способ определения угла скольжения летательного аппарата

Классы МПК:B64C13/18 с автопилотом
G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-10-04
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам определения угла скольжения летательного аппарата. Оно может быть использовано для выдачи значения угла скольжения на индикацию экипажу и в систему предупреждения критических режимов, а также при наземной послеполетной обработке данных средств бортовых измерений для анализа различных режимов полета. С помощью датчика аэродинамического угла скольжения флюгерного типа измеряют местный угол скольжения. По измеренному местному углу скольжения и заданной функциональной зависимости угла скольжения летательного аппарата от измеренного местного угла скольжения определяют угол скольжения летательного аппарата. Дополнительно измеряют угол атаки. Корректируют угол скольжения летательного аппарата в зависимости от измеренного угла атаки. Технический результат состоит в повышении точности определения угла скольжения летательного аппарата. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения угла скольжения летательного аппарата, в котором с помощью датчика аэродинамического угла скольжения флюгерного типа измеряют местный угол скольжения, по измеренному местному углу скольжения и заданной функциональной зависимости угла скольжения летательного аппарата от измеренного местного угла скольжения определяют угол скольжения летательного аппарата, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угол атаки и корректируют угол скольжения летательного аппарата в зависимости от измеренного угла атаки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам определения угла скольжения летательного аппарата (ЛА). Оно может быть использовано для выдачи значения угла скольжения на индикацию экипажу и в систему предупреждения критических режимов (СПКР), а также при наземной послеполетной обработке данных средств бортовых измерений (СБИ) для анализа различных режимов полета.

Определим используемую ниже терминологию. Под скоростью ЛА понимают вектор скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 начала О его связанной системы координат (СК) относительно воздушной среды [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. -М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981. с. 5, 11]. В качестве компонентов скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 для индикации летчику, в СПКР и, соответственно, в СБИ используют следующие три параметра: воздушную скорость V ЛА, его углы атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 и скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415.

Углы атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 и скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 определяют направление вектора скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА в связанной СК [там же, с.8].

Три компонента VX, VY и VZ представляют проекции скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 на оси OX, OY, OZ в связанной СК и также определяют модуль и направление вектора скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА.

Для измерения угла скольжения ЛА на борту используют датчик аэродинамического угла флюгерного типа. Ось вращения флюгера лежит в плоскости симметрии OXY связанной системы координат ЛА и перпендикулярна касательной к фюзеляжу в месте установки датчика аэродинамического угла скольжения. Угол между плоскостью, нормальной к оси вращения флюгарки, и осью ОХ связанной СК обозначим способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415. Под углом атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика аэродинамического угла скольжения ниже будем понимать угол между указанной плоскостью, нормальной к оси вращения флюгарки, и проекцией скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА на плоскость симметрии OXY связанной СК.

Наиболее близким к предлагаемому способу является следующий способ измерения угла скольжения ЛА [Харин Е.А., Цветков П.М., Волков В.К. и др. Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. - М.: Машиностроение, 1986, стр.67-69, 87]. В этом способе измеряют местный угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м с помощью датчика аэродинамического угла скольжения, установленного в носовой нижней части фюзеляжа ЛА или на носовой штанге, а затем определяют угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА по измеренному текущему значению местного угла скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м, используя известную для данного типа самолета функциональную зависимость угла скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 от местного угла скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м.

Недостатком описанного способа измерения угла скольжения является погрешность определения угла скольжения ЛА, вызванная следующим обстоятельством. Угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h, измеряемый с помощью флюгарки датчика аэродинамического угла скольжения, лежит в плоскости, нормальной к оси вращения флюгарки. Угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА определяет поперечное отклонение самого вектора скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА от его плоскости симметрии [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981, с.8], т.е. лежит в плоскости, содержащей вектор скорости способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА и ось OZ связанной системы координат. Поэтому формируемый известным способом угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h и фактический угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА лежат в различных плоскостях. Угол между данными плоскостями является углом атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика угла скольжения. В дальнейшем угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h будем называть горизонтированным, поскольку в силу малости угла способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 он лежит практически в горизонтальной плоскости OXZ связанной СК ЛА. Следовательно, формируемый на борту в настоящее время горизонтированный угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h дает правильное значение угла скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА только при нулевом значении угла атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика угла скольжения. Для современных и перспективных ЛА режимы полета с выходом на большие значения углов атаки становятся типичными. В этих условиях известный способ измерения угла скольжения ЛА дает неверный результат. При этом погрешность известного способа тем больше, чем больше значение угла атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика угла скольжения.

