модуль нагрузочных резисторов (варианты)

Классы МПК:H01C3/00 Нерегулируемые металлические резисторы, изготовленные из проволоки или плоской ленты, например намотанные, плетеные или изготовленные в виде сетки
B60L7/00 Электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Кузьменко Вячеслав Анатольевич
Приоритеты:
подача заявки:
2001-02-08
публикация патента:

Группа изобретений относится к области нагрузочных резисторов, предназначенных для использования в силовых цепях тяговых электродвигателей транспортных средств с электротягой в качестве пусковых, тормозных или пускотормозных резисторов. Модули нагрузочных резисторов содержат крепежный блок и размещенные в нем резистивные элементы. Резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей (ТЭН), крепежный блок - в виде теплоотводящего радиатора. ТЭНы размещены внутри теплоотводящего радиатора в соответствующих каналах. Выступающие из каналов концы резисторов, предназначенные для подключения токовыводов, оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для защиты их концов от воздействия влаги. Теплоотводящий радиатор выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при соединении панелей образуются каналы для размещения в них ТЭНов. В первом варианте теплоотводящий радиатор выполнен из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки ТЭНа. Во втором варианте могут применяться соответственно алюминиевый сплав и нержавающая сталь. При этом внутренние поверхности каналов теплоотводящего радиатора и внешние поверхности размещенных в них ТЭНов электрически изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика. Технический результат - создание новых разновидностей модулей нагрузочных резисторов, обеспечивающих снижение веса и уменьшение индуктивности при одновременном упрощении конструкции и сохранении возможности эксплуатации в условиях установки на крышках моторных вагонов электропоездов. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Модуль нагрузочных резисторов, содержащий размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, служащие для включения в силовую цепь тягового электродвигателя транспортного средства с электротягой при его пуске или электрическом торможении, отличающийся тем, что резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей, крепежный блок - в виде теплоотводящего радиатора из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки трубчатых электронагревателей, трубчатые электронагреватели размещены в соответствующих каналах внутри теплоотводящего радиатора, а выступающие из каналов концы трубчатых электронагревателей, предназначенные для подключения токовыводов, дополнительно оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для дополнительной защиты концов трубчатых электронагревателей от воздействия влаги.

2. Модуль нагрузочных резисторов, содержащий размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, служащие для включения в силовую цепь тягового электродвигателя транспортного средства с электротягой при его пуске или электрическом торможении, отличающийся тем, что резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей, крепежный блок - в виде теплоотводящего радиатора, трубчатые электронагреватели размещены в соответствующих каналах внутри теплоотводящего радиатора, при этом внутренние поверхности каналов и внешние поверхности размещенных в них трубчатых электронагревателей электрически изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика, а выступающие из каналов концы трубчатых электронагревателей, предназначенные для подключения токовыводов, дополнительно оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для дополнительной защиты концов трубчатых электронагревателей от воздействия влаги.

3. Модуль нагрузочных резисторов по п. 1 или 2, отличающийся тем, что теплоотводящий радиатор выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при соединении панелей образуются каналы для размещения в них трубчатых электронагревателей.

4. Модуль нагрузочных резисторов по п. 2, отличающийся тем, что внешняя оболочка трубчатых электронагревателей выполнена из нержавеющей стали, а теплоотводящий радиатор - из алюминиевого сплава.

Описание изобретения к патенту

Заявляемая группа изобретений относится к области конструирования нагрузочных резисторов, предназначенных для использования в силовых цепях тяговых электродвигателей транспортных средств с электротягой, преимущественно в силовых цепях тяговых электродвигателей подвижного состава электрофицированных железных дорог, в качестве тормозных, пусковых или пускотормозных резисторов.

Нагрузочные резисторы, выполняющие функцию пусковых, тормозных или пускотормозных резисторов, служат нагрузкой, включаемой в силовую цепь тягового электродвигателя при его пуске и/или электрическом торможении. Функция нагрузочных резисторов, а именно функция рассеивания (утилизации) избыточной энергии, ниже рассмотрена на примере тормозных резисторов, применяемых в системах электрического торможения подвижного состава электрофицированных железных дорог.

