способ сборки агрегатов летательного аппарата

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
B23P21/00 Устройства для сборки узлов, состоящих из большого количества различных деталей с предшествующей или последующей обработкой этих деталей или без этой обработки, например устройства с программным управлением
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение
Приоритеты:
подача заявки:
1999-06-21
публикация патента:

Изобретение относится к области самолетостроения. Способ основан на предварительной сборке панелей при жестком соединении обшивки с набором продольных силовых элементов-лонжеронов и стрингеров, а также с набором поперечных силовых элементов-нервюр клепкой только в средней части. При этом используют заведомо укороченную обшивку для жесткого соединения продольных силовых элементов стыкуемых отсеков. Из собранных панелей собирают отсеки, оставляя не проклепанными соответствующие предназначенные для стыков концы продольных стыков панелей. Затем производят стыковку и соединение отсеков между собой. Сначала жестко соединяют концы соответствующих продольных силовых элементов стыкуемых отсеков в агрегат, затем производят жесткое соединение обшивки и соединенных силовых элементов. Стык закрывают накладной лентой. Изобретение направлено на повышение качества при повышении производительности. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ сборки агрегатов летательного аппарата, включающий сборку панелей соединением обшивки с набором из лонжеронов, стрингеров и нервюр, сборку из упомянутых панелей отсеков, стыковку и соединение отсеков между собой в агрегат, отличающийся тем, что жесткое соединение обшивки с упомянутым набором осуществляют только в средней части панелей, затем осуществляют соединение панелей в отсек с образованием жесткого соединения только в средней части отсека, далее при стыковке и соединении отсеков между собой сначала жестко с использованием технологических фланцев и нивелира соединяют концы стрингеров и лонжеронов стыкуемых отсеков, а также производят жесткое соединение обшивки и соединенных стрингеров и лонжеронов, причем в месте стыка отсеков используют обшивку, укороченную на величину, достаточную для жесткого соединения стыкуемых отсеков, стык между которыми закрывают накладной лентой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области самолетостроения, а именно, к сборке объемных агрегатов летательного аппарата.

Известен способ сборки агрегатов летательного аппарата (заявка на Европейский патент N 593127, В 23 Q 35/02), включающий сборку панелей соединением обшивки с набором силовых элементов, сборку из панелей отсеков, стыковку и соединение отсеков между собой. В известном техническом решении крепление состыкованных агрегатов производится только изнутри этих агрегатов. Это удобно при сборке изделия, однако в процессе эксплуатации изделия подход к стыку агрегатов изнутри затруднен, а снаружи и вовсе не доступен.

Прототипом предлагаемого изобретения принят способ стыковки отсеков фюзеляжа (Гусева Р. И. , Тихомиров В. А. "Вопросы технологии сборочных работ в самолетостроении", Хабаровск, 1989, с. 43, 44), при котором отсеки поступают на сборку агрегата в собранном виде и имеют по периметру стыка отверстия для взаимной координации и фиксации; установочные базовые отверстия (УБО) и направляющие отверстия (НО), по которым сверлятся отверстия по всему периметру стыкового шпангоута. УБО используются как базовые отверстия для сборки отсеков и агрегатов из отсеков. Стыковка отсеков производится на специальном стенде, имеющем неподвижные и подвижные ложементы, способные перемещаться вдоль стенда по рельсам для перемещения стыкуемых отсеков и ориентации их относительно базового отсека. Недостатком прототипа является сложность получения качественного стыка из-за жесткости стыкуемых элементов и сложности ориентации стыкуемого объекта относительно базового.

Предлагаемое изобретение направлено на повышение качества стыка и улучшение условий при его эксплуатации.

Это достигается тем, что в способе сборки агрегатов летательного аппарата, включающем сборку панелей соединением обшивки с набором из лонжеронов, стрингеров и нервюр, сборку из упомянутых панелей отсеков, стыковку и соединение отсеков между собой в агрегат, жесткое соединение обшивки с упомянутым набором осуществляют только в средней части панелей. Затем осуществляют соединение панелей в отсек с образованием жесткого соединения только в средней части отсека. Далее при стыковке и соединении отсеков между собой сначала жестко с использованием технологических фланцев и нивелира соединяют концы стрингеров и лонжеронов стыкуемых отсеков, а также производят жесткое соединение обшивки и соединенных стрингеров и лонжеронов, причем в месте стыка отсеков используют обшивку, укороченную на величину, достаточную для жесткого соединения стыкуемых отсеков, стык между которыми закрывают накладной лентой. Это обеспечивает возможность смещения в области стыка концов стрингеров и лонжеронов стыкуемых отсеков. Стык закрывают накладной лентой так, чтобы наружные поверхности состыкованных отсеков и накладной ленты были в одной плоскости, т. е. чтобы не нарушалась аэродинамика изделия.

Изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 показан общий вид отсеков перед стыковкой; на фиг. 2 - стык силовых элементов агрегатов; на фиг. 3 - зашивка стыка накладной лентой.

Обшивка 1 закреплена на силовых продольных элементах - стрингерах 2 и лонжеронах 3 и поперечных силовых элементах - нервюрах 4. В сборе эта конструкция образует отсек 5. После стыковки продольного набора - стрингеров 2 и лонжеронов 3 отсеков 5 образуется агрегат. Швы между отсеками зашивают накладной лентой 6.

Способ осуществляется следующим образом.

В стапелях сборки панелей выставляют по базовым отверстиям в ложементах стапеля обшивку 1 панели. На обшивку 1 по базовым отверстиям устанавливают набор силовых элементов (продольных - лонжеронов 3, стрингеров 2 и поперечных - нервюр 4), причем обшивку в продольном направлении берут короче продольных элементов силового набора по краям примерно на 100 мм. Выставленные таким образом элементы панелей фиксируют ложементами стапеля, после этого сверлят отверстия под заклепки и производят клепку обшивки с набором силовых элементов, причем клепку производят не по всей длине продольных силовых элементов (лонжеронов 3 и стрингеров 4), а оставляют не проклепанными их концы примерно на 200-250 мм. После осуществления сборки панелей ложементы стапеля раскрывают, извлекают собранные панели, перемещают их на стапеля сборки отсеков. Панели устанавливают на стапелях сборки отсеков по базовым отверстиям, фиксируют ложементами, сверлят отверстия под заклепки на стыках панелей и производят формообразование отсеков путем клепки продольных стыков панелей, в свою очередь, не по всей длине стыка, а оставляя не проклепанными концы. Собранные таким образом отсеки 5 перемещают в стыковочный стапель. В стыковочном стапеле производят установку и стыковку отсеков 5 между собой стягиванием технологических фланцев болтами, выставляют отсеки нивелиром по реперным точкам и соединяют между собой не проклепанные концы стрингеров 2 внутри отсека штатными стыковочными стрингерными накладками с последующим их совмещением и клепкой. Затем на место стыка отсеков снаружи агрегата подгоняют накладные ленты 6 и закрепляют их винтами. В случае необходимости расстыковки агрегата винты крепления накладных лент откручивают, накладные ленты снимают и открывается доступ к накладкам стрингеров.

Использование предлагаемого изобретения позволяет осуществить оперативную сборку и стыковку агрегатов летательных аппаратов из отсеков на конвейере, повышает качество и производительность сборки летательного аппарата.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)

Класс B23P21/00 Устройства для сборки узлов, состоящих из большого количества различных деталей с предшествующей или последующей обработкой этих деталей или без этой обработки, например устройства с программным управлением

установка для скрепления обжатием открывающихся частей автомобилей -  патент 2476305 (27.02.2013)
способ монтажа крыла -  патент 2469924 (20.12.2012)
способ и аппаратура для сборки комплексного изделия в параллельной системе подготовки продукции -  патент 2422258 (27.06.2011)
автоматическое сборочное оборудование -  патент 2421316 (20.06.2011)
способ изготовления теплообменного аппарата, способ изготовления теплообменного блока аппарата (варианты), способ изготовления промежуточных и/или верхнего теплообменного блока аппарата, способ изготовления нижнего теплообменного блока аппарата, способ изготовления коллектора подвода или коллектора отвода воздуха теплообменного блока аппарата, технологический комплекс оборудования для изготовления теплообменных блоков аппарата, стапель для сборки теплообменного блока аппарата (варианты) и устройство для вертикального хранения преимущественно четырехветвевых изогнутых труб аппарата (варианты) -  патент 2344916 (27.01.2009)
технологический комплекс оборудования для изготовления теплообменных секций аппарата воздушного охлаждения газа, стапель для изготовления теплообменных секций аппарата, стапель для сборки и монтажа коллектора подвода или коллектора отвода охлаждаемого газа и стапель для изготовления центрального опорного элемента под двигатель вентилятора -  патент 2342240 (27.12.2008)
технологический комплекс оборудования для изготовления теплообменных блоков блочных или блочно-секционных теплообменных аппаратов типа регенеративных воздухоподогревателей -  патент 2252852 (27.05.2005)
способ изготовления шестерен и контроля сборки из них многопоточных вертолетных редукторов -  патент 2236341 (20.09.2004)
универсальный автоматизированный комплекс для базирования крупногабаритных обводообразующих деталей, их механической обработки и сборки и способ базирования крупногабаритных обводообразующих деталей, их механической обработки и сборки -  патент 2165836 (27.04.2001)
многопозиционный сборочный автоматический станок -  патент 2142871 (20.12.1999)
Наверх