комбинированный привод

Классы МПК:F15B9/07 с электрическими средствами управления 
B64C13/42 с дублирующими или резервными средствами 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Павловский машиностроительный завод "Восход"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-14
публикация патента:

Комбинированный привод может быть использован в системах управления летательных аппаратов. Комбинированный привод содержит основной золотник распределителя, на котором выполнен дополнительный бурт, размещенный внутри расточки дублирующего золотника, имеющей две эксцентричные выточки, расположенные через 180o, и образуемые две замкнутые полости. Одна полость постоянно соединена с линией слива, другая посредством установленного в приводе электрогидравлического клапана при его включении соединяется с линией нагнетания, а при его выключении - с линией слива. Техническим результатом изобретения является возможность обеспечения во время предполетной подготовки проверки работоспособности дублирующего золотника распределителя привода и выдачи пилоту информации о переходе на работу от указанного золотника. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Комбинированный привод, содержащий корпус с каналами, соединенными с гидролиниями нагнетания и слива, гидродвигатель, электрогидравлический усилитель мощности, рулевую машину, датчик обратной связи, подпружиненный стопор, клапан кольцевания, электрогидравлический клапан, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника, связанного кинематически с входной качалкой управления, и соосно расположенный внутри дублирующего золотника, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины, отличающийся тем, что на основном золотнике выполнен дополнительный бурт, размещенный внутри расточки дублирующего золотника, имеющей две эксцентричные выточки, расположенные через 180o, и образующие две замкнутые полости, одна из которых постоянно соединена с линией слива, другая посредством установленного в приводе электрогидравлического клапана при его включении соединяется с линией нагнетания, а при его выключении - с линией слива.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройству, которое может быть использовано в системах управления летательных аппаратов.

Известны привода, содержащие дублированный золотниковый распределитель и гидродвигатель (см. книгу В.И. Гониодский и др. Москва, "Машиностроение", 1974 г., стр.179, рис.4.24).

Наиболее близким по технической сущности является гидроусилитель БУ-45А, содержащий распределитель с основным и дублирующим золотниками, гидродвигатель, качалку управления и др. (см. книгу "Гидроусилители БУ-45А и БУ-51МС" под редакцией Ф.Ф. Куприянова, Оборонгиз, 1963 г., стр.8...30).

Известны достоинства указанного гидроусилителя, основным из которых является сохранение работоспособности при заклинке основного золотника внутри дублирующего, посредством которого и происходит управление.

Недостатком известных приводов является невозможность (во время предполетной подготовки летательного аппарата) проверки работоспособности дублирующего золотника распределителя.

Указанный недостаток существенно снижает надежность в работе приводов и системы управления в целом, т.к. имеется вероятность выполнять полет о неисправным дублирующим золотником.

Причины, способствующие этому, - отсутствие в известных приводах ряда конструктивных устройств и элементов, их исполнения и расположения относительно друг друга, что не позволяет исключить указанные недостатки, значительно снижающие надежностъ в работе системы управления.

Технической задачей изобретения является устранение указанного недостатка.

Поставленная задача решается тем, что в заявляемом комбинированном приводе, содержащем корпус с каналами, соединенными с гидролиниями нагнетания и слива, гидродвигатель, электрогидравлический усилитель мощности, рулевую машину, датчик обратной связи, подпружиненный стопор, клапан кольцевания, электрогидравлический клапан для включения комбинированного режима управления, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника, связанного кинематически с входной качалкой управления и соосно расположенного внутри дублирующего золотника, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины, на основном золотнике выполнен дополнительный бурт, размещенный внутри расточки дублирующего золотника, имеющей две эксцентричные выточки, расположенные через 180o, одна из которых постоянно соединена с линией слива, другая посредством установленного в приводе электрогидравлического клапана при его включении соединена с линией нагнетания, а при его выключении - с линией слива.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлена его общая схема.

Комбинированный привод содержит корпус 1 с гидродвигателем 2 и фильтром 3, электрогидравлический усилитель мощности 4 типа "сопло-заслонка", рулевую машину 5 с датчиком обратной связи 6, подпружиненным стопором, и клапаном кольцевания 8, электрогидравлический клапан 9, дублированный золотниковый цилиндрический распределитель, состоящий из основного золотника 10, связанного кинематически с входной качалкой 11 управления и соосно расположенного внутри дублирующего золотника 12, зафиксированного в нейтральном положении посредством центрирующей пружины 13. На основном золотнике 10 выполнен дополнительный бурт 14, размещенный внутри расточки 15 дублирующего золотника, имеющей две эксцентричные выточки, расположенные через 180o, образующие две замкнутые полости 16 и 17, одна из которых 16 постоянно соединена через канал 18 с линией слива.

