надпалубная судовая конструкция

Классы МПК:B63B17/04 леерные ограждения 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Дальневосточный государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-20
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования фальшборта судна в районе установки переходной кницы надстройки корпуса судна. Надпалубная судовая конструкция имеет переходные кницы надстройки, ширстрек и фальшборт. Фальшборт содержит лист, планширь и контрфорсы, скрепленные с палубным стрингером. Присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек. На участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя. Стяжки предпочтительно выполнены в виде металлических пластин. Пластины размещены вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом и жестко скреплены своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта. Технический результат реализации изобретения заключается в исключении появления трещин по концам фальшборта и в упрощении технологии изготовления и сборки конструкции фальшборта. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Надпалубная судовая конструкция, включающая переходные кницы надстроек, ширстрек и фальшборт, содержащий лист, планширь и контрфорсы, скрепленные с палубным стрингером, отличающаяся тем, что присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек, при этом на участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя, предпочтительно выполненными в виде металлических пластин, размещенных вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом, и жестко скрепленными своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкции корпуса судна, и может найти себе применение на судах неограниченного и ограниченного района плавания с широким раскрытием палубы в надпалубной судовой конструкции.

Известна надпалубная судовая конструкция, включающая переходную кницу надстройки, палубный настил, фальшборт, содержащий планширь, лист фальшборта, контрофорс (стойку), подвижное соединение в стойках фальшборта, предназначенное для соединения с переходной кницей надстройки (см. Н.В.Барабанов. Конструкция корпуса морских судов. - Л.: Судостроение, 1993, рис. 156, стр. 195).

К недостаткам такой конструкции следует отнести сложность и трудоемкость изготовления большого количества подвижных соединений.

Известна также надпалубная судовая конструкция, включающая переходные кницы надстроек, ширстрек и фальшборт, содержащий лист, планширь и контрофорсы, скрепленные с палубным стрингером (см. Н.Л.Сиверс. Расчет и конструирование судовых надстроек. - Л.: Судостроение, 1966, рис. 144, стр. 255).

Недостаток этой конструкции в том, что появляются трещины в крайних элементах конструкции фальшборта в связи с недостаточной прочностью конструкции.

Задача, на выполнение которой направлено заявляемое решение, выражается в повышении общей и местной прочности за счет включения фальшборта в общий продольный изгиб судна наряду с продольными комингсами и предупреждении образования точек с максимальной концентрацией напряженности за счет перенесения их на более низкий уровень напряженности.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, выражается в исключении появления трещин по концам фальшборта и упрощении технологии изготовления и сборки конструкции фальшборта.

Поставленная задача решается тем, что надпалубная судовая конструкция, включающая переходные кницы надстроек, ширстрек и фальшборт, содержащий лист, планширь и контрофорсы, скрепленные с палубным стрингером, отличается тем, что присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек, при этом на участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя, предпочтительно выполненными в виде металлических пластин, размещенных вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом, и жестко скрепленными своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта.

Сравнение существенных признаков отличительной части формулы изобретения заявленного решения с существенными признаками прототипа свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак ". ..присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна. .." позволяет в составе корпуса наряду с непрерывными комингсами играть роль надежной продольной связи в обеспечении общей прочности корпуса судна и одновременно выполнять свое функциональное назначение; также сдвиг фальшборта от борта дает возможность создать барьер для беспрепятственного распространения трещин, возникающих в верхних кромках фальшборта.

Признак "...с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек. .." позволяет увеличить площадь расчетного сечения эквивалентного бруса в районах соединения конструкции фальшборта с надстройками, баком и ютом, и избежать трещин в концевых участках фальшборта.

Признак ". . .на участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя, предпочтительно выполненными в виде металлических пластин, размещенных вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом, и жестко скрепленными своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта" позволяет образовывать объемную конструкцию из участка фальшборта, выходящего за район перехлеста с переходной кницей надстройки с целью лучшего вовлечения фальшборта в общий продольный изгиб, а также для обеспечения стока воды. Стяжки будут более устойчивыми в виде толстых и маленьких пластин: на сжатии при действии нагрузок со стороны моря и груза и при участии конструкции фальшборта в общем продольном изгибе они дадут возможность конструкции свободно смещаться в продольном направлении. Стяжки будут более податливыми на действия сдвигающих усилий от общего продольного изгиба при их вертикальном расположении.

На фиг.1 показана заявляемая надпалубная судовая конструкция.

На фиг.2 показано сечение по стяжке (вид сверху).

Надпалубная судовая конструкция состоит из листов (фальшборта) 1, контрофорсов 2, планширей 3, ширстрека 4, палубного стрингера 5, стяжек 6, переходной кницы надстройки 7. На фиг.2 показан односторонний тавровый шов Т1.

Конструкцию собирают целиком в виде отдельной секции или нескольких, концевых и средних, если судно имеет большую длину. Для этого изготавливают узлы и детали: сваренные листы 1, контрофорсы 2, планширь 3. Затем закрепляют сваренные листы (фальшборта) 1 на сборочном стенде, размечают сдвинутые от ширстрека 4 к продольной оси судна места установки контрофорсов 2, планширя 3, устанавливают по разметке и закрепляют контрофорсы 2 и планширь 3 на прихватках, проверяют и сдают ОТК под сварку, после чего сваривают всю конструкцию в виде секции. Во время стапельной сборки производят установку секций на палубном стрингере 5, раскрепление и подготовку кромок сваренных листов (фальшборта) 1 и контрофорсов 2 под сварку. Приваривают готовую конструкцию (фальшборт), состоящую из сваренных листов (фальшборта) 1, контрофорсов 2, планширей 3, к палубному стрингеру 5 с проведением мероприятий по предупреждению сварочных деформаций. Работы по приварке конструкции фальшборта производят при растянутой палубе, т. е. корпус должен быть в состоянии перегиба. Устанавливают стяжки 6 по концевым сечениям конструкции фальшборта. Сварку производят односторонним тавровым швом (см. фиг.2) с переходной кницей надстройки 7 и концевым участком конструкции фальшборта.

Класс B63B17/04 леерные ограждения 

леер-трап для маломерного судна -  патент 2373102 (20.11.2009)
леерное ограждение палубы гидросамолета -  патент 2284943 (10.10.2006)
леерное ограждение -  патент 2280583 (27.07.2006)
фальшборт судна -  патент 2078710 (10.05.1997)
Наверх