Известно, см. , например, [1, с. 5-11], [2, с. 372-373], что подвижной состав электрофицированных железных дорог использует системы электрического торможения ("электрические тормоза") в качестве основной системы торможения, при этом традиционные электропневматические колодочно-бандажные тормоза используются в качестве дополнительных и резервных тормозов. Использование электрического торможения позволяет резко уменьшить износ тормозных колодок и бандажей, уменьшает загрязнение оборудования поездов и путей металлической пылью, позволяет увеличить скоростные режимы движения, в том числе на спусках и при подъездах к остановкам, дает возможность автоматизировать процессы управления торможением. Суть происходящих при электрическом торможении процессов заключается в том, что тяговые электродвигатели переходят в генераторный режим. Создаваемый при этом вращающий момент стремится задержать вращение связанных с тяговыми двигателями колесных пар, чем и достигается эффект торможения. Электроэнергия, вырабатываемая в процессе электрического торможения, поглощается в нагрузочных (тормозных) резисторах (так называемое "реостатное торможение") или передается в контактную сеть ("регенеративное торможение"). Поскольку при электрическом торможении всякое повышение скорости вызывает автоматическое увеличение тормозной силы и, наоборот, снижение скорости - уменьшение тормозной силы (при этом колодки и бандажи не нагреваются и не изнашиваются), то это существенно повышает безопасность движения. В связи с этим, при использовании электрического торможения допустимая скорость движения, в том числе на спусках и при подъездах к остановкам, может быть выше, чем при использовании только механического торможения. На скоростных электропоездах применение электрического торможения обязательно, поскольку с ростом скоростей эффективность механического торможения резко падает при одновременном резком усилении износа колодок и бандажей.

При всем разнообразии конкретных схем реализации (в зависимости от условий применения и решаемых задач) системы пуска тяговых электродвигателей транспортных средств с электротягой, а также системы их электрического торможения имеют общие по выполняемой функции элементы - нагрузочные резисторы, см., например, [3], [4], [5], [6], [7], [8], которые являются предметом рассмотрения в настоящей заявке. Нагрузочные резисторы включаются в силовые цепи тяговых электродвигателей при их пуске, обеспечивая плавность выхода на заданный рабочий режим, а также - при электрическом торможении - при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим, обеспечивая рассеивание избыточной энергии. Нагрузочные резисторы работают в условиях высоких электрических, тепловых и механических воздействий, к ним предъявляются повышенные требования по надежности в условиях воздействия окружающей среды. Все это отличает нагрузочные резисторы от прочих резисторов, используемых в электрических схемах транспортных средств с электротягой, выделяя их в отдельную конструктивную группу.

Нагрузочные резисторы, выполняющие функцию пусковых, тормозных или пускотормозных резисторов, как правило собираются из отдельных модулей. Модуль нагрузочных резисторов представляет собой конструктивно законченное изделие, содержащее резистивные элементы, размещенные в соответствующем крепежном блоке. Резистивные элементы оснащаются средствами для подключения токовыводов, с помощью которых осуществляются электрические соединения резистивных элементов. Крепежный блок оснащается средствами, с помощью которых осуществляется механическое закрепление модуля нагрузочных резисторов на соответствующей несущей платформе. Известные резистивные элементы, широко применяемые в системах пуска и электрического торможения тяговых электродвигателей электровозов и электропоездов, представляют собой плоские, например литые, или объемные, например ленточные, резистивные элементы. В качестве материалов для их изготовления используются, в частности, специальный чугун, нихром, фехраль.

Например, в [9, с.7-10, рис.1, 2, 3; с.30-31, рис.22, 23] описаны резистивные блоки типа "СЖ" и "Е", применяемые в электрических схемах пуска и электрического торможения тяговых электродвигателей электровозов серий "ВЛ19", "ВЛ22", "Ск", "Cс", "Си", "ЧС" и др. Эти резистивные блоки содержат плоские (в форме "змейки") резистивные элементы, отлитые из специального чугуна с удельным сопротивлением 0,83-0,86 Оммодуль нагрузочных резисторов (варианты), патент № 2195034мм2/м. Резистивные элементы закрепляются своими проушинами на изолированных шпильках крепежного каркаса и соединяются между собой и с соответствующими элементами электрической схемы с помощью токовыводов, например с помощью медных шин. Достоинством резистивных блоков с чугунными литыми резистивными элементами является дешевизна и простота изготовления, недостатком - тяжеловесность, громоздкость и хрупкость элементов, что послужило причиной их вытеснения более надежными и эффективными резистивными ленточными элементами из нихрома или фехраля.

