устройство подвагонного тушения пожаров и способ его задействования

Классы МПК:A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Голендер Владимир Артемович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1999-09-22
публикация патента:

Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного тушения пожаров и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (OВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности в подвагонном пространстве ПС метрополитена. Устройство подвагонного тушения пожаров содержит огнетушители с запорными устройствами и устройствами подачи 0В в очаг пожара, закрепленные на раме одной тележки или рамах нескольких тележек (двухосных и более -осных, одиночных или сцепленных в поезд сцепками), находящихся на узкоколеечной дороге, узкая колея которой расположена внутри основной колеи движения вагонов метрополитена и объединена с основной колеей шпалами, а первая и/или последняя колесные пары тележки (первая и/или последняя тележки поезда) узкой колеи соединены с соответствующими им тяговыми устройствами типа "тяни-толкай". Причем система управления движением тележки узкой колеи объединена с системой управления движением вагонов метрополитена (например, с системой автоматической регулировки скорости) и снабжена датчиками температур и датчиками-тахометрами, которые задают режимы движения на узкой колее в зависимости от факта приближения тележек с огнетушителями к очагу пожара в подвагонном пространстве прибывающих на станцию вагонов метрополитена, а также задают режимы отпирания (запирания) запорных устройств огнетушителей. Способ задействования устройства следующий. Во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона метрополитена обслуживающий персонал станции еще при движении вагонов метрополитена включает в работу систему управления движением тележек узкой колеи, не отключая напряжения контактной сети; в результате чего по узкой колее тележки движутся так, что огнетушители приближаются к очагу пожара в подвагонном пространстве горящего вагона с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами. При достижении тележки с огнетушителями очага пожара в подвагонном пространстве объединенная система управления выравнивает скорости движения горящего вагона метрополитена и тележки, отпирает запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи OВ непосредственно подается в очаг пожара в подвагонном пространстве. После полного расходования OВ задействованным огнетушителем (или при прекращении горения) объединенная система управления с помощью тяговых устройств подает другие тележки с огнетушителями, имеющими запас OВ (или удаляет тележки узкой колеи на исходную позицию). 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Устройство тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, содержащее размещенные на подвижной тяге огнетушители, отличающееся тем, что огнетушители баллонного типа закреплены хомутами и замками на раме, имеющей две или более осей одной установленной на узкой колее тележки, первая и/или последняя колесные пары которой соединены с соответствующими тяговыми устройствами, или на рамах, имеющих две или более осей и размещенных поодиночке или сцепленных в поезд нескольких тележек, соединенных с соответствующими тяговыми устройствами посредством первой или последней тележек и установленных на упомянутой узкой колее, расположенной внутри основной колеи вагонов метрополитена и объединенной с основной колеей шпалами, при этом огнетушители имеют устройства подачи огнетушащего вещества в очаг пожара и запорные устройства, связанные с системой управления движением указанных тележек узкой колеи, объединенной с системой управления движением вагонов метрополитена и снабженной датчиками температур и датчиками-тахометрами, размещенными на упомянутых тележках.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены ручными.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены в виде индивидуальных тяговых приводов.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что система управления движением тележек связана с системой автоматической регулировки скорости вагонов метрополитена.

5. Способ использования устройства тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена по п. 1, заключающийся в том, что систему управления движением тележек узкой колеи включают во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона без отключения напряжения в контактной сети с обеспечением приближения этих тележек с огнетушителями к очагу пожара с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами, после достижения одной из упомянутых тележек с огнетушителями очага пожара с помощью объединенной системы управления выравнивают скорости движения горящего вагона и тележки, отпирают запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи огнетушащее вещество непосредственно подают в очаг пожара в подвагонном пространстве, а после полного расходования огнетушащего вещества задействованным огнетушителем или при прекращении горения подают другие упомянутые тележки с огнетушителями, имеющими запас огнетушащего вещества, или удаляют тележки узкой колеи на исходную позицию.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного (подкузовного) тушения пожаров мобильной пожаротушащей техникой и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (ОВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности на очаг пожара в подвагонном пространстве ПС метрополитена.

Среди известной мобильной пожаротушащей техники колесного, гусеничного, рельсового базирования, а также передвижных огнетушителей (в дальнейшем - устройства) наиболее мощным и соответственно эффективным для тушения пожаров, возникающих на рельсовых магистралях, являются пожарный поезд (см. Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте. М. - Транспорт, 1988). Он состоит из локомотива, развивающего тягу, к которому прицеплены цистерны с запасом ОВ (вода, пенообразователь) и специальные вагоны, укомплектованные мощными насосами, мотопомпами, пожарными рукавами, пожарными стволами, огнетушителями и другим пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и оборудованием, вплоть до пожарного автомобиля, располагаемого в прицепном, последнем вагоне-гараже.

