устройство сташевского и.и. для обучения вождению автомобиля

Классы МПК:G09B9/05 с моделируемым обзором из транспортного средства
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Сташевский Иван Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-10-25
публикация патента:

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению транспортными средствами. Устройство содержит установленный на неподвижной опоре автомобиль и имитатор фона дорог и перекрестков, состоящий из кинопроекционного аппарата и экрана и выполненный с возможностью демонстрации разных дорог и перекрестков в сложных ситуациях, разных климатических зонах, разных погодных условиях и в разные периоды времени. В устройство также введены шаговый искатель, орган звуковой сигнализации нарушений правил движения и световое табло. На табло имеются сигнальные шкалы с надписями запрещенных и рекомендованных маневров и лампы для освещения шкал. Шаговый искатель связан электрическими цепями с сигналом поворота и стоп-сигналом автомобиля, с микропереключателями, взаимодействующими с закрепленным на рулевом колесе зацепом, педалями сцепления, газа и тормоза, а также с органом звуковой сигнализации и лампами табло. При этом обеспечивается возможность передачи на табло информации о реакции обучаемого и намерении его к изменению движения автомобиля. Изобретение способствует исключению дорожно-транспортных происшествий и психологического барьера у водителей перед неожиданной ситуацией. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Устройство для обучения вождению автомобиля, содержащее установленный на неподвижной опоре автомобиль и имитатор фона дорог и перекрестков, состоящий из кинопроекционного аппарата и экрана и выполненный с возможностью демонстрации перед автомобилем определенными дозами времени разных дорог и перекрестков в сложных дорожно-транспортных ситуациях, разных климатических зонах, разных погодных условиях и разные периоды времени, отличающееся тем, что в него введены шаговые искатель, орган звуковой сигнализации нарушений правил дорожного движения и световое табло с сигнальными шкалами, на которых выполнены надписи запрещенных и рекомендованных маневров автомобиля, и лампами, предназначенными для освещения сигнальных шкал, при этом шаговый искатель связан электрическими цепями с сигналом поворота и стоп-сигналом автомобиля, с микропереключателями, взаимодействующими с жестко закрепленным на рулевом колесе зацепом, педалями сцепления, газа и тормоза, а также с упомянутым органом звуковой сигнализации и лампами светового табло с возможностью передачи на него информации о реакции обучаемого и намерении его к изменению движения автомобиля.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в него введены электронно-лучевой прибор, установленный с возможностью освещения встречных дорожных знаков, линий разметок дорог и головок светофоров, фотоэлектронный умножитель, установленный с возможностью приема отраженного от освещаемых предметов света, и блок распознавания, подключенный к выходу фотоэлектронного умножителя и шаговому искателю, при этом на пластинах шагового искателя установлены электронные элементы с набором эталонов дорожных знаков, линий разметки дорог, формы и цвета головок светофоров, а блок распознавания выполнен с возможностью хранения указанного набора эталонов, сравнения сигналов, вырабатываемых схемными элементами шагового искателя, с сигналами от фотоэлектронных умножителей и идентификации последних.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что оно снабжено герконами, расположенными по периметру автомобильного спидометра, стрелка которого выполнена магнитной, при этом герконы связаны электрическими цепями с органом звуковой сигнализации нарушений правил дорожного движения, лампами светового табло и пластинами шагового искателя, имеющими электронные эталонные дорожные знаки, с возможностью передачи на пульт управления преподавателя информации о скорости движения автомобиля при освещенных встречных дорожных знаках и замыкания электрической цепи органа звуковой сигнализации при превышении скоростью допустимых параметров.

Описание изобретения к патенту

Устройство для обучения относится к автомобильному транспорту и может быть использовано для железнодорожного, речного, морского транспорта, самолетов, космических кораблей, сельскохозяйственной и военной техники.

Известно устройство для контроля соблюдения водителем правил дорожного движения, содержащее орган звуковой сигнализации нарушения правил, световое табло с сигнальными шкалами, электронно-лучевой прибор, фотоэлектронный умножитель, шаговый искатель, блок электронной коммутации. /1/

При обучении курсантов вождению автомобилем у курсантов возникает психологический барьер /страх, испуг, скованность/ боязнь допустить дорожно-транспортное происшествие.

Во избежание дорожно-транспортного происшествия к вождению автомобилем допускаются курсанты, изучившие и освоившие технику безопасности, дорожные знаки, правила дорожного движения, они во время вождения находятся под контролем тренера.

Целью изобретения является:

- исключение дорожно-транспортного происшествия;

- исключения психологического барьера у курсантов и тренера перед неожиданной ситуацией;

- создания имитатора фона дорог и перекрестков в сложных дорожных ситуациях, в разных климатических зонах страны, в разных погодных условиях, в разный период времени /зимой, летом, весной, осенью, утром, днем, вечером, ночью/;

- приблизить события во времени и пространстве;

- улучшить качество запоминания и навыки вождения, мастерство, точность и скорость принимаемых решений и своевременного воздействия на органы управления автомобилем, закрепить практические навыки вождения и использовать в будущей профессии;

- обеспечить оптимальные условия комфортного восприятия информации, усилить звук, яркость, ускорить или замедлить показ изображений, кадров при помощи кинопроекционного аппарата;

- проводить наблюдение и контроль за каждой реакцией каждого курсанта в разных сложных дорожных ситуациях, в разных климатических зонах страны на разных фонах дорог и перекрестков в сложных погодных условиях, в разный период времени /утром, днем, вечером, ночью, летом, осенью, весной, зимой/;

- управлять вниманием курсанта и переключать его с одной сложной ситуации на другую, с одних погодных и климатических условий на другие, на разных дорожных фонах, в разный период времени;

- оживить эмоциональный настрой курсантов;

- позволить преподавателю через определенный отрезок времени останавливать демонстрацию изображений на экране, комментировать, и акцентировать внимание курсантов на часто повторяющиеся нарушения, которые могут причинить большой материальный ущерб, советовать и рекомендовать им, как легче избежать этих нарушений.