Среди резистивных ленточных элементов из нихрома или фехраля, используемых в силовых цепях тяговых электродвигателей электровозов и моторных вагонов электропоездов, в том числе в цепях пуска и электрического торможения, наибольшее распространение получили две конструктивные разновидности. Первая разновидность характеризуется зигзагообразным изгибом ленты в виде "гармошки", вторая - намоткой ленты в виде спирали на "ребро".

Например, в [9, с. 16 - 17, рис. 10; с. 54-57, рис.38] описана конструкция модуля нагрузочных резисторов электровозов серии "К", в котором резистивный элемент выполнен в виде ленты из сплава NiСr3020. Лента изогнута зигзагообразно ("гармошкой") и с боков закреплена между керамическими изоляторами, нанизанными на шпильки. Концы шпилек прикреплены к стальным боковинам несущей рамы, причем на одной из боковин они закреплены жестко, а на другой - с некоторой свободой перемещения, чем достигается компенсация линейного удлинения изоляторов, ленты и самих шпилек при нагреве. К ленте крепятся соединительные и выводные шины. Несущая рама оснащается средствами для закрепления на несущей платформе. Недостатками конструкции с ленточными резистивными элементами являются сложность изготовления, а также недостаточная эффективность теплоотдачи при естественном охлаждении, что, в частности, не позволяет использовать такую конструкцию в модулях нагрузочных резисторов, предназначенных для установки на крышах моторных вагонов электропоездов.

Для повышения коэффициента теплоотдачи модуля нагрузочных резисторов с резистивной лентой в виде "гармошки" резистивную ленту оснащают турбулизаторами, например, как в известном решении [10]. Однако, даже при использовании турбулизаторов, эффективность теплоотдачи в таком модуле остается недостаточной, что не позволяет использовать его в конструкциях нагрузочных резисторов, предназначенных для работы в условиях размещения на крышах моторных вагонов электропоездов.

Известны конструкции модулей нагрузочных резисторов, предназначенные для размещения на крышах моторных вагонов электропоездов, в которых используются резистивные элементы с намоткой фехралевой ленты в виде спирали "на ребро". Например, в электропоезде "ЭР" на крыше моторного вагона размещены четырнадцать модулей нагрузочных (пускотормозных) резисторов, каждый из которых включает в себя четыре резистивных элемента типа "КФ" из фехралевой ленты [1, с.35-37; с.46-47, рис.25]. Эти модули устанавливаются на крыше моторного вагона на опорных изоляторах и закрываются сверху откидными крышками, служащими для защиты резистивных элементов от непосредственного попадания на них сверху дождя и снега. Типичные конструкции таких модулей нагрузочных резисторов и составляющих их резистивных элементов типа "КФ" описаны, в частности, в [2, с. 281, рис.185], [1, с.10-21, рис.4, 5; с.36-38, рис.25]. В этих модулях резистивные элементы выполнены в виде цилиндрической спирали из фехралевой ленты, закрепленной на ребристом фарфоровом изоляторе, размещенном на стальном держателе. Наличие ребер на изоляторах обеспечивает равномерное размещение фехралевой ленты вдоль держателя и предотвращает замыкание витков спирали между собой. К концам фехралевой ленты прикрепляются наконечники, используемые в качестве токовыводов при осуществлении электрических соединений. На концах держателя выполнены проушины для закрепления на изолированных шпильках рамы крепежного блока. Рама крепежного блока оснащена средствами для крепежа на несущей платформе.

Аналогичный по конструкции модуль нагрузочных резисторов, описанный в [11] , в полной мере пригодный для использования на транспортных средствах с электротягой, в том числе на электроподвижном составе, например в моторных вагонах электропоездов, принят в качестве прототипа для заявляемых модулей нагрузочных резисторов.