Способ задействования пожарного поезда следующий.

После получения сообщения о пожаре пожарный поезд прибывает к объекту пожаротушения по железнодорожной колее и останавливается; специальная бригада электриков обесточивает контактную сеть и выдает письменное разрешение на тушение; личный состав пожарных, используя имеющееся ПТВ и оборудование, приступает к тушению, подавая ОВ на очаг пожара в доступные для этого места.

Известны передвижные огнетушители, используемые как устройство первичного пожаротушения на станциях метрополитена, которое содержит одно- двухосную тележку ручной тяги, на раме которой хомутами и замками закреплен огнетушитель порошковый баллонного типа, например ОП-50, снабженный запорным устройством и устройством подачи ОВ в очаг пожара (см. Проспект на продукцию з-да "Пожтехника", РФ, г. Торжок, Ленинградское шоссе, 84).

Способ задействования такого устройства следующий.

После прибытия и остановки на станции загоревшегося вагона метрополитена обслуживающий персонал станции обесточивает контактную сеть и затем после получения разрешения на тушение ручной тягой доставляет передвижной огнетушитель к объекту пожаротушения, а оператор открывает запорное устройство и устройством подачи направляет ОВ на очаг пожара в доступное для этого место.

Однако ни то, ни другое пожаротушащие устройства не позволяют в принципе осуществить подачу огнетушащего вещества (ОВ) в подвагонном пространстве непосредственно на очаг пожара, а способы их задействования требуют сначала остановки вагонов метрополитена и затем снятия напряжения контактной сети, на что уходит время, за которое пожар продолжает развиваться. В связи с этим, несмотря на большой расход ОВ, пожар в подвагонном пространстве практически не контролируется, распространяется по вагону и всему электропоезду, и за сравнительно малый промежуток времени (10-20 мин) единицы подвижного состава (ПС) полностью сгорают.

Устройство для тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, известное из заявки Германии 3730062, кл. В 60 F 1/00, опубл. 30.03.1989 г., содержащее размещенные на подвижной тяге огнетушители, принято в качестве наиболее близкого аналога заявленной группе изобретений. Однако данное известное устройство также не раскрывает эффективного устройства и способа подвагонного тушения пожаров, позволяющих осуществить подачу ОВ в подвагонном пространстве непосредственно на очаг пожара.

Рассматриваемая группа изобретений решает задачу разработки устройства и способа его задействования для достижения возможности тушения пожаров в подвагонном пространстве с обеспечением повышения эффективности тушения пожаров на станциях метрополитена.

Поставленная задача решается за счет того, что устройство тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена содержит размещенные на подвижной тяге огнетушители и отличается тем, что огнетушители баллонного типа закреплены хомутами и замками на раме, имеющей две или более осей одной установленной на узкой колее тележки, первая и/или последняя колесные пары которой соединены с соответствующими тяговыми устройствами, или на рамах, имеющих две или более осей и размещенных поодиночке или сцепленных в поезд нескольких тележек, соединенных с соответствующими тяговыми устройствами посредством первой или последней тележек и установленных на упомянутой узкой колее, расположенной внутри основной колеи вагонов метрополитена и объединенной с основной колеей шпалами, при этом огнетушители имеют устройства подачи огнетушащего вещества в очаг пожара и запорные устройства, связанные с системой управления движением указанных тележек узкой колеи, объединенной с системой управления движением вагонов метрополитена и снабженной датчиками температур и датчиками-тахометрами, размещенными на упомянутых тележках.

Кроме того, тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены ручными или в виде индивидуальных тяговых приводов, а система управления движением тележек связана с системой автоматической регулировки скорости вагонов метрополитена.

Поставленная задача решается также с помощью способа использования обладающего перечисленными признаками устройства тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, который заключается в том, что систему управления движением тележек узкой колеи включают во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона без отключения напряжения в контактной сети с обеспечением приближения этих тележек с огнетушителями к очагу пожара с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами, после достижения одной из упомянутых тележек с огнетушителями очага пожара с помощью объединенной системы управления выравнивают скорости движения горящего вагона и тележки, отпирают запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи огнетушащее вещество непосредственно подают в очаг пожара в подвагонном пространстве, а после полного расходования огнетушащего вещества задействованным огнетушителем или при прекращении горения подают другие упомянутые тележки с огнетушителями, имеющими запас огнетушащего вещества, или удаляют тележки узкой колеи на исходную позицию.

