отсек кабины летательного аппарата со сборно-разборным трапом-настилом

Классы МПК:B64C1/18 настилы, полы 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева
Приоритеты:
подача заявки:
1999-08-24
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов, и может быть использовано в конструкции фюзеляжей самолетов, летающих лодок и экранопланов. Согласно изобретению, отсек содержит панели фюзеляжа, пол кабины, верхний эксплуатационный и аварийные бортовые люки, а также силовой каркас, на рамах которого установлены настилы. При этом трап шарнирно соединен с настилом и состоит из трех секций. Нижняя и средняя секции шарнирно закреплены на настиле. Первая может скользить по полу кабины, а вторая - поворачиваться вокруг горизонтальной оси. Верхняя секция закреплена на верхней панели фюзеляжа. Легкосъемные лестницы устанавливаются в рабочем положении на горизонтальной площадке средней секции трапа и на верхней панели фюзеляжа. В нерабочем положении они фиксируются на настиле и полу кабины. Настил выполнен из двух блоков, установленных с зазором по оси летательного аппарата и шарнирно закрепленных посредством тяг к фюзеляжу. Благодаря изобретению совмещаются функции трапа и настила для выхода в рабочий отсек и к бортовым аварийным люкам. Этим расширяются эксплуатационные возможности летательного аппарата и снижается вес его конструкции. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

Отсек кабины летательного аппарата со сборно-разборным трапом-настилом, содержащий панели фюзеляжа, пол кабины, верхний эксплуатационный люк для выхода в рабочий отсек и аварийные бортовые люки, а также подвешенный на регулируемых по длине тягах силовой каркас, на рамах которого установлены настилы, разборный трап, шарнирно соединенный с настилом, и легкосъемные лестницы, при этом трап состоит из трех секций, из которых нижняя шарнирно закреплена на настиле с возможностью свободного скольжения по полу кабины, средняя шарнирно закреплена на настиле с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, а верхняя неподвижно закреплена на верхней панели фюзеляжа, причем легкосъемные лестницы выполнены с возможностью установки в рабочем положении на горизонтальной площадке средней секции трапа и на верхней панели фюзеляжа, а в нерабочем положении - фиксации на настиле и полу кабины, при этом настил выполнен по всей ширине отсека в виде двух автономных блоков, установленных друг относительно друга с зазором по оси летательного аппарата, при этом каждый из блоков шарнирно закреплен на горизонтальных и вертикальных тягах к шпангоутам и стрингерам фюзеляжа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию кабин лестницами, трапами, настилами, и может быть использовано в конструкции фюзеляжей самолетов, лодок гидросамолетов и экранопланов.

Известны кабины летательных аппаратов, содержащие полы и ложные полы, находящиеся над полом и связанные тягами с каркасом кабины летательного аппарата (см. заявку ФРГ N OS 3501887 (DE), кл. B 64 C 1/18), однако недостатком данной конструкции является то, что указанные ложные полы используются только для размещения груза и людей и дополнительной функции не выполняют.

Известны различные конструкции фюзеляжей (см. Торенбик Э. Проектирование дозвуковых самолетов, М.: Машиностроение. 1983 г., с. 44, рис. 2.5а, б, в.; с. 80, рис. 3.8.7, рис. 3.8.9.), оборудованные дополнительными настилами, полами, закрепленными на бортах фюзеляжа и предназначенные для размещения людей. Указанные настилы закреплены так, что вынуждены воспринимать дополнительную нагрузку от избыточного давления в гермокабине самолета, для обеспечения надежности конструкции необходимы дополнительные усиления, что неизбежно ведет к увеличению веса всей конструкции.

Известны также пассажирские трапы, обеспечивающие удобства в эксплуатации двухпалубных широкофюзеляжных самолетов (а.с. SU N 1360061, кл. B 64 C 1/14). Они состоят из нескольких частей и постоянно закреплены в отсеке, так как предназначены только для передвижения пассажиров.

Также известен сборно-разборный подвесной пол летательного аппарата, который закреплен к корпусу самолета посредством силового каркаса, горизонтальных тяг и тяг - подвесок. Но он предназначен только для перевозки людей или груза (см. а.с. SU N 948068, кл. B 64 C 1/18).

Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных возможностей летательного аппарата и уменьшении веса конструкции за счет совмещения функций секций трапа и настила для выхода в рабочий отсек и проведения в нем различных работ, а также аварийного покидания самолета через бортовые аварийные люки.

