аэронавигационная светосигнальная система вертолёта

Классы МПК:B64D47/06 бортовые и сигнальные огни 
B60Q1/26 используемых в основном для обозначения габаритов транспортных средств или их частей, а также для подачи сигналов другим транспортным средствам 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Казанский вертолётный завод"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-02-18
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и к области оборудования вертолетов средствами аэронавигационного освещения и сигнализации и может быть использовано на вертолетах для полетов в ночное время с использованием пилотажных очков ночного видения (ОНВ). Целью изобретения является обеспечение визуально скрытого с земли полета в ночное время суток и выполнение полета строем с обменом информацией между вертолетами. Для этого аэронавигационная светосигнальная система вертолета включает в себя, помимо аэронавигационных огней наружного обозначения и огней полета строем с оптическим излучением в полном спектре света, оптические источники световой сигнализации с инфракрасным излучением, наблюдаемые через пилотажные ОНВ, которые установлены с сектором рассеивания назад по полету и выше горизонтального уровня. Техническим результатом является визуальная скрытность полета вертолета с земли в ночное время суток, возможность визуального наблюдения о пространственном положении летящего рядом другого вертолета и обмен с ним информацией с использованием ОНВ. 7 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Аэронавигационная светосигнальная система вертолета, включающая размещение на вертолете аэронавигационных огней наружного обозначения и огней полета строем с оптическим излучением в полном спектре света, отличающаяся тем, что в зонах расположения аэронавигационных огней и огней полета строем дополнительно установлены оптические источники световой сигнализации с инфракрасным излучением, наблюдаемые через пилотажные очки ночного видения, с возможностью прерывания и регулирования потока инфракрасного излучения, при этом аэронавигационная светосигнальная система выполнена с возможностью раздельного включения как огней с полным спектром, так и оптических источников световой сигнализации с инфракрасным излучением.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что источники световой сигнализации с инфракрасным излучением выполнены с сектором рассеивания потока инфракрасного излучения в направлении, противоположном полету вертолета, и выше горизонтального уровня.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения бортовых огней установлены выше последних.

4. Система по п.3, отличающаяся тем, что источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне бортовых огней установлены на боковой стороне подставки, выполненной в виде треугольной призмы.

5. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что источник световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения хвостового огня установлен ниже последнего.

6. Система по п.5, отличающаяся тем, что источник световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне хвостового огня установлен на подвеске, закрепленной снизу кронштейна хвостового огня.

7. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения огней полета строем установлены впереди последних по направлению полета вертолета.

8. Система по п.7, отличающаяся тем, что источник световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне огней полета строем установлены на подставке, выполненной в форме треугольной призмы с горизонтальным расположением ребер, причем на грани, перпендикулярной к обшивке фюзеляжай

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области оборудования вертолетов средствами аэронавигационного освещения и сигнализации и может быть использовано на вертолетах для полетов в ночное время с использованием пилотажных очков ночного видения.

Известна аэронавигационная светосигнальная система вертолета, включающая размещение на вертолете аэронавигационных огней наружного обозначения и огней полета строем с оптическим излучением в полном спектре света. (Вертолет Ми-8МТ. Руководство по технической эксплуатации. Кн. Авиационное оборудование. Издание третье. Разд. 33.40.00. Наружное освещение, стр. 1-4. - Авиаэкспорт, СССР, Москва, 01.12.1987 г.). Данное техническое решение принято за прототип.

Недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является опасность обнаружения вертолетов с земли в ночное время суток из-за визуальной видимости светового обозначения, необходимого для выполнения группового полета, например, звеном, что делает вертолет уязвимым с земли в ночное время.

Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение вертолетов системой визуально скрытного с земли полета в ночное время суток с возможностью визуального наблюдения о пространственном положении летящего впереди и сбоку другого вертолета, обмена с ним информацией и безопасности группового полета строем, например, в составе звена, на определенных дистанциях и удалениях друг от друга, без снижения уровня эксплуатационных характеристик вертолетов.

Техническим результатом, получаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является визуальная скрытность полета вертолета с земли в ночное время суток, возможность в это время визуального наблюдения о пространственном положении летящего впереди и сбоку другого вертолета и обмен с ним информацией с использованием пилотажных очков ночного видения, обеспечивающие безопасность группового полета.

Указанный технический результат достигается тем, что, в известной аэронавигационной светосигнальной системе вертолета, включающей размещение на вертолете аэронавигационных огней наружного обозначения и огней полета строем с оптическим излучением в полном спектре света, согласно предложенному техническому решению в зонах расположения аэронавигационных огней и огней полета строем дополнительно установлены оптические источники световой сигнализации с инфракрасным излучением, наблюдаемые через пилотажные очки ночного видения;

источники световой сигнализации с инфракрасным излучением выполнены с сектором рассеивания потока инфракрасного излучения в направлении, противоположном полету вертолета, и выше горизонтального уровня;

она выполнена с возможностью прерывания и регулирования потока инфракрасного излучения, а также переключения последнего на огни с полным спектром света и обратно;

источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения бортовых огней установлены выше последних;

источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне бортовых огней установлены на боковой стороне подставки, выполненной в форме треугольной призмы;