Модуль нагрузочных резисторов, принятый в качестве прототипа, содержит размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, выполненные из ленты высокого удельного сопротивления, например из фехраля, намотанной в виде спирали на "ребро". В рассматриваемом случае применения модуля нагрузочных резисторов для транспортного средства с электротягой эти резистивные элементы служат для включения в силовую цепь тягового электродвигателя при его пуске или электрическом торможении. В каждом из резистивных элементов торцевая часть ленты размещается на ребристых фарфоровых изоляторах, установленных на двух торцевых держателях, которые выполнены с возможностью продольного перемещения друг относительно друга в процессе сборки модуля, что обеспечивает прочную фиксацию ленты на изоляторах. Это повышает надежность работы резистивного элемента в условиях вибрации и ударов и позволяет уменьшить ширину изоляторов. Резистивные элементы в крепежном блоке размещены параллельно друг другу в одной горизонтальной плоскости. Каждый из резистивных элементов снабжен токовыводами для подключения к электрической схеме.

Достоинством модуля нагрузочных резисторов, принятого в качестве прототипа, является прочность конструкции, эффективность теплоотдачи в условиях естественного охлаждения, в том числе при установке на крыше моторного вагона электропоезда. Недостатком является сложность выполнения ленточной цилиндрической спирали и необходимость использования для ее закрепления фарфоровых изоляторов с соответствующей установочной арматурой. Существенным недостатком является также большой вес в расчете на один киловатт рассеиваемой мощности (6-8 кг/кВт) и большая индуктивность (200-500 мкГн).

Задачей, на решение которой направлена заявляемая группа изобретений, является создание новых разновидностей модулей нагрузочных резисторов, обеспечивающих снижение веса в расчете на один киловатт рассеиваемой мощности и уменьшение индуктивности при одновременном упрощении конструкции и сохранении возможности эксплуатации в условиях установки на крышах моторных вагонов электропоездов и иных транспортных средств с электротягой.

Сущность заявляемого изобретения по первому варианту состоит в том, что в модуле нагрузочных резисторов, содержащем размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, служащие для включения в силовую цепь тягового электродвигателя транспортного средства с электротягой при его пуске или электрическом торможении, указанные резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей, крепежный блок выполнен в виде теплоотводящего радиатора из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки трубчатых электронагревателей, трубчатые электронагреватели размещены в соответствующих каналах внутри теплоотводящего радиатора, а выступающие из каналов концы трубчатых электронагревателей, предназначенные для подключения токовыводов, оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для защиты концов трубчатых электронагревателей от воздействия влаги.

Сущность заявляемого изобретения по второму варианту состоит в том, что в модуле нагрузочных резисторов, содержащем размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, служащие для включения в силовую цепь тягового электродвигателя транспортного средства с электротягой при его пуске или электрическом торможении, указанные резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей, крепежный блок выполнен в виде теплоотводящего радиатора, трубчатые электронагреватели размещены в соответствующих каналах внутри теплоотводящего радиатора, при этом внутренние поверхности каналов и внешние поверхности размещенных в них трубчатых электронагревателей электрически изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика, а выступающие из каналов концы трубчатых электронагревателей, предназначенные для подключения токовыводов, оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для защиты концов трубчатых электронагревателей от воздействия влаги.

В частных случаях реализации заявляемых изобретений по первому и второму вариантам теплоотводящий радиатор выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при соединении панелей образуются каналы для размещения в них трубчатых электронагревателей.

В частном случае реализации изобретения по второму варианту внешняя оболочка трубчатых электронагревателей выполнена из нержавеющей стали, а теплоотводящий радиатор выполнен из алюминиевого сплава.

Сущность заявляемых изобретений и возможность их практической реализации поясняются чертежами, представленными на фиг.1-4.

На фиг.1 представлена схема конструкции модуля нагрузочных резисторов по первому варианту (фиг.1 а - вид со стороны торцов трубчатых электронагревателей, фиг. 1б - фрагмент вида со стороны теплорассеивающей поверхности теплоотводящего радиатора);

на фиг.2 представлена схема конструкции модуля нагрузочных резисторов по второму варианту (фиг.2а - вид со стороны торцов трубчатых электронагревателей, фиг. 2б - фрагмент вида со стороны теплорассеивающей поверхности теплоотводящего радиатора);

на фиг.3 представлена схема конструкции трубчатого электронагревателя с торцевой изоляционной муфтой;

на фиг.4 представлена схема размещения модулей нагрузочных резисторов в секции, установленной на крыше моторного вагона электропоезда.

