нормально замкнутые контакты 10 промежуточного реле включения стартера, а в разрыв дополнительной цепи между предохранителем 3 и массой могут быть установлены нормально замкнутые контакты 11 контрольного выключателя массы.

В начальном состоянии контакты 6 выключателя 7 зажигания разомкнуты, двигатель не работает. При этом обмотка 5 электромагнитного реле 1 обесточена, контакты 2 реле 1 разомкнуты, образуя разрыв в силовой электрической цепи между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой (кузовом транспортного средства). В то же время, благодаря наличию дополнительной цепи, защищенной предохранителем 3, сохранена работоспособность отдельных цепей (аварийной, световой и звуковой сигнализации, радио, часов и др.), а схема электрооборудования защищена от коротких замыканий.

Для включения двигателя замыкают контакты 6 выключателя 7 зажигания, через которые запитывается обмотка 5 электромагнитного реле 1. Контакты 2 реле 1 замыкаются, восстанавливая силовую цепь между отрицательной клеммой аккумуляторной батареи 4 и массой. Одновременно замыкается электрическая цепь зажигания. При отключении двигателя размыкают контакты 6 зажигания и вся система возвращается в начальное состояние.

В случае установки в разрыв цепи обмотки 5 реле 1 ключа 9 блока регистрации соударений, при ударе транспортного средства или его опрокидывании, когда срабатывает подушка безопасности и водитель зачастую неспособен манипулировать выключателем зажигания, цепь обмотки 5 размыкается, отключая силовую цепь. Введение в разрыв дополнительной цепи нормально замкнутых контактов 10 промежуточного реле включения стартера позволяет предупредить срабатывание предохранителя 3 от пусковых токов стартера, а наличие контрольного выключателя массы, контакты 11 которого установлены в разрыв дополнительной цепи, позволяет полностью отключить массу при неработающем двигателе, что создает дополнительные преимущества при ремонтных работах и длительных стоянках.

Класс B60R16/04 размещение батарей

система для перевозки грузов -  патент 2519592 (20.06.2014)
система зарядки -  патент 2505905 (27.01.2014)
система сидений с багажной полкой -  патент 2500552 (10.12.2013)
гнездовая конструкция для зарядки транспортного средства -  патент 2482979 (27.05.2013)
цоколь автомобильной аккумуляторной батареи и теплозащитный кожух аккумуляторной батареи, оборудованный таким цоколем -  патент 2413638 (10.03.2011)
модуль аккумуляторный подвагонный (варианты) -  патент 2160195 (10.12.2000)
узел крепления аккумулятора моторного отсека транспортного средства -  патент 2105682 (27.02.1998)
подвагонный аккумуляторный модуль -  патент 2104182 (10.02.1998)
модуль подвагонный с электрооборудованием -  патент 2097227 (27.11.1997)
система подвешивания аккумуляторной батареи в аккумуляторном ящике единицы рельсового подвижного состава -  патент 2062243 (20.06.1996)
Наверх