На фиг. 1 и 2 изображено предлагаемое устройство, к которому далее приводится описание способа его задействования.

Устройство содержит огнетушители 1 с запорными устройствами 1.1 и устройствами 1.2 подачи ОВ в очаг пожара, закрепленные хомутами 2 и замками 3 на раме одной или рамах нескольких тележек 4 (двухосных и более -осных, одиночных или сцепленных в поезд сцепками 5) и находящихся на узкоколеечной дороге 6, узкая колея которой расположена внутри основной колеи 7 движения вагонов метрополитена 8 и объединена с основной колеей шпалами 9 (или расположена внутри углубления лотка водосборника), а первая 4.1 и/или последняя 4.2 колесные пары (первая и/или последняя тележки поезда) узкой колеи соединены с соответствующими им тяговыми устройствами 10.1 и/или 10.2 типа "тяни-толкай" или имеют индивидуальные тяговые приводы (не показано); причем система управления 11 движением тележки 4 узкой колеи объединена с системой управления 12 движением вагонов метрополитена (например, с системой АРС) и снабжена датчиками температур 13 и датчиками-тахометрами 14, размещенными на тележках с огнетушителями, и которые задают режимы движения на узкой колее 6 в зависимости от факта приближения тележек с огнетушителями к очагу пожара в подвагонном пространстве прибывающих на станцию вагонов метрополитена 8, а также задают режимы отпирания (запирания) запорных устройств огнетушителей.

Способ задействования устройства следующий.

Во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона метрополитена 8 обслуживающий персонал станции еще при движении вагонов метрополитена включает в работу систему управления 11 движением тележек 4 по узкой колее 6, не отключая напряжения контактной сети; в результате чего тележки 4 движутся так, что огнетушители 1 приближаются к очагу пожара в подвагонном пространстве горящего вагона метрополитена с помощью тяговых устройств 10.1 и/или 10.2 за счет управляющих действий объединенной системы управления 11 и 12, которые формируются датчиками температур 13 и датчиками-тахометрами 14; при достижении тележки 4 с огнетушителями 1 очага пожара в подвагонном пространстве объединенная система управления 11 и 12 выравнивает скорости движения горящего вагона метрополитена 8 и тележки 4, отпирает запорное устройство 1.1 соответствующего огнетушителя 1 и через устройство подачи 1.2 ОВ непосредственно подается в очаг пожара в подвагонном пространстве; после полного расходования ОВ задействованным огнетушителем 1 (или при прекращении горения) объединенная система управления 11 и 12 с помощью тяговых устройств 10.1 и/или 10.2 при необходимости подает другие тележки с огнетушителями, имеющими запас ОВ (или удаляет тележки узкой колеи на исходную позицию).

В результате благодаря использованию предложенного устройства и способа подвагонного тушения пожаров появляется возможность тушения пожаров в подвагонном пространстве, тем самым повышается эффективность тушения пожаров на станциях метрополитена.

Материалы работы находятся на стадии создания и испытаний опытного образца (см. фото).

Патентование систем и органов управления, а также промышленного образца будут оформляться как самостоятельные заявки.

Класс A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных

способ альтернативного пожаротушения оборудования тепловоза (варианты) -  патент 2525801 (20.08.2014)
система пожаротушения для железнодорожного транспортного средства -  патент 2508142 (27.02.2014)
борьба с пожаром в рельсовых транспортных средствах -  патент 2410141 (27.01.2011)
устройство для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства -  патент 2400273 (27.09.2010)
устройство для тушения пожара в контейнере для хранения и транспортирования и приспособление для монтажа этого устройства -  патент 2396096 (10.08.2010)
система тушения пожара в поезде -  патент 2357776 (10.06.2009)
система для пожаротушения -  патент 2258550 (20.08.2005)
способ защиты углеводородных топлив от возгорания при внештатных ситуациях и устройство его осуществления для объектов, оснащенных двигателями внутреннего сгорания -  патент 2254492 (20.06.2005)
твердая смесь, предназначенная для пожаро- и взрывобезопасной транспортировки -  патент 2229308 (27.05.2004)
установка для защиты от огня размещенного в контейнере груза -  патент 2218957 (20.12.2003)
Наверх