Поставленная цель достигается тем, что автомобиль снабжен имитатором фона дорог и перекрестков, выполнен из кинопроекционного аппарата и экрана с возможностью демонстрации изображений перед автомобилем /который установлен на неподвижной опоре/ определенными дозами времени, разных дорог и перекрестков, в разных дорожных транспортных ситуациях, в разных климатических зонах страны в разных погодных условиях, в разный период времени, причем шаговый искатель при помощи электрической цепи соединен;

- с сигналом поворота и стоп-сигналом, выполненными с возможностью подачи информации о подаче светового сигнала;

- с микропереключателем, установленным на неподвижной опоре и взаимодействующим с зацепом, жестко закрепленным на рулевом колесе, выполненным с возможностью передачи информации о реакции курсанта на изменение направления движения автомобиля;

- с микропереключателями, взаимодействующими с педалями сцепления и тормоза, выполненными с возможностью передачи информации о реакции курсанта на снижение скорости движения и остановки автомобиля.

Новизна заявленного технического решения по сравнению с известными обусловлена тем, что устройство воспроизводит имитацию дорог и перекрестков в сложных дорожных ситуациях и разных географических зонах страны и разных погодных условиях в разный период времени /зимой, летом, осенью, весной, утром, днем, вечером, и ночью/ за счет кинопроекционного аппарата и экрана, расположенного перед автомобилем, установленным на неподвижной опоре, выполненных с возможностью демонстрации определенными дозами времени изображений;

- исключает дорожно-транспортные происшествия за счет установки автомобиля на неподвижной опоре;

- исключает психологический барьер /страх, испуг, скованность/ курсанта за счет установки автомобиля на неподвижной опоре;

- приблизит события во времени и пространстве за счет демонстрации изображений при помощи кинопроекционного аппарата, демонстрирующего на экране разные дороги: широкие и узкие, прямые извилистые, гладкие, ухабистые, разбитые, размытые, мокрые, покрытые снегом, льдом, грязные, пыльные, грунтовые, мощеные, асфальтированные, бетонные, шоссейные, проселочные, кольцевые, окружные, лесные, степные, горные, пустынные, автомагистрали. Эти дороги могут быть расположены: в разных географических зонах страны, например в тундре, тайге, лесостепной, степной зонах, в пустыне, в субтропиках, тропиках; в разный период времени: зимой, летом, осенью, весной, утром, вечером, днем, ночью, в разных сложных дорожных ситуациях: дороги могут быть во время сильного, проливного, крупного, мелкого, моросящего дождя, во время грозы; дороги могут быть при ясной солнечной погоде; дороги могут быть при порывистом, сильном, слабом, шквалистом, штормовом, ураганном ветре; дороги могут быть при снегопаде, снег может быть белым, пушистым, глубокий, рыхлый плотный, сугробы; дороги могут быть при белом, синем, молочном, густом, плотном, тумане.

- повысит качество запоминания, улучшит навыки и мастерство вождения, точность, скорость принимаемых решений и своевременного воздействия на органы управления автомобиля, закрепит практически навыки вождения и позволит использовать их в будущей профессии за счет исключения психологического барьера и снабжения зрительной и слуховой информацией при воздействии курсанта на органы управления автомобилем; за счет переключения внимания курсанта с одной сложной ситуации на другую, с одних погодных условий на другие, с одних географических зон страны на другие, в разный период времени при демонстрации кинопроекционным аппаратом на экране перед автомобилем изображения дорог определенными дозами времени; проводить наблюдение и контроль за каждой реакцией каждого курсанта в разных сложных ситуациях за счет микропереключателей, установленных на неподвижной опоре, соединенных с шаговых искателем при помощи электрической цепи, и микропереключателями, установленными на неподвижной опоре, взаимодействующими с зацепам, жестко закрепленным на рулевом колесе, с возможностью передачи информации о реакции курсанта на изменение направления движения автомобиля; соединения электрической цепью шагового искателя с сигналом поворота и стоп-сигналом, выполнены с возможностью передачи информации о реакции курсанта, о подачи световых сигналов.

При исследовании заявленного технического решения по сравнению с известными по патентным, научным, научно-техническим материалам не обнаружена такая совокупность признаков, что позволяет судить о новизне существенных признаков.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг. 1 изображен легковой автомобиль с имитатором движения;

- на фиг. 2 изображена таблица в памяти блока распознавания, на которой размещены эталоны дорожных знаков, линии разметки дорог, формы и цвета светофоров в запрещенных и рекомендованных маневрах

- на фиг. 3 изображена схема для контроля соблюдения водителем правил дорожного движения;

- на фиг. 4 изображена электрическая схема устройства.

Устройство содержит орган звуковой сигнализации 1 нарушения правил дорожного движения, световое табло 2 с сигнальными шкалами 3, предназначенными для освещения их лампами 4, электронно-лучевой прибор 5 с прожектором 6, установленным с возможностью освещения через объектив 7 встречных дорожных знаков 8, линий разметки дорог 9, формы и цвета светофоров 10, фотоэлектронный умножитель /ФЭУ/ 11, установленный с возможностью приема отраженного от освещаемых предметов света. Блок распознавания 12, подключенный к выходу ФЭУ 11, выполнен с возможностью хранения расположенных на пластинках 13 электронных элементов набора эталонов дорожных знаков 14, линий разметки дорог 15, форм и цветов светофоров 16, а также сравнения сигналов, вырабатываемых схемными элементами, с сигналами от ФЭУ 11 и идентификации последних. Шаговый искатель 17 связан по цепям электромагнитного управления с системой зажиганий 18:

- с микропереключателями 19, установленными на неподвижной опоре, взаимодействующими с зацепом 20, жестко закрепленным на рулевом колесе 21, выполненным с возможностью передачи информации о реакции курсанта на изменение движения автомобиля 22 в ту или иную сторону;

- с микропереключателями 23, взаимодействующими с педалью 24 сцепления, с педалью 25 тормоза, выполненными с возможностью передачи информации о реакции курсанта на снижение скорости движения и остановки автомобиля 22;

- с микропереключателями 23, взаимодействующими с педалью дросселя 26 /газа/, выполненными с возможностью передачи информации о реакции курсанта на увеличение или снижение скорости движения;

- с электрической цепью переключения поворота 27, выполненной с возможностью передачи информации о реакции курсанта, о подаче сигнала поворота автомобиля;

- с электрической цепью стоп-сигнала 28, выполненной с возможностью передачи информации о подаче светового стоп-сигнала.

