устройство для спасения летательного аппарата

Классы МПК:B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Сухолитко Валентин Афанасьевич
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-29
публикация патента:

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Устройство содержит парашют для стабилизации положения летательного аппарата, парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата. Предусмотрено устройство выборки троса, установленное внутри корпуса. Второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения летательного аппарата. Введены также два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения летательного аппарата, и с корпусом в местах соединения с консолями крыльев. Изобретение направлено на повышение надежности при аварийных ситуациях. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Устройство для спасения летательного аппарата, содержащее парашют для стабилизации положения летательного аппарата и парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата и устройством выборки троса, установленным внутри корпуса летательного аппарата, второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения летательного аппарата, отличающееся тем, что в нем введены два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения летательного аппарата, и на корпусе летательного аппарата в местах соединения с ним крыльев; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для стабилизации положения летательного аппарата, должна быть большей или равной периметру поперечного сечения корпуса летательного аппарата в месте крепления двух дополнительных тросов, при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата должна быть большей суммы длин одного дополнительного троса, троса, к которому крепятся стропы парашюта для стабилизации положения летательного аппарата, строп парашюта для стабилизации положения летательного аппарата и парашюта для стабилизации положения летательного аппарата в раскрытом положении.

2. Устройство для спасения летательного аппарата по п.1, отличающееся тем, что в нем введены не менее трех парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения летательного аппарата.

Описание изобретения к патенту

Предложенное изобретение относится к средствам спасения летательного аппарата при возникновении на нем аварийной ситуации.

Известно выбранное в качестве ближайшего аналога устройство для спасения летательного аппарата (ЛА) при аварии вблизи посадочной поверхности, содержащее два парашюта и ракеты, закрепленные за куполами парашютов и выводящие их из ЛА, тросы, осуществляющие взаимодействие парашютов с ЛА, и устройства выборки тросов (пат. РФ, 2130875, кл. МПК B 64 D 45/04, опубл. 27.05.99, бюл. 15).

Недостатком данного устройства является то, что при хаотическом движении ЛА (например, падении, вращении вдоль продольной оси), особенно когда ЛА развернут относительно продольной оси на 180o, может произойти смятие парашюта, выведенного в вертикальном направлении, что может привести к неудачной посадке и даже гибели ЛА.

Технической задачей предложенного устройства является повышение надежности работы устройства для спасения ЛА при аварийных ситуациях.

Поставленная задача достигается тем, что в устройство для спасения ЛА, содержащее парашют для стабилизации положения и парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА и устройством выборки троса, установленным внутри корпуса ЛА, второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения ЛА, введены два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения ЛА, и на корпусе ЛА в местах соединения с ним крыльев; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для стабилизации положения ЛА, должна быть большей или равной периметру поперечного сечения корпуса ЛА в месте крепления двух дополнительных тросов; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, должна быть больше суммы длин одного дополнительного троса, к которому крепятся стропы парашюта для стабилизации положения ЛА, строп парашюта для стабилизации положения ЛА и парашюта для стабилизации положения ЛА в раскрытом положении; при этом для снижения вертикальной составляющей скорости используются не менее трех парашютов.

Предложенное изобретение поясняется при помощи чертежей, приведенных на фиг.1-6.

На фиг.1 показан ЛА при возникновении аварийной ситуации, при начальном этапе действия устройства для спасения ЛА; на фиг.2 показан разрез А-А до начала действия устройства; на фиг.3 показан разрез А-А во время действия устройства; на фиг.4 показан этап стабилизации положения ЛА; на фиг.5 показан заключительный этап действия устройства для спасения ЛА; на фиг.6 показан вариант, когда используется несколько парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения ЛА.