В приводе установлены электрогидравлический клапан 19, предназначенный для предполетной проверки работоспособности дублирующего золотника, и сигнализатор 20, имеющий приводной механизм 21, соединенный с дублирующим золотником.

Предполетная проверка работоспособности дублирующего золотника привода производится в следующем порядке.

При наличии в приводе давления нагнетания следует включить электрогидравлический клапан 19, при срабатывании которого оба шарика клапана переместятся вправо (по чертежу), посредством чего канал 22 соединится с линией нагнетания и отсоединится от канала 23, соединенного с линией слива.

Рабочая жидкость под давлением нагнетания по каналам 22 и 24 поступит в полость 17 (при этом полость 16 постоянно соединена со сливом) и с односторонним усилием (величина которого будет зависеть от величины давления нагнетания и площади указанной полости) прижмет основной золотник к поверхности отверстия дублирующего золотника и как бы застопорит их вместе.

Вследствие этого при отклонении качалки 11 основной и дублирующий золотники будут перемещаться как единое целое, а пилот при управлении будет преодолевать усилие пружины 13. Одновременно дублирующий золотник во время перемещения посредством соединенного с ним приводного механизма 21 будет воздействовать на сигнализатор 20, который выдаст сигнал в систему управления о работоспособности указанного золотника. При выключении электрогидравлического клапана 19 полость 17 соединиться со сливом, вследствие чего произойдет расстопаривание основного и дублирующего золотников и последний под действием пружины установится и зафиксируется в нейтральном положении, а сигнализатор снимает сигнал из системы управления. Привод готов для работы от основного золотника, позволяя таким образом пилоту убедиться в работоспособности дублирующего золотника привода.

В случае заклинки основного золотника внутри дублирующего во время полета работа привода будет происходить аналогично процессу, описанному выше.

Полученная информация из системы управления о переходе привода на работу от дублирующего золотника позволит пилоту принять однозначные действия по парированию указанного отказа и продолжать полет с соответствующей коррекцией управления летательным аппаратом. Тем самым повышается надежность в работе приводов.

Работа привода в режимах механогидравлического и комбинированного управления аналогична работе известных комбинированных приводов.

Многочисленные испытания, в том числе и летные, комбинированных приводов, выполненных в соответствии с прилагаемой схемой, полностью подтвердили их преимущество по сравнению с известными приводами в повышении надежности системы управления летательного аппарата.

Класс F15B9/07 с электрическими средствами управления 

электрогидравлический следящий привод с трехкаскадным электрогидроусилителем -  патент 2505715 (27.01.2014)
двухкаскадный электрогидравлический усилитель с электрической обратной связью по расходу -  патент 2489607 (10.08.2013)
трехкаскадный электрогидравлический усилитель с электрической обратной связью по расходу -  патент 2467215 (20.11.2012)
электрогидравлический усилитель мощности с механической обратной связью по положению золотника -  патент 2389911 (20.05.2010)
электрогидравлический преобразователь -  патент 2352827 (20.04.2009)
трехкаскадный электрогидравлический усилитель мощности -  патент 2346187 (10.02.2009)
рулевой агрегат -  патент 2313699 (27.12.2007)
электрогидравлический агрегат -  патент 2298698 (10.05.2007)
двухкаскадный электрогидравлический усилитель -  патент 2178841 (27.01.2002)
насосный гидропривод -  патент 2142077 (27.11.1999)

Класс B64C13/42 с дублирующими или резервными средствами 

подшипниковый узел -  патент 2520706 (27.06.2014)
электромеханический привод закрылка самолета -  патент 2515014 (10.05.2014)
гидравлический агрегат управления -  патент 2493442 (20.09.2013)
устройство электромеханического привода аэродинамической поверхности самолета -  патент 2442721 (20.02.2012)

рулевой привод -  патент 2424156 (20.07.2011)
система привода механизма триммирования для гидравлического привода управляемого горизонтального стабилизатора -  патент 2417923 (10.05.2011)
четырехлинейный трехпозиционный гидрораспределитель с резервированным электроуправлением привода поворота колес передней опоры шасси транспортного средства с гидродемпфером -  патент 2342283 (27.12.2008)
гидравлическая система управления потоком для использования со сдвоенным гидроприводом, сервоприводная система управления и способ обеспечения резервированного управления потоком для гидропривода -  патент 2330997 (10.08.2008)
рулевой агрегат -  патент 2313699 (27.12.2007)
многоканальный резервированный электрогидравлический привод -  патент 2305800 (10.09.2007)
Наверх