Микропереключатели 19 и 23 соединены электрической цепью с контактными щетками 29 выходных цепей схемных элементов блока распознавания 12 звукового сигнализатора 1 и лампы 4 светового табло 2. Лампы 4 и звуковой сигнализатор 1, прожектор 6 электронно-лучевого прибора 5 и шаговый искатель 17 соединены с источником тока 30 при помощи электрической цепи. Блок 31 электронной коммутации соединен с управляющим входом блока распознавания и включен через шаговый искатель 17 и контуры подачи питания к звуковой сигнализации 1 и лампе 4 светового табло 2. При этом на сигнальных шкалах 3 светового табло 2 выполнены надписи запрещенных и рекомендованных маневров автомобиля. Электронно-лучевой прибор 5 снабжен электронно-лучевой трубкой /ЭЛТ/ 32 и прожектором 6. ЭЛТ соединена с набором линз и зеркал. Блок распознавания 12 соединен с шаговым искателем 17. Шаговый искатель 17 состоит из статора 33, состоящего из набора контактных пластин 13, и ротора 34 с щетками 29 привода, состоящего из электромагнита 35, якоря 36, собачки 37 и храповика 38. Рабочее движение ротора 34 может производиться и приводом обратного действия при опускании якоря 36 под действием обратных пружин. При попадании импульса на электромагнит 35 контактная щетка 29 ротора 34 перемещается на один шаг, т. е. на соседнюю пластину 13. На каждой пластине 13 размещен один эталонный дорожный знак 14, или линия разметки дорог 15, или форма и цвет светофора 16. Шаговый искатель 17 имеет двенадцать пластин 13 в одном ряду и содержит несколько рядов, например восемь. Каждый ряд шагового искателя 17 соединен с осветительной сигнальной лампой 4 шкалы 3 светового табло при помощи электрической цепи. Каждая осветительная шкала 3 на стеклах имеет надписи запрещенных и рекомендованных маневров автомашины. Лучи прожектора 6 направлены на кинопроекционный экран 39, где могут быть изображения светофоров 10, на правую и левую стороны на уровне дорожных знаков 8 и вниз на уровне разметки дорог 9. Автомобиль 22 снабжен имитатором фона дорог и перекрестков в сложных дорожных ситуациях, в разных климатических зонах страны, например в тундре, тайге, лесостепной, степной зонах, в пустыне, в субтропиках, в тропиках, в разных погодных условиях, в разный период времени. Дороги могут быть: узкие, прямые, широкие, извилистые, гладкие, ухабистые, разбитые, размытые, мокрые, сухие, покрытые снегом, покрытые льдом, грязные, пыльные, грунтовые, мощеные, асфальтированные, бетонные, шоссейные, проселочные, кольцевые, окружные, лесные, степные, горные /с подъемами и спусками/, пустынные. Эти дороги могут быть в разный период времени, например зимой, весной, летом, осенью, утром, днем, вечером, темной ночью, ночью при луне. Дороги и перекрестки могут быть во время сильного, проливного, крупного, мелкого, моросящего, косого, слепого дождя, во время грозы. Перекрестки могут быть регулируемые при помощи светофора или регулировщика и нерегулируемые /равнозначные и неравнозначные/. Дороги и перекрестки могут быть: во время ясной погоды в солнечный день, при порывистом, сильном, слабом, шквалистом, штормовом и ураганном ветре, при снегопаде, покрыты глубоким, рыхлым, плотным, пушистым снегом или иметь сугробы, при белом, синем, молочном, густом, плотном тумане. Имитатор фона дорог и перекрестков выполнен в форме кинопроекционного экрана 39, расположенного перед автомобилем 22 с возможностью демонстрации определенными дозами времени при помощи кинопроекционного аппарата 40. Кинопроекционный аппарат 40 состоит из двух коробок кассет 41, усилителя 42, громкоговорителя 43, автотрансформатора 44, штатива 45. Амперметр 46, указатель уровня топлива 47, указатель давления масла 48, указатель 49 температуры охлаждающей жидкости соединены электрической цепью с приборами, расположенными в автомашине, и приборами, расположенным в пульте управления 50 преподавателя. В пульте управления 50 установлен микрофон 51. Стрелка 52 спидометра 53 выполнена из постоянного магнита, она взаимодействует с герконом 54. Герконы 54 расположены по периметру спидометра 53 и жестко закреплены и соединены с лампой 55 светового табло, расположенными в пульте управления преподавателя, при помощи электрической цепи и выполнены с возможностью передачи информации о скорости движения автомобиля и подачи звукового и светового сигнала при повышении допустимых параметров. При помощи электрической цепи:

- пластина 13 шагового искателя 17, содержащая эталонные дорожные знаки 14, изображающие "Жилую зону", соединены с герконом, расположенным на шкале с надписью 20 км/ч;

- пластина 13 шагового искателя 17 содержащая эталонные дорожные знаки 14, изображающие название населенного пункта на белом фоне, соединены с герконом 54, расположенным на шкале с надписью 60 км/ч;

- пластина 13 шагового искателя 17, содержащая эталонные дорожные знаки 14, изображающие название населенного пункта на синем фоне, соединены с герконом 54, расположенным на шкале с надписью 90 км/ч;

- пластина 13 шагового искателя 17, содержащая эталонные дорожные знаки 14, изображающие дорожный знак автомагистраль, соединены с герконом 54, расположенным на шкале с надписью 110 км/ч.

