сцепное устройство двухзвенного транспортного средства

Классы МПК:B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства 
B62D63/08 конструктивные элементы и приспособления 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ГАЗ",
Открытое акционерное общество "Арзамасский машиностроительный завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-08-24
публикация патента:

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой. Сцепное устройство двухзвенного транспортного средства содержит шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью, размещенный внутри полурамы и выполненный с подпружиненными колодками с фиксирующими зубьями и опорными поверхностями, и барабан. Барабан установлен с возможностью поворота на опорах, закрепленных в корпусе заднего звена, вокруг горизонтальной оси под действием привода управления. Вал напротив подпружиненных колодок снабжен фиксирующими зубьями, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев вокруг горизонтальной оси, с возможностью зацепления с фиксирующими зубьями подпружиненных колодок при их перемещении в радиальном направлении при воздействии на опорные поверхности подпружиненных колодок площадок барабана. Технический результат - повышение надежности механизма блокировки и возможность использования его в произвольном положении звеньев машины для повышения безопасности в работе. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Сцепное устройство двухзвенного транспортного средства, содержащее шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, и зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью, отличающееся тем, что механизм блокировки размещен внутри полурамы и выполнен с подпружиненными колодками с фиксирующими зубьями и опорными поверхностями, установленными в гнездах корпуса заднего звена, жестко закрепленного на нем, и барабаном, имеющим на внутренней поверхности площадки для взаимодействия с опорными поверхностями подпружиненных колодок, при этом барабан установлен с возможностью поворота на опорах, закрепленных в корпусе заднего звена, вокруг горизонтальной оси под действием привода управления, при этом вал напротив подпружиненных колодок снабжен фиксирующими зубьями, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев вокруг горизонтальной оси, с возможностью зацепления с фиксирующими зубьями подпружиненных колодок при их перемещении в радиальном направлении при воздействии на опорные поверхности подпружиненных колодок площадок барабана.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой.

Известно сцепное устройство, содержащее шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, и зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью [1].

Недостатком такого устройства является невозможность блокировки шарнира с горизонтальной осью в произвольном положении звеньев, например, при работе на косогорах (блокировка происходит лишь при значительных углах складывания звеньев). Такая конструкция, кроме того, не позволяет защитить механизм от механических и атмосферных воздействий.

Технический результат, достигаемый заявляемым решением, заключается в повышении надежности механизма блокировки и возможности использования его в произвольном положении звеньев машины для повышения безопасности работы.

Указанный результат достигается тем, что сцепное устройство двухзвенного транспортного средства, содержащее шарнир с вертикальной осью и шарнир с горизонтальной осью, вал, расположенный в опорах корпуса заднего звена и шарнирно связанный с передним звеном, и зубчатый механизм блокировки шарнира с горизонтальной осью, при этом механизм блокировки размещен внутри полурамы и выполнен с подпружиненными колодками с фиксирующими зубьями и опорными поверхностями, установленными в гнездах корпуса заднего звена, жестко закрепленного на нем, и барабаном, имеющим на внутренней поверхности площадки для взаимодействия с опорными поверхностями подпружиненных колодок, при этом барабан установлен с возможностью поворота на опорах, закрепленных в корпусе заднего звена, вокруг горизонтальной оси под действием привода управления, при этом вал напротив подпружиненных колодок снабжен фиксирующими зубьями, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев вокруг горизонтальной оси с возможностью зацепления с фиксирующими зубьями подпружиненных колодок при их перемещении в радиальном направлении при воздействии на опорные поверхности подпружиненных колодок площадок барабана.

Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами, где:

фиг. 1 - сцепное устройство двухзвенного транспортного средства,

фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Сцепное устройство содержит вал 1, установленный в опорах 2 шарнира с горизонтальной осью заднего звена 3 и связанный шарниром с вертикальной осью 4 с передним звеном 5. Механизм блокировки состоит из подпружиненных колодок 6, размещенных в гнездах корпуса заднего звена и имеющих фиксирующие зубья и опорные поверхности, барабана 7 с площадками 8, установленного на опорах 9 и связанного с приводом управления 10.

Работает устройство следующим образом. При движении двухзвенного транспортного средства по пересеченной местности происходит поворот переднего 5 и заднего 3 звеньев относительно друг друга вокруг горизонтальной оси. Максимально допустимый угол поворота, определяемый из условий безопасности движения, достигает 25 - 30o в каждую сторону от горизонтального положения. При этом для повышения боковой устойчивости, особенно при работе на косогорах, возникает необходимость блокировки шарнира с горизонтальной осью в любом положении звеньев. Под воздействием водителя привод управления 10 поворачивает барабан 7 на опорах 9 вокруг горизонтальной оси. При этом площадки 8 на внутренней поверхности барабана воздействуют на опорные поверхности подпружиненных колодок. Последние перемещаются в радиальном направлении и входят своими фиксирующими зубьями в зацепление с фиксирующими зубьями вала 1, расположенными по дуге, соответствующей максимально допустимому углу поворота звеньев 3 и 5 вокруг горизонтальной оси.

Разблокировка производится водителем поворотом барабана 7 в первоначальное положение.

Проведенные испытания подтвердили эффективность работы устройства с повышением надежности механизма блокировки. В настоящее время на ОАО "АМЗ" ведется подготовка серийного производства двухзвенных транспортных средств с описанным сцепным устройством.

Источники информации

1. Авт. св. СССР N 1324915 кл. B 62 D 53/04 - ближайший аналог.

Класс B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства 

тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
тросопневматическое тягово-догружающее устройство прицепных систем колесных автопоездов -  патент 2493018 (20.09.2013)
тросовый увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2484979 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса буксируемых автомобильных прицепов -  патент 2484611 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2483962 (10.06.2013)
автоматический корректор сцепного веса для увеличения проходимости и повышения производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами -  патент 2482974 (27.05.2013)
автотракторный поезд -  патент 2464197 (20.10.2012)
автопоезд -  патент 2457141 (27.07.2012)
устройство для повышения проходимости колесного трактора с двухосным прицепом -  патент 2456194 (20.07.2012)
автопоезд -  патент 2448858 (27.04.2012)

Класс B62D63/08 конструктивные элементы и приспособления 

Наверх