кабина транспортного средства

Классы МПК:B62D33/06 кабины для водителей 
B62D35/00 Кузова, отличающиеся обтекаемыми формами
Автор(ы):
Патентообладатель(и):ООО ППФ "Автодизайн"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-20
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке экстерьера и интерьера кабины автомобиля главным образом для магистральных грузовых и пассажирских перевозок, и обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления и повышение комфортабельности и пассивной безопасности его кабины при сохранении ее минимальной длины. Кабина транспортного средства с центральным расположением водительского места имеет переднюю и боковые стенки кабины, выполненные криволинейными в плане с плавным переходом друг в друга, причем радиус центральной части передней стенки кабины не превышает радиусы боковых частей передней стенки и радиусы боковых стенок. При этом передняя стенка кабины может быть выполнена криволинейной в плане по одному радиусу, а входная дверь размещена справа в месте перехода передней стенки кабины в боковую. Сиденье пассажира расположено сзади, слева от водительского места, уровень расположения места водителя может быть выполнен выше относительно сиденья пассажира, причем последнее выполнено со складывающейся спинкой, в левом переднем углу кабины размещен пищевой блок, в заднем правом углу - гардероб и санузел с душем, а нижнее спальное место может быть выполнено откидным и состоящим из двух частей, одна из которых размещена над санузлом, а другая - над сиденьем пассажира. Кроме того, кабина может быть снабжена входными ступенями, выполненными в виде участка винтовой лестницы и размещенными внутри кабины за дверью, в месте перехода передней стенки кабины в боковую. Технический результат заключается в повышении комфортабельности при сохранении минимальной длины кабины. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Кабина грузового транспортного средства с центральным расположением водительского места, содержащая сиденья пассажира, спальные места и бытовое оборудование, при этом передняя и боковые стенки кабины в плане выполнены криволинейными с плавным переходом друг в друга, отличающаяся тем, что сиденье пассажира расположено сзади, слева от водительского места, а входная дверь размещена справа, в месте перехода передней стенки кабины в боковую, при этом в левом переднем углу кабины размещен пищевой блок, а в заднем правом углу расположен санузел с душем.

2. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что нижнее спальное место выполнено откидным и состоящим из двух частей, одна из которых размещена над санузлом, а другая - над сиденьем пассажира.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно к компоновке экстерьера и интерьера кабины автомобиля главным образом для магистральных грузовых и пассажирских перевозок, и обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления и повышение комфорта.

На автоперевозках на большие расстояния используются автомобили, к которым предъявляется ряд требований, часто противоречащих друг другу: в частности, это габаритные ограничения по длине, условия аэродинамичности формы кабины, обеспечение оптимальных условий труда и эргономики (хороший обзор и возможность встать в кабине в полный рост, что связано с увеличением площади остекления и высоты кабины). Большие размеры лобовых стекол обусловлены, помимо обеспечения обзорности и комфорта для водителя, также и эстетическими нормами. Для снижения аэродинамического сопротивления возвышающейся над кабиной передней стенки кузова часто применяют дополнительные устройства в виде верхнего объемного обтекателя, задних аэродинамических щитков и т.п. Наиболее оптимальным решением грузового транспортного средства в этих условиях является компоновка "кабина над двигателем", усовершенствованная в плане аэродинамики.

Известно конструктивное решение кабины седельного тягача "Paymaster" в форме трапеции с сильно наклоненной передней стенкой с плоскими панелями [1] . Такое решение технологично и эффективно с точки зрения снижения лобовой площади, поскольку имеет минимальную (ограниченную требованиями эргономики) ширину и высоту, но обусловливает ограниченное внутреннее пространство. Кроме этого, необходимы дополнительные меры по уменьшению аэродинамического сопротивления, связанного со значительной разницей по высоте и ширине между кабиной и передней стенкой полуприцепа.

Известна также кабина грузового автомобиля "Mercedes-Benz-EXT"92", характеризующаяся скругленной лобовой частью в продольной вертикальной плоскости, центральным расположением водительского места и одинаковой габаритной высотой кабины и полуприцепа [2]. Такое решение более эффективно с точки зрения аэродинамики, однако сильное округление кабины по вертикали значительно снижает ее внутреннее пространство и не позволяет рационально использовать площадь кабины. Кроме того, перенос набегающего воздушного потока наверх автопоезда связан с большими аэродинамическими потерями по сравнению, если бы поток направлялся по бокам кабины, поскольку высота лобовой части кабины значительно превышает ее ширину.

Цель технического решения - снижение аэродинамического сопротивления транспортного средства, повышение комфортабельности и пассивной безопасности его кабины при сохранении ее минимальной длины.

Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции кабины транспортного средства передняя и боковые стенки кабины выполнены криволинейными в плане, с плавным переходом друг в друга, причем радиус центральной части передней стенки кабины не превышает радиусов боковых частей передней стенки и радиусов боковых стенок. Передняя стенка кабины при этом может быть выполнена криволинейной в плане по одному радиусу, а входная дверь размещена справа в месте перехода передней стенки кабины в боковую. Также сиденье пассажира может быть расположено сзади слева от водительского места, уровень расположения места водителя может быть выполнен выше относительно сиденья пассажира, причем последнее выполнено со складывающейся спинкой, в левом переднем углу кабины размещен пищевой блок, в заднем правом углу - гардероб и санузел с душем, а нижнее спальное место может быть выполнено откидным и состоящим из двух частей, одна из которых размещена над санузлом, а другая - над сиденьем пассажира. Кроме этого, кабина может быть снабжена входными ступенями, выполненными в виде участка винтовой лестницы и размещенными внутри кабины за дверью, в месте перехода передней стенки кабины в боковую.

Выполнение передней и боковых стенок кабины криволинейными в плане с плавным переходом друг в друга является аэродинамически обоснованным, улучшает обзорность за счет панорамности передней стенки, а кроме этого, повышает пассивную безопасность из-за отсутствия выступающих углов.

Выполнение радиуса центральной части передней стенки кабины не превышающим радиус боковых частей передней стенки и радиусов боковых стенок обеспечивает набегающему встречному потоку воздуха плавное, без скачков и срывов, обтекание боковых поверхностей кабины.

Выполнение передней стенки кабины криволинейной в плане по одному радиусу позволяет упростить технологию изготовления при сохранении высоких аэродинамических свойств.

Размещение входной двери в месте перехода передней стенки в боковую повышает безопасность водителя и пассажира при входе - выходе из кабины от проезжающих мимо других транспортных средств.

Расположение сиденья пассажира сзади слева от водительского места помимо улучшения обзорности повышает удобство пользования входной дверью и бытовым блоком, при этом появляется дополнительная зона слева от водителя для размещения пищевого блока.

Выполнение уровня расположения места водителя выше относительно сиденья пассажира обеспечивает наилучший обзор водителю и позволяет удобно разместить коммуникации для управления транспортным средством, давая возможность при этом встать в кабине в полный рост (например, для переодевания или приема душа) без дополнительного увеличения высоты кабины.

Размещение в левом переднем углу кабины пищевого блока, а в заднем правом углу - гардероба и санузла с душем обеспечивает наиболее рациональное использование полезного пространства (площади) кабины.

Выполнение нижнего спального места откидным и состоящим из двух частей, одна из которых размещена над санузлом, а другая - над сиденьем пассажира, с одновременным выполнением последнего со складывающейся спинкой обеспечивает за счет трансформируемости (полной или частичной) наиболее комфортный интерьер при минимальных габаритах кабины.

Снабжение кабины входными ступенями, выполненными в виде участка винтовой лестницы и размещенными внутри кабины за дверью, в месте перехода передней стенки кабины в боковую, обеспечивает удобную посадку в кабину и выход из нее.

Предлагаемое техническое решение иллюстрируется следующими графическими материалами: на фиг.1 изображена компоновка кабины транспортного средства, вид сбоку слева; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - вид сверху, вариант конструкции; на фиг.4 - то же, вид сбоку справа; на фиг.5 - то же, вид спереди; на фиг.6 - схема сравнения полезных площадей заявляемой и обычной кабин.

Кабина транспортного средства имеет криволинейные в плане переднюю 1 и боковые 2 стенки, выполненные с плавным переходом друг в друга, причем радиус центральной части передней стенки кабины не превышает радиусов боковых частей передней стенки и радиусов боковых стенок (фиг.2). С правой стороны кабины, в месте перехода передней стенки в боковую размещена входная дверь 3 (фиг.3 и 4), в центре кабины расположено водительское место 4, а сзади слева от него - сиденье пассажира 5 со складной спинкой. При этом уровень расположения места водителя выполнен выше относительно сиденья пассажира. В левом переднем углу кабины размещен пищевой блок 6, а в ее заднем правом углу расположен санузел 7 с душем 8 и гардероб 9. Вдоль задней части кабины друг над другом установлены откидные спальные места 10 и 11. Нижнее спальное место 10 состоит из двух частей 12 и 13, первая из которых размещена над сиденьем пассажира 5, а вторая - над санузлом 7. Вход в кабину обеспечивается посредством ступеней 14, выполненных в виде участка винтовой лестницы и размещенных за дверью, в месте перехода передней стенки кабины в боковую. Нижнюю часть кабины опоясывает развитый бампер-спойлер 15. Взаимное расположение элементов интерьера кабины обеспечивает увеличение в ней полезной свободной площади при снижении ее общей площади (фиг.6): в сопоставлении с сравнимыми по ширине и длине серийными кабинами "DAF-Super-space" и "MAN-Road-house" (показана тонкими линиями; полезная площадь соответственно 0,8 м2 и 0,9 м2) в заявляемом образце она составляет 1,3 м2.