Заявляемые модули нагрузочных резисторов в обоих вариантах выполнения (фиг.1-2) содержат крепежный блок, выполненный в виде теплоотводящего радиатора 1. Внутри теплоотводящего радиатора 1, а именно в каналах 2, размещены резистивные элементы, выполненные в виде трубчатых электронагревателей (ТЭН) 3. Выступающие из каналов 2 концы ТЭН 3, предназначенные для подключения токовыводов, оснащены торцевыми изоляционными муфтами 4, служащими для защиты концов ТЭН 3 от воздействия влаги.

В представленных на фиг. 1 и 2 примерах теплоотводящий радиатор 1 выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей 11 и 12, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при их стыковке образуются каналы 2 для размещения ТЭН 3 (в рассматриваемых примерах - пять параллельных продольных каналов 2 для пяти прямых ТЭН 3, располагающихся вертикально друг над другом). Плоскость стыковки теплорассеивающих панелей 11 и 12 проходит через продольные оси ТЭН 3. Противоположные свободные стороны теплорассеивающих панелей 11 и 12 образуют теплорассеивающие поверхности теплоотводящего радиатора 1.

Теплорассеивающие панели 11 и 12 скреплены между собой, например, с помощью поперечных резьбовых шпилек или болтов (на чертежах не показано).

В первом варианте (фиг.1) теплоотводящий радиатор 1 выполнен из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки ТЭН 3. Например, теплоотводящий радиатор 1 и внешняя оболочка ТЭН 3 выполняются из нержавеющей стали. В этом варианте ТЭН 3 непосредственно взаимодействует с теплоотводящим радиатором 1.

Во втором варианте (фиг.2) теплоотводящий радиатор 1 выполнен, например, из алюминиевого сплава, а внешняя оболочка ТЭН 3 выполнена, например, из нержавеющей стали. В этом варианте внутренние поверхности каналов 2 и внешние поверхности размещенных в них ТЭН 3 изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика 5, например силиконового, предотвращающего образование гальванической связи между взаимодействующими поверхностями ТЭН 3 и теплоотводящего радиатора 1.

Конструктивно ТЭН 3 (фиг.3) содержит трубку 6, выполненную в подавляющем числе практически значимых случаев из нержавеющей стали. Внутри трубки 6 расположена проволочная спираль 7. Параметры спирали 7 (длина, сечение и материал проволоки) выбираются исходя из заданных характеристик ТЭН 3 по току, электрическому сопротивлению и мощности. Трубка 6 со спиралью 7 заполнена наполнителем 8, например кварцевым песком. С обоих концов трубка 6 закрыта керамическими втулками 9, через которые проходят резьбовые стержни 10, соединенные внутри трубки 6 со спиралью 7. Герметизация соединения керамических втулок 9 с трубкой 6 осуществляется с помощью термостойкого герметика, например силиконового. Для дополнительной защиты от воздействия влаги концы ТЭН 3 с керамическими втулками 9 и выступающими наружу резьбовыми стержнями 10 изолируются торцевыми изоляционными муфтами 4. Торцевые изоляционные муфты 4 выполняются, например, из силиконовой резины. Выполнение торцевых изоляционных муфт 4 осуществляется на завершающем этапе изготовления ТЭН 3. При этом концы ТЭН 3 очищаются, обрабатываются адгезивом и помещаются в форму с герметиком - силиконовой резиной. После этого проводится термообработка, в результате которой герметик - силиконовая резина - полимеризуется, образуя несъемную торцевую изоляционную муфту 4. В таком виде ТЭН 3 поступают на сборку модуля нагрузочных резисторов.

