способ получения высокооктанового бензина

Классы МПК:C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней
C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней
C10G69/08 включая по крайней мере одну ступень риформинга бензино-лигроиновых фракций
C10G65/08 в которых по крайней мере одна ступень относится к гидрогенизации ароматических углеводородов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Уфимский государственный нефтяной технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-19
публикация патента:

Использование: изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. Сущность: прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают каталитическому риформированию при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа 1500 нм33. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа. Технический результат - повышение качества целевого продукта - высокооктанового бензина за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола. 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с катализатором, отличающийся тем, что контактирование проводят с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов.

Известен способ получения высокооктанового бензина путей риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора. Процесс проводят при температуре 480-520oС и давлении до 4 МПа (Сулимов А.Д. Каталитический риформинг бензинов. - М.: Химия, 1973, с.87-90). Недостатком способа является низкое октановое число продукта риформинга.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникельмолибденовым катализатором при температуре 350-430oС и давлении 3-5 МПа (Авторское свидетельство СССР 681904, кл. С 10 G 39/00, 1978 /прототип/). Недостатком известного способа является высокое содержание ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола, в целевом продукте.

Технической задачей изобретения является повышение качества целевого продукта за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном; способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникелевым катализатором, согласно изобретению контактирование проводят с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 3-4 МПа.

Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0.36 мас.% рения, 0,25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (BCГ 1500 нм33. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 40-45 мас. % против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Отличительный признак способа заключается в контактировании продуктов риформинга с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама, 1-5 мас. % двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.

Примеры осуществления заявленного изобретения.

Пример 1

Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0.36 мас.% рения, 0.25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч - кратности циркуляции ВСГ 1500 нм/м. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15 мас.% трехокиси вольфрама и 5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180oС и давлении 2,8 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 40 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Данные качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в табл. 1. В последующих примерах используют прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС и продукт риформинга, качество которых приведено в табл.1.

Для дополнительной обработки (контактирования) продукта риформинга используют указанный катализатор, содержащий трехокись вольфрама и двуокись никеля на окиси алюминия.

Пример 2

Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 19 мас.% трехокиси вольфрама и 1 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 280oС и давлении 4 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 45 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Пример 3

Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 17 мас.% трехокиси вольфрама и 3 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 230oС и давлении 3,4 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 42 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Пример 4

Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 22 мас.% трехокиси вольфрама и 0.2 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 120oС и давлении 0.8 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 55,8 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе 1.8 мас.% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

Пример 5

Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 8 мас.% трехокиси вольфрама и 8 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 380oС и давлении 6 МПа.

Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 60,2 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе 2,5 мас.% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом.

В таблице 2 сведены данные по условиям контактирования продукта риформинга с катализатором и данные по качеству целевого продукта. Там же приведены характеристики известного способа.

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых бензинов.

Дополнительными преимуществами предлагаемого способа по сравнению с известным способом являются:

повышение октанового числа целевого продукта на 0,4-0,9 пунктов за счет протекания реакции изомеризации парафиновых углеводородов нормального строения в присутствии предлагаемого катализатора;

увеличение выхода целевого продукта, то есть массы бензина, на 2,1-4,6 мас. % за счет химического присоединения водорода к молекулам ароматических углеводородов при гидрировании их в присутствии предлагаемого катализатора.

Класс C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней

огневой нагреватель для осуществления процесса конверсии углеводородов -  патент 2489474 (10.08.2013)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2487161 (10.07.2013)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2471855 (10.01.2013)
способ получения высокооктанового компонента моторного топлива -  патент 2451058 (20.05.2012)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2352612 (20.04.2009)
способ получения катализатора на основе благородного металла и его применение -  патент 2351394 (10.04.2009)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2333937 (20.09.2008)
способ получения автомобильного бензина -  патент 2329294 (20.07.2008)

Класс C10G63/02 только из нескольких последовательных ступеней

установка для проведения конверсии углеводородов, включающая реакционную зону, в которую поступает транспортируемый катализатор -  патент 2490312 (20.08.2013)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2280063 (20.07.2006)
способ получения уайт-спирита из нефтяных дистиллятов с высоким содержанием сернистых соединений и ароматических углеводоров -  патент 2241735 (10.12.2004)
способ получения ароматических углеводородов -  патент 2205858 (10.06.2003)
способ получения светлых нефтепродуктов -  патент 2155208 (27.08.2000)
способ получения светлых нефтепродуктов -  патент 2152979 (20.07.2000)
способ получения автомобильных бензинов (варианты) -  патент 2152978 (20.07.2000)
способ получения компонентов моторных топлив (биформинг-1) -  патент 2144056 (10.01.2000)

Класс C10G69/08 включая по крайней мере одну ступень риформинга бензино-лигроиновых фракций

Класс C10G65/08 в которых по крайней мере одна ступень относится к гидрогенизации ароматических углеводородов

комплексная гидропереработка с высокопроизводительными катализаторами -  патент 2458969 (20.08.2012)
способ получения деароматизированного дизельного топлива с ультранизким содержанием серы -  патент 2362797 (27.07.2009)
гидрогенизация ароматических соединений и олефинов с использованием мезопористого катализатора -  патент 2351635 (10.04.2009)
способ снижения содержания бензола в бензиновых фракциях -  патент 2322478 (20.04.2008)
гидрирование среднего дистиллята в противоточном реакторе -  патент 2304609 (20.08.2007)
способ гидрогенизационного облагораживания дизельных дистиллатов -  патент 2293757 (20.02.2007)
способ получения базового масла с высоким содержанием насыщенных углеводородов -  патент 2278147 (20.06.2006)
способ получения бесцветного смазочного базового масла -  патент 2263706 (10.11.2005)
способ понижения содержания соединений серы и полиароматических углеводородов в углеводородном сырье -  патент 2250917 (27.04.2005)
способ снижения содержания бензола в бензиновых фракциях -  патент 2130962 (27.05.1999)
Наверх