устройство для спасения вертолета

Классы МПК:B64C27/04 вертолеты 
B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Халидов Гамид Юсупович,
Халидов Уллубий Гамидович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-08-08
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения вертолетов. Устройство содержит механизм стопорения вала несущего винта, парашют, соединенный с летательным аппаратом тросами через распределительный механизм, и ракеты, соединенные с тросами парашюта. Парашют размещается в отсеке верхней части фюзеляжа под винтом. Технический результат заключается в расширении диапазона аварийных ситуаций спасения пассажиров, способности спасения вертолета на малой высоте. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Устройство для спасения вертолета, содержащее ракету и парашют, соединенные с вертолетом, отличающееся тем, что содержит механизм стопорения вала несущего винта, парашют размещается в отсеке верхней части фюзеляжа под винтом и крепится тросами к вертолету распределительным механизмом, который выполняют с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону свободных концов, соединяют свободные концы тросов с ракетами, расположенными в направляющих стволах в фюзеляже вертолета.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющие стволы ракет выполнены съемными.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам спасения вертолета.

Известно устройство спасания летательного аппарата скоростного, содержащее соединенные последовательно парашют и ракету, соединенные с корпусом тремя тросами (патент US 3721408, кл. В 64 D 17/37, 20.03.73).

Недостатками данного технического решения является невозможность использования на малой высоте, нельзя использовать для вертолета, т.к. лопасти винта перережут парашют.

Цель настоящего изобретения - спасение пассажиров и грузов при аварии вертолета.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для спасения вертолета содержит ракету и парашют, соединенные с летательным аппаратом, механизм стопорения вала несущего винта, парашют размещается в отсеке верхней части фюзеляжа под винтом и крепится тросами к вертолету распределительным механизмом, который выполняют с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону свободных концов, соединяют свободные концы тросов с ракетами, расположенными в направляющих стволах в корпусе фюзеляжа вертолета. Направляющие стволы ракет выполнены съемными.

На фиг. 1 изображена схема общего вида вертолета.

На фиг. 2 и 3 изображена схема вывода парашюта и спуска вертолета.

Вертолет 1 содержит корпус 2, несущий винт 3 с лопастями (фиг.1). В верхней части фюзеляжа вертолета под винтом расположен отсек 4, в котором размещен парашют. В корпусе фюзеляжа под отсеком 4 в направляющих стволах 5 размещены ракеты 6, направленные в противоположных направлениях. К ракетам крепятся тросы. 7. При спасении вертолета выводится и раскрывается парашют, который через стропы 9 соединен с тросом 8, к которому прикреплены тросы 7. Трос 8 образуется обжатым металлической скобой соединением переплетенных между собой концов тросов 7 и прикрепленных к ним строп 9 парашюта. В свою очередь тросы 7 через распределительный механизм 10 заведены в направляющие стволы 5 и закреплены к ракетам 6. С учетом функционального назначения распределительный механизм 10 и его соединение к фюзеляжу вертолета делаются с большим запасом прочности. Распределительный механизм 10 имеет храповик, который выполнен с возможностью торможения тросов 7 в сторону парашюта и пропускания их в сторону ракет 6. Тросы 7 по пути от распределительного механизма 9 размещаются в углублениях (направляющих, канавках) фюзеляжа вертолета. Поскольку центр тяжести вертолета лежит на линии оси вала несущего винта, то целесообразней места креплений строп парашюта к фюзеляжу расположить как можно ближе к валу.

Рассмотрим схему спасения вертолета. После оценки ситуации как аварийной, по команде бортового компьютера или пилота уже известными в технике устройствами и способами клинится вал несущего винта. При этом фиксируются лопасти несущего винта в определенном положении, не препятствующему выводу парашюта. Далее выводится парашют из отсека и начинается этап мягкой посадки. Для ускорения выброса парашюта из капсулы можно применить устройства, уже известные в практике, например мини-ракету.

Для снижения скорости вертолета в момент его соприкосновения с поверхностью посадки до минимально возможной он снабжен системой мягкой посадки, способной достичь этого результата путем увеличения тормозного усилия в последние секунды посадки. Это увеличение тормозного усилия возникает от аэродинамического взаимодействия купола парашюта с ускоренным потоком набегающей воздушной массы (фиг.3). Ускорение же потока воздушной массы получается путем ускоренной выборки тросов 7, осуществляемой с помощью ракет 6. За несколько метров до посадки по команде бортового компьютера ракеты 6 вылетают из направляющих стволов 5, вытягивая вслед за собой тросы 7. Это вызывает увеличение тормозного усилия парашюта и, как следствие, уменьшение скорости спуска вертолета. Ракеты 6 расположены в корпусе фюзеляжа вертолета и направлены в равных количествах в противоположные направления. Это обеспечивает стабильность посадки вертолета. Длина полета ракет 6 равна длине части тросов 7 от распределительного механизма 10 до троса 8, то есть ракеты 6 вытягивают тросы 7 пока трос 8 не упрется в распределительный механизм 10. Поскольку ракеты 6 летят в противоположных направлениях и вверх, то следуемые за ракетами тросы 7 ускоряют движение купола парашюта вниз, увеличивая его тормозное усилие и обхватывая часть вертолета, как бы выталкивают его вверх навстречу куполу парашюта, т.е. создается новое дополнительное тормозное усилие для опускающегося вертолета. В зависимости от веса вертолета и ряда других факторов рассчитываются мощности ракет, парашюта, толщина и длины тросов и т.д. Ракеты 6 в вертолете могут располагаться как вдоль его бортов, так и перпендикулярно к ним. Возможен вариант их расположения в донной части фюзеляжа вертолета. Выбор угла подъема ракет 6 может устанавливаться через регулирование их рулей. Запуск и полет ракет 6 могут осуществляться за счет применения твердого топлива, сжатого воздуха, пружинных механизмов, гидравлики и т.д.

Класс B64C27/04 вертолеты 

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2517643 (27.05.2014)
способ компенсации реактивного момента несущего винта -  патент 2514010 (27.04.2014)
вертолет -  патент 2499736 (27.11.2013)
рулевой винт вертолета и вертолет, содержащий этот рулевой винт -  патент 2494013 (27.09.2013)
лопасть рулевого винта вертолета и рулевой винт вертолета -  патент 2494012 (27.09.2013)
богданова устройство для подъема и перемещения автомобиля или другого транспортного средства -  патент 2485016 (20.06.2013)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2482024 (20.05.2013)

Класс B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 

Наверх