устройство для защиты танкового двигателя от пылевого износа

Классы МПК:F02M35/08 со средствами для удаления пыли из воздухоочистителей; со средствами для индикации засорения; со средствами перепуска 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-27
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам воздухоочистки танковых двигателей. Техническим результатом является повышение надежности двигателя за счет улучшения контроля за очисткой воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что устройство содержит воздухозаборные жалюзи, блоки циклонов, переходный отсек, фланец, вентиляторы и воздуховоды отсоса пыли. В переходном отсеке установлены фотоприемник и герметично изолированные источник света, диафрагма и еще один фотоприемник, которые имеют электрическую связь через операционный усилитель и пороговое устройство с индикатором и механизмом остановки двигателя с выключателем. При загрязнении циклонов или при попадании посторонних предметов в систему воздухоочистки уменьшается или перекрывается свет, идущий на фоторезистор фотоприемника. При этом срабатывает пороговое устройство и механизм остановки двигателя. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство для защиты танкового двигателя от пылевого износа, содержащее воздухозаборные жалюзи, блоки циклонов, переходный отсек, фланец, вентиляторы и воздуховоды отсоса пыли, отличающееся тем, что в переходном отсеке установлены фотоприемник и герметично изолированные источник света, диафрагма и один фотоприемник, которые имеют электрическую связь через операционный усилитель и пороговое устройство с индикатором и механизмом остановки двигателя с выключателем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области бронетанковой техники, в частности к системе воздухоочистки танка.

Известные устройства: система воздухоочистки об. 219 (см. Объект 219. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. М., Воениздат, 1979, с. 163-165); Система питания двигателя воздухом (см. Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62. М., Воениздат 1968. С.282-284): система питания двигателя воздухом (см. Танк Т-72М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. Часть 1. М., Воениздат, 1963, с. 66-69); система питания двигателя воздухом (См. Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. М., ЦНИИИнформации 1974, с. 282-285).

Указанные устройства представляют собой одно- двухступенчатые системы очистки воздуха, поступающего в двигатель, и устанавливаются на серийных машинах. Существенным недостатком этих систем является отсутствие защиты двигателя от пылевого износа. Исключение составляет система питания двигателя воздухом танка Т- 72, где предусмотрен сигнализатор предельного загрязнения воздухоочистителя. Однако указанный принцип контроля загрязнения воздухоочистителя может применяться только в системах, где одна ступень очистки выполнена в виде промасленных кассет. Для бескассетных систем очистки она не приемлема. В настоящее время наблюдается четкая тенденция перехода к бескассетным системам очистки, например, об. 434, БМП-1, 06.219, БМП-2, БМД.

В качестве прототипа из изученных аналогов взята система воздухоочистки танка об. 219 (см. Объект 219. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. М. , Воениздат. С. 163-165) содержащая воздухозаборные жалюзи, блоки циклонов, переходной отсек, фланец, вентиляторы и воздуховоды отсоса пыли.

Как в военное, так и в мирное время использование танков, как правило, осуществляется в сложных условиях местности при наличии значительной запыленности воздуха. Применяемые на современных танках одноступенчатые (циклонные) системы обеспечивают достаточно высокую степень очистки воздуха, поступающего в двигатель. Однако при загрязнении циклонных аппаратов по различным причинам (попадание масла, топлива, грязи, закупорка циклонов) качество очистки значительно ухудшается, и в двигатель идет практически неочищенный воздух (с содержанием пыли больше допустимого). При эксплуатации танка в таких условиях начинается интенсивный износ двигателя. После 4-5 часов эксплуатации двигатель полностью выходит из строя.

Таким образом, существующие системы при неправильной эксплуатации, не обеспечивают надежную защиту двигателя от повышенного пылевого износа. В процессе обслуживания, по невнимательности обслуживающего персонала, также возможны случаи попадания в систему воздухоочистки посторонних предметов (инструмент, обтирочный материал, детали крепежа и т. п.). Запуск и работа двигателя при этом также могут привести к разрушению силовой установки.

Задача предлагаемого технического решения - защита двигателя от повышенного пылевого износа при нарушении правил эксплуатации системы воздухоочистки.