Найдем величину погрешности способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 измерения угла скольжения ЛА известным способом. Угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА определен выражением

способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415

Горизонтированный угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h ЛА в известном способе определен выражением

способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415

где

V = VXcosспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415+VYsinспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415; (3)

V=Vz.

Из выражений (1)-(3) следует

способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 = arctg(tgспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415hcosспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф),

где способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф = способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415+способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415. Следовательно, искомая погрешность способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 измерения угла скольжения ЛА известным способом определена выражением

способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 = способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h-arctg(tgспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415hcosспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф).

Задачей изобретения является повышение точности определения угла скольжения ЛА.

Задача решается с помощью способа измерения угла скольжения летательного аппарата, в котором с помощью датчика аэродинамического угла скольжения флюгерного типа измеряют местный угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м, по измеренному местному углу скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м определяют угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h летательного аппарата, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угол атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика аэродинамического угла скольжения и корректируют угол скольжения летательного аппарата в зависимости от измеренного угла атаки датчика аэродинамического угла скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 = arctg(tgспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415hcosспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф).

Предлагаемое изобретение позволяет определять угол скольжения ЛА с более высокой точностью.

На чертеже показаны зависимости величины погрешностей известного способа определения угла скольжения ЛА от значения горизонтированного угла скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h ЛА при различных значениях угла атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф флюгарки датчика аэродинамического угла скольжения:

- способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф=10o (линия отмечена знаком способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415);

- способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф=20o (линия отмечена знаком способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415);

- способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф=40o (линия отмечена знаком способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415);

- способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф=60o (линия отмечена знаком способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415);

- способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф=90o (линия отмечена знаком X).

Предлагаемый способ определения компонента скорости летательного аппарата заключается в следующем.

1. С помощью датчика аэродинамического угла скольжения измеряют местный угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м.

2. По измеренному местному углу скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415м и известной для данного типа ЛА функциональной зависимости определяют угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h ЛА. Упомянутая функциональная зависимость определяется в процессе летных испытаний ЛА.

3. Дополнительно измеряют угол атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика аэродинамического угла скольжения

способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф = способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415+способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415.

Измерение угла атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика аэродинамического угла скольжения необходимо для определения угла между плоскостями, в которых лежат измеряемый известным способом угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415h и фактический угол скольжения способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 ЛА. Поэтому данная операция относится к существенным признакам заявляемого способа.

4. Корректируют модуль угла скольжения ЛА в зависимости от измеренного угла атаки способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф датчика угла скольжения

способ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415 = arctg(tgспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415hcosспособ определения угла скольжения летательного аппарата, патент № 2195415ф).

Данная операция также относится к существенным признакам, поскольку обеспечивает устранение погрешности измерения угла скольжения ЛА известным способом.

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система управления углом тангажа летательного аппарата -  патент 2461041 (10.09.2012)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)

Класс G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды

термоанемометр и способ нагрева его терморезисторной структуры -  патент 2528572 (20.09.2014)
анемометрический зонд с одной или несколькими проволочками и способ его осуществления -  патент 2524448 (27.07.2014)
способ бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарного гидропотока и устройство для его реализации -  патент 2523737 (20.07.2014)
устройство для измерения эмиссии парниковых газов из почвы и растений -  патент 2518979 (10.06.2014)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2518871 (10.06.2014)
устройство регулирования анемометра с проволочкой -  патент 2510027 (20.03.2014)
способ измерения скорости потока и устройство для его осуществления -  патент 2506597 (10.02.2014)
вихревой датчик аэродинамического угла и истинной воздушной скорости -  патент 2506596 (10.02.2014)
автономное устройство для регистрации скорости и направления течения жидкости и газа -  патент 2503962 (10.01.2014)
электромагнитный лаг-дрейфомер -  патент 2503014 (27.12.2013)
Наверх