устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02D9/10 с поворотными заслонками 
F02D11/10 электрическими
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-05
публикация патента:

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к системе управления двигателем автомобиля. Устройство состоит из дроссельной заслонки, размещенной в корпусе 2 на оси заслонки, связанной с датчиком положения 4 и рычагом привода заслонки 5, на котором размещен регулировочный винт 6. Устройство содержит кнопочный переключатель режима холостого хода 8 с кнопкой 7, установленный на бобышке корпуса 2, причем кнопка 7 переключателя 8 включается торцом регулировочного винта 6. Принцип работы устройства следующий. Режим холостого хода включается при нажатии торцом регулировочного винта 8 на кнопку 7 переключателя режима холостого хода 6. Данный импульс сопоставляется системой управления с текущим сигналом от датчика положения 4, который и принимается за начальную точку отсчета при определении степени открытия заслонки. Таким образом, начальная точка отсчета постоянно корректируется, что позволяет с высокой степенью точности определять положение дроссельной заслонки. Технический результат заключается в повышении точности и надежности в определении положения дроссельной заслонки и устойчивой работе двигателя автомобиля на всех режимах. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания, содержащее дроссельную заслонку, установленную в корпусе на оси заслонки, связанной с датчиком положения резистивного типа и рычагом привода заслонки, положение которого задается регулировочным винтом, отличающееся тем, что устройство дополнительно содержит кнопочный переключатель режима холостого хода, установленный на корпусе заслонки, причем кнопка переключателя включается торцом регулировочного винта, размещенного на рычаге привода заслонки.

Описание изобретения к патенту

Изобретенное устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания, далее по тексту "устройство", относится к области автомобилестроения, в частности к системе управления двигателем автомобиля.

Известна конструкция корпуса дроссельной заслонки ф. БОШ V 7.14034.00 (см. заявку ФРГ 2925652, МКИ5 F 02 D 9/10, публикация 4 от 22.01.1981) с датчиком положения А 280 121 202 - Е (чертеж прилагается), который ф. Бош в 1990 г. адаптировала на автомобили ВАЗ с системой распределенного впрыска топлива; корпус дроссельной заслонки оснащен датчиком положения дроссельной заслонки, далее по тексту "датчик положения", внутри которого имеется кнопочный переключатель, который включается в момент полного закрытия дроссельной заслонки рычагом включения режима холостого хода, установленным на валике датчика, который одет на ось дроссельной заслонки; также при полном открытии заслонки под воздействием рычага включения режима полной мощности замыкаются соответствующие контакты датчика.

Недостатки данной конструкции:

1) необходимость высокоточной установки датчика положения на корпус дроссельной заслонки (чтобы нажатие кнопки переключателя рычагом включения режима холостого хода произошло точно в момент полного закрытия заслонки);

2) необходимость постоянного контроля и регулировки датчика положения, особенно при изменении положения заслонки регулировочным винтом в процессе регулировки перетечек воздуха через зазор между заслонкой и стенками отверстия корпуса;

3) отсутствие контроля промежуточных положений заслонки (между моментами включения режимов холостого хода и максимальной мощности), что требуется для более точного расчета топливоподачи к двигателю.

Недостатки вышеописанного устройства отчасти устранены в конструкции корпуса дроссельной заслонки 2112-1148010-32, применяемой на АО "АвтоВАЗ" в системах распределенного впрыска серийных автомобилей ВАЗ и выбранной в качестве прототипа, в которой контроль положения дроссельной заслонки осуществляется с помощью датчика положения потенциометрического типа 2112-148200, выдающего непрерывный электрический сигнал, имеющий близкую к линейной наклонную характеристику и позволяющий точно рассчитать количество топлива для подачи в двигатель; особенность данного устройства заключается в том, что режимы холостого хода и максимальной мощности определяются не конкретными величинами, а диапазонами значений электрического сигнала датчика положения, например в режиме холостого хода сигнал датчика принимается в значении от "R1" Оm до "R2" Оm при истинном значении "R" Оm, причем R1<R<R2, это позволяет избежать необходимости высокоточного монтажа датчика на корпусе дроссельной заслонки и постоянного его контроля в эксплуатации, но до определенного предела: в процессе эксплуатации под воздействием таких факторов, как перепады температур, вибрации, агрессивные среды и влажность, а также физический износ рабочего элемента датчика, характеристика электрического сигнала датчика будет изменяться, что в итоге приведет к несоответствию сигнала датчика истинному положению дроссельной заслонки и, как следствие, к неустойчивой работе двигателя автомобиля.