Указанная задача достигается тем, что в переходном отсеке установлены источник света, диафрагма и два фотоприемника, которые имеют электрическую связь через операционный усилитель со световым и звуковым сигналом.

Техническое решение поясняется графически на чертеже.

Предлагаемое устройство содержит: воздухозаборное жалюзи 1, блоки циклонов 2, переходный отсек 3, фланец 4, защитное стекло 5, электрическая лампочка 6, корпус 7, воздуховоды отсоса пыли 8, эталонный фоторезистор (фотоприемник) 9, гермоотсек 10, диафрагма 11, операционный усилитель 12, вентиляторы 13, рабочий фоторезистор (фотоприемник) 14, индикатор 15, усилитель мощности 16, пороговое устройство 17, механизм остановки двигателя 18, кронштейн 19.

Эталонный фоторезистор 9, диафрагма 11 и источник света 6 помещены в гермоотсек 10 в целях обеспечения эталонной среды. Содержание пыли в эталонной среде соответствует содержанию пыли в воздухе, поступающем в двигатель при нормальной работе системы воздухоочистки. Между рабочим фоторезистором 14 и источником света 6 находится рабочая среда - воздух, поступающий в двигатель. Фоторезистор 14 и источник света 6 защищены от повреждений прозрачными стеклами 5. Шкала индикатора имеет три зоны: зеленую, желтую, красную.

Предлагаемая конструкция имеет выключатель, установленный совместно с механизмом остановки двигателя, позволяющий отключить систему на поле боя, когда фактор повышенного износа не будет иметь приоритета в определенной боевой обстановке.

Работает предлагаемое устройство следующим образом:

а) При нормальной работе системы воздухоочистки.

В данном случае проницаемость среды рабочей и эталонной идентичны. Сигналы вырабатываемые фоторезисторами 14 и 9 одинаковы. На выходе операционного усилителя управляющего сигнала не будет и стрелка индикатора находится в зеленой зоне.

б) При нарушении работоспособности циклонного аппарата.

Нарушение работоспособности циклонного аппарата 2 (замасливание, попадание топлива, грязи и т.д.) способствующее поступлению в двигатель воздуха с повышенным содержанием пыли приводит к изменению светопроницаемости среды, что фиксируется фотокатодами. На вход операционного усилителя 12 подается отрицательный сигнал. На выходе операционного усилителя 12 получим результирующий сигнал, величина которого определяется количеством пыли в рабочей среде. Стрелка индикатора 15 указывает на степень очистки воздуха. Если стрелка находится в зеленой зоне - система воздухопитания обеспечивает надежную очистку воздуха, в желтой - система требует обслуживания, в красной - опасность пылевого износа. Пороговое устройство 17 не срабатывает.

в) При попадании посторонних предметов в систему воздухоочистки.

Посторонний предмет, попадая между фоторезистором 14 и источником света 6, перекрывает поток света, попадающий на фоторезистор 14. Сигнал на вход операционного усилителя 12 от рабочей ветви не подается. Срабатывает пороговое устройство 17 и механизм остановки двигателя 18. Двигатель останавливается. Стрелка индикаторного прибора будет находиться за пределами красной зоны, что требует от механика-водителя немедленного удаления посторонних предметов из системы воздухоочистки. Наличие эталонной ветви обусловлено также значительными колебаниями напряжения бортовой сети танка, что отрицательно сказывается на работе источника света 6. Падение напряжения бортовой сети танка при таком техническом решении не скажется на величине суммарного сигнала, выходящего из операционного усилителя 12, а следовательно, на работе электрической схемы устройства в целом.

Использование предлагаемой системы воздухоочистки позволит предупредить пылевой износ двигателя при нарушении работоспособности воздухоочистительных элементов, а также обеспечит надежную защиту двигателя от аварий при попадании в систему посторонних предметов. Простота предлагаемого устройства и применение серийно выпускаемых деталей, узлов и приборов позволит легко и быстро осуществить реализацию данного изобретения в ходе производства и модернизации танков.

Наверх