На фиг.1 показан ЛА 1, попавший в аварийную ситуацию. В начальный момент времени открывается предохранительная крышка 2, из-под которой набегающим потоком воздуха выводится парашют 3 для стабилизации положения ЛА 1, стропами 4 соединенный с тросом 5. Трос 5 соединен с двумя дополнительными тросами 6, прикрепленными к корпусу ЛА 1 (фюзеляж, агрегатный отсек и т.д.). Тросы 6 снижают возможность наматывания троса 5 на корпус ЛА 1, а для устранения смятия парашюта 3 трос 5 имеет длину, равную или превышающую периметр сечения А-А. Если при выведении парашюта 3 трос 5 начнет наматываться на корпус ЛА 1, то за счет быстрого раскрытия парашюта 3 начнется стабилизация положения ЛА 1 и трос 5 примет прямолинейное положение. Парашют 3 за счет двух точек крепления к корпусу ЛА 1 при помощи тросов 6 придаст ЛА 1 стабильное прямолинейное положение и устранит возможность крена.

На фиг. 2 показан разрез А-А до начала действия устройства для спасения ЛА. Тросы 6 расположены на корпусе ЛА 1 в натянутом состоянии и уходят под крышку 2. Под крышкой 2 находятся в свернутом виде трос 5 и парашют 3.

На фиг.3 показан разрез А-А во время работы устройства для спасения ЛА. Тросы 6, натягиваясь, предают ЛА 1 стабильное положение и устраняют возможность крена.

На фиг. 4 показан ЛА 1, принявший стабильное положение. Парашют 3 стабилизировал положение ЛА и значительно снизил горизонтальную составляющую скорости движения ЛА 1.

На фиг. 5 из корпуса ЛА 1, после открытия предохранительной крышки 7, выводится парашют 8 при помощи ракеты (на чертежах не показана), закрепленной за его куполом. Парашют 8 стропами 9 соединен с тросом 10, который взаимодействует с устройством выборки троса (на чертежах не показано). Длина троса 10 во избежание его наматывания на корпус ЛА 1 должна быть больше суммы одного троса 6, троса 5, строп 4 и купола парашюта 3 в раскрытом виде. Ось троса 10 проходит через центр тяжести ЛА 1. С помощью устройства выборки троса парашют 8 приближается к ЛА 1, одновременно понижая горизонтальную и вертикальную составляющие скорости движения ЛА 1.

На фиг. 6 из корпуса ЛА 1, после открытия предохранительных крышек 7, выводятся три парашюта 8. Подобный вариант устройства используется при длинномерном корпусе ЛА, когда использование одного парашюта 8 может привести к неустойчивому положению и даже повреждению корпуса ЛА 1 во время опускания. Количество парашютов 8 может быть увеличено в зависимости от максимальной массы, длины и прочности несущей конструкции ЛА 1.

Таким образом, за счет введения в устройство для спасения ЛА двух дополнительных тросов улучшается процесс стабилизации положения ЛА, а за счет введения троса, соединенного с парашютом для стабилизации положения и снижения горизонтальной составляющей скорости движения ЛА, с длиной, равной или большей периметру поперечного сечения корпуса ЛА в месте крепления двух дополнительных тросов, снижается возможность смятия парашюта. За счет введения в устройство для спасения ЛА не менее трех парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения ЛА увеличиваются устойчивость и безопасность ЛА при спуске.

Класс B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 

устройство асланбекова для спасения самолета -  патент 2466065 (10.11.2012)
беспилотный летательный аппарат с парашютной системой посадки -  патент 2456211 (20.07.2012)
самолет -  патент 2336198 (20.10.2008)
система вывода самолета из штопора -  патент 2327608 (27.06.2008)
барражирование летательных аппаратов -  патент 2301763 (27.06.2007)
система спасения винтокрылых летательных аппаратов -  патент 2297367 (20.04.2007)
способ спасения пассажиров самолета, предложенного л.н. бурковым -  патент 2281886 (20.08.2006)
самолет -  патент 2277060 (27.05.2006)
система управляемого спуска и планирования летательного аппарата -  патент 2263050 (27.10.2005)
самолет -  патент 2249544 (10.04.2005)
Наверх