система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем

Классы МПК:B63J2/12 обогрев; охлаждение 
B63H11/02 жидкостные 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Костромской судомеханический завод"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-02-26
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например катеров с водометным движителем. Система содержит трубопроводы, теплообменник и термостат. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с внутренними и наружными обечайками, имеющими перегородку, установленную между впускным и выпускным патрубками. Патрубки закреплены на наружной обечайке. Теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах. Внутренняя обечайка теплообменника устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала. Достигается эффективность системы охлаждения, поддержание стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации и сокращение затрат на оборудование. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен в виде цилиндра с внутренними и наружными обечайками, имеющими перегородку, установленную между впускным и выпускным патрубками, которые закреплены на наружной обечайке и служат для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя, теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах, причем внутренняя обечайка теплообменника устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например, катеров с водометным движителем.

Известна система охлаждения оборудования плавсредства, содержащая насос, теплообменники и емкости охлаждающей воды, которые совмещены с наружной обшивкой днища и бортов плавсредства, гидравлически сообщенные между собой приемными и отливными трубами [1].

Недостаток состоит в сложности системы.

Известна силовая установка насосной станции, содержащая двигатель, связанный с ним насос подачи заборной воды в расходную магистраль, включающий холодильник типа жидкость, трубопроводы с термостатическим клапаном и циркуляционный насос [2].

Недостаток данного устройства состоит в сложности изготовления жидкостного холодильника за счет выполнения двухзаходных спиральных каналов, образованных ребрами, размещением его снаружи расходной магистрали.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая радиатор с вентилятором, прокачивающий насос, трубопроводы, дополнительный теплообменник в виде змеевиковой камеры, примыкающий к поверхности водопроточного канала водометного движителя, термостат, двигатель [3].

Недостатком является то, что в данном конструктивном решении используются две системы охлаждения, что приводит к дополнительным затратам на оборудование, а также что теплообменник примыкает к поверхности водопроточного канала водометного движителя.

Предложена система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, двигатель, водопроточный канал водометного движителя, в котором согласно изобретению теплообменник представляет собой холодильник типа жидкость-жидкость, предназначенный для снижения температуры охлаждающей жидкости двигателя. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с двумя обечайками, причем внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена, а наружная обечайка изготовлена из стали и имеет два патрубка для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя. Между обечайками имеется продольная перегородка.

Технический результат достигается также тем, что теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах корпуса водометного движителя перед винтом, так что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала и является составной частью туннеля водометного движителя.

Установка теплообменника в проточную часть водометного движителя позволяет значительно уменьшить площадь теплообменника за счет увеличения расхода охлаждающей воды проточной части движителя и исключить из системы насос, трубопроводы заборной воды, фильтры.

Изобретение усовершенствует известные системы жидкостного охлаждения, направленные на создание эффективной системы охлаждения двигателя в зависимости от нагрузки и поддержания стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации, а также сократить затраты на оборудование.

На фиг. 1 показан теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость в разрезе с сечением по А-А.

На фиг.2 схематично показана основная рабочая часть системы жидкостного охлаждения двигателя с водометным движителем.

Примером конкретного выполнения заявляемого изобретения является теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость (фиг.1), который состоит из внутренней обечайки 1, наружной обечайки 2, двух патрубков 3, продольной перегородки 4 и крепится к корпусу водометного движителя так, что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала 5. Теплообменник является основной рабочей частью системы жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем и работает следующим образом.

Охлаждающая жидкость заливается в горловину, расположенную на коллекторе, закрепленном в кожухе перед двигателем. Коллектор соединен шлангом с расширительным бачком, закрепленным на стенке капа МО. Подвод охлаждающей жидкости к теплообменнику и отвод ее к двигателю осуществляется по трубам 3. Далее охлаждающая жидкость двигателя (фиг.2) поступает в полость 2 между обечайками и циркулирует при открытом частично или полностью термостате, при этом совершая оборот вокруг внутренней обечайки 1, через которую тепло отводится в воду проточной части и внутренним стенкам водопроточного канала 4 водометного движителя.

Источники информации

1. А.с. 1527093, B 63 J 2/12.

2. А.с. 922300, F 01 P 3/20.

3. А.с. 369285, F 01 P 3/18. .

Класс B63J2/12 обогрев; охлаждение 

система водяного охлаждения энергетической установки морского судна -  патент 2396181 (10.08.2010)
рефрижератор для водного транспорта -  патент 2168444 (10.06.2001)
судовой рекуператор -  патент 2125000 (20.01.1999)
способ искусственного охлаждения на морском судне с применением морской воды из глубинных ее слоев -  патент 2071211 (27.12.1996)

Класс B63H11/02 жидкостные 

Наверх