В движении набегающий встречный (а также и боковой) поток воздуха плавно отклоняется криволинейными передней 1 и боковыми 2 стенками кабины по боковым сторонам транспортного средства - т.е. по кратчайшему пути, что снижает аэродинамические потери. Выступающий за периметр кабины бампер-спойлер 15 обеспечивает пассивную безопасность, а также уменьшает загрязнение кабины, отсекая брызги от дорожного полотна. Пассажир (сменщик) может размещаться как на сиденье 5, так и на нижнем спальном месте 10 (в опущенном состоянии и при сложенной спинке сиденья 5). Более высокий уровень расположения места водителя 4 по сравнению с остальным полом кабины обеспечивает наилучший обзор водителю и позволяет удобно разместить коммуникации для управления транспортным средством, давая возможность при этом встать в кабине в полный рост (например, для переодевания или приема душа) без дополнительного увеличения высоты кабины. Для отдыха опускаются спальные места 10 и 11. Удобство входа-выхода обеспечивается размещением сиденья пассажира 5 слева от водителя, а также винтовыми ступенями 14, которые благодаря своему расположению (не "зажаты" между аркой колеса и бампером) имеют большую ширину и эргономичность, а также не забрызгиваются грязью.

Таким образом, заявляемое решение позволяет снизить аэродинамическое сопротивление транспортного средства, повысить пассивную безопасность и комфортабельность его кабины при сохранении ее минимальной длины, в частности обеспечить увеличение полезной площади и удобный вход - выход.

Источники информации

1. Шуклин С. А. и др. "Возможности улучшения аэродинамических качеств грузовых автомобилей и автопоездов". - М.: НИИНавтопром, 1978, с.40-41, рис. 19 (аналог).

2. "Авто-ревю", 1993, N 5, с. 15 (прототип).

Класс B62D33/06 кабины для водителей 

кабины тракторов -  патент 2527613 (10.09.2014)
уплотнитель между спальным местом и стенкой/внутренней панелью транспортного средства -  патент 2527594 (10.09.2014)
устройство подвески с рычажным механизмом уатта с интегрированным подрессориванием/демпфированием -  патент 2526542 (27.08.2014)
устройство подвески с компенсацией поперечных колебаний вокруг продольной оси -  патент 2516948 (20.05.2014)
кабины тракторов -  патент 2504495 (20.01.2014)
устройство из подшипника и стяжного болта -  патент 2501992 (20.12.2013)
подвеска кабины сельскохозяйственного транспортного средства -  патент 2494907 (10.10.2013)
конструкция кабины для рабочей машины -  патент 2468955 (10.12.2012)
коробчатая система для кузова транспортного средства и способ ее производства, а также кабина для грузового автомобиля -  патент 2441793 (10.02.2012)
передняя поперечина кабины грузовика, кабина и способ ее изготовления -  патент 2435692 (10.12.2011)

Класс B62D35/00 Кузова, отличающиеся обтекаемыми формами

задний спойлер автомобиля -  патент 2522758 (20.07.2014)
передняя подпольная конструкция транспортного средства -  патент 2520852 (27.06.2014)
передняя подпольная конструкция транспортного средства -  патент 2519574 (20.06.2014)
автотранспортное средство -  патент 2507100 (20.02.2014)
металлические листы и пластины с текстурированными поверхностями, уменьшающими трение, и способы их изготовления -  патент 2506188 (10.02.2014)
устройство для установки по высоте воздушного дефлектора и воздушный дефлектор, содержащий такое устройство -  патент 2503572 (10.01.2014)
воздушный дефлектор с вихревым генератором и грузовое транспортное средство, снабженное воздушным дефлектором -  патент 2500565 (10.12.2013)
регулировочное приспособление для аэродинамического устройства автомобиля, система с таким приспособлением и автомобиль с аэродинамическим устройством -  патент 2490157 (20.08.2013)
конструкция управления воздушным потоком в пограничном слое транспортного средства -  патент 2484997 (20.06.2013)
аэродинамическое устройство для транспортного средства -  патент 2481992 (20.05.2013)
Наверх