моторно-осевой подшипник

Классы МПК:F16C33/00 Детали подшипников; особые способы изготовления подшипников или их деталей (металлообработка или тп процессы см в соответствующих классах)
F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Ахвердиев Камил Самед-оглы,
Приходько Виктор Маркович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-20
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям узлов трения локомотивов. Моторно-осевой подшипник содержит два вкладыша, один из которых выполнен с окном, при этом каждый вкладыш состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин. В отверстия бронзовых пластин запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области. Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя подшипника выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала. Технический результат - увеличение срока службы, экономия цветных металлов при изготовлении, упрощение технологии изготовления. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Моторно-осевой подшипник, содержащий два вкладыша, один из которых выполнен с окном, отличающийся тем, что каждый вкладыш состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин, в отверстия которых запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области.

2. Моторно-осевой подшипник по п. 1, отличающийся тем, что для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении.

Широко известные моторно-осевые подшипники состоят из двух вкладышей, каждый из которых состоит из двух слоев: опорного (латунь) и несущего (баббит). Один из вкладышей имеет окно для подачи смазки в зону трения (см. "Электровоз ВЛ-8"). Руководство по эксплуатации. -М.: Транспорт, 1982, стр. 28-30; см. М.Д. Рахматулин "Ремонт тепловозов". -М.: Транспорт, 1977, стр. 421-424).

Недостатком работы известных моторно-осевых подшипников является использование цветных металлов, их недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, что приводит к более быстрому износу несущего баббитового слоя вкладышей.

Прототипом заявленному изобретению является моторно-осевой подшипник (см. патент 2011902 на изобретение: "Моторно-осевой подшипник", Ахвердиев К. С. , Приходько В. М. , Гиоев З.Г. Бюл. 8 от 30.04.1994 г.), содержащий два вкладыша, один из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из двух слоев - опорного и рабочего несущего. В опорном слое вкладыша без окна выполнены две радиальные секторные проточки, закрытые вставками ответной формы из того же материала, что и опорный слой. После заливки вкладышей баббитом в зонах расположения резервуаров сверлится система отверстий, имитирующая пористость, а в расположениях между резервуарами в шахматном порядке запрессованы фторопластовые таблетки. После расточки вкладышей под необходимый внутренний диаметр в полученные резервуары запрессовывается вязкопластичная смазка через отверстия, выполненные с наружной стороны опорного слоя вкладыша без окна. Моторно-осевые подшипники служат для опоры тягового двигателя на ось движущейся колесной пары.

Недостатки прототипа: недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, неэкономичность, ввиду использования цветного металла несущего слоя и сложной технологией нанесения несущего баббитового слоя и недостаточной герметизацией источника смазки.

Для устранения этих недостатков в моторно-осевом подшипнике, содержащем два вкладыша, один из которых выполнен с окном, и согласно изобретению каждый из вкладышей состоит из опорного стального слоя и расположенных на его внутренней поверхности бронзовых пластин, в отверстия которых запрессованы микропористые полимерные вставки, обеспечивающие сплошность смазочной пленки в нагруженной области.

Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.

Предложенное конструктивное решение позволяет повторно использовать опорный стальной слой изношенных моторно-осевых подшипников локомотивов, использует эффект пористого материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании. Микропористые полимерные вставки являются также аккумуляторами равномерного распределения смазки на рабочей поверхности, что обеспечивает высокую надежность и долговечность работы моторно-осевого подшипника.

Существенными отличиями предложенного решения являются признаки: рабочий несущий баббитовый слой заменен на несущие выступающие из опорного слоя бронзовые пластины с запрессованными в них микропористыми полимерными вставками.

На чертеже представлен предлагаемый подшипник.

Он состоит из двух 1 и 2 вкладышей, один из которых выполнен с окном 3. На внутренней поверхности стального опорного слоя вкладыша в пазах винтами закреплены выступающие бронзовые пластины 4 с микропористыми полимерными вставками 5.

Для предупреждения утечки смазки из рабочей зоны по торцам опорного слоя выполнено кольцевое уплотнение из полимерного материала.

Предложенный моторно-осевой подшипник является подшипником скольжения с эффектом самосмазывания за счет микропористого полимерного материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании, и участия его в распределении теплового потока. При этом продлевается срок службы моторно-осевого подшипника и достигается сплошность смазочной пленки.

Лабораторные и эксплуатационные испытания предлагаемого варианта моторно-осевого подшипника показали, что предлагаемый подшипник более долговечен и надежен в работе по сравнению с базовым и на порядок снижает расход цветных металлов (принятым за прототип).

Класс F16C33/00 Детали подшипников; особые способы изготовления подшипников или их деталей (металлообработка или тп процессы см в соответствующих классах)

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
сепаратор подшипника -  патент 2529115 (27.09.2014)
устройство для изготовления подшипника скольжения намоткой -  патент 2529101 (27.09.2014)
подшипник скольжения -  патент 2528246 (10.09.2014)
способ улучшения прирабатываемости пары трения "вкладыш подшипника - шейка вала" -  патент 2528070 (10.09.2014)
триботехническая композиция для металлических узлов трения -  патент 2527243 (27.08.2014)
втулка скольжения и элемент скольжения -  патент 2526923 (27.08.2014)
узел для подкрепляющего кольца и способ его изготолвения -  патент 2526735 (27.08.2014)
узел кольцевой прокладки роликового подшипника (варианты) -  патент 2526306 (20.08.2014)
материал подшипника скольжения -  патент 2524812 (10.08.2014)

Класс F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 

подшипник турбокомпрессора -  патент 2500932 (10.12.2013)
блоки опорной втулки и подъемного механизма -  патент 2494954 (10.10.2013)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2494298 (27.09.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
трущаяся деталь в смазочной среде, работающая при контактном давлении, превышающем 200 мпа -  патент 2466307 (10.11.2012)
комбинированный способ смазки моторно-осевого подшипника и устройство для его реализации -  патент 2458265 (10.08.2012)
Наверх