способ сборки ракетного двигателя твердого топлива

Классы МПК:F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт полимерных материалов",
Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им.С.М.Кирова"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-02-05
публикация патента:

Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива основан на снаряжении корпуса двигателя вкладным зарядом. Снаряжение корпуса зарядом осуществляют в тонкостенном гладком стакане, извлекаемом после снаряжения, при этом заряд выполнен небронированным по боковой поверхности. Изобретение позволяет повысить безопасность и качество сборки ракетных двигателей твeрдого топлива. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ сборки ракетного двигателя твердого топлива, основанный на снаряжении корпуса двигателя вкладным зарядом, отличающийся тем, что снаряжение корпуса зарядом осуществляют в тонкостенном гладком стакане, извлекаемом после снаряжения, при этом заряд выполнен небронированным по боковой поверхности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к способам сборки ракетных двигателей твердого топлива.

Одной из актуальных проблем при проведении сборки ракетного двигателя является повышение безопасности работ. В связи с появлением теплозащитных покрытий корпусов двигателей с высокой шероховатостью (силицированная теплозащита) снаряжение небронированных зарядов большого удлинения представляет повышенную опасность (из-за возможности повышения трения топлива о шероховатую поверхность). С этой же точки зрения желательно предохранить заряд от касания о резьбы, исключить попадание смазки на небронированную поверхность заряда.

Наибольшую опасность при сборке представляет процесс снаряжения в камеру сгорания двигателя небронированных твердотопливных зарядов большого удлинения (1000 мм и более длиной). Прохождение зарядом большого пути по шероховатой поверхности камеры сгорания чрезвычайно опасно с точки зрения возможного воспламенения заряда в результате трения. Данный момент еще более усугубляется при механизированной сборке ракет на автоматических линиях сборочных заводов.

Описанные в технической литературе способы снаряжения вкладных зарядов твердого ракетного топлива в камеры двигателей содержат, как правило, только общие указания по безопасности работ (не допускаются удары, падения, наличие статического электричества и т.п.).

В способе сборки по патенту США 3238717, принятому автором за прототип, частично предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности и качества снаряжения вкладного заряда в двигатель. Но при этом речь идет о снаряжении бронированного заряда, конструкция которого (наличие бронировки) заведомо предохраняет топливную шашку от прямого контакта с поверхностью камеры сгорания двигателя. Таким образом, по способу - прототипу не предусматривается технологических приемов, обеспечивающих безопасность сборки вкладных небронированных по боковой поверхности зарядов.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение безопасности и повышение качества сборки ракетного двигателя твердого топлива.

Указанная техническая задача решается путем исключения контакта внутренней поверхности камеры сгорания двигателя с зарядом (топливом) в процессе установки его в двигатель.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в предварительной установке заряда в тонкостенный гладкий стакан, в составе которого и производится установка вкладного небронированного по боковой поверхности заряда в корпус двигателя. После снаряжения стакан извлекают и используют для снаряжения следующего двигателя. Стакан выполняется из цветного металла, например латуни, и имеет гладкие стенки. Для удобства использования при сборке и извлечении из двигателя он может быть снабжен фланцем.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является использование при снаряжении тонкостенного гладкого стакана для исключения контакта внутренней поверхности камеры сгорания двигателя с зарядом в процессе установки его в двигатель.

Технический результат, достигаемый при проведении сборки по предложенному способу, заключается в повышении безопасности работ (исключение трения шашки твердого ракетного топлива о шероховатые поверхности корпуса двигателя, исключение касания о резьбы) и повышении качества сборки (исключение царапин, сколов, вмятин на поверхности заряда, исключение попадания смазки с резьб на поверхность заряда), а также в удобстве проведения сборки.

Перечень фигур и принятые обозначения.

Фиг.1. Предложенный способ сборки двигателя.

Фиг.2. Последовательность операций при снаряжении зарядом двигателя.

Обозначения на фиг. 1 и 2:

1 - корпус двигателя;

2 - заряд твердого топлива;

3 - стакан;

а) установка заряда в стакан;

б) установка стакана на фланец;

в), г) осаживание ("одевание") корпуса двигателя на стакан с зарядом;

д) переворот корпуса на 180oС;

е), ж) извлечение стакана.

При сборке двигателя, как показано на фиг.1 и 2, на вертикально установленный на фланец стакан (3) с небронированным зарядом (2) сверху осаживают ("надевают") корпус двигателя (1), затем переворачивают весь узел на 180o (придерживая фланец) и извлекают стакан (3). При этом достигается не только предохранение заряда (2) от контакта с корпусом двигателя (1), но и исключается случайный удар заряда (2) об опору установки (при выполнении высоты стакана, равной длине посадочного места под заряд).

Класс F02K9/24 заряжание ракетных двигателей твердым топливом; методы и устройства, специально предназначенные для работы с твердотопливными зарядами

способ изготовления зарядов стт и формообразующая оснастка для его осуществления -  патент 2508464 (27.02.2014)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления заряда смесевого твердого ракетного топлива -  патент 2451817 (27.05.2012)
способ бронирования заряда баллиститного твердого ракетного топлива торцевыми бронировками -  патент 2447309 (10.04.2012)
способ дожигания продуктов неполного сгорания при утилизации ракетных двигателей твердого топлива -  патент 2428578 (10.09.2011)
устройство для формования канального заряда из смесевого ракетного твердого топлива -  патент 2426000 (10.08.2011)
устройство для защиты секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания от прожига при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397353 (20.08.2010)
устройство подачи воды в секции камеры локализации и охлаждения продуктов сгорания при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе -  патент 2397352 (20.08.2010)
способ снижения воздействия параметров ударной волны и смешанного парогазового потока в камере локализации, охлаждения и нейтрализации и газоприемнике, включающем газоход, при ликвидации заряда ракетного двигателя на твердом топливе и устройство для его осуществления -  патент 2383765 (10.03.2010)
способ изготовления сферической накладки резинотканевого чехла -  патент 2365778 (27.08.2009)
Наверх