способ аварийной эвакуации пассажиров с самолета

Классы МПК:B64D25/08 аварийные средства для покидания самолета
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Халидов Гамид Юсупович,
Халидов Уллубий Гамидович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-05-30
публикация патента:

Изобретение относится к средствам спасения пассажиров с летательного аппарата. Самолет выполнен с возможностью размещения в цельном фюзеляже пассажирского салона, разделенного на секции дверными проемами, выполненными с возможностью их автоматического герметичного закрытия в аварийной ситуации. Фюзеляж самолета снабжен устройствами для отделения частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, содержащими парашюты. При эвакуации закрываются дверные проемы пассажирских секций, осуществляется резка корпуса самолета и отделяются части фюзеляжа с пассажирскими секциями, выводятся парашюты. Изобретение направлено на расширение диапазона аварийных ситуаций летательного аппарата, при которых становится реальным спасение пассажиров и грузов. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ аварийной эвакуации пассажиров с самолета с цельным фюзеляжем, где пассажирский салон разделен на секции с дверными проемами, отличающийся тем, что парашюты размещают в верхней части фюзеляжа над пилотской кабиной и пассажирскими секциями, в фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между пилотской кабиной, секциями пассажирского салона, хвостовой частью и в местах крепления крыльев размещают удлиненные кумулятивные заряды, при эвакуации закрывают дверные проемы секций пассажирского салона и пилотской кабины, осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку фюзеляжа, отделяя хвостовую часть, крылья, части фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотскую кабину самолета, нижние сегменты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, раскрывают парашюты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями и пилотской кабины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, средствам спасения пассажиров с летательного аппарата и может использоваться при создании перспективных самолетов - с повышенной безопасностью пассажиров.

Анализ авиационных катастроф показывает, что современный подход к вопросам безопасности пассажиров летательных аппаратов должен предполагать возможность их эвакуации с терпящего аварию летательного аппарата в диапазоне высот от нескольких десятков метров до нескольких километров, плавного спуска и мягкого приземления, поиска и обнаружения, жизнедеятельности до обнаружения спасателями.

Известно техническое решение (патент US 4699336, кл. В 64 С 1/32, 244-140, 1987) на конструкцию самолета с отделяемым герметичным пассажирским отсеком, где самолет содержит устройство для выбрасывания пассажирского отсека из салона фюзеляжа главной секции, когда самолет находится в аварийной ситуации, и устройство для плавного спуска пассажирского отсека на землю.

Недостатками данного технического решения являются ослабление жесткости конструкции самолета, относительная длительность операций по эвакуации и необходимость их механического осуществления, что, как правило, в реальных аварийных ситуациях невыполнимо.

Цель настоящего изобретения - расширить диапазон аварийных ситуаций летательного аппарата, при которых становиться реальным спасение пассажиров и грузов.

Поставленная цель достигается тем, что в летательном аппарате пассажирский салон разделен на секции с дверными проемами, парашюты размещают в верхней части фюзеляжа над пилотской кабиной и пассажирскими секциями, в фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между пилотской кабиной, секциями пассажирского салона, хвостовой частью и в местах крепления крыльев размещают удлиненные кумулятивные заряды, при эвакуации закрывают дверные проемы секций пассажирского салона и пилотской кабины, осуществляют кумулятивными зарядами взрывную резку фюзеляжа, отделяя хвостовую часть, крылья, части фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотскую кабину самолета, нижние сегменты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, раскрывают парашюты частей фюзеляжа с пассажирскими секциями и пилотской кабины.

На фигуре 1 изображена схема размещения в самолете устройств - удлиненных кумулятивных зарядов для отделения хвостовой части, частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотской кабины, нижних сегментов частей фюзеляжа с пассажирскими секциями.

На фигуре 2 изображена схема отделения хвостовой части, частей фюзеляжа с пассажирскими секциями, пилотской кабины самолета.