Сборка модуля нагрузочных резисторов осуществляется следующим образом. В профильные углубления одной из теплорассеивающих панелей теплоотводящего радиатора 1 (например 11) помещаются соответствующие ТЭН 3 так, что торцевые изоляционные муфты 4 остаются снаружи. К теплорассеивающей панели 11 пристыковывается другая панель 12, образуя теплоотводящий радиатор 1 с каналами 2, в которых размещаются ТЭН 3. По первому варианту (фиг.1) ТЭН 3 размещаются в каналах 2 теплоотводящего радиатора 1 без герметика, по второму варианту (фиг.2) - с герметиком 5, образующим теплопроводящий электроизолирующий слой, разделяющий внутренние поверхности каналов 2 и внешние поверхности ТЭН 3. Состыкованные таким образом теплорассеивающие панели 11 и 12 скрепляются между собой, например стягиваются резьбовыми шпильками или болтами, зажимая в своих каналах 2 ТЭН 3. Свободные концы ТЭН 3, т.е. концы резьбовых стержней 10, выступающие из торцевых изоляционных муфт 4, служат для закрепления токовыводов, например медных шин 11 (фиг.3), посредством которых ТЭН 3 соединяются между собой и с другими элементами схемы управления тяговым электродвигателем. Закрепление шин 11 на резьбовом стержне 10 осуществляется, например как показано на фиг. 3, с помощью гаек 12.

Собранный таким образом модуль нагрузочных резисторов готов к закреплению на раме несущей конструкции. Для обеспечения возможности такого закрепления теплоотводящий радиатор 1 может оснащаться, например, крепежными ушками 13 (фиг.1, 2).

Рассмотренное показывает, что предложенная конструкция заявляемых модулей нагрузочных резисторов, по сравнению с прототипом, характеризуется существенным упрощением. Упрощение достигается за счет применения ТЭН 3, которые изготавливаются по отработанной промышленной технологии, позволяющей получать ТЭН 3 с нужными электрическими и тепловыми характеристиками, при этом реальная номенклатура реализуемых характеристик ТЭН 3 такова, что позволяет осуществить полноценную замену ленточных, например фехралевых, резистивных элементов, применяемых в нагрузочных (пускотормозных) резисторах для электроподвижного состава [1, с.35-37]. Существенно упрощает конструкцию предложенное выполнение крепежного блока в виде теплоотводящего радиатора 1, который в отношении ТЭН 3 выполняет по меньшей мере три функции: функцию несущего элемента, в котором наиболее простым способом решается проблема закрепления ТЭН 3, функцию теплоотвода и функцию защиты от механических воздействий. Теплоотводящий радиатор 1 также прост в изготовлении, может выполняться, например, методами штамповки или гибки по первому варианту или литьем из алюминиевых сплавов по второму варианту.

При практическом использовании заявляемые модули нагрузочных резисторов компонуются в секции 14 (фиг.4). Секция 14 содержит, например, шесть - семь модулей 15 нагрузочных резисторов, размещенных параллельно друг другу с определенным зазором. Модули 15 нагрузочных резисторов в секции 14 соединяются между собой в соответствии с заданной электрической схемой соединения. Секции 14, например восемь - девять секций на один тяговый электродвигатель, устанавливаются на соответствующих изоляторах 16 на крыше моторного вагона 17, электрически соединяются друг с другом и подключаются к соответствующим элементам цепи управления тяговым электродвигателем, образуя в совокупности, например, его пускотормозной резистор. При размещении на крыше моторного вагона секции 14 могут оснащаться навесными козырьками 18 и брызгорассекателями 19, представляющими собой пластины, устанавливаемые перед торцевыми частями ТЭН 3 модулей 15 нагрузочных резисторов. При этом сплошных верхних крышек, аналогичных [1, с.47, рис.25], не требуется.

Как показали испытания, заявляемые модули нагрузочных резисторов, по сравнению с прототипом, обеспечивают существенное (от трех до восьми раз) снижение веса в расчете на один киловатт рассеиваемой мощности (за счет существенно большей поверхности теплорассеивания и возможности применения во втором варианте легких алюминиевых сплавов для теплоотводящего радиатора), а также существенное уменьшение индуктивности (до единиц микрогенри на один модуль). Например, испытания нагрузочного резистора, состоящего из 48 модулей заявляемой конструкции, показали, что при общем весе, не превышающем 480 кг, максимальная рассеиваемая мощность достигала 600 кВт, при этом температура на поверхности теплоотводящего радиатора не превышала 200oС. Для нагрузочного резистора, состоящего из 63 модулей, аналогичные характеристики составили следующие значения: вес не более 630 кг, максимальная рассеиваемая мощность 780 кВт при той же температуре на поверхности теплоотводящего радиатора. Испытания проводились при значениях постоянного напряжения 1750 В и 2000 В, электрическое сопротивление нагрузочного резистора - около 5 Ом.