источник световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения хвостового огня установлен ниже последнего;

источник световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне хвостового огня установлен на подвеске, закрепленной снизу кронштейна хвостового огня;

источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения огней полета строем установлены впереди последних по направлению полета вертолета;

источники световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне огней полета строем установлены на подставке, выполненной в форме треугольной призмы с горизонтальным расположением ребер, причем на грани, перпендикулярной к обшивке фюзеляжа.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленной аэронавигационной светосигнальной системы вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг.1 показан общий вид вертолета, оснащенного аэронавигационной светосигнальной системой с дополнительными оптическим источниками световой сигнализации с инфракрасным излучением; на фиг.2 - схема установки дополнительного оптического источника световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне бортового аэронавигационного огня; на фиг.3 - то же, в зоне хвостового огня; на фиг.4 - то же, в зоне огня полета строем; на фиг.5 - принципиальная схема электропитания бортовых и хвостового аэронавигационных огней и огней полета строем.

Аэронавигационная светосигнальная система вертолета включает размещенные на вертолете аэронавигационные огни наружного обозначения с оптическим излучением в полном спектре света: бортовые аэронавигационные огни 1 (БАНО-1) на фюзеляже 2 или спецфермах 3 для подвески дополнительного оборудования, хвостовой свет 4 (ХС-4) на концевой балке 5 и огни 6 полета строем (ОПС-6), размещенные на фюзеляже 2 и хвостовой балке 7, в зонах размещения которых установлены оптические источники 8 световой сигнализации с инфракрасным излучением, направленным назад относительно направления полета (Н.П.) и вверх от вертолета, но, по крайней мере, не ниже горизонтального уровня (фиг. 1). Бортовой источник 8 инфракрасного излучения размещен выше БАНО-1 и установлен на подставке 9, выполненной в форме треугольной призмы, с направлением инфракрасного излучения в секторе с углом аэронавигационная светосигнальная система вертолёта, патент № 2205775 (фиг.2). Хвостовой источник 8 инфракрасного излучения установлен на подвеске 10, закрепленной снизу кронштейна 11 ХС-4 (фиг.3). Источники 8 световой сигнализации с инфракрасным излучением в зоне расположения ОПС-6 размещены впереди последних по направлению полета вертолета и установлены на подставке 12, выполненной в форме треугольной призмы с горизонтальным расположением ребер, причем на грани, перпендикулярной к обшивке фюзеляжа 2 и хвостовой балке 7 (фиг.4). Электропитание БАНО-1 и ХС-4 производится по схеме 13, а ОПС-6 - по схеме 14 от шины 15 (фиг.5). Источники 8 инфракрасного излучения подключены к шине 15 посредством включателя 16 через реле 17 с контактами 18 и 19. Источники 8 в зоне БАНО-1 и ХС-4 включаются с помощью включателя 20, а в зонах ОПС-6 - включателем 21. В схеме питания источников 8 в зонах БАНО-1 и ХС-4 введена цепь подачи сигнала управления полетом с помощью кнопки 22 замыкания цепи питания.

Аэронавигационная светосигнальная система вертолета работает следующим образом.

Для обеспечения визуальной скрытности полета вертолета с земли в ночное время суток включаются источники 8 инфракрасного излучения в зонах БАНО-1, ХС-4 и ОПС-6 с помощью включателя 16 через реле 17, последнее автоматически переключает контакты 18 и 19 с аэронавигационных огней наружного обозначения БАНО-1 и ХС-4 и огней полета строем ОПС-6 с оптическим излучением в полном спектре света на источники 8 инфракрасного излучения, размещенные в этих зонах и наблюдаемые через пилотажные очки ночного видения, которые включаются раздельно включателем 20 в зонах БАНО-1 и ХС-4 и включателем 21 в зоне ОПС-6. Таким образом аэронавигационные огни наружного обозначения БАНО-1 и ХС-4 и огни полета строем ОПС-6 с оптическим излучением в полном спектре света будут погашены и включены источники 8 инфракрасного излучения, размещенные в этих зонах, что дает возможность визуального наблюдения о пространственном положении летящего впереди и сбоку другого вертолета с использованием пилотажных очков ночного видения, обеспечивающие безопасность группового полета строем, например в составе звена, на определенных дистанциях и удалениях друг от друга. Используя кнопку 22 прерывания питания на источники 8 инфракрасного излучения в зонах БАНО-1 обеспечивается возможность обмена информацией определенным световым кодом с летящим впереди и сбоку другим вертолетом с использованием пилотажных очков ночного видения.

На данное изобретение разработана техническая документация, изготовлен и испытан опытный образец системы на серийном вертолете.

Класс B64D47/06 бортовые и сигнальные огни 

огонь для предотвращения столкновений для летательного аппарата -  патент 2475426 (20.02.2013)
воздушный винт -  патент 2421378 (20.06.2011)
способ защиты пилотажных очков ночного видения от засветки оптическим излучением бортового индикатора -  патент 2286923 (10.11.2006)
законцовка лопасти несущего винта вертолета -  патент 2205137 (27.05.2003)

Класс B60Q1/26 используемых в основном для обозначения габаритов транспортных средств или их частей, а также для подачи сигналов другим транспортным средствам 

Наверх