Автомобиль 22 содержит двигатель 56, ручной тормоз 57, рычаг передачи 58, ходовые колеса 59.

Электрической цепью соединены: указатель давления масла 48 с датчиком давления масла 60; указатель температуры охлаждающей жидкости 49 - с датчиком температуры охлаждающей жидкости 61; указатель уровня топлива 47 - с датчиком 62 уровня топлива.

Устройство может быть выполнено во втором варианте. Второй вариант такой же, как первый, отличается от него тем, что устройство не содержит электронных оптических считывающих устройств, преподаватель непосредственно руководит и переключает внимание курсанта с одной сложной ситуации на другую с одних погодных и климатических условий на другие, на разных дорожных фонах, в разный период времени и проводит наблюдение и контроль за каждым курсантом, за его реакцией и дает непосредственно цель, задачу, делает замечания в процессе работы при помощи микрофона 51 и дает оценку качества запоминания техники безопасности, дорожных знаков, правил дорожного движения, навыков вождения, мастерству, точности и скорости принимаемых решений.

Работает устройство следующим образом

Перед началом занятий преподаватель разрабатывает план занятий. Изучает отобранные материалы для демонстрации изображений на экране 39 при помощи кинопроекционного аппарата 40, определяет дозы времени для демонстрации кадров, устанавливает и настраивает кинопроекционную аппаратуру 40, просматривает и прослушивает отобранные материалы в помещении. На занятиях преподаватель дает объяснение, как проводить подготовку автомобиля к выезду, как проводить контрольный осмотр автомобиля, как выезжать и проводить остановку и ставить автомобиль на стоянку, обязанности водителя.

После этого преподаватель на этом устройстве тренирует курсантов в порядке очереди, в конце каждого занятия он знакомит курсантов с дорожными знаками, дорожными разметками, сигналами светофора и регулировщика, о скорости движения, об обгоне и встречных разъездах автомобилей, о переезде перекрестков, о движении через железнодорожные пути, движении по автомагистрали, движении в жилых зонах, как пользоваться внешними и внутренними световыми приборами и звуковыми сигналами, как буксировать транспортные средства. Каждая лекция сопровождается показом на экране 39 иллюстрированных изображений при помощи кинопроекционного аппарата 40.

Курсант готовит автомобиль к выезду. Проводит заправку автомобиля и проводит контрольный осмотр, проверяет: давление в шинах, исправность замков дверей кузова, подтекание воды, топлива, масла тормозной жидкости, уровень воды, уровень масла, работу звукового сигнала, наружнее и внутреннее освещение, действие светового сигнала поворота и стоп-сигнала; проверяет действие стеклоочистителей и стеклоомывателей; чистоту номерных знаков; надежное крепления запасного колеса; комплектность инструмента, аптечки, крепление огнетушителя. Преподаватель следит за реакцией курсанта при понижении или превышении допустимых величин приборов в пульте управления 50 через приборы: указатель уровень топлива 47; указатель давления масла 48; указатель температуры охлаждающей жидкости 50; амперметр 46.