Поставленная задача достигается тем, что в отсеке кабины летательного аппарата со сборно-разборным трапом-настилом, содержащем панели фюзеляжа, пол кабины, верхний эксплуатационный люк для выхода на верхнюю панель фюзеляжа, на крыло, или в рабочий отсек, находящийся за пределами фюзеляжа, и аварийные бортовые люки, а также силовой каркас, подвешенный на регулируемых по длине тягах, на рамах которого установлены настилы, разборной трап, шарнирно соединенный с настилом, и легкосъемные лестницы, при этом трап состоит из трех секций: нижняя секция шарнирно закреплена на настиле с возможностью свободного скольжения по полу кабины и смещена относительно оси симметрии самолета к правому борту фюзеляжа, средняя расположена по оси симметрии самолета и шарнирно закреплена на настиле с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, а верхняя неподвижно закреплена на верхней панели фюзеляжа. Такое расположение секций трапа не препятствует аварийному покиданию самолета через бортовые аварийные люки. Легкосъемные лестницы установлены в рабочем положении (при эксплуатации рабочего отсека), на горизонтальной площадке средней секции трапа и на верхней панели фюзеляжа, а в нерабочем положении (во время полета) зафиксированы на настиле и полу кабины, со смещением относительно оси симметрии самолета, кроме того, настил выполнен по всей ширине отсека и представляет собой два автономных блока, установленных с зазором между ними по оси симметрии самолета, при этом каждый из блоков шарнирно закреплен на горизонтальных и вертикальных тягах к шпангоутам и стрингерам фюзеляжа.

В сравнении с известными кабинами летательных аппаратов, с размещенными в них подвесными полами и трапами, предлагаемая комбинация оборудования из секций трапа, легкосъемных лестниц и подвесного настила позволяет одновременно использовать ее как для аварийного покидания самолета через бортовые люки, так и для выхода за пределы фюзеляжа через верхний люк, где в рабочем отсеке можно выполнять необходимые работы.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображена конструктивная схема отсека кабины летательного аппарата со сборно-разборным трапом-настилом в аксонометрии;

на фиг. 2 изображена боковая проекция трапа-настила, (показаны рабочее и походное положение лестниц и откидного трапа, а также крепление съемных лестниц и откидного трапа к стойкам подвески настила);

на фиг. 3 изображены узлы крепления верхней секции трапа к шпангоуту (вид А), фиксация съемной лестницы на верхней палубе (вид Б) и фиксация верхней и средней секций трапа в рабочем положении (вид Г);

на фиг. 4 изображена схема использования трапа-настила для аварийного покидания самолета на земле или воде;

на фиг. 5 изображена схема использования трапа-настила для выхода в рабочий отсек;

на фиг. 6 показаны узлы навески нижней секции трапа на настиле, соединение с полом кабины и крепление вертикальных тяг к шпангоутам;

Отсек кабины летательного аппарата 1 со сборно-разборным трапом-настилом содержит панели фюзеляжа, состоящие из обшивки, стрингеров и шпангоутов, основной пол кабины 2, эксплуатационный люк 3, бортовые аварийные люки 4, силовой каркас настила 5, который подвешен на регулируемых по высоте тягах 6, настил 7, легкосъемные лестницы, одна из которых 8 расположена в специальных углублениях настила 7 (стаканах), другая (9) установлена на полу кабины со смещением относительно оси симметрии самолета к левому борту. Трап состоит из трех секций: нижней 10, установленной со смещением относительно оси симметрии самолета к правому борту, шарнирно закрепленной на каркасе настила 7 и имеющей возможность свободно перемещаться относительно пола кабины 2; средней секции 11, расположенной по оси симметрии самолета и шарнирно закрепленной на настиле 7, при этом имеющей возможность свободного поворота относительно горизонтальной оси нижних кронштейнов навески и фиксации в походном положении с помощью лирки 12, закрепленной на вертикальной тяге 13 (фиг. 2); верхней секции 14, неподвижно закрепленной на верхней панели фюзеляжа с помощью кронштейнов навески 15 и подкоса 16 (фиг. 2). В походном положении лестницы 8 и 9 зафиксированы на настиле 7 с помощью кронштейнов 17 (фиг. 2). В рабочем положении (фиг. 5) лестница 8 установлена в углублениях на площадке средней секции 11 трапа и зафиксирована штырями 18 (фиг. 3), расположенными на наружной поверхности верхней панели фюзеляжа. Лестница 9 установлена своим нижним концом на верхней панели фюзеляжа, а верхним зафиксирована на кромке эксплуатационного люка рабочего отсека 22, находящегося за пределами самолета, например, на верхней палубе. Настил 7 (фиг. 1) шарнирно прикреплен к каркасу фюзеляжа с помощью вертикальных стоек 6 (фиг. 1) и имеет возможность регулировки по высоте за счет резьбового соединения вилок 19 (фиг. 6, вид А) и контргаек 20. Учитывая увеличение размеров фюзеляжа при наддуве гермокабины в полете самолета, настил 7, выполненный по всей ширине отсека, состоит из двух автономных блоков, установленных с зазором по оси симметрии самолета относительно друг друга, каждый из блоков шарнирно закреплен на вертикальных тягах 6 и горизонтальных тягах 21 к шпангоутам фюзеляжа. Зазор между блоками настила 7 не допускает включения целого настила в силовую схему работы каркаса фюзеляжа и позволяет выполнять его более легким в весовом отношении. С этой же целью нижняя секция трапа шарнирно закреплена на настиле 7 и имеет возможность скользить по полу кабины за счет свободного перемещения вилки 23 относительно оси 24 кронштейна пола (фиг. 6).

