система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем
Классы МПК: | B63J2/12 обогрев; охлаждение B63H11/02 жидкостные |
Автор(ы): | Тарасенко В.П., Малков П.В., Башарин А.Ф., Папков Л.С., Логинов В.Н. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Костромской судомеханический завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-26 публикация патента:
27.07.2002 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например катеров с водометным движителем. Система содержит трубопроводы, теплообменник и термостат. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с внутренними и наружными обечайками, имеющими перегородку, установленную между впускным и выпускным патрубками. Патрубки закреплены на наружной обечайке. Теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах. Внутренняя обечайка теплообменника устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала. Достигается эффективность системы охлаждения, поддержание стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации и сокращение затрат на оборудование. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде цилиндра с внутренними и наружными обечайками, имеющими перегородку, установленную между впускным и выпускным патрубками, которые закреплены на наружной обечайке и служат для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя, теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах, причем внутренняя обечайка теплообменника устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например, катеров с водометным движителем. Известна система охлаждения оборудования плавсредства, содержащая насос, теплообменники и емкости охлаждающей воды, которые совмещены с наружной обшивкой днища и бортов плавсредства, гидравлически сообщенные между собой приемными и отливными трубами [1]. Недостаток состоит в сложности системы. Известна силовая установка насосной станции, содержащая двигатель, связанный с ним насос подачи заборной воды в расходную магистраль, включающий холодильник типа жидкость, трубопроводы с термостатическим клапаном и циркуляционный насос [2]. Недостаток данного устройства состоит в сложности изготовления жидкостного холодильника за счет выполнения двухзаходных спиральных каналов, образованных ребрами, размещением его снаружи расходной магистрали. Наиболее близким техническим решением к заявляемому является система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая радиатор с вентилятором, прокачивающий насос, трубопроводы, дополнительный теплообменник в виде змеевиковой камеры, примыкающий к поверхности водопроточного канала водометного движителя, термостат, двигатель [3]. Недостатком является то, что в данном конструктивном решении используются две системы охлаждения, что приводит к дополнительным затратам на оборудование, а также что теплообменник примыкает к поверхности водопроточного канала водометного движителя. Предложена система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, двигатель, водопроточный канал водометного движителя, в котором согласно изобретению теплообменник представляет собой холодильник типа жидкость-жидкость, предназначенный для снижения температуры охлаждающей жидкости двигателя. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с двумя обечайками, причем внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена, а наружная обечайка изготовлена из стали и имеет два патрубка для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя. Между обечайками имеется продольная перегородка. Технический результат достигается также тем, что теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах корпуса водометного движителя перед винтом, так что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала и является составной частью туннеля водометного движителя. Установка теплообменника в проточную часть водометного движителя позволяет значительно уменьшить площадь теплообменника за счет увеличения расхода охлаждающей воды проточной части движителя и исключить из системы насос, трубопроводы заборной воды, фильтры. Изобретение усовершенствует известные системы жидкостного охлаждения, направленные на создание эффективной системы охлаждения двигателя в зависимости от нагрузки и поддержания стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации, а также сократить затраты на оборудование. На фиг. 1 показан теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость в разрезе с сечением по А-А. На фиг.2 схематично показана основная рабочая часть системы жидкостного охлаждения двигателя с водометным движителем. Примером конкретного выполнения заявляемого изобретения является теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость (фиг.1), который состоит из внутренней обечайки 1, наружной обечайки 2, двух патрубков 3, продольной перегородки 4 и крепится к корпусу водометного движителя так, что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала 5. Теплообменник является основной рабочей частью системы жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем и работает следующим образом. Охлаждающая жидкость заливается в горловину, расположенную на коллекторе, закрепленном в кожухе перед двигателем. Коллектор соединен шлангом с расширительным бачком, закрепленным на стенке капа МО. Подвод охлаждающей жидкости к теплообменнику и отвод ее к двигателю осуществляется по трубам 3. Далее охлаждающая жидкость двигателя (фиг.2) поступает в полость 2 между обечайками и циркулирует при открытом частично или полностью термостате, при этом совершая оборот вокруг внутренней обечайки 1, через которую тепло отводится в воду проточной части и внутренним стенкам водопроточного канала 4 водометного движителя. Источники информации1. А.с. 1527093, B 63 J 2/12. 2. А.с. 922300, F 01 P 3/20. 3. А.с. 369285, F 01 P 3/18. .
Класс B63J2/12 обогрев; охлаждение
способ движения судна - патент 2525496 (20.08.2014) | |
движитель водометный - патент 2436706 (20.12.2011) | |
устройство для реализации рабочего процесса двигателя внешнего сгорания с жидкостным поршнем - патент 2422324 (27.06.2011) | |
роторный гидрореактивный двигатель - патент 2405714 (10.12.2010) | |
водомет для подвесного лодочного мотора - патент 2401218 (10.10.2010) | |
гидрореактивный двигатель stm - патент 2397917 (27.08.2010) | |
движитель - патент 2391249 (10.06.2010) | |
рабочая камера двигателя внутреннего сгорания с жидкостным поршнем - патент 2390465 (27.05.2010) | |
двухроторный гидрореактивный двигатель - патент 2379213 (20.01.2010) | |
транспорт - патент 2378152 (10.01.2010) |