После осмотра автомобиля курсант переключает рычаг передачи 58 на нейтральное положение. Несколько раз нажимает на педаль дроселя /газа/, вытягивает кнопку управления воздушной заслонки на 1/2 или 3/4, включает статор. Как только начнет работать двигатель 56, через 15 с вдавливают кнопку управления воздушной заслонки /на чертеже не показано/. После прогрева двигателя 56 курсант садится за рулевое управление 21, освобождает ручной тормоз 57, одновременно нажимает на педаль сцепления 24, переводит рычаг передачи с нейтрального положения на первую передачу, отпускает педаль сцепления 24 и нажимает на педаль управления дросселем 26. Колеса 59 автомобиля 22 начинают вращаться, но автомобиль стоит неподвижно на неподвижной опоре, преподаватель при помощи кинопроекционного аппарата 40 демонстрирует изображения разных дорог и перекрестков определенными дозами времени на экран 39. На экране 39 появляются разные изображения дорог и перекрестков в сложных дорожных ситуациях, в разных климатических зонах и разных погодных условиях, в разный период времени. Преподаватель через микрофон 51 дает задание курсанту "ехать по дороге прямо". На дорогах и около перекрестков встречаются дорожные знаки, при помощи прожектора 6 ЭЛТ 32 вакуумного электронно-лучевого прибора 5 создаются бегущие лучи, направленные на экран 39, на обочину дороги, где имеется дорожные знаки 8, на дорогу, где имеются линии разметки дорог 8, и на головки светофоров 10. Бегущие лучи пробегают по встречному дорожному знаку 8, 9, 10. Пятно, падающее на зачерненную поверхность знака, является концом луча, сформированного с помощью ЭЛТ 32. Бегущие лучи двигаются по каждому встречному дорожному знаку 8, 9, 10, считывает их и в то же время остаются неподвижными. На самом деле бегущие лучи не считывают знаки, двигаясь последовательно от одного знака к другому, отдельные детали знака освещаются одним или несколькими ФЭУ 11, установленными таким образом, чтобы на них падал отраженный от знаков 8, 9, 10 свет. Если бегущий луч прожектора 6 освещает зачерненный участок, то в глаз ФЭУ 11 отражается яркий свет, в соответствии с этим ФЭУ выдает сигнал с большой амплитудой. Наоборот, если луч прожектора 6 освещает участок знака или другую темную поверхность, то черная краска поглощает свет, лишь малая часть отражается в ФЭУ. При этом напряжение сигнала на выходе ФЭУ соответственно уменьшается. Таким образом, величина напряжения сигнала зависит от того, насколько зачернена каждая точка или окрашена в любой цвет. Набор высоких и низких напряжений соответствует каждому знаку. Знак представляет собой электронный образ, который передается в блок распознавания 12. Каждая пластина блока распознавания 12 состоит из эталона и представляет собой электронную схему в виде плат. На одном конце установлен соединительный разъем, чтобы можно было бы по мере необходимости вставить в блок распознавания 12 и извлекать из него эталоны дорожного знака 14 или линии разметки дорог 15 или формы и цвета светофоров 16. На кинопроекционном экране 39 при помощи кинопроекционного аппарата 40 перед автомобилем 22 могут демонстрировать изображения разных дорог и перекрестков со сложными дорожными ситуациями, в разных географических зонах страны, в разных погодных условиях, в разный период времени. Если на одном перекрестке дорог встретится дорожный знак 8 "Движение запрещено", или знак "Въезд запрещен", или запрещен проезд на красный свет светофора, или встречается пересечение сплошной линии дорог, разделяющей транспортные потоки в противоположных направлениях, блок распознавания 12 при помощи шагового искателя 17 производит поиск надлежащего дорожного знака 14, заложенного в памяти блока распознавания 12, при помощи привода, состоящего из электромагнита 35, который производит рабочее движение ротора 34. При попадании импульса на электромагнит 35 щетка 29 перемещается на один шаг, т.е. на пластину 13. На каждой пластине 13 расположен только один дорожный знак 14. Блок распознавания 12 сравнивает эталоны, заложенные в памяти блока распознавания 12, со встречным дорожным знаком 8, расположенным на обочине дороги. Если курсант не переключил указатель поворота 27 влево или вправо и не произвел поворот рулевого колеса 21, если электронный образ дорожного знака "Движение запрещено" или "Въезд запрещен" или красный свет светофора соответствует эталонному знаку, заложенному в памяти блока распознавания 12, то происходит идентификация знака. При этом блок 31 электронного переключения /коммутации/ замыкает электронную цепь, питающую звуковой сигнал 1 и лампу 4 светового табло 2. В результате чего подается питание на звуковой сигнал 1 и лампу 4 светового табло 2, где имеется надпись: "Запрещено движение и въезд". Курсант получает предупредительный звуковой сигнал и обращает внимание на световое табло, где указано конкретное нарушение, например "Запрещено движение и въезд". Водитель-курсант принимает решение повернуть налево или направо на этом перекрестке дорог. Он включает левый или правый указатель поворота 27, воздействует на органы управления, делает объезд запрещенного участка дороги. Если встретится светофор с красным или желтым цветом, курсант останавливается и ждет, пока загорится зеленный цвет светофора. При повороте курсант воздействует на рулевое управление 21, зацеп 20 взаимодействует с микропереключателем 19, замыкается электрическая цепь шагового искателя 17 и передается информация о реакции курсанта на изменение направления движения автомобиля в ту или иную сторону. При этом замыкается электрическая цепь сигнала поворота 27 и шагового искателя 17 и передается информация о реакции курсанта, о подаче светового сигнала поворота автомобиля в ту или иную сторону, при этом звуковой сигнал 1 и лампа 4 светового табло 2 прекращают работать.

Преподаватель при помощи кинопроекционного аппарата 40 перед автомобилем 22 демонстрирует на экране 39 определенными дозами времени разные дороги: широкие, узкие, прямые, извилистые, гладкие ухабистые, разбитые, размытые, мокрые, покрытые снегом, покрытые льдом, грязные, пыльные, грунтовые, мощенные, асфальтированные, бетонные, шоссейные, проселочные, кольцевые, окружные, лесные, степные, горные, пустынные, автомагистрали и перекрестки дорог со сложными дорожными ситуациями в разных климатических зонах страны и разных погодных условиях, в разный период времени /зимой, летом, весной, осенью, утром, днем, вечером, ночью/. Эти дороги могут быть расположены в разных географических зонах страны, например в тундре, тайге, лесостепной, степной зонах, в пустыне, в субтропиках, тропиках. Дороги могут быть во время дождя, сильного, проливного, крупного, мелкого, моросящего, косого, слепого, во время грозы. Дороги могут быть при ясной солнечной погоде. Дороги могут быть при порывистом, сильном, слабом, шквалистом, штормовом, ураганном ветре. Дороги могут быть при снегопаде, покрытые белым, мокрым, глубоким, рыхлым, пушистым снегом, могут быть дорожные сугробы. Дороги могут быть при белом, синем, густом, плотном тумане. Погодные условия при помощи громкоговорящего устройства 43 воспроизводят соответствующие шумы, например, свист, шум и порывы ветра, шум падающих капель дождя, раскаты грома, вой метели и т.д.

