способ контроля точности юстировки прицела летательного аппарата в вертикальной плоскости

Классы МПК:F41G3/32 устройства для испытания и проверки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Тамбовский военный авиационный инженерный институт
Приоритеты:
подача заявки:
2000-01-31
публикация патента:

Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА). Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки. Сущность изобретения заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на Земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Определение погрешности юстировки способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 производят по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 = способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776фв-способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в

как разность между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776фв - и расчетным углом прицеливания способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, заключающийся в привязке во время полета связанной системы координат летательного аппарата (ЛА) к мишени, находящейся на Земле, осуществлении слежения за мишенью маневром летательного аппарата с фиксированным углом прицеливания и определении погрешности юстировки как разности между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси - и расчетным углом прицеливания, определяемым на Земле по данным средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

где способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 - текущий угол тангажа ЛА;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 21877760 - угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в - расчетный угол прицеливания;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776аm - угол атаки ЛА;

D -текущая дальность до мишени;

D0 - начальная дальность до мишени,

отличающийся тем, что значение угла атаки способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776аm определяется по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

где G - вес ЛА;

S- площадь поверхности крыла;

Cспособ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776у - производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат;

q - скоростной напор воздушного потока;

ny - значение вертикальной перегрузки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области испытаний и проверки средств прицеливания и наводки, в частности к оперативной юстировке прицельных систем летательного аппарата (ЛА).

Известен способ юстировки прицельных систем, основанный на анализе результатов боевого применения авиационных средств поражения (АСП) (Анализ результатов боевых применений ВВС. Выпуск 4738-Б. -М.: 1982). Сущность способа состоит в следующем. По результатам боевого применения вычисляют характеристики промахов АСП от цели (математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение) и на основании этих характеристик судят о точности юстировки.

К недостаткам способа можно отнести большую трудоемкость и неоперативность, а также возникновение неопределенностей в принятии решения о точности юстировки прицельной системы вследствие того, что характеристики промахов обусловлены не только точностью весовых, баллистических и других свойств АСП, определяющих их техническое рассеивание, а также точностью пристрелки агрегатов подвески авиационного вооружения.

Известен способ юстировки прицельных систем при помощи специальной мишени (Технология проверки наводки агрегатов вооружения и юстировки прицельного комплекса без предварительной выставки самолета 32-36 в плоскость горизонта. ВВС. Выпуск 5349. -1985).

Сущность данного способа состоит в привязке связанной системы координат ЛА к мишени, установленной впереди ЛА, определении визуально по отчетному визиру (ОВ) рассогласования между перекрестием на мишени, индицирующим требуемое положение "нуля" неподвижной оси прицела.

К недостаткам способа можно отнести большое количество применяемых средств, а также высокие трудозатраты при проведении юстировки.

В качестве прототипа выбран способ контроля точности неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости, изложенный в (Описание изобретения к патенту Российской Федерации RU 2102685 C1).

Сущность данного способа заключается в привязке во время полета связанной системы координат ЛА к мишени, находящейся на земле, и выполнении маневром ЛА слежения за ней с фиксированным углом прицеливания. Погрешность юстировки способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 определяют по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 = способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776фв-способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в, (1)

как разность между фиксированным углом прицеливания - нулем неподвижной оси способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776фв и расчетным углом прицеливания способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в, определяемым на Земле по материалам средств объективного контроля с использованием аналитической зависимости

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

где способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 21877760 - угол тангажа ЛА в момент привязки к мишени;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 - текущий угол тангажа ЛА;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776ат - угол атаки ЛА;

D0 - начальная дальность до мишени,

D - текущая дальность до мишени;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в - расчетный угол прицеливания.

Недостатком данного способа является невысокая точность контроля юстировки вследствие использования в (2) значения угла атаки способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776ат, определяемого по данным бортовых регистраторов. Известно, что порядок случайных ошибок измерения угла атаки бортовыми датчиками типа ДУА соизмерим с порядком систематических погрешностей юстировки прицела. (См. Математическое моделирование авиационных комплексов. Сборник статей/Под ред. М.И. Ништа. 1989 г.)

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности контроля юстировки.

Сущность предлагаемого способа контроля точности юстировки неподвижной оси прицела в вертикальной плоскости заключается в том, что привязку связанной системы координат летательного аппарата ЛА к установленной впереди него мишени производят во время полета, после чего осуществляют слежение за мишенью маневров ЛА с фиксированным углом прицеливания. Рассогласование способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 между перекрестием, индицирующим требуемое положение нуля неподвижной оси прицела на мишени и истинным положением нуля неподвижной оси прицела (погрешность юстировки) определяют как разность (1) между фиксированным углом прицеливания способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776фв - нулем неподвижной оси и расчетным углом прицеливания способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776*в, определяемым на земле по материалам средств объективного контроля с использованием зависимости (2), а значение угла атаки определяют по аналитической зависимости

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

где G -вес ЛА;

S - площадь крыла ЛА;

Cспособ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776у - производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат;

q - скоростной напор воздушного потока;

ny - значение вертикальной перегрузки.

