мотопомпа

Классы МПК:F04D9/04 применение заливочных насосов; применение бустерных насосов для предотвращения кавитации 
A62C25/00 Переносные огнетушители с насосами, снабженными механическим приводом
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной охраны лесов и механизации сельского хозяйства
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-06
публикация патента:

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано при разработке устройств подачи воды при тушении лесных пожаров и поливке лесопитомников. Мотопомпа содержит двигатель, основной насос и водозаборный рукав с фильтром. Внутри рукава размещен дополнительный насос в виде закрепленной на гибком приводном валу крыльчатки. В стенке рукава в зоне крыльчатки со стороны двигателя выполнено сквозное отверстие. Над отверстием установлен впускной клапан. Сквозное отверстие и впускной клапан расположены в полости фильтра. При заполнении основного насоса крыльчатка останавливается, и насос начинает всасывать воду как между лопастями крыльчатки, так и через открытый клапан и отверстие в рукаве. Изобретение направлено на снижение сопротивления во всасывающем тракте мотопомпы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Мотопомпа, содержащая двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, отличающаяся тем, что в стенке водозаборного рукава в зоне крыльчатки со стороны двигателя выполнено сквозное отверстие, над которым установлен впускной клапан, при этом сквозное отверстие и впускной клапан расположены в полости фильтра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано при разработке устройств для подачи воды при тушении лесных пожаров и поливке лесопитомников.

Известна мотопомпа, содержащая двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, при этом конец водозаборного рукава имеет участок с увеличенным проходным сечением, а крыльчатка установлена на гибком валу с возможностью свободного перемещения вдоль него в зону указанного участка после отключения дополнительного насоса [1].

Недостатком известной мотопомпы является быстрый износ трущихся поверхностей крыльчатки и гибкого вала, усугубляемый тем, что в условиях борьбы с лесными пожарами воду забирают из любых ближайших источников, в которых нередко находятся во взвешенном состоянии мелкие абразивные частицы, не задерживаемые фильтром. Ослабление соединения крыльчатка - гибкий вал ведет к радиальному смещению крыльчатки и задеванию ее лопастей о стенку водозаборного рукава, поскольку зазор между ними минимален. Последнее обстоятельство может вывести мотопомпу из строя.

Кроме того, следует отметить нетехнологичность конструкции из-за сложности изготовления участка водозаборного рукава с увеличенным проходным сечением и повышенную трудоемкость изготовления соединения крыльчатки с гибким валом.

Известна также мотопомпа, содержащая двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, при этом крыльчатка жестко соединена с гибким валом [2].

В данной мотопомпе соединение крыльчатки с гибким валом не подвержено повышенному износу, однако крыльчатка в отключенном состоянии создает сопротивление водному потоку.

Задачей изобретения является снижение сопротивления во всасывающем тракте мотопомпы.

Этот технический результат в мотопомпе, содержащей двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, достигается тем, что в стенке водозаборного рукава в зоне крыльчатки со стороны двигателя выполнено сквозное отверстие, над которым установлен впускной клапан, при этом сквозное отверстие и впускной клапан расположены в полости фильтра.

На фиг.1 изображена мотопомпа, общий вид; на фиг.2 - дополнительный насос мотопомпы в разрезе.

Мотопомпа содержит двигатель 1 основной центробежный, насос 2 и водозаборный рукав 3, на конце которого закреплен фильтр 4. Внутри рукава 3 размещен дополнительный насос, выполненный в виде жестко закрепленной на гибком приводном валу 5 крыльчатки 6. В стенке рукава 3 в зоне крыльчатки 6 со стороны двигателя 1 имеется сквозное отверстие 7, над которым установлен корпус 8 впускного клапана. Корпус 8 выполнен в виде стакана с отверстием 9 в его днище, перекрываемым с внутренней стороны корпуса лепестковым впускным клапаном 10. Клапан 10 поджат с небольшим усилием к днищу пластинчатой пружиной 11. Отверстие 7 и впускной клапан расположены в полости фильтра 4.

Мотопомпа работает следующим образом.

При работающем двигателе 1 и включенном гибком вале 5 крыльчатка 6 подает воду в основной насос 2. Клапан 10 при этом под действием пружины 11 перекрывает отверстие 9. После заполнения насоса 2 дополнительный насос отключается, крыльчатка 6 останавливается. Насос 2 начинает всасывать воду между лопостями крыльчатки 6. Одновременно в рукаве 3 возникает разрежение из-за сопротивления, создаваемого крыльчаткой 6, клапан 10 открывается, и вода поступает в полость рукава 3 также и через отверстие 7. Крыльчатка 6 не оказывает сопротивления этому потоку, так как находится от него в стороне. Из рукава 3 вода подается насосом 2 по нагнетательной линии к месту назначения.

Площадь отверстия 7 компенсирует уменьшение проходного сечения рукава 3, создающееся вследствие размещения в нем крыльчатки 6, в результате чего снижается гидравлическое сопротивление во всасывающем тракте мотопомпы.

Источники информации

1. А.с. СССР 1233876, кл. А 62 С 25/00, F 04 D 9/02, 1984.

2. А.с. СССР 719638, кл. А 62 С 25/00, F 04 D 9/02, 1978 (прототип).

Класс F04D9/04 применение заливочных насосов; применение бустерных насосов для предотвращения кавитации 

устройство для откачки нефти из трубопроводов -  патент 2516070 (20.05.2014)
агрегат конденсатных насосов питательных систем энергоблоков -  патент 2488717 (27.07.2013)
комплексный гидравлический канал вертикального нефтяного электронасосного агрегата -  патент 2472044 (10.01.2013)
конструктивный ряд вертикальных нефтяных электронасосных агрегатов -  патент 2472039 (10.01.2013)
бустер вертикального нефтяного электронасосного агрегата -  патент 2470188 (20.12.2012)
универсальная транспортная система вертикального нефтяного электронасосного агрегата -  патент 2468256 (27.11.2012)
вертикальный нефтяной электронасосный агрегат (варианты) и валопровод вертикального электронасосного агрегата (варианты) -  патент 2468255 (27.11.2012)
шнекоцентробежный насос -  патент 2466299 (10.11.2012)
шнекоцентробежный насос -  патент 2445515 (20.03.2012)
шнекоцентробежный насос -  патент 2445514 (20.03.2012)

Класс A62C25/00 Переносные огнетушители с насосами, снабженными механическим приводом

Наверх