Преподаватель при помощи микрофона 51 дает задание курсанту сделать обгон на одной из указанных дорог, курсант включает своевременно левый указатель поворота 27. Если из-за невнимательности или плохого зрения или незнания правил дорожного движения курсант не заметил дорожный знак "Обгон запрещен", или хотел сделать обгон на регулируемом перекрестке с выездом на полосу встречного движения, или хочет сделать обгон на нерегулируемом перекрестке при движении на дороге, не являющейся главной, или хочет сделать обгон на железнодорожном переезде, курсант включает левый указатель поворота и поворачивает рулевое колесо для обгона автомобиля. При этом автоматически замыкается электрическая цепь сигнала поворота 27 и шагового искателя 17 и передается информация о реакции курсанта, о подаче светового сигнала поворота 27 автомобиля 22. Зацеп 20 взаимодействует с микропереключателем 19. микропереключатель 19 замыкает электрическую цепь, питающую шаговый искатель 17, и передает информацию о реакции курсанта на обгон автомобиля 22 изменением направления движения автомобиля 22. Преподаватель смотрит на пульт управления, анализирует возможность обгона автомобиля. Электронно-лучевой прибор 5 при помощи прожектора 6 освещает дорожные знаки 8, линии разметки дорог 9 и головки светофора 10. ФЭУ 11 производит прием отраженного света от освещаемых знаков 8, 9, 10. Шаговый искатель 17 при помощи электронного управления и системы зажигания производит переключение контактными щетками 29 выходных цепей съемных элементов блока 12 распознавания и питает цепи звуковой сигнализации 1 лампы 4, производит поиск, сравнение сигналов встречных дорожных знаков 8, 9, 10 с набором эталонных знаков 14, 10, 16, сравнивая сигналы, вырабатываемые схемными элементами, с сигналами от ФЭУ 11 и идентифицируя последние. Если произошла идентификация, блок 31 электронного переключения /коммутации/ управляет входом и выходом блока распознавания 12 и включает через шаговый искатель 17 контур подачи питания к лампе 4 светового табло 2 и звуковой сигнализации 1. При этом блок 31 электронного переключения /коммутации/ замыкает электрическую цепь, питающую звуковую сигнализацию 1, лампу 4 светового табло 2. При этом на сигнальной шкале 3 светового табло 2 загорается осветительная лампа 4, где имеется надпись "Запрещено: обгон" и курсант получает предупредительный сигнал /звуковую и световую информацию/ и обращает внимание на световое табло, где он видит, что допустил нарушение правил обгона. Он принимает решение продолжать движение по этой полосе, прекращает подачу светового сигнала поворота автомобиля 22 и поворачивает рулевое колесо и ходовые колеса в исходное положение. При этом зацеп 20 взаимодействует с микропереключателем 19 и замыкает электрическую цепь шагового искателя 17 и передает информацию о реакции курсанта на изменение направления движения автомобиля 22 в исходное положение, при этом звуковой сигнал 1 и лампа 4 светового табло 2 прекращает работать.

Преподаватель на кинопроекционном экране 39 при помощи кинопроекционного аппарата 40 перед автомобилем 22 демонстрирует определенными дозами времени вышеописанные дороги и при помощи микрофона 51 дает команду курсанту на одной из этих дорог сделать остановку. Если курсант останавливается на обочине автомагистрали или на дороге вне населенного пункта на левой стороне, или на трамвайных путях, или на /перед/ железнодорожном переезде, в тоннели, под мостом, под эстакадой, под путепроводом, на мостах, эстакадах, путепроводах, где имеется менее 3 полосы, в местах, где расстояние между сплошной линией разметки дороги и транспортным средством менее 3 м, или на пешеходных проездах, или на пересечении проезжей части, или на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов профиля дороги, курсант подает левый указатель поворота 27 и поворачивает рулевое колесо 21 на обочину дороги и включает стоп-сигнал 28, при этом зацеп 20 взаимодействует с микропереключателем 19, замыкается электрическая цепь шагового искателя 17 и передается информация о реакции курсанта на изменение направления движения и остановку автомобиля 22 на обочине дороги. При этом замыкается электрическая цепь сигнала поворота 27 и шагового искателя 17 и передается информация о реакции курсанта, о подаче светового сигнала поворота автомобиля 22 направо на обочину дороги.

Электронно-лучевой прибор 5 через объектив 7 освещает встречные дорожные знаки 8, 9, 10. Если на дороге встретится один из указанных знаков 8, 9, 10, ФЭУ 11 принимает отраженный от освещаемых предметов свет. Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение сигналов и осуществляет идентификацию. Шаговый искатель 17 при помощи электромагнитного управления и систем зажигания производит переключение контактными щетками 29 выходных цепей схемных элементов блока распознавания 12 и питающих цепей звуковой сигнализации 1 и лампы 4 светового табло 2. Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение сигналов встречных знаков 8, 9, 10 с набором эталонных знаков 14, 15, 16 и сравнение сигналов, вырабатываемых схемными элементами с сигналами от ФЭУ 11, и идентификацию последних. Если произошла идентификация, блок 31 электронного переключения /коммутации/ управляет входом и выходом блока распознавания 12. Через шаговый искатель 17 подается питание в контур к лампе 4 светового табло 2 и звуковой сигнализации 1. При этом блок 31 электронного переключения /коммутации/ замыкает электрическую цепь, питающую звуковую сигнализацию 1 и лампу 4 светового табло 2. При этом на сигнальной шкале 3 светового табло 2 загорается осветительная лампа 4, где имеется надпись "Запрещено: остановка" и раздается звуковой сигнал 1. Водитель получает предупредительный сигнал 1 и обращает внимание, что допустил нарушение правил остановки. Он принимает решение двигаться без остановки. Курсант перемещает указатель поворота 27 в исходное положение и поворачивает рулевое колесо 21 в исходное положение. При этом зацеп 20 взаимодействует с микропереключателем 19, замыкается электрическая цепь шагового искателя 17 и передается информация о реакции курсанта на изменение направления движения и перемещения автомобиля 22 в исходное положение. Устройство срабатывает и прекращает работать звуковая и сетевая сигнализация.

