обойма статорной части цилиндра паровой турбины

Классы МПК:F01D9/00 Статоры (корпуса без направляющих устройств, а также регулирующие, управляющие и предохранительные устройства см в соответствующих группах)
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "КОМТЕК- Энергосервис"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-07-10
публикация патента:

Обойма предназначена для статорной части цилиндра паровой турбины. Обойма или диафрагма состоит из двух половин, из которых нижняя снабжена лапками для подвески, соответственно, в корпусе цилиндра или (диафрагма) в обойме. Половины соединены с помощью центрирующих их относительно друг друга и скрепляющих элементов. При этом центрирующие элементы выполнены в виде цилиндрических шпонок, которые установлены с двух диаметрально противоположных сторон, располагаясь своими осями в плоскости разъема половин под сходящимся к оси обоймы углом друг к другу. Такое выполнение центрирующих элементов, обеспечивая предотвращение относительного смещения половин в плоскости разъема, позволяет вместе с тем значительно упростить технологию изготовления обойм по сравнению с известными. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Обойма статорной части цилиндра паровой турбины, состоящая из двух половин, соединенных с помощью центрирующих их относительно друг друга и скрепляющих элементов, и снабженная лапками для подвески, отличающаяся тем, что центрирующие элементы выполнены в виде цилиндрических шпонок, которые установлены с двух диаметрально противоположных сторон от оси обоймы, располагаясь своими осями в плоскости разъема половин под сходящимся к оси обоймы углом друг к другу.

2. Обойма по п. 1, отличающаяся тем, что цилиндрические шпонки расположены своими осями под углом 90o.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции паровых турбин и может быть использовано в обойме статорной части цилиндра турбины, а также в диафрагме статорной части, являющейся в отношении изобретения аналогом обоймы.

Обоймы статорной части цилиндра паровой турбины состоят из двух половин, скрепляемых болтами или шпильками и центрируемых относительно друг друга с помощью чистых болтов или двух пар шпонок, устанавливаемых во взаимно перпендикулярных направлениях. Для подвески в корпусе цилиндра обойма оснащена лапками. Любая такая обойма, составленная из двух половин, соединенных с помощью центрирующих элементов, фиксирующих взаимное расположение половин обоймы, и скрепляющих элементов, снабженная лапками, является прототипом настоящего изобретения (1).

Центрирующие элементы в виде чистых болтов усложняют технологию подготовительных операций для сборки половин обоймы, требуя пригоночных работ и использования сверлильного станка со специальным удлиненным шпинделем для выполнения отверстий под болты. Если, по условиям компоновки и геометрии обоймы, применение чистых болтов невозможно и в качестве центрирующих элементов используют две взаимно перпендикулярные пары шпонок, технология изготовления обоймы еще более усложняется.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания такой обоймы, центрирование половин которой обеспечивалось бы такими соединительными элементами, расположение которых позволяло бы использовать простую технологию для их установки и обычное технологическое оборудование.

Эта задача решается в обойме статорной части цилиндра паровой турбины, которая снабжена лапками и составлена из двух половин, соединенных с помощью центрирующих и скрепляющих элементов, и в которой, в соответствии с сущностью настоящего изобретения, центрирующие элементы выполнены в виде цилиндрических шпонок и установлены симметрично с двух диаметрально противоположных сторон от оси обоймы, располагаясь своими осями в плоскости разъема половин обоймы под сходящимся к оси обоймы углом друг к другу.

Использование двух цилиндрических шпонок при указанном расположении их относительно друг друга надежно фиксирует требуемое взаиморасположение половин обойм и при этом не создает технологических трудностей при любых условиях, связанных с геометрией и компоновкой обоймы.

Для обеспечения равных сопротивлений взаимному смещению половин обоймы в любом направлении предпочтительно, чтобы угол между осями цилиндрических шпонок составлял 90o, а каждой шпонки к оси обоймы - 45o.

Сущность настоящего изобретения поясняется в следующем далее примере его осуществления, иллюстрируемом на прилагаемых чертежах, на которых фиг. 1 изображает общий вид обоймы при виде в направлении оси; фиг. 2 - вид на нижнюю половину обоймы в плоскости разъема - по А на фиг. 1.

Изображенная на чертежах обойма относится к обойме концевого уплотнения цилиндра паровой турбины и предназначена для установки и удержания в Т-образных пазах 1 секций кольцевых уплотнений.

Обойма составлена из двух половин - верхней 2 и нижней 3 - и выполнена с кольцевым гребнем 4 и лапками 5 на нижней половине 3 для установки во внешней коробке уплотнения.

Половины 2 и 3 обоймы скреплены болтами 6, а для их точного совмещения и центрирования относительно друг друга использованы две цилиндрические шпонки 7, расположенные с диаметрально противоположных сторон и симметрично относительно оси обоймы. Эти шпонки 7 расположены своими осями в плоскости разъема и, как видно на фиг. 2, со сходящимся углом к оси обоймы по отношению друг к другу. Этот угол составляет 90o, а угол оси каждой шпонки 7 к оси обоймы - 45o.

При изготовлении обоймы в ее половинах 2 и 3 обрабатывают плоскости разъема и отверстия под болты 6. Затем осуществляют сборку половин 2 и 3, произведя затяжку болтов 6. После этого выполняют сверление отверстий с допуском по плотной посадке под цилиндрические шпонки 7. При установке обоймы вначале в корпус цилиндра помещают нижнюю половину 3 и выверяют ее положение, затем устанавливают центрирующие цилиндрические шпонки 7, а после этого на нижнюю половину 3 помещают верхнюю 2, фиксируя их положение относительно друг друга. В заключение осуществляют скрепление этих половин с помощью болтов 6. При этом взаимное расположение шпонок 7 исключает возможность смещения половин 2 и 3 обоймы относительно друг друга.

Порядок сборки обоймы и ее механическая обработка могут быть иными. Однако во всех случаях монтажа обоймы по месту в процессах механического обслуживания и ремонта шпонки 7 обеспечивают однозначное взаимное расположение половин 2 и 3 обойм относительно друг друга.

Источники информации

1. А.Д. Трухний, С.М. Лосев. Стационарные паровые турбины. М., 1981 г., с. 99, рис. 4.41.

Класс F01D9/00 Статоры (корпуса без направляющих устройств, а также регулирующие, управляющие и предохранительные устройства см в соответствующих группах)

турбинный двигатель летательного аппарата, его модуль, часть статора для такого модуля, а также кольцо для такого статора -  патент 2527809 (10.09.2014)
выходное устройство турбины -  патент 2525375 (10.08.2014)
турбина высокого давления газотурбинного двигателя, кольцеобразный фланец, сектор направляющих лопаток и авиационный двигатель, содержащий турбину высокого давления -  патент 2523938 (27.07.2014)
газотурбинный двигатель -  патент 2521528 (27.06.2014)
устройство для ремонта фланца картера авиационного двигателя, модуль авиационного двигателя, авиационный двигатель и способ ремонта фланца картера авиационного двигателя -  патент 2520807 (27.06.2014)
турбомашина (варианты) -  патент 2516992 (27.05.2014)
узел неподвижных лопаток для облегченного газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель, содержащий, по меньшей мере, один такой узел неподвижных лопаток -  патент 2515694 (20.05.2014)
турбонасосный агрегат и способ перекачивания холодной, горячей и промышленной воды -  патент 2511983 (10.04.2014)
турбинный узел турбонасосного агрегата -  патент 2511964 (10.04.2014)
турбонасосный агрегат и способ перекачивания холодной, горячей и промышленной воды -  патент 2511963 (10.04.2014)
Наверх