фрикционная муфта сцепления

Классы МПК:F16D13/42 со средствами для увеличения силы сцепления между ведущей полумуфтой или равнозначным органом и нажимным элементом 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Воронежская государственная технологическая академия
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-27
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для соединения валов, передающих вращение. Фрикционная муфта сцепления содержит ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты. Дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты. Имеется также фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана. Сущность изобретения в том, что на ведущем валу неподвижно закреплена турбина, расположенная в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью шлицевого соединения и имеет возможность осевого перемещения, а фланец ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия. Техническим результатом является повышение надежности работы и быстроты включения, а также упрощение конструкции муфты. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, отличающаяся тем, что на ведущем валу неподвижно закреплена турбина, расположенная в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью шлицевого соединения и имеет возможность осевого перемещения, а фланец ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения.

Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая две полумуфты, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения, снабженная фрикционным диском, расположенным между торцами полумуфт с возможностью осевого перемещения (а. с. 898161, F 16 D 13/00, опубл. 15.01.82, БИ N 2).

Недостатком данной муфты сцепления является недостаточная быстрота включения.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую фланцевые полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, гибкие элементы (а. с. 1434174, F 16 D 13/44, опубл. 30.10.88, БИ N 40).

Недостатком данной муфты является ненадежность работы и недостаточная быстрота включения.

Задача изобретения - повышение надежности работы и быстроты включения муфты, упрощение конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в фрикционной муфте сцепления, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, новым является то, что на ведущем валу неподвижно закреплена турбина, расположенная в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью шлицевого соединения и имеет возможность осевого перемещения, а фланец ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия.

Технический результат использования фрикционной полумуфты сцепления заключается в том, что упрощается конструкция, повышается надежность работы, а также сокращается время включения предлагаемой муфты.

На чертеже1 изображена предлагаемая фрикционная муфта сцепления, продольный разрез.

Предлагаемая фрикционная муфта сцепления состоит из ведущего вала 1, ведущей полумуфты 2, на котором неподвижно закреплена турбина 3, фланца 4 ведущей полумуфты, соединенного с ведущим валом с помощью шлицевого соединения 5, ведомой полумуфты в виде ступицы 6 с фланцем 7, имеющим симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия 8 и присоединенный к фланцу 7 стакан 9, охватывающий фланец 4 ведущей полумуфты 2. Дно стакана 9 выполнено с центральным отверстием 10, в котором расположена турбина 3 и обращено в сторону ведомой полумуфты. Между фланцем 4 и дном стакана 9 установлен фрикционный диск 11, жестко связанный с дном стакана. Ступица 6 ведомой полумуфты установлена на ведомом валу 12.

Фрикционная муфта сцепления работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1, ведущей полумуфты 2, турбина 3, неподвижно закрепленная на ведущем валу, создает воздушный поток (показано стрелками), исходящий через центральное отверстие 10, выполненное в дне стакана 9 из зоны А полости между фланцем 4 и фрикционным диском 11 в окружающую среду. Одновременно с этим воздух из атмосферы через отверстия 8 поступает в зону В полости, образованной фланцем 4, фланцем 7 ступицы 6 ведомой полумуфты, в результате чего между зоной А и зоной В создается разница давлений. При этом фланец 4 начнет перемещаться по шлицам шлицевого соединения 5 в направлении к фрикционному диску 11 и войдет с ним в контакт. Происходит сцепление полумуфт и передача крутящего момента на ведомую полумуфту, т. е. на ведомый вал 12.

Использование предлагаемой муфты сцепления повысит надежность работы муфты за счет отсутствия гибких элементов, т. к. надежность работы прототипа определяется надежностью гибких элементов (выход из строя одного из гибких элементов привел бы к потере работоспособности муфты в целом); сократит время включения, т. к. у предлагаемой муфты быстрота включения зависит от быстроты образования разницы давлений в зонах А и В, а она в свою очередь зависит от скорости потока воздуха, отводимого с помощью турбины, т. е. от быстроты изменения частоты вращения ведущего вала; упростит конструкцию, т. к. у предлагаемой муфты число деталей, составляющих муфту, уменьшается, в ней отсутствуют гибкие элементы.

Наверх