Преподаватель при помощи кинопроекционного аппарата 40 демонстрирует перед автомобилем на экран 39 разные вышеописанные дороги. Он при помощи микрофона 51 дает команду курсанту поставить автомобиль на стоянку на одной из указанных дорог. Если курсант хочет поставить на стоянку автомобиль в местах, где запрещена остановка, или вне населенного пункта на проезжей части, обозначенной знаком "Главная дорога", или ближе 50 м от железнодорожного переезда, курсант останавливает автомашину, включая стоп-сигнал 28. Электронно-лучевой прибор через объектив 7 освещает встречные дорожные знаки 8, 9, 10. Если на дороге встретится один из вышеобозначенных знаков 8, 9, 10. ФЭУ 11 принимает отраженный от освещаемых знаков свет. Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение сигналов. Шаговый искатель 17 при помощи цепи электронного управления 18 производит переключение щетками 29 входных цепей схемных элементов блока 12 распознавания звуковую сигнализацию 1 и лампы 4 светового табло 2. Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение сигналов встречных знаков 8, 9, 10, с набором элементных знаков 14, 15, 16. Сравнение сигналов, вырабатываемых схемными элементами с идентификацией последних. Если произошла идентификация, блок 31 электронного переключения /коммутации/ управляет входом и выходом блока распознавания 12 через шаговый искатель 17 и производит подачу питания к лампе 4 светового табло 2 и звуковой сигнализации 1. При этом блок 31 электронного переключения /коммутации/ замыкает электрическую цепь, питающую лампу 4 светового табло 2 и звуковую сигнализацию 1. На сигнальной шкале 3 светового табло 2 загорается осветительная лампа 4, где имеется надпись "Запрещено: стоянка" и раздается звуковой сигнал. Курсант получает предупреждение от звуковой сигнализации и обращает внимание, что допустил нарушение правил стоянки. Он принимает решение двигаться дальше. При движении автомобиля система срабатывает, прекращает работать звуковой сигнал 1 и гаснет лампа 4 светового табло 2.

Преподаватель при помощи кинопроекционного аппарата 40 демонстрирует на экран 39 пред автомобилем 22 вышеописанные перекрестки дорог: регулируемые при помощи светофора или регулировщика и нерегулируемые; равнозначные и неравнозначные. Перекрестки этих дорог могут быть: во время дождя, сильного, проливного, мелкого, моросящего, косого, слепого, во время грозы; во время ясной солнечной погоды; во время ветра, порывистого, шквального, штормового, слабого, ураганного; во время снегопада, на дороге может лежать белый, серый, мокрый, глубокий, рыхлый, пушистый снег и сугробы, при воющей или бушующей метели; при белом, синем, густом, редком и плотном тумане; во время демонстрации изображений перекрестков дорог определенными дозами времени при помощи громкоговорителя 43 автоматически воспроизводятся естественные шумы погодных явлений, например, свист, шум и порывы ветра, шум падающих капель дождя, свист и вой метели, раскаты грома и т.д. Если перед перекрестком или непосредственно перед пересечением проезжих частей встретится дорожный знак "Уступите дорогу" с разметкой или без разметки линии дороги или дорожный знак "Движение без остановки запрещено" при наличии стоп-линии, или при отсутствии стоп-линии, или непосредственно перед узким участком дорог, где разъезд затруднен, а также знак "Преимущество встречного движения", а водитель-курсант из-за невнимательности или плохого зрения не увидел дорожный знак или линию разметки дорог, электро-лучевой прибор 5 через объектив 7 освещает встречные дорожные знаки 8, 9, 10. Если на обочине дороги или перед перекрестком встретится дорожный знак 8, 9, 10 с вышеуказанными обозначениями, а автомобиль 22 не остановился и не произошло изменения направления движения, ФЭУ 11 принимает отраженный от освещающих знаков свет. Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение с сигналами, шаговый искатель 17 при помощи цепи электромагнитного управления и системы зажигания производит переключение контактными щетками 29 входных цепей съемных элементов блока распознавания 12, осуществляет питание цепей лампы 4 и звуковой сигнализации 1 Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 проводит поиск и сравнения сигналов встречных знаков 8, 9, 10 с набором эталонных знаков 14, 15, 16, а также сравнение сигналов, вырабатываемых схемными элементами с сигналами от ФЭУ 11, и идентификацию последних. Если произошла идентификация, блок 31 электронного переключения /коммутации/ управляет входом и выходом блока распознавания 12. Шаговый искатель 17 производит подачу питания к лампам 4 и звуковой сигнализации 1. При этом блок 31 электронного переключения /коммутации/ замыкает электрическую цепь питающую звуковую сигнализацию 1 и лампу 4 светового табло 2, раздается звуковой сигнал и на шкале 3 светового табло 2 загорается осветительная лампа 4, где имеется надпись "Рекомендовано: уступите дорогу, остановитесь", после остановки автомобиля 22 микропереключатель 23 взаимодействует с педалью 24 сцепления и педалью тормоза. Микропереключатель 23 соединен с шаговым искателем 17 при помощи электрической цепи, устройство срабатывает, и исчезает звуковой сигнал 1, и прекращает гореть лампа 4 светового табло 2. Если курсант изменил направление движения, зацеп 20 взаимодействует с микропереключателем 19. Микропереключатель 19 соединен с шаговым искателем 17 при помощи электрической цепи, устройство срабатывает и исчезает звуковой сигнал 1 и прекращает гореть лампа 4 светового табло 2.

При помощи кинопроекционного аппарата 40 преподаватель демонстрирует определенными дозами времени на экран 39 изображения различные перекрестки, регулируемые светофором. Если встретится светофор с желтым или красным цветом или дорожный знак "Движение без остановок запрещено" и если из-за невнимательности или плохой видимости, плохого зрения или незнания правил дорожного движения курсант не заметил этого, электро-лучевой прибор 5 через объектив 7 освещает головки светофоров 10 и дорожные знаки, ФЭУ 11 принимает отраженный от знаков 8, 9, 10 свет. Шаговый искатель 17 при помощи электромагнитного управления и системы зажигания производит переключение контактными щетками 29 входных цепей схемных элементов блока распознавания 12 и питающих цепей лампы 4 светового табло 2 и звуковой сигнализации 1. Блок распознавания 12, через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение сигналов встречных дорожных знаков 8, 9, 10 с набором эталонных знаков 14, 15, 16, а также сравнение вырабатываемых схемными элементами с сигналами от ФЭУ 11 и идентификацию последних. Если произошла идентификация знаков, блок 31 электронного переключения /коммутации/ управляет входом и выходом блока распознавания 12. Через шаговый искатель 17 производится подача питания к лампам 4 светового табло 2 и звуковой сигнализации 1. При этом замыкается электрическая цепь, питающая звуковой сигнал 1 и лампы 4 светового табло 2, раздается звуковой сигнал и загорается световое табло 2, где имеется надпись "Запрещено: въезд и движение". Если курсант сделает остановку автомашины 22, микропереключатель 23 взаимодействует с педалью 24 сцепления и педалью 24 тормоза 25. Микропереключатель 23 соединен при помощи электрической цепи с шаговым искателем 17. Устройство срабатывает и исчезает звуковой сигнал 1 и гаснет лампа 4 светового табло 2.