Сущность изобретения заключается в том, что известное устройство контроля положения дроссельной заслонки, содержащее дроссельную заслонку, установленную в корпусе на оси заслонки, связанной с датчиком положения резистивного типа и рычагом привода заслонки, положение которого задается регулировочным винтом, содержит кнопочный переключатель режима холостого хода, который установлен на корпусе заслонки, причем кнопка переключателя включается торцом регулировочного винта, размещенного на рычаге привода заслонки.

На чертеже показана конструкция заявляемого устройства.

Устройство содержит дроссельную заслонку 1, размещенную в корпусе 2 на оси заслонки 3, связанной с датчиком положения 4 и рычагом привода заслонки 5, на котором размещен регулировочный винт 6, упирающийся торцом в кнопку 7 переключателя режима холостого хода 8, установленного на бобышке 9 корпуса 2.

Принцип работы устройства следующий. Режим холостого хода включается при нажатии торцом регулировочного винта 6, размещенного на рычаге привода заслонки 5, на кнопку 7 переключателя режима холостого хода 8, установленного на бобышке 9 корпуса 2; данный импульс сопоставляется системой управления с текущим сигналом от датчика положения 4, который и принимается за начальную точку отсчета при определении степени открытия заслонки 1. Таким образом, начальная точка отсчета постоянно корректируется, что позволяет независимо от степени воздействия таких факторов, как перепады температур, вибрации, агрессивные среды и влажность, приводящие к физическому износу рабочего элемента датчика положения 4 и изменению характеристики его электрического сигнала, с высокой степенью точности определять положение дроссельной заслонки 1.

Заявляемая конструкция устройства контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания, состоящая из минимально необходимого количества простых в изготовлении деталей, благодаря применению простейшего кнопочного переключателя обеспечивает высокую точность и надежность в определении положения дроссельной заслонки и, как следствие, устойчивую работу двигателя автомобиля на всех режимах.

Заявляемое устройство удовлетворяет требованиям потребителя по устойчивой работе двигателя автомобиля на всех режимах, что необходимо для снижения расхода топлива, а также требованиям все ужесточающихся норм токсичности для автомобилей.

Заявляемое устройство удовлетворяет также основным требованиям массового производства: а) простота конструкции обеспечивает малые габариты устройства и его низкую себестоимость; б) конструкция устройства обеспечивает легкость его установки на двигатель автомобиля без применения специального инструмента.

Вышеописанное устройство предназначено для применения в системе управления двигателем автомобилей, оснащенных электронными системами управления.

Класс F02D9/10 с поворотными заслонками 

затвор дисковый регулирующий (варианты) -  патент 2527775 (10.09.2014)
клапан для регулирования объемного расхода воздуха в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2451196 (20.05.2012)
дизель с впускным и выпускным трактами, соединенными между собой перепускной трубой -  патент 2349782 (20.03.2009)
устройство для подвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания к турбине турбокомпрессора -  патент 2296869 (10.04.2007)
датчик положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2272924 (27.03.2006)
устройство контроля положения дроссельной заслонки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2196909 (20.01.2003)
способ подачи бензино-воздушной смеси двигателя внутреннего сгорания -  патент 2181440 (20.04.2002)
механизм управления дроссельной заслонкой карбюратора поршневого двигателя -  патент 2164611 (27.03.2001)
управляющее устройство для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2140555 (27.10.1999)
дросселирующее устройство, в частности, для двигателя внутреннего сгорания и способ изготовления дросселирующего устройства -  патент 2131985 (20.06.1999)

Класс F02D11/10 электрическими

Наверх