Заявленный отсек летательного аппарата со сборно-разборным трапом - настилом, включающий в себя комплекс оборудования, который содержит три секции трапа, два блока настила 7, две легкосъемные лестницы 8 и 9, верхний эксплуатационный люк 3 и два бортовых аварийных люка 4, эксплуатируется следующим образом.

- При аварийном покидании самолета на земле или воде предусмотрена схема расположения комплекса оборудования в отсеке, согласно которой лестницы 8, 9 и нижняя секция 10 трапа находятся в походном положении. Выход осуществляется по нижней секции трапа 10 и настилу 7 к аварийным люкам 4. Благодаря тому, что настил 7 выполнен по всей ширине отсека, возможно осуществление аварийного покидания как через аварийный люк левого, так и правого бортов, в зависимости от направления ветра, волн при покидании самолета на море и возможного крена самолета в случае аварийной посадки на земле.

- При необходимости выхода в рабочий отсек 22 предусмотрена схема расположения комплекса оборудования в отсеке, согласно которой нижняя секция трапа 10 прикреплена к настилу 7, средняя секция трапа 11 развернута вокруг горизонтальной оси и зафиксирована на нижней трубе (фиг. 3, узел Г) верхней секции трапа 14, которая неподвижно закреплена на верхней панели фюзеляжа. Cъемная лестница 8 установлена в специальных углублениях (стаканах) на горизонтальной площадке средней секции трапа 11 и зафиксирована с помощью штыря 18 на верхней панели фюзеляжа, вторая съемная лестница 9 закреплена на верхней панели фюзеляжа и нижней кромке рабочего отсека 22. По расположенным таким образом секциям трапа и съемным лестницам беспрепятственно можно выйти через верхний эксплуатационный люк в рабочий отсек.

Таким образом, предлагаемая конструктивная схема отсека летательного аппарата со сборно-разборным трапом - настилом позволяет за счет использования одних и тех же секций трапа и лестниц одновременно использовать ее как для аварийного покидания самолета на земле и воде, так для выхода в рабочий отсек за пределы самолета для выполнения необходимых работ и не требует выполнения дополнительных элементов оборудования, что значительно снижает вес конструкции в целом.

Класс B64C1/18 настилы, полы 

воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
стойкий к прожогу фюзеляж воздушного судна -  патент 2502634 (27.12.2013)
пол воздушного судна, применение такого пола и участок воздушного судна, снабженный таким полом -  патент 2499729 (27.11.2013)
детали из композитного электроконструктивного материала -  патент 2498927 (20.11.2013)
система пола для фюзеляжной части воздушного судна -  патент 2494916 (10.10.2013)
конструктивный компонент с ребром жесткости и поперечным элементом -  патент 2466904 (20.11.2012)
герметизированный пол летательного аппарата -  патент 2452656 (10.06.2012)
фюзеляж воздушного судна и воздушное судно -  патент 2445233 (20.03.2012)
несущий каркас пола фюзеляжа и его опорная балка -  патент 2440278 (20.01.2012)
силовой набор пола для фюзеляжа воздушного судна -  патент 2438922 (10.01.2012)
Наверх