Сущность способа поясняется следующими рассуждениями. Для определения угла атаки способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776ат по выражению (3) достаточно данных, фиксируемых средствами объективного контроля, а также приводимых в техническом описании ЛА. В частности, вес ЛА определяют как сумму

G=G0+Gm+Gn, (4)

где G0 - вес ЛА без топлива и подвесок, указанный в его техническом описании (ТО);

Gn - вес подвесок, определяют в соответствии с полетным заданием;

Gm=G-Gmp - текущий вес топлива;

Gmo - вес заправленного топлива, определяют в соответствии с полетным заданием,

G - вес топлива, израсходованного за время полета, определяют по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

как сумму N расходов топлива на различных режимах работы двигателя ЛА в течение полета до момента привязки к мишени;

Gmnpi=Gmnpi (nnp) - приведенный расход топлива, определяют в зависимости от величины nnp по графику в ТО ЛА,

n - приведенная частота вращения ротора двигателя ЛА, определяют по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

n - частота вращения ротора двигателя, регистрируется СОК;

T0= 288K - абсолютная температура воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;

T*1= TН(1+0.2М2) - температура заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;

TH= 288.9-0.006328Hист - температура окружающего воздуха на данной высоте;

P*1=PНспособ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776вх(Mист) (1+0.2Мист 2)3.5 - давление заторможенного потока воздуха на входе в двигатель;

РН= Р0(1Нист/44308)5.2553 - давление окружающего воздуха на данной высоте;

Р0= 760 мм рт.ст - давление воздуха на уровне моря в стандартных атмосферных условиях;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776вх(Mист) - стандартный коэффициент восстановления полного давления, график зависимости которого от числа Маха приводится в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5567. -1987);

Мист=М+способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Ma - истинное значение числа Маха;

М - значение числа Маха, регистрируемое СОК;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Ma(MI,II,III) - аэродинамическая поправка показаний датчика приемника воздушного давления (ПВД) для ПВД с одной, двумя или тремя камерами статического давления, номограммы определения которого приводятся в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987);

Hист = H+способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Hзап+способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Ha - барометрическая высота;

Н - высота полета, регистрируется СОК,

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Hзап - поправка на запаздывание, определяют по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

где способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Pзап(H, Vy) - поправка на запаздывание давления, определяют по номограмме в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987),

Vy - вертикальная составляющая скорости ЛА, регистрируется СОК,

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Ha(способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776Ma, M, H) - аэродинамическая поправка, определяют по номограмме в литературе (Применение информации бортовых регистраторов для анализа режимов и динамики полета самолетов при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним. Методическое пособие. Выпуск 5667. -1987).

Площадь крыла ЛАS приводится в ТО ЛА.

Производная коэффициента подъемной силы по углу атаки в связанной системе координат Cспособ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776y(Mист) - приводится в ТО ЛА.

Скоростной напор воздушного потока q определяют по формуле

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776

где способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776H = 1.225(0.9985 - 0.092Hг + 0.00278 Hг 2 - 0.00002 Hг 3 - 0.0000002Hг 4) - плотность воздуха на данной высоте;

Нг=1-0,0001Нист - геопотециальная высота;

способ контроля точности юстировки прицела летательного   аппарата в вертикальной плоскости, патент № 2187776 истинное значение скорости полета ЛА.

Значение вертикальной перегрузки ny регистрируется СОК.

С учетом приведенных выше формул выражение для определения угла атаки примет вид, представленный в конце описания.

Класс F41G3/32 устройства для испытания и проверки 

стенд для отработки точных контуров наведения оптических осей квантово-оптических систем -  патент 2464541 (20.10.2012)
устройство для измерения изгиба артиллерийского ствола -  патент 2461797 (20.09.2012)
устройство контроля выверки нулевой линии прицеливания боевой машины реактивной системы залпового огня -  патент 2455611 (10.07.2012)
устройство контроля направления оси канала ствола орудия -  патент 2397428 (20.08.2010)
комплект для выверки нулевой линии прицеливания с осью канала ствола пушки танка по контрольно-выверочной мишени -  патент 2360203 (27.06.2009)
устройство для контроля параметров лазерного канала управления -  патент 2350891 (27.03.2009)
радиоимитатор целей и способ его использования -  патент 2349862 (20.03.2009)
способ проверки самолетного прицела -  патент 2341756 (20.12.2008)
стенд для полунатурного моделирования системы самонаведения летательного аппарата -  патент 2338992 (20.11.2008)
устройство контроля направления оси канала ствола орудия (варианты) -  патент 2327945 (27.06.2008)
Наверх