самокат

Классы МПК:B62D61/06 с тремя колесами 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Тимофеев Юрий Фёдорович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-08-24
публикация патента:

Изобретение может быть использовано как транспортное средство для перемещения людей и грузов на небольшие расстояния, а также как развлечение для детей. Самокат содержит рулевую колонку с колесом, седло, установленное на продольном кронштейне, поперечную балку и две присоединенные к ней стойки с колесами и подножками, а для увеличения скорости и получения дополнительного игрового эффекта снабжен ускорителем, состоящим из дугообразного кронштейна и резиновой тяги (перемычки). Технический результат - снижение физических усилий при транспортировке небольших грузов и при езде и получение дополнительного игрового эффекта. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Самокат, имеющий рулевую колонку, продольный кронштейн, седло, стойки с колесами и подножками, отличающийся тем, что к продольному кронштейну на уровне или выше седла присоединяется поперечная балка, к которой прикрепляются стойки, при этом подножки установлены на минимальной высоте от уровня дороги перед колесами или рядом, а возле стоек устанавливается ускоритель в виде, например, дугообразного кронштейна с эластичной тягой.

2. Самокат по п.1, отличающийся тем, что ручка рулевой колонки снабжена шарниром и имеет фиксатор в виде, например, накидной втулки.

3. Самокат по п.1, отличающийся тем, что поперечная балка со стойками присоединяется к продольному кронштейну посредством шарнира и в рабочем положении относительно друг друга закрепляются с помощью имеющихся фиксаторов в виде, например, крючка или щеколды.

4. Самокат по п.1, отличающийся тем, что на поперечной балке установлен багажник.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульными усилиями ездока.

Подобные устройства известны. Широкое распространение получили велосипеды, см. ГОСТ 6693 - 83, а также самокаты (роллеры), которые применяются, в основном, как развлечение для детей.

В условиях крупных городов с малогабаритными и коммунальными квартирами в многоэтажных домах среди, например, владельцев садово-огородных участков, ощущается потребность в компактных транспортных средствах, в частности, для проезда и провоза небольших грузов от железнодорожной станции до участка и обратно. В большинстве случаев здесь требуется не столько скорость перемещения, сколько экономия физических усилий. Велосипеды, даже складные, используются довольно редко, а самокаты не используются почти совсем. Велосипед и самокат имеют общий недостаток: при езде затрачивается энергия рук и тела для поддержания равновесия. Существуют и трехколесные велосипеды, но из-за своей громоздкости они распространения не получили и применяются, в основном, как детские игрушки. При этом надо отметить, что наличие педалей в этих детских велосипедах, хотя и не обеспечивает увеличение скорости по сравнению с самокатом, но создают дополнительный игровой эффект и удобство в эксплуатации. На существующих самокатах, где нет седла, при толчке ногой корпус тела опускается, а при переносе ноги вперед затрачивается энергия на подъем корпуса. Для устранения этого недостатка предпринимались попытки конструктивно опустить платформу для ног как можно ниже, чтобы шаг, т.е. путь разгона под действием силы, увеличивался, отчего может увеличиться и скорость, или же могут уменьшаться физические усилия, однако, это конструктивное решение не используется.

В патентной литературе нет описаний конструкций самокатов, где бы предлагались решения задач увеличения скорости, расширения эксплуатационных возможностей и портативности.

В качестве ближайшего аналога можно принять самокат по патенту США 5169165, В 62 В 9/18, где изображен обычный двухколесный самокат, но к платформе для ног (на продольном кронштейне) прикреплена стойка с седлом. От этой стойки в обе стороны отходят два кронштейна, к концам которых присоединены стойки с колесами и над колесами закреплены подножки.

В этом самокате, установленные ниже седла два боковых кронштейна не дают возможности совершать шаговые движения, или, в лучшем случае, укорачивают путь разгона, отчего скорость уменьшается. Если поставить ногу на подножку, установленную над колесом, то отталкиваться второй ногой неудобно, а отталкиваться, перебирая обеими ногами, также неудобно из-за наличия заднего (четвертого) колеса, которое мешает, что проверено на опыте. Кроме того, наличие платформы для ног вынуждает отталкиваться широко расставленными ногами, что также неудобно, поэтому снизить затраты физических усилий на таком самокате нельзя и нельзя достичь на нем удовлетворительной скорости.

Отсутствие багажника свидетельствует о том, что использовать его в качестве грузовой тележки не предусматривалось.

