бесшатунный двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B75/24 с оппозитным расположением цилиндров; плоские двигатели 
F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Казанский производственно- технический комбинат по обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-05-06
публикация патента:

Двигатель предназначен для использования в качестве ДВС с принудительным зажиганием и самовоспламенением. Двигатель содержит цилиндры, расположенные в ряд, размещенные в них поршни, штоки, соединенные с поршнями и ползунами, установленными с возможностью возвратно-поступательного перемещения совместно со штоками вдоль направляющих параллельно стенкам цилиндров, и коленчатый вал с эксцентриками, расположенными в отверстиях ползунов; дополнительные направляющие расположены перпендикулярно осям цилиндров, а дополнительный ползун - между последними с возможностью перемещения вдоль дополнительных направляющих. Изобретение позволяет увеличить мощность, снизить металлоемкость. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндры, расположенные горизонтально в ряд, размещенные в них поршни, штоки, жестко соединенные с поршнями и связанные с ползунами, установленными с возможностью возвратно-поступательного перемещения совместно со штоками вдоль направляющих параллельно стенкам цилиндров, и коленчатый вал, снабженный эксцентриками, расположенными в отверстиях ползунов с возможностью вращения, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными направляющими, расположенными перпендикулярно осям цилиндров, и дополнительным ползуном, размещенным между цилиндрами с возможностью перемещения вдоль дополнительных направляющих.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к двигателям внутреннего сгорания с принудительным зажиганием и самовоспламенением, и может быть использовано в автомобильных двигателях.

Характеристика аналогов и прототипов

Аналогом и прототипом могут служить бесшатунные двигатели внутреннего сгорания, которые хорошо описаны в отечественной и иностранной литературе и патентной документации России, США, Японии и других.

Рассмотрен аналог изобретения - патент США 5503038, кл. F 02 В 75/22, опубл. 02.04.1996. При рассмотрении данного аналога пришли к выводу, что многоэксцентриковое устройство со свободным перемещением разработан для преобразования вращательного движения эксцентрикового механизма в прямолинейное перемещение в цилиндре поршня со штоками, который может служить компрессором с использованием независимого источника энергии (эл. двигатель и др.). А также аналоговое устройство может служить бесшатунным двигателем для преобразования прямолинейного движения поршня и штока во вращательное движение эксцентрикового механизма.

Так как в аналоговом устройстве цилиндры расположены крестообразно, то есть каждый ряд расположен между собой перпендикулярно (под 90o). Поршни в каждом ряду совместно со штоками перемещаются в цилиндре в одном направлении. Следовательно, силы инерции поршня и штока, возникшие в конце хода (в верхней или нижней мертвых точках), будут действовать в одном направлении, с удвоенной силой, так как поршни и штоки имеют одинаковую массу. Возникновение сил инерции аналогового устройства ничем не уравновешиваются.

Аналогичная компоновочная схема (крестообразная и Х-образная) бесшатунного двигателя одностороннего действия с различным расположением цилиндров была разработана и хорошо описана в литературе С.С.Баландиным "Бесшатунные поршневые двигатели внутреннего сгорания". М.: Машиностроение, 1968, 151 с. ). У данного аналога цилиндры устанавливают по окружности картера двигателя под углом 60, 90, 180o. Рассматриваемый многоцилиндровый двигатель не может быть рядным, так как шток один на две противоположные стороны картера, то есть цилиндры обязательно должны располагаться относительно друг к другу на 180o. Данные двигатели могут быть использованы в авиации и других подобных силовых установках, но не могут быть использованы на автомобилях из-за ограничения габаритов двигательного отсека.

Данный аналоговый двигатель имеет те же недостатки, что и у выше описанного аналога (патент США), то есть не имеет механизма для уравновешивания сил инерции первого и второго порядка, возникающие во время перемещения поршней со штоками.

Сущность изобретения

Разработанный бесшатунный двигатель имеет цилиндры, которые расположены горизонтально. Дополнительно установлены цилиндры относительно имеющихся под углом 180o. Это позволяет увеличить в два раза мощность двигателя, снизить металлоемкость на единицу мощности, не меняя конструкцию коленчатого вала. В бесшатунном механизме установлен на 4 цилиндра (то есть на две пары цилиндров) один уравновешивающий механизм, состоящий из эксцентрика 7 с ползуном 8, который уравновешивает силы инерции. Если 6-цилиндровый двигатель, устанавливаются два уравновешивающих механизма: первый между первом и второй парой цилиндров; второй между второй парой и третьей парой. С увеличением числа цилиндров увеличивается число уравновешивающих механизмов.

Использование на автомобилях разработанного бесшатунного двигателя позволяет повысить технико-эксплуатационные характеристики автомобиля.

На фиг.1-3 показан 4-цилиндровый двигатель с горизонтальным расположением (может быть 6-и, 8-и и более). Данный двигатель может быть использован в бензиновом и дизельном вариантах.

Бесшатунный двигатель, в котором реализуется предлагаемое устройство, состоит из поршней 2 и 21 без юбок и бобышек, расположенных в цилиндрах 1 и 11 горизонтально на одной оси, которые соединены между собой через штоки 3 и 31 и общий эксцентрик 4, свободно вращающийся в корпусе 11, к которому прикреплены штоки 3 и 31, эксцентрикового вала 5 (прототип колен вала) и эксцентриковой опоры 7, встроенной в корпус опоры 8, направляющих 6 поршневого штока и направляющих 9 в опорном корпусе 8.

Работа бесшатунного двигателя с горизонтально расположенными цилиндрами осуществляется следующим образом: поршень 2 перемещается от верхней мертвой точки к нижней мертвой точки и передает движение поршневому штоку 3, который вместе с корпусом 11 движется по направляющим 6 параллельно стенки цилиндра 1, от корпуса 11 движение передается на шток 31 и поршень 21, который перемещается от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки, в этом случае поршни 2 и 21 не испытывают боковых нагрузок; далее движение вначале от штока 3, а затем от штока 31 передается эксцентрикам 4, которые свободно вращаются в корпусе 11. В свою очередь эксцентрики установлены на валу 5 двигателя (эксцентриситет коленчатого вала и эксцентриков 4 равны между собой). Таким образом, поступательное движение поршней преобразуется во вращательное движение коленчатого вала 5, далее на маховик 10 и коробку передач (движитель).

Для обеспечения равномерной работы двигателя осуществляется уравновешивание сил инерции путем установки уравновешивающего механизма между цилиндрами, который находится между эксцентриками 4, где эксцентрик 7 и ползун 8 скользят по направляющим 9, расположенным перпендикулярно осям цилиндров.

Класс F02B75/24 с оппозитным расположением цилиндров; плоские двигатели 

двигатель внутреннего сгорания -  патент 2516040 (20.05.2014)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2494269 (27.09.2013)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2494268 (27.09.2013)
бесшатунный оппозитный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2482301 (20.05.2013)
оппозитный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2466284 (10.11.2012)
бесшатунный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2441997 (10.02.2012)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2441996 (10.02.2012)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2441994 (10.02.2012)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2425235 (27.07.2011)
механизм передачи движения от поршней на выходной вал оппозитного двигателя -  патент 2391524 (10.06.2010)

Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам 

Наверх