Если курсант увеличил скорость автомобиля 22, магнитная стрелка 52 спидометра 53 перемещается, например до 10 км/ч по шкале спидометра и взаимодействует с герконом 54. В герконе 54 замыкается электрическая цепь и в пульте управления 50 загорается электрическая лампочка 55 светового табло, указывающая на показания спидометра 10 км/ч, при повышении скорости до 20 км/ч магнитная стрелка 52 перемещается по шкале по периметру спидометра 53 и останавливается на делении 20 км/ч, при этом размыкается электрическая цепь, питающая лампочку 55 светового табло в пульте управления 50, и замыкается электрическая цепь, питающая лампочку 55 светового табло, на шкале 20 км/ч. При повышении или понижении скорости движения стрелка перемещается и взаимодействует с надлежащим герконом 54, расположенным по периметру спидометра 53 и вся информация о повышении или понижении скорости автомобиля 22 передается в пульт управления 50 преподавателю для анализа, запоминания и навыков вождения, скорости принимаемых решений, точности и своевременного воздействия на органы управления автомобилем 22.

Преподаватель демонстрирует перед автомобилем при помощи кинопроекционного аппарата 40 определенными дозами времени на экран 39 разные дороги с дорожными знаками. Если на обочине дороги появится изобретение дорожного знака "Жилая зона" и курсант развил скорость движения более 20 км/ч, или появится изображение дорожного знака, название населенного пункта на белом фоне и курсант развил скорость движения более 60 км/ч, или появится изображение дорожного знака, название населенного пункта на синем фоне и курсант развил скорость движения автомобиля более 90 км/ч, или появится изображение дорожного знака "Автомагистраль" и курсант развил скорость более 110 км/ч, электронно-лучевой прибор 5 через объектив освещает дорожные знаки, ФЭУ 11 принимает отраженный от освещаемых знаков 8 свет. Шаговый искатель 17 при помощи электрической цепи электро-магнитного управления производит переключение контактными щетками выходных цепей схемных элементов блока распознавания 12 питающих электрических цепей лампы 4 и звуковой сигнализации 1. Блок распознавания 12 через шаговый искатель 17 производит поиск и сравнение сигналов встречных дорожных знаков 8 с эталонными знаками 14, а также сравнение сигналов, вырабатываемых схемными элементами, с сигналами от ФЭУ 11 и идентификацию последних. Если произошла идентификация, блок электронного переключения 31 /коммутации/ управляет входом и выходом блока распознавания 12, через шаговый искатель 17 производится подача питания к лампе 4 и звуковой сигнализации 1. При этом замыкается электрическая цепь, питающая лампу 4 светового табло 2 и звуковую сигнализацию 1, раздается звуковой сигнал, и на световом табло 2, появляется надпись "Запрещено: превышение скорости". Курсант получает предупредительный сигнал и обращает внимание на световое табло, где указано конкретное нарушение, превышение допустимой скорости. Курсант принимает решение уменьшить скорость. Как только будет уменьшена скорость в допустимых пределах, стрелка 52 спидометра 53 перемещается назад в исходное положение и взаимодействует с герконом 54, при этом размыкается электрическая цепь, питающая геркон 54, и размыкается электрическая цепь, питающая звуковую сигнализацию и лампы 4 светового табло 2.

Устройство может работать во втором варианте, второй вариант такой же, как первый, отличается от него тем, что устройство не содержит электронно-оптических считывающих устройств и шагового искателя, преподаватель непосредственно проводит считывании дорожных знаков, линий разметок дорог и цвета светофоров, анализирует и непосредственно проводит контроль за каждой реакцией каждого курсанта в разных сложных ситуациях и дает непосредственное замечание при выполнении задания. Преподаватель при помощи кинопроекционного аппарата 40 демонстрирует определенными дозами времени вышеуказанные дороги и перекрестки и переключает внимание курсанта с одной сложной ситуации на другую с одних погодных и климатических условий на другие. При помощи микрофона 51 дает указания курсанту, ставит цели и задачи курсанту и дает оценку качества запоминания правил, навыки и мастерство вождения, точность и скорость принимаемых решений. Преподаватель постоянно ведет наблюдение и контроль за работой курсанта и показателями приборов: указателями давления масла 48, указателями уровня топлива 47, указателями температуры охлаждающей жидкости 49. Если происходит превышение допустимых параметров, он предупреждает курсанта. Он может приостановить демонстрацию изображений на экран 39 и обратить внимание курсантов на часто повторяющиеся нарушения или нарушения, которые могут причинить большой материальный ущерб, и рекомендовать им, как можно этого избежать. Он тренирует курсантов на быстроту контрольного осмотра и заправки автомобиля, точность нахождения и быстроту устранения неисправности автомобиля.

Источник информации

1. Патент RU 2116208 С1, 27.07.98.

Класс G09B9/05 с моделируемым обзором из транспортного средства

способ и система для рабочей машины со стрелой -  патент 2524737 (10.08.2014)
способ визуального контроля за колеей передних колес автомобиля -  патент 2304814 (20.08.2007)
стенд башенной установки -  патент 2140052 (20.10.1999)
Наверх