способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:E02B15/02 очистка от льда
B63G8/08 обеспечение хода
B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное учреждение Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-14
публикация патента:

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводным судном (2) возбуждают во льду (1) резонансные изгибно-гравитационные волны при его движении с резонансной скоростью с одновременным забором воды при помощи насоса (4), расположенного в водопроточном канале (3). Водозаборную часть канала (3) располагают в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны. Выход канала располагают в носовой части судна (2). Изобретение позволяет повысить эффективность воздействия на ледяной покров. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн во льду при его движении подо льдом с резонансной скоростью с одновременным отсосом забортной воды внутрь судна при помощи насоса, расположенного внутри судна в водопроточном канале, имеющем выход и водозаборную часть, при этом водозаборную часть канала располагают в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, отличающийся тем, что выход канала располагают в носовой части судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судоходства в местах с ледяным покровом.

Известен способ разрушения ледяного покрова, в котором возбуждают изгибно-гравитационные волны во льду при движении подводного судна подо льдом с резонансной скоростью с одновременным забором воды внутрь судна при помощи насоса, расположенного в водопроточном канале, при этом водозаборную часть канала располагают в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны (RU 2137664С1, 20.09.99).

Способ недостаточно эффективен.

Изобретение направлено на решение задачи по увеличению высоты ИГВ, возбуждаемых при поступательном движении подводного судна.

Поставленная техническая задача решается путем возбуждения изгибно-гравитационных волн во льду при движении подводного судна подо льдом с резонансной скоростью с одновременным забором воды внутрь судна при помощи насоса, расположенного в водопроточном канале. Водозаборную часть канала располагают в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны. Выход канала располагают в носовой части судна.

Известно (А. А. Лукашевич, А.Д.Перник, Г.А.Фирсов. "Теория корабля". - Судпромгиз, 1950), что волновое сопротивление судна, т.е. высота возбуждаемых волн, напрямую зависят от перепада повышенного давления в носовой части судна и пониженного давления в средней части судна (в этом месте формируется подошва ИГВ (Козин В.М., Онищук А.В. "Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна". - ПМТФ, Новосибирск, "Наука", 1994, 2, с.78-81). Если в носовой части судна повысить давление в жидкости, то произойдет рост волнового сопротивления, т.е. увеличатся амплитуда ИГВ и их ледоразрушающая способность. Для осуществления этого выход водопроточного канала располагают в носовой части судна. Выходящая из корпуса судна струя будет оказывать ему дополнительно к сопротивлению корпуса судна противодействие, что увеличит давление в носовой части судна.

Изобретение поясняется чертежом.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом 1 на заданном заглублении начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью Vp для создания системы резонансных ИГВ высотой h1. Если высота ИГВ h1 окажется недостаточной для разрушения льда, то открывают водопроточный канал 3, расположенный внутри судна 2. Затем включают насос 4, предварительно установленный в канале 3. Отсос забортной воды внутрь судна увеличит скорость обтекания верхней части обшивки в месте подошвы ИГВ и вызовет соответствующее понижение давления. Выброс воды из судна через выход в носовой части увеличит давление в носу. В результате это вызовет увеличение высоты ИГВ до значения 2, т.е. ледоразрушающая способность судна повысится.

Класс E02B15/02 очистка от льда

устройство противоледовой защиты для гидротехнического сооружения, расположенного на мелководном континентальном шельфе -  патент 2521674 (10.07.2014)
устройство для предотвращения образования льда на водной поверхности -  патент 2520339 (20.06.2014)
способ разрушения речного ледяного покрова и устройство для его реализации -  патент 2519072 (10.06.2014)
способ аэрации водоемов -  патент 2515681 (20.05.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2507104 (20.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
способ образования майны в зимний период -  патент 2493321 (20.09.2013)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2493044 (20.09.2013)

Класс B63G8/08 обеспечение хода

Класс B63B35/08 ледоколы

Наверх