Отсутствие фиксаторов на стойках говорит о том, что самокат не является складным, т. е. сделать его компактным и портативным тоже не предусматривалось. Следовательно, этот самокат предназначен только для детских развлечений. Но тут следует отметить, что трехколесный детский велосипед имеет педали, которые, помимо удобства в эксплуатации, создают дополнительный игровой эффект, хотя с их помощью получить более высокую скорость по сравнению с тем же двухколесным самокатом не удается. Установка подножек над дополнительными колесами, если и создает дополнительный игровой эффект, то не очень существенный.

Задачами изобретения являются увеличение скорости (или уменьшение физических усилий), расширение эксплуатационных возможностей, получение дополнительного игрового эффекта и обеспечение компактности и портативности.

Технический результат достигается тем, что к продольному кронштейну на уровне или выше седла присоединяется поперечная балка со стойками и колесами, а подножки устанавливаются на минимальной высоте от земли перед колесами или рядом. Для увеличения скорости и получения дополнительного игрового эффекта у рулевой колонки прикрепляется дугообразный кронштейн с поперечной эластичной, например, резиновой, тягой (перемычкой). Возможно одну или две тяги прикреплять непосредственно или с помощью кронштейнов к стойкам, а вторые концы присоединять к ногам, но такой вариант может оказаться небезопасным при эксплуатации. Для расширения эксплуатационных возможностей самокат снабжен багажником, а ручка рулевой колонки имеет шарнир, чтобы удобнее было использовать самокат в качестве грузовой тележки, но возле шарнира смонтирован фиксатор для закрепления ручки в вертикальном положении. Для компактности и портативности поперечная балка может присоединяться к продольному кронштейну с помощью шарнира, и в рабочем положении эти детали взаимно фиксируются с помощью щеколды или крючка и т.д.

Самокат изображен на чертежах, где:

на фиг.1 показан вид сбоку,

на фиг.2 - вид спереди,

на фиг.3 - вид сверху,

на фиг.4 - вид в сложенном положении.

Самокат имеет рулевую колонку 1 с колесом 2, продольный кронштейн 3, поперечную балку 4 и стойки 5, в вилках которых установлены колеса 6. К стойкам 5 жестко присоединены подножки 7. На продольном кронштейне 3 установлено седло 8. Поперечная балка 4 соединяется с продольным кронштейном 3 шарнирно, но для взаимного закрепления установлен фиксатор 9 в виде, например, щеколды, крючка или поворотной скобы. Ручка 10 рулевой колонки 1 также имеет фиксатор 11 в виде, например, накидной втулки или надеваемой на стержень трубки, наваренной на конец ручки 10. На поперечную балку 4 может навешиваться багажник 12. На передней части кронштейна 3 устанавливается и закрепляется дугообразный кронштейн 13 с резиновой тягой 14 (перемычкой). Кронштейн 13 с целью портативности можно выполнять съемным. С целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения игрового эффекта вместо колес или непосредственно на колеса можно устанавливать лыжи и использовать самокат в качестве санок или зимнего самоката.

При подготовке к езде седло 8 должно быть выставлено на такую высоту, чтобы ступни ног полностью опирались на поверхность дороги, чтобы обеспечить наибольший размах шага. При езде ноги могут попеременно или одновременно ставиться на подножки 7, а поскольку подножки находятся невысоко над землей, то делать это не трудно. В процессе езды при перемещении ноги вперед резиновая тяга 14 (перемычка) натягивается и в этот момент носок ноги прижимается к поверхности дороги, а вторая нога в этот момент заканчивает толчок. В результате, во-первых, обеспечивается увеличение хода под действием силы, во-вторых, на самокат действует одновременно сила обеих ног (в какой-то момент). Поэтому скорость увеличивается. Возможность устанавливать эластичную тягу различной величины и силы натяжения вызывает дополнительно игровой, познавательный и спортивный интересы, особенно для детей. В ходе достаточно длительной эксплуатации не только опытного, но уже товарного образца, который и изображен на чертежах в масштабе 1:10, отпали опасения в том, что резиновая тяга может вызвать болевые ощущения в ногах, и в том, что тяга может служить причиной падений. Для тяги (перемычки) был взят багажный резиновый жгут с крючками на концах.

Отсутствие сзади дополнительного колеса позволяет беспрепятственно работать сразу обеими ногами, переднее колесо не мешает. Самокат хорошо использовать в качестве грузовой тележки, т.к. вес груза на откидную ручку рулевой колонки не передается.

При отсутствии сидячих мест в вагонах электропоездов и при ожидании поезда можно сидеть на седле.

Конструктивно самокат получился настолько компактным, что в сложенном виде его приходилось проносить только в метро. Дугообразный кронштейн с резиновой перемычкой, который можно назвать ускорителем, хотя и выполнен съемным, но его тоже редко приходилось снимать. Этот кронштейн можно использовать для лучшего закрепления груза.

Наверх