Из рассмотренного следует, что заявляемая группа изобретений осуществима, промышленно применима и решает поставленную задачу по созданию новых разновидностей модулей нагрузочных резисторов, обеспечивающих снижение веса в расчете на один киловатт рассеиваемой мощности и уменьшение индуктивности при одновременном упрощении конструкции и сохранении возможности эксплуатации в условиях установки на крышах моторных вагонов электропоездов и иных транспортных средств с электротягой. Совокупность указанных положительных качеств заявляемых модулей нагрузочных резисторов обуславливает перспективы по их широкому практическому использованию.

Источники информации

1. Л.Д. Капустин, Л.Г. Залесский, М.Т. Глушков. Электропоезд ЭР с рекуперативно-реостатным торможением. М., Трансжелдориздат, 1960.

2. В.К. Калинин. Электровозы и электропоезда. М., Транспорт, 1991.

3. Авторское свидетельство СССР (SU) 1393672 (А1), кл. В 60 L 7/22, опубл. 07.05.88.

4. Авторское свидетельство СССР (SU) 1395531 (А1), кл. В 60 L 7/22, опубл. 15.05.88.

5. Патент СССР (SU) 1454243 (A3), кл. В 60 L 7/00, опубл. 23.01.89.

6. Патент РФ (RU) 2035322 (С1), кл. В 60 L 7/22, опубл.20.05.95.

7. Патент РФ (RU) 2077145 (С1), кл. В 60 L 7/22 опубл. 10.04.97.

8. Патент РФ (RU) 2148506 (С1), кл. В 60 L 7/04, Н 02 Р 3/12, опубл. 10.05.2000.

9. А. И. Смирнов, А.Н. Стукалкин. Сопротивления в электрических цепях электровозов. М., Транспорт, 1965.

10. Авторское свидетельство СССР (SU) 519770, кл. H 01 C 3/10, Н 01 С 1/08, В 60 L 7/02, опубл. 30.06.76.

11. Авторское свидетельство СССР (SU) 1647665 (А1), кл. H 01 C 3/00, опубл. 07.05.91 (прототип).

Класс H01C3/00 Нерегулируемые металлические резисторы, изготовленные из проволоки или плоской ленты, например намотанные, плетеные или изготовленные в виде сетки

катушка высокодобротного импульсного соленоида -  патент 2508573 (27.02.2014)
воздухоохлаждаемый резистор -  патент 2462778 (27.09.2012)
безиндуктивный шунт -  патент 2394294 (10.07.2010)
мощный воздухоохлаждаемый ленточный резистор -  патент 2380778 (27.01.2010)
силовой нагрузочный резисторный модуль для транспортных средств с электротягой -  патент 2356119 (20.05.2009)
система стабильного датчика высокой температуры/нагревателя с вольфрамом на aln и способ -  патент 2284595 (27.09.2006)
измерительный шунт -  патент 2262761 (20.10.2005)
измерительный шунт -  патент 2208857 (20.07.2003)
измерительный резистор -  патент 2189084 (10.09.2002)
электрический инфракрасный нагреватель -  патент 2128892 (10.04.1999)

Класс B60L7/00 Электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще

система электрического тормоза с магнитными потерями -  патент 2526848 (27.08.2014)
стояночный тормоз локомотива (варианты) -  патент 2523854 (27.07.2014)
установка для бурения по породе и способ для движения вниз по склону -  патент 2522210 (10.07.2014)
устройство для регулирования рекуперативного тормоза электровоза постоянного тока -  патент 2514961 (10.05.2014)
устройство преобразования энергии для силовой установки транспортного средства с электродвигателем -  патент 2509001 (10.03.2014)
шасси электротранспортного средства -  патент 2507086 (20.02.2014)
тормозная система и способ управления тормозной системой -  патент 2505431 (27.01.2014)
способ регулирования электрической передачи тепловоза в режиме торможения -  патент 2501673 (20.12.2013)
устройство аварийного реостатного торможения с двухполюсным резистивным узлом и с приводом на постоянных магнитах -  патент 2501672 (20.12.2013)
дизель-электрическая система привода -  патент 2498492 (10.11.2013)
Наверх