На фигуре 3 изображена схема отделения нижнего сегмента части фюзеляжа с пассажирской секцией.

На фигуре 4 изображена схема спуска части фюзеляжа с пассажирской секцией на парашюте.

Фюзеляж самолета 1 выполнен цельным. Пассажирский салон состоит из одной или нескольких секций 2. Между собой, с пилотской кабиной и хвостовой частью пассажирские секции 2 соединяются сопрягаемыми дверными проемами 3, которые в случае аварийной ситуации принудительно герметически закрываются. В верхней части фюзеляжа над пилотской кабиной 4 и пассажирскими секциями 2 размещены камеры 5 с парашютами 6. В фюзеляже вдоль его корпуса и по окружностям между пилотской кабиной 4, пассажирскими секциями 2, хвостовой частью 8 (фиг. 1, 2) и в местах крепления крыльев размещают устройства 7, обеспечивающие отделение (разрезание) корпуса фюзеляжа (фиг.2, 3). Это могут быть встроенные заряды (кумулятивные, пороховые, пиропатроны и др.) направленного действия, разрезающие обшивку фюзеляжа по окружности и вдоль по горизонтали. Например, устройствами 7 могут быть удлиненные кумулятивные заряды (КЗУ), подрывом которых (с использованием электродетонатора) осуществляют практически мгновенную взрывную резку корпуса самолета.

Рассмотрим примерную схему аварийной эвакуации пассажиров. Первоначально объявляется аварийная тревога, после которой в зависимости от имеющегося запаса времени сразу или через несколько секунд принудительно герметично закрываются дверные проемы 3. Затем в определенной последовательности даются команды на срабатывание устройств 7, отсекающих от фюзеляжа сначала хвостовую часть 8 (фиг.2) и крылья самолета (не показано), а затем последовательно друг от друга части фюзеляжа с пассажирскими секциями 2 до пилотской кабины 4. Такой порядок отделения частей самолета вызван соображениями безопасности эвакуируемых капсул, с учетом направления и скорости полета. Далее происходит разрезка устройствами 7 нижнего сегмента 9 части фюзеляжа с пассажирской секцией. Результатом работы устройств 7 и набегающего воздушного потока будет быстрое, в доли секунды после взрывной резки, освобождение части фюзеляжа с пассажирской секцией 2 от нижнего сегмента 9 (фиг.3). Отделение нижнего сегмента 9 части фюзеляжа с пассажирской секцией 2 необходимо для придания секции 2 устойчивости при приземлении. По команде бортовых компьютеров, находящихся в каждой пассажирской секции и учитывающих положение частей фюзеляжа с пассажирскими секциями 2 (фиг.4) и пилотской кабины 4 в пространстве, выводятся парашюты 6 и начинается этап мягкой посадки. В носовой части самолета предусмотрена возможность герметизации пилотской кабины 4, размещения парашюта достаточной мощности для обеспечения ее мягкой посадки. Возможно для спасения экипажа использовать катапультирование.

Класс B64D25/08 аварийные средства для покидания самолета

герметичный эластичный материал -  патент 2443820 (27.02.2012)
устройство для аварийной эвакуации людей -  патент 2413653 (10.03.2011)
устройство аварийного спасения пассажиров -  патент 2403176 (10.11.2010)
спасательное самолетное кресло конструкции буркова л.н. -  патент 2384478 (20.03.2010)
способ аварийного спасения летчика -  патент 2382722 (27.02.2010)
система открытия аварийного выхода -  патент 2376206 (20.12.2009)
способ спасения людей самолета, разработанный бурковым л.н. -  патент 2375259 (10.12.2009)
способ спасения людей самолета -  патент 2320520 (27.03.2008)
способ спасения пассажиров самолета, предложенного л.н. бурковым -  патент 2281886 (20.08.2006)
система управляемого снижения и посадки летательного аппарата в аварийной ситуации (варианты) -  патент 2263613 (10.11.2005)
Наверх